sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ  ВХОДЯЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ

© 2017

Ерофеева О.Ю.,
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы
Родионова Н.А.,
кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания языков и литературы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В связи с введением Всероссийской проверочной работы в основной школе представляется целесообразным проведение диагностических работ по русскому языку и литературе в 5–6 классах в форме входящего и итогового контроля. В методических рекомендациях представлена характеристика диагностических работ, описаны подходы к отбору содержания и разработке структуры проверочных работ, охарактеризована структура проверочных работ по русскому языку и литературе в 5–6 классах, предложены рекомендации по подготовке учащихся к мониторинговым исследованиям и приведены примеры заданий.
Ключевые слова: Всероссийская проверочная работа; диагностические работы; мониторинговые исследования; русский язык; литература.

METHODICAL RECOMMENDATIONS ON CONDUCTING INCOMING AND FINAL QUALITY CONTROL OF KNOWLEDGE IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE STUDENTS IN GRADES 5-6

© 2017

Erofeeva O.Y.,
candidate of pedagogical Sciences, head of Department of teaching of languages and literature
Rodionova N.A.,
candidate of philological Sciences, associate Professor the teaching of languages and literature
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: In connection with the introduction of the all-Russian test work in the primary school it seems appropriate to conduct diagnostic work in Russian language and literature in grades 5-6 in the form of incoming and final control. The methodical recommendations are presented characteristics of the diagnostic work described approaches to content selection and structuring validation work, described the structure of the test works on the Russian language and literature in grades 5-6, the proposed recommendations for preparing students for monitoring studies and examples of tasks.
Keywords: Russian screening; diagnostic work; monitoring studies; Russian language; literature.

В связи с введением Всероссийской проверочной работы в основной школе представляется целесообразным проведение диагностических работ по русскому языку и литературе в 5–6 классах в форме входящего и итогового контроля.
Цель подобных проверочных работ – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Проверочные работы (далее – ПР) позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Результаты ПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ПР могут быть использованы:
– образовательными организациями для совершенствования методики преподавания предметов в школе;
– для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
Содержание проверочных работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). Тексты заданий в вариантах ПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ основного общего образования.

Характеристика диагностических работ

Подходы к отбору содержания и разработке структуры ПР.
Диагностические проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ПР, наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы, оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ключевыми особенностями ПР в основной школе являются:
− соответствие ФГОС;
− соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
− учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
− отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки: как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;
− использование только заданий открытого типа.

Структура варианта проверочной работы по русскому языку в 5 классе

Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 1–9 предполагают запись развернутого ответа, задания 10–12 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями, проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы).
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
– языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
– на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
– на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
– языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений, задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя транскрипцию при фонетическом разборе слова, схему структуры слова) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем, оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
В задании 4 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.
Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).
В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.
Задание 11 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 12 проверяется предметное учебно-языковое умение находить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 13 проверяется предметное учебно-языковое умение находить однородные члены предложения с опорой на указанный контекст. Предполагается проверка сформированности логических универсальных учебных действий: разделить информацию минимум на два блока: неосложненное предложение и предложение, имеющее в своем составе однородные члены.
В задании 14 проверяется предметное учебно-языковое умение формулировать определение, акцент делается на способности учащихся выделить существенную информацию из предложенных вариантов. Это задание направлено на формирование абстрактного мышления, способности мыслить научными категориями.
В задании 15 предлагается выявить сложную синтаксическую единицу. Ориентируясь не на формальный признак (пунктуационный знак), а на сформированное предметное учебно-языковое умение находить грамматическую основу предложения.

Рекомендации по подготовке учащихся к мониторинговым исследованиям по русскому языку в 5 классе

Участники ВПР по русскому языку для 5 класса должны освоить базовые умения: проводить орфоэпический анализ слова, определять место ударного слога; распознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия.
Участники должны владеть навыками различных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова.
Результаты проверочной работы по русскому языку в 2016 году показали, что часть учащихся испытывает трудности при работе с текстом: определение темы и главной мысли текста, деление текста на смысловые части, составление плана текста, формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста. Также в 2016 году затруднения у учащихся вызывали задания на проверку пунктуационной грамотности.
Хочется отметить те задания, в которых возможны затруднения: это задания, связанные с анализом различных видов словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдением основных языковых норм в письменной речи. Учащиеся 5-х классов в большинстве своем не умеют проводить грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Именно здесь важна правильная, методически спланированная работа учителя.
В связи с этим на уроках следует расширять и систематизировать научные знания о языке; формировать взаимосвязь его уровней и единиц, способствовать освоению базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. На каждом уроке необходимо совершенствовать виды речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающие эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми.

