sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37

ПОМОЖЕТ КЛУБ «ПРОФЕССИОНАЛ»

© 2017

Воробьева Л.А.,
учитель-логопед
ГБОУ Самарской области СОШ № 9 г.о. Кинель Самарской области, структурное подразделение детский сад «Солнышко» (Россия)

Аннотация: С каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Обуславливается необходимость организации клуба «Профессионал» для полноценной коррекционно-логопедической работы детского сада.
Ключевые слова: молодой педагог; общее недоразвитие речи; артикуляционная гимнастика; фонематический слух; воздушная струя; мелкая и общая моторика; приемы и этапы постановки звуков.

WILL HELP THE CLUB «PROFESSIONAL»

© 2017

Vorob'eva L.A.,
teacher – speech therapist
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 9 of g.o. Kinel of Samara region, structural unit Kindergarten «Solnyshko»,  Kinel (Russia)

Abstract: For anybody not a secret that every year more and more acutely raises the question about teaching children with speech pathology. Occurs as the quantitative growth of children with disorders in development, and qualitative components of the defect. Increasingly, there are children with the combined defect. These children are in urgent need of remedial assistance. It is obvious that for a full correctional-logopedic work in the conditions of the kindergarten will require close cooperation between the teacher – speech therapist, teachers and parents. Educators who have recently joined our team, bad imagine how you can help the child to correct the shortcomings of speech development. Worried about his language development, they turn to different sources of information: read professional literature, attempt to apply the methodology, turn to the Internet. Therefore, to create a beneficial soil for the development of proper, competent and beautiful speech of children of preschool age, the need arose to organize a club of «Professional».
Keywords: General underdevelopment of speech; articulation exercises; phonemic hearing; air-jet; fine and gross motor skills; techniques and the stages of production of the sounds.

Одной из тенденций в период дошкольного детства стало увеличение дошкольников с речевой патологией: происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии, так и качественный рост компонентов дефекта, имеющих сочетанный дефект.
Является очевидным, что для полноценной коррекционно-логопедической работы в условиях детского сада необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда, воспитателей и родителей; использование новых педагогических технологий; грамотно выстроенная методическая работа с кадрами [1; 2; 3; 4; 5].
Молодые педагоги, имеющие недостаточный опыт педагогической практики имеют недостаточные представления о том, как можно помочь ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием, они обращаются к разным источникам информации: читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету. Но это не всегда обеспечивает содержательную основу для работы с детьми. Поэтому возникла необходимость организовать клуб «Профессионал».
Целью клуба является помощь воспитателям в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. В рамках клуба проводились консультации, семинары-практикумы, круглые столы, где педагоги получают консультативную и практическую помощь. Основными принципами работы клуба стали: добровольность, системность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Консультативная помощь включает в себя уточнение теоретической основы:
– знакомство с основными понятиями коррекционно-развивающей работы (фонематический слух, артикуляционная гимнастика, воздушная струя, мелкая и общая моторика, лексико-грамматические средства языка, словарный запас, общее недоразвитие речи);
– знакомство с этапами постановки звуков речи;
– речевую готовность ребенка к школе, то есть что должен знать и уметь выпускник детского сада по образовательной области «Речевое развитие».
Практическая помощь включает в себя овладение:
– упражнениями на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания;
– комплексами артикуляционной гимнастики;
– приемами постановки и автоматизации звуков;
– приемами развития фонематических процессов.

План работы учителя-логопеда с воспитателями

п/п

Форма проведения. Тематика

Задачи

Дата проведения

1

Опрос – анкета «Уроки логопеда».

Выявить методы и приемы работы для повышения активного участия в коррекционной работе и повышения уровня компетентности.

Сентябрь

2

Консультация «Что такое общее недоразвитие речи»?

Познакомить с понятием «общее недоразвитие», с уровнями речевого развития и их характеристиками.

Октябрь

3

Пресс – конференция «Хочу все знать»!

Познакомить с задачами, методами и содержанием коррекционно-логопедической работы. Расширить представления о понятии «логопед». Научить разграничивать содержание деятельности педагогов группы компенсирующей направленности от деятельности педагога массовой группы. Познакомить с видами НОД учителя-логопеда, с их задачами и содержанием.

Ноябрь

4

Логопедический брифинг «Выполняем артикуляционную гимнастику вместе».

Оказание помощи педагогам в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка. Активизировать знания о значимости развития артикуляционной моторики. Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений. Обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений. Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики. Сформировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Декабрь

5

Логопедический час «Дышим вместе».

Пропаганда логопедических знаний, научить создавать условия для проведения целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке, показать способы и приёмы проведения дыхательных упражнений, познакомить с правилами проведения дыхательных упражнений.

Январь

6

Практикум «Слушаем и слышим вместе».

Учить правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Февраль

7

Логопедическая мастерская «Делаем вместе».

Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук. Показать значение развития ручной моторики для подготовки руки к письму. Показать значение многообразия дидактических игр для развития мелкой моторики рук в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Дать практические рекомендации по использованию различных художественно-продуктивных видах деятельности для выработки свободы творческого движения руки. Познакомить с приемами развития ручной умелости в домашних условиях.

Март

8

Тренинг «Учимся, играя».

Изучение и систематизация приёмов и технологий, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Систематизировать знания воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии. Познакомить с новыми технологиями по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР: синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты. Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение тренинга.

Апрель

9

Круглый стол «Мозговая атака».

Привлечь воспитателей к активному сотрудничеству в процессе встречи.

Май

10

Опрос – анкета «Я – профессионал».

Выявить уровень речевой компетенции воспитателей.

Июнь

В итоге посещения данного клуба молодые воспитатели получают необходимые профессиональные знания и практические умения для осуществления работы по исправлению речевых недостатков; формируют правильное отношение к речевому недостатку ребенка; оказывают помощь в правильной организации коррекционно-развивающей деятельности в группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб. : Детство-Пресс, 2011. 112 с.
2. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами. М.: Скрипторий 2003, 2004. 78 с.
3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
4. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с.
5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам, М.: УЦ Перспектива, 2010. 312 с.