sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

© 2017

Зизикова С.И.,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Актуальной задачей в сфере физической культуры становится внесение изменений в образовательный процесс, продиктованных необходимостью достижения современного качества образования. Уроки физической культуры способствуют формированию способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Особое место отведено методике, то есть методам и приёмам, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры в образовательной школе. В статье особое внимание уделяется вопросам формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физической культуры общеобразовательной организации.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; обучающиеся; физическая культура; образовательный процесс; уроки физической культуры, типовые задания.

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT STUDENTS OF THE MAIN SCHOOL ON «PHYSICAL CULTURE» WITH USE OF TYPICAL TASKS

© 2017

Zizikova S.I.,
candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of a technique of physical culture and improving scheduled maintenance
Samara regional institute of professional development and retraining of educators, Samara (Russia)

Abstract: Modification of educational process, achievements of modern quality of education dictated by need becomes a relevant task in the sphere of physical culture. Physical education classes promote formation of ability of students to independently set the educational purposes, to project ways of their realization, to control and estimate the achievements. The special place is allocated to a technique, i.e. methods and receptions by means of which it is possible to carry out formation of UUD at students without prejudice to other problems of a physical education class at educational school.
In article special attention is paid to questions of formation of informative universal educational actions at physical education classes of the general education organization.
Keywords: universal educational actions; students; physical culture; educational process; physical education classes, standard tasks.

Значительное повышение уровня заболеваемости среди обучающихся (особенно это касается сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения) дает обоснование для повышения двигательной активности обучающихся в течение всего обучения в школе. Определяющим фактором снижения уровня здоровья и возникновения болезней является недостаточная двигательная деятельность обучающихся с учетом повышения учебной нагрузки и снижения двигательной активности детей. Введение третьего часа физической культуры, программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью.
Однако низкий уровень физкультурной образованности педагогов не позволяет широко применять многообразный арсенал средств физической культуры в сфере самосовершенствования и организовать полноценный двигательный режим как детей, так и взрослых.
Зачастую учителя считают, что основной и единственной направленностью урока физической культуры является тренирующая, оказывающая воздействие на организм. Однако без обязательной реализации образовательного компонента и формирования практико-методических навыков проблему оздоровления нации средствами физической культуры не решить.
Модернизация российского образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания. Педагоги получили возможность широкого выбора подходов к организации учебно-воспитательного процесса, урочных и внеурочных занятий в соответствии с запросами обучающихся и родителей, материально-технической базой образовательных организаций, региональными и природно-климатическими условиями проживания, подготовленностью учащихся и другими факторами [1].
Учебная работа по физической культуре является важнейшим компонентом процесса укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.
Здоровье – понятие комплексное, поэтому необходимо смещение акцента с физической подготовки к воспитанию привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.
Приоритетной задачей в преподавании физической культуры является освоение базовых основ физической культуры, необходимых каждому человеку, с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Кроме этого, возникает необходимость организации работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры [2].
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетным является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3].
Это открывает учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД:
– нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе;
– учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.
В связи с этим выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету [1].
Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, с использования материалов по формированию УУД, уже разработанных современной наукой и практикой. Для того чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узко-предметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, то есть выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры [4].
В составе основных видов универсальных учебных действий, выделенных в четыре блока, необходимо остановится на познавательных универсальных действия, без которых невозможно успешное обучение в школе. В предметной области «Физическая культура» немаловажным фактором является формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, которые включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Для успешного обучения у обучающихся должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии [1].
Для формирования познавательных УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения.
Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
– актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
– создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
– устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию в пробном учебном действии.
Соответственно, данный этап предполагает:
– актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
– самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
– фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
– восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
– соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.)
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение организуется рефлексия выполненной работы и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное действие, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности [2].
Согласно этому нами были разработаны типичные задачи для формирования познавательных универсальных учебных действий. Так сформированностью умения определять понятие на предметной области «Физическая культура» будет выступать уровень сформированности у него понятийного мышления [2].
Посредством содержательного обобщения выявляются сущностные характеристики исследуемого явления, процесса. Их аккумулированным выражением выступает соответствующее понятие.
Пример такой задачи в определении операциональных планируемых образовательных результатов приведен далее. Характеристиками типовой задачи развития умения являются умение выбрать из нескольких определений то, которое отражает все существенные признаки изучаемого явления  и соотнести определение и понятие.
Составьте из предложенного списка слов определение слова «Футбол». Учитывайте, что в списке есть лишние слова.
– командная игра;
– мяч;
– корт;
– индивидуальное первенство;
– ворота;
– забить;
– кольцо;
– команда соперника.
Ответ: футбол – командная игра, в которой необходимо забить мяч в ворота команды соперника.
Следующий пример показывает, каким образом возможно оценить сформированность умения сравнивать и классифицировать. Характеристиками типовой задачей развития является умение найти общий признак в ряду изучаемых явлений, предметов, свойство и на том основании объяснить их сходство.
В предложенном списке выделите две смысловые группы понятий и самостоятельно определите термин, который объединяет каждую группу:
– здоровый образ жизни;
– табакокурение;
– физическая культура;
– интернет-зависимость;
– вредные привычки;
– здоровое питание;
– положительные эмоции;
– наркомания.
Ответ:
1) здоровый образ жизни – физическая культура, здоровое питание, положительные эмоции;
2) вредные привычки – табакокурение, интернет-зависимость, наркомания.
Еще один пример типовых заданий:
1. Объедините два понятия в пару, исключив третье, объясните свой выбор.
Планируемый результат: выделяет признаки двух или более  предметов или явлений, объясняя  их сходство и различия.
1. Гимнастические маты / Гимнастический костюм / Гимнастические скамейки.
2. Лыжи / Санки / Коньки.
3. Здоровый образ жизни / Активный образ жизни/ Правильный образ жизни.
2. Выделите понятия, не отвечающие указанным характеристикам.
Планируемый результат: выделяет явление из общего ряда других явлений.
1. Упражнения по укреплению здоровья человека: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание, кувырки назад, приседания, наклоны головы назад.
2. Основные физические качества: сила, красота, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие, ловкость, ритмичность.
3. Акробатические упражнения: упоры, седы, упражнения в группировке, перекаты, стойка на лопатках, челночный бег, высокий старт с последующим ускорением, кувырки вперёд и назад, гимнастический мост,
Ответ:
– кувырки назад, наклоны головы назад;
– красота, ритмичность;
– челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Следующий пример показывает, каким образом возможно оценить сформированность умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Характерными признаками уровня сформированности умения выступает определение логических связей между предметами, соотношение в пары явлений, предметов и обозначающие их знаки, символы, объяснить основания выбора пар.
Предлагаем пример типовой задачи:
Предложите свой критерий для сравнения, заполните таблицу «Спортивные игры» и сделайте вывод.