Примеры заданий по русскому языку (5 класс)
Вариант 1

Текст
(1) 1Мы 2пришли 3в отчаяние. (2) 4Мы не 5знали, как 6поймать  7этого 8рыжего 9кота, 10который 11обворовывал 12нас 13каждую 14ночь.
(3) Это был кот, потерявший всякую совесть. (4) Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (5) Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. (6) 15Их 16он не 17съел, но на 18разрытую 19банку 20сбежались 21куры и 22склевали  23весь 24наш 25запас 26червей. (7) Объевшиеся  куры лежали на солнце и стонали. (8) Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
(9) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. (10) Деревенские мальчишки помогали нам в этом. (11) Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
(12) Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня.
(По К.Г. Паустовскому)
Выполните задания
1.Укажите слово, в котором количество звуков и букв не совпадает:
1.    совесть
2.    съел
3.    месяц
4.    грабёж
2. Укажите номер слова, которое соответствует схеме: корень-суффикс-окончание:
1.    ходили
2.    жестяную
3.    окунями
3. Найдите строку, в которой все слова с проверяемой безударной гласной в корне слова:
1.    Сб..жались, ст..нали, п..могали, х..дили.
2.    С..весть, см..тану, обв..ровывал, дер..венские.
3.    Ст..нали, пом..гали, см..тану, обв..ровывал
4.  Выпишите номер строки, в которой допущена ошибка в написании слова:
1.    Съел, подъезд, объявление
2.    Ночь, грабёжь, думаешь
3.    Стричь, учить, поймать
5. Из предложения № 6 выпишите номера слов с одинаковыми приставками.
6. Укажите номер слова из предложения № 4, у которого допущена ошибка в морфологическом разборе:
1. рыбу – женский род, единственное число, В.п., 1 скл.;
2. мясо – средний род, единственное число, В.п., 2 скл.;
3. сметану – женский род, единственное число, В.п., 1 скл.;
4. хлеб – мужской род, единственное число, И.п., 2 скл.
7.    Укажите номер строки, в которой все глаголы 2 спряжения:
1. Потратить, выследить, протащить, знать.
2. Потратить, выследить, поймать, протащить.
3. Потратить, выследить, заметить, протащить.
4. Потратить, ругать, выследить, протащить.
8. Выпишите из предложений 1–2 номера глаголов, у которых можно определить время.
9. Укажите номер слова, которое надо писать раздельно:
   1. (не) знали
   2. (с)бежались
   3. (с)клевали
   4. (по)тратили

10. Рассмотрите словосочетания: (1) рыжего кота, (2) жестяную банку, (3) рыбная ловля, (4) запас червей – и найдите соответствия. (Например:  А1)

Вопрос

Словосочетание

А. Определите номер «лишнего» словосочетания.

1, 2, 3, 4.

Б. Определите номер словосочетания, в котором имя существительное и имя прилагательное даны в начальной форме.

1, 2, 3, 4.

В. Определите номер словосочетания, где имя существительное 1 склонения винительного падежа.

1, 2, 3, 4.

Г. Определите номер словосочетания, где имя существительное 2 склонения винительного падежа.

1, 2, 3, 4.

11. Прочитайте предложение № 5. Выпишите номер, в котором правильно определены главные члены предложения?
1. Он даже разрыл.
2. Он разрыл.
3. Он разрыл банку.
4. Однажды он разрыл.
12. Выпишите номер варианта ответа, в котором правильно перечислены второстепенные члены предложения.
1. Определение, дополнение, сказуемое.
2. Определение, дополнение, местоимение.
3. Определение, дополнение, обстоятельство.
4. Определение, подлежащее, сказуемое.
13. Среди предложений №4–7 найдите такое, в котором нет однородных членов предложения.
14. Продолжите высказывание: «Сложное предложение – это предложение, в котором…»:
1. одна грамматическая основа и несколько второстепенных членов предложения;
2. одна или более грамматических основ;
3. две и более грамматических основы;
4. несколько запятых.
15. Укажите номер сложного предложения (знаки препинания не расставлены):
1. Спасения не было и кот решился на отчаянный поступок.
2. Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землей.
3. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали.
4. Мы заложили узкий лаз старой сетью и стали ждать.

