sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С УЧЕТОМ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «САМАРСКИЙ СПОРТИВНЫЙ ЛИЦЕЙ» Г.О. САМАРА)

© 2017

Фурсова Л.Н.,
директор
МБОУ «Самарский спортивный лицей» г.о. Самара (Россия)
Кодакова М.Н.,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации и  проведения занятий по физической культуре с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе (СМГ) в Самарском спортивном лицее, исходя из имеющихся условий и ресурсов.
Ключевые слова: специальная медицинская группа; обучающиеся; уроки физической культуры; программы физического воспитания для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья; организация уроков физической культуры; нормативно-правовое обеспечение.

PECULIARITIES OF ORGANIZING AND CONDUCTING LESSONS ON PHYSICAL CULTURE WITH CHILDREN WITH HIA WITH THE ACCOUNT OF HEALTH GROUPS IN THE GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION (FROM THE WORK EXPERIENCE OF THE SAMARIAN SPORTS LYCEUM) G.O. SAMARA)

© 2017

Fursova L.N.,
director
«Samara Sports School» Samara (Russia)
Kodakova M.N.,
candidate of medical sciences, associate professor of the department of theoretical foundations of physical education of the faculty of physical culture and sports
Samara State Social and Pedagogical University, Samara (Russia)

Abstract: The article deals with the organization and conduct of physical education classes with children, assigned to a special medical group (SMG) in the Samara Sports Lyceum, based on conditions and resources.
Keywords: special medical group, students, physical culture lessons, physical education programs for students with disabilities in health status, organization of physical culture lessons, regulatory support.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗДРАМН, за последние годы отмечено увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе. Высокая частота диагностирования патологий у обучающихся общеобразовательных учреждений требует осуществления на хорошем уровне коррекционно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим условием укрепления здоровья детей.
В своей статье мы хотим остановиться на вопросах организации и  проведения занятий по физической культуре с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе (СМГ) в Самарском спортивном лицее, исходя из имеющихся условий и ресурсов.
Работа СМГ строится в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 3273-ФЗ, Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4.12. 2007 г. № 329-ФЗ; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»); приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры» от 20.08.2001 г. № 337; приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся», письмами Минобразования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», от 30 мая 2012 г. № МД-583/19о методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» [1].
К СМГ относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования. В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов [2].
К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации, имеющие временный характер (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу), которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания.
К специальной медицинской группе «Б» (реабилитационной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.
Задачи физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А»:
– укрепление здоровья;
– повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
– постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
– овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
– развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
– контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
– обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и ФП;
– формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
– формирование у обучающихся культуры здоровья.
В Самарском спортивном лицее комплектование в СМГ и проведение занятий осуществляет врач лицея, имеющий специализацию по лечебной физической культуре. На основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности обучающегося формируется СМГ.
Уровень ФП определяется ежегодно преподавателем по физической культуре в начале и в конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. Определение уровня ФП детей разрешается только при наличии допуска от врача.
Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листа здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой.
Врач лицея предоставляет директору список детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, после чего директор издает приказ по лицею об организации занятий СМГ. Расходы на открытие и содержание СМГ производиться из средств муниципального бюджета.
Комплектование СМГ проводится в конце учебного года, а в течение последующего учебного года вносятся изменения.
Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, в лицее проводятся по расписанию урока физической культуры соответствующего класса. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.
Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер.
Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Например: Программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы (Автор: Иванов Л.И.) и программа по физической культуре для обучающихся I–IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А /.; автор: Л.Н. Коданева, под ред. В.С. Беляева, доктора биологических наук, профессора директора Педагогического института физической культуры ГОУ ВПО МГПУ [3; 2, 4].
Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).
Наполняемость групп в СМГ составляет не более 15 человек, минимальное число обучающихся – 3 человек. Группы комплектуются чаще по классам, то есть из обучающихся 1–4, 5–8, 9–11 классов, либо по заболеваемости.
Продолжительность урока составляет 40–45 минут (в младших классах 30–40 минут). Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части. В отличие от урока физической культуры обучающихся основной медицинской группы, продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной – сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
Важной стороной учебно-воспитательного процесса обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является учет и оценка их успеваемости. К учету предъявляется ряд требований: систематичность, объективность, полнота, своевременность, точность и достоверность. При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных Программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала, необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.
При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.
Обучающиеся специальной медицинской группы «Б» на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: «Основы теоретических знаний» в виде устного опроса или написания рефератов, «Практические навыки и умения» в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура».
В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Письмо о методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» от 30 мая 2012 г. № МД-583/19 [Электронный ресурс] URL:  https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
2. Рипа М.Д. Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / под ред. М.Д. Рипы. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
3. Иванов Л.И. Программа по физической культуре для студентов специальной медицинской группы. М.: Просвещение, 2012.
4. Коданева Л.Н. Программа по физической культуре для обучающихся I–IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / под ред. В.С. Беляева, доктора биологических наук, профессора директора Педагогического института физической культуры ГОУ ВПО МГПУ [Электронный ресурс] URL: http://trig.zodorov.ru/rasporyajenie-1-med-spec-gruppi-10-11-kldocx2-fitnes-aerobikad/file3/index.html