sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Джаджа С.Е.,
кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается управленческий аспект реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в дошкольной образовательной организации. Описаны действия по созданию организационно-управленческих условий, обеспечивающих успешное введение профессионального стандарта; проанализированы риски, которые могут возникнуть при его реализации; предложен примерный вариант плана и комплекс мероприятий по внедрению профстандарта.
Ключевые слова: профессиональный стандарт; организационно-управленческие условия введения профстандарта; воспитатель; дошкольная образовательная организация.

MANAGERIAL ASPECT OF IMPLEMENTATION OF THE PROFESSIONAL STANDARD «TEACHER (TEACHING ACTIVITIES IN THE FIELD OF PRESCHOOL, PRIMARY GENERAL, BASIC GENERAL, SECONDARY GENERAL EDUCATION) (EDUCATOR, TEACHER)» IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© 2017

Dzhadzha S.E.,
candidate of pedagogical sciences, vice-rector for educational-methodical work
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article discusses the management aspect of the implementation of the professional standard «Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)» in preschool educational organizations. Describes the steps for creating organizational and managerial conditions that support the successful introduction of professional standards; analyses the risks that may arise during its implementation; the proposed draft plan of activities on implementation of professional standards.
Keywords: professional standards; organizational and managerial conditions of the introduction of professional standards; caregiver; pre-school educational organization.

Государство и общество сегодня предъявляют принципиально новые требования к системе образования, призванной обеспечить достижение современного качества образования. Новое понимание образовательных результатов обучающихся легло в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Подготовка к введению профессиональных стандартов, а затем их реализация на сегодняшний день становятся одним из приоритетных направлений дальнейшего развития системы общего образования в целом.
Необходимым условием внедрения нового содержания и технологий дошкольного образования являются компетентные педагогические и руководящие кадры.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, включающий перечень профессиональных и персональных требований, в том числе и к воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н профессиональный стандарт – один из основных нормативных правовых документов для работодателей при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения, аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Как мы видим, это действия по созданию организационно-управленческих условий, обеспечивающих успешное введение профессионального стандарта, а также нивелирование возможных рисков в управленческой деятельности руководителей образовательной организации в работе с педагогическим персоналом.
Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 до 1 января 2020 года устанавливается переходный период, в течение которого работодатель обязан реализовать утверждённый им план перехода на профессиональный стандарт, согласно которому к концу переходного периода все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профессионального стандарта.
Поскольку введение профессионального стандарта – это новое явление для системы образования, то соответственно, как и любое нововведение, оно имеет риски, которые могут возникнуть сначала на этапе подготовки к введению, а затем и в процессе его реализации.
Мы выделяем следующие риски, которые могут возникнуть при реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
Во-первых, риск негативного отношения к стандарту педагогов.
Для снижения этого риска необходима постоянная разъяснительная работа среди педагогов образовательных организаций, организация обучения (с использованием различных форм: семинары, конференции, круглые столы и т. д.) не только воспитателей, но и руководителей образовательных организаций, которая позволит сформировать позитивное отношение к введению профессионального стандарта.
Во-вторых, риск неготовности педагогов образовательных организаций к введению профессионального стандарта.
Избежать данного риска возможно через формирование системы специально созданных организационно-методических условий, в том числе мотивационных, позволяющих обеспечить не только повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, максимально приближенного к требованиям профессионального стандарта, но и сформировать готовность педагогов к освоению новых профессиональных компетенций.
В-третьих, риск неэффективного управления процессом введения профессионального стандарта на уровне образовательной организации. Его снижение должно обеспечиваться через создание системы управления введением профессионального стандарта.
При этом должны быть четко и понятно сформулированы цели и задачи его введения в конкретном ДОУ, разработаны содержание, последовательность и сроки проведения соответствующих мероприятий. Если у руководителя есть навык, нужно сформировать показатели, позволяющие определить, насколько успешно проходит процесс введения профессионального стандарта.
Своевременная подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в конкретной образовательной организации, должна стать одной из приоритетных управленческих задач. Рассмотрим, что может включать в себя перечень мероприятий по внедрению профстандарта в организации?
Во-первых, своим приказом руководитель организации назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. Помимо указания членов комиссии, в приказе необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда, то есть тех сотрудников, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
Необходимо тщательно спланировать и провести первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов в организации. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
Следующий шаг – это соотнесение текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются детском саду, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих профстандартов.
Для приведения в соответствие с профстандартами наименований должностей, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности.
Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции производится с согласия работника на это. Поэтому всем сотрудникам нужно вручить уведомления, то есть за два месяца предупредить его об изменениях существенных условий трудовой деятельности по инициативе работодателя и вручить проект новой должностной инструкции. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
Если инструкция является приложением к трудовому договору или трудовые функции непосредственно входят в содержание трудового договора, то необходимо заключить соглашение по внесению изменений в трудовой договор. Конечно, все необходимо решать в индивидуальном порядке.
Изменение системы оплаты труда. В Самарской области система оплаты труда установлена Правительством Самарской области и муниципалитетами, поэтому мы не можем менять ее самостоятельно. В нашей компетенции только стимулирующие надбавки по критериям вашей организации.
Если в профстандарте по определенному виду деятельности установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, то работодатель вправе направить его на курсы повышения квалификации или поднять вопрос о получении им дополнительного образования.
Минобрнауки РФ неоднократно обращало внимание на недопустимость поспешности перехода на профстандарты: прежде всего надо привести в соответствие с требованиями стандарта уровень подготовки педагогов. Приказом Минтруда РФ от 5 августа 2016 года № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» требования к образованию педагогов приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. В соответствии с ним педработники должны иметь: воспитатели – высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов организации. Прием же новых сотрудников должен происходить в рамках принятого стандарта.
Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию и понять, соответствуют ли их знания и умения сотрудников занимаемым должностям. Аттестация проводится в плановом порядке. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
Что значит «Инструкция должна соответствовать принятому профессиональному стандарту»? Давайте соотнесем содержание должностной инструкции воспитателя, осуществляющего педагогическую деятельность по проектированию и реализации программ дошкольного образования с текстом профстандарта. Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к педагогу.
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога и руководителя является условием и средством обеспечения нового качества образования: от компетентности педагога – к компетентности воспитанника.
Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:
1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность ДОУ.
2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
4. Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
5. Внесение изменений в должностные инструкции.
6. Изменение системы оплаты труда.
7. Проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации.
8. Проведение аттестации сотрудников.
9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.
Примерный вариант плана по внедрению профстандарта.
1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить в образовательной организации (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается ДОУ). Список должен быть согласован с руководителем организации.
2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов образовательной организации.
4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю образовательной организации.
5. Изменения положения и содержания аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.
Дошкольный возраст – крайне ответственный период в жизни каждого ребенка. В этот период происходит формирование личности и закладка здоровья ребенка. Поэтому очень важно, чтобы рядом с малышом находился компетентный, мудрый, ответственный, внимательный и терпеливый воспитатель, прислушивающийся к внутреннему миру воспитанника.