Вариант №2.
Текст

(1) 1Высокая 2трава со 3всех 4сторон 5окружала 6Таню. (2) 7Тонкие 8лиловые 9колокольчики 10покачивались перед 11ней. (3) Словно 12белые 13вырезные 14тарелочки, 15блестели в 16траве 17ромашки. (4) 18Малиновая 19липкая 20дрёма 21легонько 22цеплялась за 23платье.
(5)24Таня 25оглянулась. (6) 26Ничего не 27видно, только 28головки 29цветов 30пестреют перед 31глазами…  (7) 32Свежая 33зелёная 34тень 35лежала в 36кустах, и 37кругом 38было 39тихо-тихо.
(8) 40Тане 41стало 42страшно… (9) Но 43куда 44побежишь, когда ни 45тропки нет, ни 46дорожки и 47дом 48неизвестно 49где! (10)Таня вышла на бугорок, оглянулась и заплакала.  (11) Она теперь никогда не увидит мать, и бабушка больше не испечёт ей румяного пирожка, и дед не встретит её у конюшни.
(12) Скоро берёзки и орешины расступились, и Таня вышла на широкий солнечный луг. (13) Скошенная трава рядами лежала на лугу. (14) Бежать по скошенному колко, и Таня тихонько пошла через луг.
(По Л.Ф. Воронковой)
Выполните задания
1.Укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
1. Колокольчики
2. Тень
3. Платье
4. Побежишь
2. Укажите номер слова, которое соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание:
1. оглянулся
2. побежишь
3. вырезные
3. Найдите строку, в которой во всех словах пропущена одна и та же буква:
1. Бл..стели, п..стреют, исп..чёт.
2. П..рожка, огл..нулись, б..рёзки.
3. Ш..рокий, ц..плялась, побеж..шь.
4. Выпишите номер строки, в которой  допущена ошибка в написании слова:
1.    Колокольчики, тарелочки, легонько.
2.    Побежишь, беречь, плыть.
3.    Предъявить, съезд, съылка.
5. Из предложений № 6–9 выпишите номера слов с одинаковыми суффиксами.
6. Укажите номер слова из предложения № 11, у которого допущена ошибка в морфологическом разборе:
1. мать – женский род, единственное число, В.п., 3 скл.;
2. пирожка – мужской  род, единственное число, В.п., 2 скл.;
3. дед – мужской род, единственное число, И.п., 2 скл.;
4. (у) конюшни – женский род, единственное число, Р.п., 1 скл
7.    Укажите номер строки, в которой все глаголы 1 спряжения:
1. Окружать, покачиваться, пестреть, испечь.
2. Окружать, увидеть, пестреть, испечь.
3. Окружать, заплакать, встретить, испечь.
4. Окружать, покачиваться, пестреть, увидеть.
8. Выпишите из предложений 1–4 номера глаголов, у которых можно определить число.
9. Укажите номер слова, которое надо писать слитно:
   1. (не) увидит
   2. (не) встретит
   3. (ни)чего
   4. (ни) тропки

10. Рассмотрите словосочетания: (1) высокая трава, (2) румяного пирожка, (3) головки цветов, (4) (на) широкий луг – и найдите соответствия. (Например:  Д5)

Вопрос

Словосочетание

А. Определите номер «лишнего» словосочетания.

1, 2, 3, 4.

Б. Определите номер словосочетания, в котором имя существительное и имя прилагательное даны в начальной форме.

1, 2, 3, 4.

В. Определите номер словосочетания, где имя существительное 2 склонения винительного падежа.

1, 2, 3, 4.

Г. Определите номер словосочетания, где имя существительное 2 склонения родительного падежа.

1, 2, 3, 4.

11. Прочитайте предложение № 4. Выпишите номер, в котором правильно определены главные члены предложения?
   1. Липкая дрёма цеплялась.
   2. Цеплялась (за) платье.
   3. Дрёма легонько цеплялась.
   4. Дрёма цеплялась.

12. Выпишите номер варианта ответа, в котором правильно перечислены второстепенные члены предложения.

Структура варианта проверочной работы  по русскому языку
(6 класс)

Вариант проверочной работы содержит 15 заданий.
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями, проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы).
Задание 2.Помимо предметных умений, задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), используя транскрипцию при фонетическом разборе слова, схему структуры слова) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать морфемы в предложенных словоформах. Кроме того, при выполнении этого задания проявляется умение учащихся сравнивать, сопоставлять признаки словоформ в их соотнесении с морфемной структурой слова.
В задании 4 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы в минимальном контексте (словосочетании). Формируется навык проведения классификации.
Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (определять тип склонения существительных для выбора верного окончания); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; объяснять выбор написания (5, 6 задания). Формируются также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
В задании 8 необходимо определить синтаксическую функцию прилагательного, установить соответствия между номером предложения и предложенным вариантом ответа. Таким образом формируются познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.
Задание 9 предполагает ориентирование в речевой практике применения знаний о грамматической природе прилагательного (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Задание 10 предполагает проверку навыка синтаксического разбора предложения, акцент делается на формирование непроизвольного запоминания синтаксической функции существительного (познавательные и регулятивные универсальные учебные действия).
Задание 11 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать морфологические признаки существительного.
В задании 12 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать пунктуационную ошибку, что предполагает формирование не только предметных, но и регулятивных универсальных ученых действий.
В задании 13 проверяется предметное учебно-языковое умение находить однородные члены предложения с опорой на указанный контекст. Предполагается проверка сформированности логических универсальных учебных действий.
В задании 14 проверяется предметное учебно-языковое умение разграничивать нормативное использование разных форм в пределах минимального синтаксического контекста (словосочетания).
В задании 15 предлагается выявить ошибку в определении лексического значения фразеологизма. Задание направлено на выявление сформированности навыка практического владения речи (коммуникативные универсальные действия).

