sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.211.24

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ ДОО

© 2017

Долганова Т.Н.,
методист
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад № 53» ГБОУ Самарской области СОШ № 26 г.о. Сызрань Самарской области (Россия)

Аннотация: В современном дошкольном образовании востребован педагог высокой квалификации, педагог-исследователь, способный к самоанализу, осознанному профессиональному и личностному развитию, отличающийся мобильностью, способный создавать условия для развития личности дошкольника. Одной из задач руководителя ДОО является организация методической работы как системы непрерывного самообразования педагогических работников, в процессе которого педагог становится активным субъектом процесса самосовершенствования. В статье рассматриваются некоторые модели обучения педагогических кадров (традиционные и нетрадиционные).
Ключевые слова: система непрерывного самообразования педагогических работников; модели обучения педагогических кадров; пассивная модель обучения; активная модель обучения; «интерактивная» модель обучения; творческая группа педагогов ДОО.

UNCONVENTIONAL MODE OF WORK RELATED TO LIFELONG EDUCATION OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION TEACHERS

©2017

Dolganova T.N.,
education coordinator
structural division realizing educational programs of preschool education, «Kindergarten № 53» of State Budget General Education Institution of Samara region, Secondary General School № 26 in Syzran, Syzran city district of Samara region (Russia)

Abstract: Advanced preschool education requires the teacher with high qualification, teacher-explorer, capable of self-analysis and conscious professional and personal development, identifiable by flexibility, one who can enable creative development of preschooler personality. One of the pre-school educational institution teacher’s tasks is establishment of methodological work as the system of teachers’ lifelong self-education, during which the teacher becomes an active party of self-improvement process. Some educational models of teaching staff training (conventional and unconventional) are considered in the article.
Keywords: system of teaching staff lifelong self-education; models of teaching staff training; passive training model; active training model; «interactive» training model; creative group of pre-school educational institution teachers.

Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в тоже время усердно не учатся сами