Критерий для сравнения

Футбол

Баскетбол

Волейбол

Настольный теннис

Наличие и размер мяча

 

 

 

 

Размеры поля для игры

 

 

 

 

Количество человек, принимающих участие в игре

 

 

 

 

Свой критерий

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в ходе работы над формированием универсальных учебных действий наиболее приемлемым методом является метод с помощью учебных заданий. Результаты дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся основного звена.
Результаты выполнения типовых задач позволят выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого обучающегося и станут основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Достижение планируемых результатов возможно оценить с помощью учебных заданий базового и повышенного уровней сложности.
Успешное выполнение заданий базового уровня свидетельствует о способности обучающихся применять освоенные знания, умения и навыки для самостоятельной организации занятий физической культурой, активно участвовать в подвижных и спортивных играх, поддерживать нормальный режим дня, способствующий сохранению и укреплению здоровья, следить с помощью простейших измерительных процедур за динамикой показателей своего физического развития и физической подготовленности.
Необходимо подчеркнуть, что приводимые примеры заданий не являются единственными и исчерпывающими. Данные задания призваны продемонстрировать преподавателю, какого рода задания можно и целесообразно использовать для оценки сформированности УУД и достижения того или иного планируемого результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС. М.: Просвещение, 2017. 159 с.
2. Зизикова С.И., Добровидова Н.А., Зюзюкина Д.Э. Использование кейс-технологий в рамках курсовой подготовки повышения квалификации учителей физической культуры // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Пермь, 17 июля 2017 г.) в 2-х ч. Ч.1. Стерлитамак: АМИ, 2017. С.32–38.
3. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. М.: Просвещение, 2008. 14 с.
4. Зизикова С.И. Использование активных методов обучения на уроках физической культуры // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях: материалы Региональной научно-практической конференции / ГОУ ВПО «Поволжская государственная академия». Самара: Изд-во «Инсома-пресс», 2010.