Рекомендации по подготовке учащихся к мониторинговым исследованиям по русскому языку в 6 классе

Участники ВПР по русскому языку для 6 класса должны освоить базовые умения: проводить орфоэпический анализ слова, определять место ударного слога, уметь выполнять фонетический разбор слова; распознавать самостоятельные части речи и их формы, владеть навыками синтаксического анализа.
Участники должны владеть навыками различных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова.
Следует отметить те задания, в которых возможны затруднения: это задания, связанные с анализом различных видов словосочетаний и предложений. Учащиеся 6-х классов в большинстве своем не умеют проводить грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Именно здесь важна правильная, методически спланированная работа учителя.
В связи с этим на уроках следует расширять и систематизировать научные знания о языке; формировать взаимосвязь его уровней и единиц, способствовать освоению базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. На каждом уроке необходимо совершенствовать виды речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающие эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми.

Примеры заданий по русскому языку (6 класс)
ВАРИАНТ 1

Текст
На (1)з..лёных  (2) ш..роких  лугах, возле светлой (3)речк.., от (4)з..ри до (5)з..ри (6)р..ботают в (7)с..нокос люди. Ярко (8)бл..стят острые косы. Покрытая (9)р..сою, густыми (10)р..дами (11)л..жится высокая пахучая трава, (12)уст..лая землю.
(По И.С. Соколову-Микитову)
Выполните задания
1. Вставьте в таблицу пропущенные буквы в соответствии с указанным номером орфограммы.

№ орфограммы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Найдите слово, в котором при фонетическом разборе количество звуков и букв НЕ совпадает:
   1. ярко      
   2. листья      
   3. люди     
3. Выпишите номер слова, которое состоит из двух корней, соединительной гласной и окончания?
   1. сенокос    
   2. речка   
   3. сладкая
4. Выпишите номер словосочетания, которое не соответствует схеме «имя прилагательное + имя существительное»:
   1. широкие луга
   2. светлая речка
   3. устилая землю
5. Вставьте гласные в окончания имён существительных:
   1. Отдыхал в санатори..
   2. Приехал на побережь..
   3. Ошибки в изложени..
   4. Рассказывал об Африк..
Установите соответствия

№ орфограммы

1

2

3

4

Ответ

 

 

 

 

6. Дополните ряд примером. Установите соответствия.
   А. Глаголы изъявительного наклонения: забыл, предаст, …..
   Б. Глаголы сослагательного наклонения: стали бы, спели бы….
   В. Глаголы повелительного наклонения: встань, смотри,…

1. открой

3. ответили бы

2. забочусь

4. забудь

7. Выберите номер неправильного варианта.
   А. Глаголы могут иметь форму одного из трёх наклонений.
   Б. Глаголы повелительного наклонения обозначают побуждение к действию в форме приказа или просьбы.
   В. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
   Г. Глаголы сослагательного наклонения бывают настоящего и прошедшего времени.
8. Укажите, в каких предложениях имя прилагательное выступает в роли сказуемого, в каких в роли определения. Установите соответствия.

Член предложения

Номер предложения

А. сказуемое

 

Б. определение

 

   1. И красива, и богата наша Родина, ребята.
   2. Белый-белый, синий-синий лёг на крыши снежный иней.
   3. Было тихое летнее утро.
   4. Вода в озере чиста и прохладна.
9. Укажите номер строки, в которой от всех имен прилагательных можно образовать краткую форму:
   1. Кожаный, красный.
   2. Весёлый, быстрый.
   3. Маленький, песчаный.
10. Каким членом предложения является выделенное имя существительное в приведенном ниже примере:
На зелёных широких лугах, возле светлой речки, от зари до зари работают в сенокос люди.
   1. подлежащим
   2. дополнением
   3. обстоятельством
11. Из перечисленных морфологических категорий выпишите номера тех, которые характеризуют имя существительное.

Морфологические категории

1

вид

2

спряжение

3

время

4

качественное, относительное, притяжательное

5

собственное/нарицательное,

6

число

7

одушевленное/неодушевленное

8

род,

9

падеж

10

полная/краткая форма

11

склонение

12

лицо

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
   1. Лес пока продолжает служить человеку свою верную службу.
   2. Люди тревожатся за судьбу  леса, и мы снова возвращаемся к этой теме.
   3. Дальнейшее сокращение лесов нежелательно, и даже опасно.
13. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены).
   1. В приметах заключено много точного знания и поэзии.
   2. Для меня этот мальчик совсем чужой.
   3. На картинах Левитана изображены знакомые с детства вещи.
14. Выпишите номер словосочетания с ошибкой в образовании формы слова.