Али Апшерони

Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Они связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет актуальные координаты развития дошкольного образования и критерии его качества. Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма, когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помочь в ней развиваться, находясь при этом не над ребёнком, а вместе, рядом. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать»! Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы – вот главная задача системы современного дошкольного образования.
Для решения этой главной задачи нужен педагог высокой квалификации, педагог-исследователь, способный к самоанализу, осознанному профессиональному и личностному развитию, отличающийся мобильностью, способный создавать условия для творческого развития личности дошкольника. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Поэтому одной из задач руководителя является организация методической работы как системы непрерывного самообразования педагогических работников, в процессе которого педагог становится активным субъектом процесса самосовершенствования [1; 2; 3].
Методическая работа по непрерывному образованию педагогов нашего структурного подразделения представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.
Представляем из опыта работы некоторые модели обучения педагогических кадров, которые используются в нашем структурном подразделении:
1. Пассивная модель обучения, где педагог выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Мы используем в своей практике такие пассивные формы работы с педагогами как: теоретические семинары; мастер-классы; консультации и т. д. Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
2. Активная модель обучения – педагог выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Активные формы организации методической работы: деловая игра; тренинг; мозговой штурм; педагогический КВН; семинар-практикум и др. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
3. «Интерактивная» модель обучения означает «основывающийся на взаимодействии». Одна из целей «интерактива» состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивные формы работы с педагогами: квик-настройки; «синтез идей»; дискуссия; «аквариум»; «микрофон»; коучинг-сессия; метод «ПРЕСС» и др. А также формы методической работы, связанные с использованием ИКТ: электронные рассылки материалов; вебинары; презентации на собственных сайтах педагогов.
Интересной и продуктивной стала работа педагогов нашего детского сада в творческих группах. Творческая группа педагогов – эффективное добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной проблеме с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.
Для организации деятельности творческих групп администрацией структурного подразделения была создана нормативно-правовая база:
– издан приказ «О работе творческих групп»;
– разработано «Положение о работе творческих групп в ДОО», в котором определены цели и задачи работы творческих групп.
Цель – повышение научно-методического и общекультурного уровня педагогов, саморазвитие каждого педагога.
Задачи:
– совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере расширения образовательного пространства;
– формирование потребности в самообразовании, повышение самооценки подготовленности, осознание необходимости в новых знаниях;
– внедрение интересных разработок и новых идей в практику, разрешение в совместной работе профессиональных проблем, помощь друг другу в овладении инновационными процессами;
– сплочение педагогического коллектива (создание единой команды).
При формировании групп учитывалось желание, профессиональные интересы самих педагогов. Руководителей творческих групп выделили из числа высококвалифицированных педагогов, имеющих организаторские способности, хорошую теоретическую и практическую базу.
В СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани свою деятельность в течение прошлого учебного года осуществляли две творческих группы. Направления для работы творческих групп были выбраны в рамках годовых задач структурного подразделения, включающие реализацию важных направлений: Концепции развития математического образования в Самарской области и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В начале учебного года педагогами творческих групп были разработаны «Планы работы творческих групп на 2016–2017 учебный год».
Творческая группа «Математика вокруг нас» работала над задачей математического развития дошкольников. В итоге работы творческой группы педагогами разработаны конспекты непрерывной образовательной деятельности для всех возрастных групп с использованием инновационных технологий (ИКТ, ТРИЗ, технологии «Ситуация»), оформлены методические рекомендации по организации уголков математического развития в группах, обновлена картотека математических игр по всем разделам.
Педагогами этой творческой группы были организованы мероприятия для своих коллег: открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности «Путешествие по реке Загадок» (средняя группа); «Помогите Буратино!» (подготовительная к школе группа), «Путешествие на корабле» (старшая группа); мастер-класс «Реализация дидактической системы Л.Г. Петерсон по математическому развитию дошкольников в программе «Мир открытий», семинар-практикум «Игровые методы и приемы в развитии элементарных математических представлений».
Творческая группа «Мой дом» работала над решением задачи нравственно-патриотического развития дошкольников. Педагогами данной творческой группы были разработаны следующие методические материалы: серия сценариев праздников для детей дошкольного возраста, направленные на воспитание патриотических чувств (спортивный семейный праздник «Папа, мама, я – дружная, спортивная семья»; праздник, посвященный Дню защитника Отечества «Папа – мой герой»; праздник, посвященный Дню Победы в ВОВ «Чтобы помнили...»; спортивный праздник «Летние Олимпийские игры»); методическое пособие по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой дом»; конспекты непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ и игровых технологий; картотека мультфильмов по патриотическому воспитанию.
Для педагогического коллектива детского сада были проведены: открытые показы непрерывной образовательной деятельности «Знакомство с русской песней» (средняя группа), «Веселая горница» (II младшая группа); создание мини-музея «Русская горница»; консультация «Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
Показателем эффективной работы творческих групп стало участие педагогов в мероприятиях различного уровня:
– в рамках окружного семинара для воспитателей презентация опыта работы «Дидактические игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»;
– участие в дистанционных конкурсах: диплом победителя (I место) в номинации «Конспект занятия» в международном профессиональном конкурсе «Педагогический триумф»; диплом победителя (III место) в номинации «Дидактическое пособие» в международном профессиональном конкурсе «Педагогический калейдоскоп», диплом II степени в номинации разработка внеклассного мероприятия во II общероссийском конкурсе «Патриотическое воспитание и общество»;
– представление открытого мероприятия с детьми подготовительной к школе группы «Чтобы помнили», посвященного Дню Победы, педагогам округа.
Анализ деятельности творческих групп представлялся на методических объединениях педагогов структурного подразделения и других методических мероприятиях в виде отчета о работе творческой группы.
Работа в творческих группах дает возможность каждому педагогу:
– почувствовать общность цели;
– развивать собственные способности и знания, использовать их для работы по организации различных форм работы с коллегами и детьми;
– высказывать различные мнения и свободно обмениваться ими;
– проявлять творчество и возможность научиться чему-либо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аввакумова О.Б., Тырина Т.Б. Индивидуально-дифференцированный подход в методическом сопровождении кадров в условиях введения ФГОС ДО // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2016. №7. С. 25–32.
2. Куваева В.В. Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию коллектива ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. №5. С. 105–110.
3. Методическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ. С. Троицкое: РМК, 2015. 32 с.