1. новые шасси

3. чёрный пальто

2. парадный китель

4. швейные ножницы

15. Выпишите номер фразеологизма, у которого неверно определено значение.
    1. Поставить все точки над «и» – добиться полной ясности.
    2. Ходить вокруг да около – не удаляться из своего двора.
    3. Скрежетать зубами – выражать сильное негодование, злобу.

ВАРИАНТ 2
Текст

Ярко (1)бл..стят острые (2)к..сы. (3)Д..леко за (4)р..кою (5)слыш..тся (6)в..сёлые песни (7)к..сцов. Споро (8)уб..рается сено, и под руками (9)кр..стьян (10)выр..стают на лугах высокие башни-(11)ст..га. Медом, (12)п..левыми цветами пахнет в жаркий день свежее сено.

(По И.С. Соколову-Микитову)

Выполните задания
1. Вставьте в таблицу пропущенные буквы в соответствии с указанным номером орфограммы.

№ орфограммы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Найдите слово, в котором при фонетическом разборе количество звуков и букв НЕ совпадает:
   1. песня       
   2. крестьяне     
   3. яркий    
3. Выпишите номер слова, которое состоит из двух корней, соединительной гласной и окончания?
   1. пароход    
   2. маленький   
   3. весёлый
4. Выпишите номер словосочетания, которое не соответствует схеме «имя прилагательное + имя существительное»:
   1. острые косы
   2. песни косцов
   3. полевые цветы
5. Вставьте гласные в окончания имён существительных:
   1. Подойти к школ...
   2. Служить в арми...
   3. Написать матер...
4. Вспоминать о дом…
Установите соответствия.

№ орфограммы

1

2

3

4

Ответ

 

 

 

 

6. Дополните ряд примером. Установите соответствия.
   А. Глаголы изъявительного наклонения: забыл, предаст, …..
   Б. Глаголы сослагательного наклонения: стали бы, спели бы….
   В. Глаголы повелительного наклонения: встань, смотри,…

1. пишите

3. разговариваю

2. открыл бы

4. делай

7. Выберите номер неправильного варианта.
   А. Глаголы могут иметь форму одного из трёх наклонений.
   Б. Глаголы сослагательного наклонения обозначают желательное или возможное действие.
   В. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
   Д. Глаголы повелительного наклонения изменяются по временам.
8. Укажите, в каких предложениях имя прилагательное выступает в роли сказуемого, в каких в роли определения. Установите соответствия.

Член предложения

Номер предложения

А. сказуемое

 

Б. определение

 

   1. Увлекательный рассказ не развеселил меня.
   2. Лицо его загадочно.
   3. Тиха ночь.
   4. Она любит свою ласковую кошечку.
9. Укажите номер строки, в которой от всех имен прилагательных можно образовать краткую форму:
   1. Опасный, ужасный.
   2. Каменный, мелкий.
   3. Чудесный, лисий.
10. Каким членом предложения является выделенное имя существительное в приведенном ниже примере: Споро убирается сено.
   1. подлежащим
   2. дополнением
   3. обстоятельством
11. Из перечисленных морфологических категорий выпишите номера тех, которые характеризуют имя прилагательное.

Морфологические категории

1

вид

2

спряжение

3

время

4

качественное, относительное, притяжательное

5

собственное/нарицательное,

6

число

7

одушевленное/неодушевленное

8

род,

9

падеж

10

полная/краткая форма

11

склонение

12

лицо

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
   1. Этот зимний вечер не был похож, на все остальные.
   2. В голубом небе плывут облака, а в цветах жужжат неутомимые  пчёлы.
   3. Этот удивительный концерт устроили рыжеватые сойки.
13. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены).
   1. Далёкие звезды мигали слабым светом одинокому мальчику.
   2. Из-под сена виднелись самовар кадка и еще какие-то коробочки.
   3. В неподвижном воздухе висела розовая пыль.
14. Найдите словосочетание с ошибкой в образовании формы слова:

1. пляжные шорты

3. московские метро

2. добрый день

4. килограмм помидоров

15. Выпишите номер фразеологизма, у которого неверно определено значение.
   1. Быть на седьмом небе – подниматься на высокий этаж.
   2. Прожужжать все уши – назойливо приставать с разговорами.

Структура варианта проверочной работы по литературе в 5 классе

Предлагаемая версия контрольно-измерительных материалов для учащихся 5 класса отвечает следующим целям:
1) проверить знания учащихся по основным тематическим разделам курса «Литература», полученные ранее при изучении в начальной школе;
2) выявить пробелы в знаниях текстов, в усвоении терминологии, началах литературоведческого анализа текстов, определяя тем самым проблемные моменты при изучении различных тем курса «Литература».
Тесты по курсу «Литература» – 5 класс имеют две части – часть А и часть В.
В части А содержатся задания, направленные на проверку достижения уровня обязательной подготовки. Задания предполагают выбор одного верного ответа из нескольких предложенных. С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов теоретического содержания курса литературы (понятий, их свойств и др.).
Часть В содержит задания, при помощи которых проверяется определенная системность знаний и широта представлений при работе с анализом конкретного художественного текста.
Тест проверяет знание следующих предметных областей курса «Литература»: «Русское устное народное творчество», «История Древнерусской литературы», «История русской литературы 18 века», «История русской литературы 19 века», «Современная русская литература», «Основы литературоведческого анализа», «Основы стихосложения».
Все задания имеют практическую ценность и ориентированы на формирование речевой, лингвистической и аналитической компетенций.
Структура теста построена таким образом, что служит основой для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Пособие предназначено для текущего и итогового контроля (самоконтроля) уровня освоения материла курса «Литературное чтение» в дополнение к заданиям по русскому языку в части анализа текста в целях систематической подготовки к написанию всероссийской проверочной работы в 5 классе.

Примеры заданий по литературе (5 класс)
Вариант 1

Часть А.
При выполнении заданий этой части выпиши тот номер, который соответствует номеру выбранного тобою ответа.
А1. Создатель литературно-художественного произведения:
1.    персонаж
2.    художник
3.    автор
А2. Так обозначается и действительно героическая личность, и просто действующее лицо в произведении:
1.    сказочный герой
2.    герой
3.    автор
А3. Речевое общение между действующими лицами в произведении:
1.    монолог
2.    лирика
3.    диалог
А4. Рифма – это:
1. созвучие окончаний стихотворных строк
2. созвучие начальных слов в стихотворении
3. чередование ударных и безударных слогов во всех словах стихотворения
А5. В мастерской поэтического слова вы изучали виды рифм. При парной рифмовке:
1. рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки (абаб).
2. рифмуются две строки подряд (аабб).
3. рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки (абба).
А6. Определи способ рифмовки в следующем стихотворении:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (А.Пушкин)
1. перекрёстная
2. парная
3. опоясывающая (кольцевая)
А7. Художественный прием в произведении, когда описываемый предмет уподобляется какому-нибудь другому предмету:
1.    преувеличение
2.    эпитет
3.    сравнение
Часть Б.
1. (1) Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днем. (2)В комнате не было ни души. (3)Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. (4)Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. (5)Кроме двери, которая вела в переднюю, была еще одна дверь. (6)Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату. (7)Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик, в котором она узнала вчерашнего незнакомца.
– (8)Рррр…– заворчала она, но, вспомнив про вчерашний обед, завиляла хвостом и стала нюхать.
II. (9) Она понюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью. (10) Из спальни вела куда-то еще одна дверь, тоже затворенная. (11) Каштанка поцарапала эту дверь, налегла на нее грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный, очень подозрительный запах. (12) Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. (13) Она увидела нечто неожиданное и страшное. (14) Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. (15) Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. (16) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту… (17) Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. (18) Каштанка отскочила, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем; в это время гусь подошел сзади и больно долбанул ее клювом в спину. (19) Каштанка вскочила и бросилась на гуся…
– (20)Это что такое? – послышался громкий сердитый голос, и в комнату вошел незнакомец в халате и с сигарой в зубах. – (21)Что это значит? (22)На место!
(23)Он подошел к коту, щелкнул его по выгнутой спине и сказал:
– (24)ФедорТимофеич, это что значит? (25)Драку подняли? (26)Ах ты, старая каналья! (27)Ложись!
(28)И, обратившись к гусю, он крикнул:
– (29) Иван Иваныч, на место!
III. (30)Кот покорно лег на свой матрасик и закрыл глаза. (31)Судя по выражению его морды и усов, он сам был недоволен, что погорячился и вступил в драку. (32)Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и заговорил о чем-то быстро, горячо и отчетливо, но крайне непонятно.
– (33)Ладно, ладно! – сказал хозяин, зевая. – (34)Надо жить мирно и дружно. – (35)Он погладил Каштанку и продолжал: – (36)А ты, рыжик, не бойся… (37)Это хорошая публика, не обидит. (38)Постой, как же мы тебя звать будем? (39)Без имени нельзя, брат.
(40)Незнакомец подумал и сказал:
– (41)Вот что… (42)Ты будешь – Тетка… (43)Понимаешь? (44)Тетка!
IV. (45) И, повторив несколько раз слово «Тетка», он вышел. (46)Каштанка села и стала наблюдать. (47)Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит. (48)Гусь, вытягивая шею и топчась на одном месте, продолжал говорить о чем-то быстро и горячо. (49)По-видимому, это был очень умный гусь; после каждой длинной тирады он всякий раз удивленно пятился назад и делал вид, что восхищается своей речью… (50)Послушав его и ответив ему: «рррр…», Каштанка принялась обнюхивать углы. (51)В одном из углов стояло маленькое корытце, в котором она увидела моченый горох и размокшие ржаные корки. (52)Она попробовала горох – невкусно, попробовала корки – и стала есть. (53)Гусь нисколько не обиделся, что незнакомая собака поедает его корм, а напротив, заговорил еще горячее и, чтобы показать свое доверие, сам подошел к корытцу и съел несколько горошинок.

(А.П. Чехов)

Б1. Перед вами отрывок из произведения А.П. Чехова. Определите его литературный род:
   1.    эпический отрывок
   2.    драматический отрывок
   3.    лирический отрывок
Б2. К какому жанру можно отнести этот отрывок:
   1.    сказка
   2.    былина
   3.    рассказ
   4.    басня
Б3. Сколько персонажей в данном отрывке:
   1. три
   2. два
   3. четыре
   4. пять
Б4. Иван Иванович – так в отрывке зовут:
   1.    гуся
   2.    кота
   3.    собаку
   4.    хозяина
Б5. Федор Тимофеевич – так в отрывке зовут:
   1.    гуся
   2.    кота
   3.    собаку
   4.    хозяина
Б6. Расставьте части плана в нужной последовательности:
   1.    Неприятная встреча
   2.    «Ты будешь – Тётка…»
   3.    Каштанка наблюдает.
   4.    Каштанка знакомится с домом.
Б7. Определите тип речи во 2  абзаце:
   1.    описание
   2.    повествование
   3.    рассуждение
Б8. Выпишите номера предложений из абзаца 2, в которых описаны чувства Каштанки, когда она увидела обитателей этой комнаты.

Вариант 2.

Часть А.
При выполнении заданий этой части выпиши тот номер, который соответствует номеру выбранного тобою ответа.
А1. Действующее лицо в художественном произведении:
1.    персонаж
2.    художник
3.    автор
А2. Главная мысль, обобщение всего содержания произведения:
1.    идея
2.    диалог
3.    сюжет
А3. Изображение картин природы в произведении:
1. портрет
2. деталь
3. пейзаж
А4. Рифма – это:
1.    чередование ударных и безударных слогов во всех словах стихотворения
2.    созвучие окончаний стихотворных строк
3.    созвучие начальных слов в стихотворении
А5. В мастерской поэтического слова вы изучали виды рифм. При перекрёстной рифмовке:
1. рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки (абаб)
2. рифмуются две строки подряд (аабб)
3. рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки (абба)
А6. Определите способ рифмовки в следующем стихотворении:
Да и птицы здесь не живут,
Только хохлятся скорбно и глухо,
А наутро – комочек из пуха…
Даже птицы здесь не живут. (Н.С. Гумилев)
1. перекрёстная
2. парная
3. опоясывающая (кольцевая)
А7. Художественное определение, выделение одного из главных качеств предмета или явления:
1.    олицетворение
2.    сравнение
3.    эпитет
Часть Б.
I. (1) Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. (2)Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. (3)У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (4)По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. (5)За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. (6)Наконец сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
II. (7) Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. (8) Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. (9) Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. (10) У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. (11) У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. (12) Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
– (13)Что ж поделаешь?.. (14)Древний орган… простудный… (15) Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» (16) А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. (17) Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. (18) Опять-таки трубы эти… (19) Носил я орган к мастеру – и чинить не берется. (20) «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» (21) Ну, да уж ладно! (22) Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.
III. (23)Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. (24)Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. (25)Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. (26)Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
– (27)Что, брат? (28)Жалуешься?.. (29)А ты терпи…
IV. (30)Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. (31)Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. (32)Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.

(А. Куприн)

Б1. Расставьте части плана в нужной последовательности:
   1.    Серёжа.
   2.    Чудесная шарманка.
   3.    Бродячая труппа.
   4.    Родственные души.
Б2. Сколько персонажей в данном отрывке:
   1. три
   2. два
   3. четыре
   4. пять
Б3. Перед вами отрывок из произведения А.И. Куприна. Определите его литературный род:
   1.    эпический отрывок
   2.    драматический отрывок
   3.    лирический отрывок
Б4. К какому жанру можно отнести этот отрывок:
   1.    сказка
   2.    былина
   3.    рассказ
   4.    басня
Б5. Выпишите номера предложений абзаца 2, в которых повествуется о поломках шарманки.
Б6. Определите ведущий тип речи в 4 абзаце:
   1.    описание
   2.    повествование
   3.    рассуждение
Б7. «Младшие спутники» этой цирковой труппы:
   1.    два мальчика
   2.    мальчик и собака
   3.    мальчик и кот
Б8. Мелодии, которые играла шарманка:
   1.    вальс Лаунера и  алоп из «Путешествий в Китай»
   2.     мелодии «Гейша», «Под двуглавым орлом»,
   3.    вальс из «Продавца птиц»,
   4.    вальс Лаунера,  
   5.    вальс из «Продавца птиц

Структура варианта проверочной работы по литературе в 6 классе

Предлагаемая версия контрольно-измерительных материалов для учащихся 6 класса отвечает следующим целям:
1) проверить знания учащихся по основным тематическим разделам курса «Литература», полученных ранее при изучении в 5 классе основной школы;
2) выявить пробелы в знаниях текстов, в усвоении терминологии, началах литературоведческого анализа текстов, определяя тем самым проблемные моменты при изучении различных тем курса «Литература».
Тесты по курсу «Литература» имеют две части – часть А и часть В.
В части А содержатся задания, направленные на проверку достижения уровня обязательной подготовки. Задания предполагают выбор одного верного ответа из нескольких предложенных. С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов теоретического содержания курса литературы (понятий, их свойств и др.).
Часть В содержит задания, при помощи которых проверяется определенная системность знаний и широта представлений при работе с анализом конкретного художественного текста.
Тест проверяет знание следующих предметных областей курса «Литература»: «Русское устное народное творчество», «История Древнерусской литературы», «История русской литературы 18 века», «История русской литературы 19 века», «Современная русская литература», «Основы литературоведческого анализа», «Основы стихосложения».
Все задания имеют практическую ценность и ориентированы на формирование речевой, лингвистической и аналитической компетенций.
Структура теста построена таким образом, что служит основой для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Пособие предназначено для текущего и итогового контроля (самоконтроля) уровня освоения материла курса «Литература» в дополнение к заданиям по русскому языку в части анализа текста в целях систематической подготовки к написанию всероссийской проверочной работы в 6 классе.

Примеры заданий по литературе (6 класс)
Вариант 1.

Часть А.
А1. Расположите этапы развития литературы в хронологическом порядке:
1.    Древнерусская литература
2.    Русская литература 18 века
3.    Мифология
4.    Русская литература 19 века
5.    Устное народное творчество
А2. Соотнесете фамилию автора с его произведением:

 

Автор

 

Произведение

1.

Крылов И.А.

А.

«Аленький цветочек»

2.

Пушкин А.С.

Б.

«Есть в осени первоначальной…»

3.

Аксаков С.Т.

В.

«Квартет»

4.

Ершов П.П.

Г.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

5.

Тютчев Ф.И

Д.

«Конёк-Горбунок»

А3. Жанр, в основе которого описание своей жизни:
1.    роман
2.    повесть
3.    автобиография
4.    летопись
А4. Основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя, называются:
1. сюжет
2. развитие действия
3. эпизод
4. экспозиция
А5. Заданная схема строения стихотворной строки:
1.    рифма
2.    размер
3.    ритм
А6. Стихотворный размер, в основе которого двусложная стопа с ударением на первом слоге:
1. ямб
2. анапест
3. хорей
А7. Перечислены эпические жанры. Выпишите номер  лишнего понятия:

1. эпопея

4. повесть

2. былина

5. комедия

3. сказка

6. роман

Часть Б.

Восточная легенда

I.    (1)Кто в Багдаде не знает великого Джиаффара, солнца вселенной?
(2)Однажды, много лет тому назад, – он был еще юношей, – прогуливался Джиаффар в окрестностях Багдада.
(3)Вдруг до слуха его долетел хриплый крик: кто-то отчаянно взывал о помощи.
(4)Джиаффар отличался между своими сверстниками благоразумием и обдуманностью; но сердце у него было жалостливое – и он надеялся на свою силу.
(5)Он побежал на крик и увидел дряхлого старика, притиснутого к городской стене двумя разбойниками, которые его грабили.
(6)Джиаффар выхватил свою саблю и напал на злодеев: одного убил, другого прогнал.
II. (7)Освобожденный старец пал к ногам своего избавителя и, облобызав край его одежды, воскликнул:
– (8)Храбрый юноша, твое великодушие не останется без награды. (9)На вид я – убогий нищий; но только на вид. (10)Я человек не простой. (11)Приходи завтра ранним утром на главный базар; я буду ждать тебя у фонтана – и ты убедишься в справедливости моих слов.
(12)Джиаффар подумал: «На вид человек этот нищий, точно; однако – всяко бывает. (13) Отчего не попытаться?» – и отвечал:
– (14)Хорошо, отец мой; приду.
(15)Старик взглянул ему в глаза – и удалился.
III. (16)На другое утро, чуть забрезжил свет, Джиаффар отправился на базар. (17)Старик уже ожидал его, облокотясь на мраморную чашу фонтана.
(18)Молча взял он Джиаффара за руку и привел его в небольшой сад, со всех сторон окруженный высокими стенами.
(19)По самой середине этого сада, на зеленой лужайке, росло дерево необычайного вида.
(20)Оно походило на кипарис; только листва на нем была лазоревого цвета.
(21)Три плода – три яблока – висело на тонких, кверху загнутых ветках; одно средней величины, продолговатое, молочно-белое; другое большое, круглое, ярко-красное; третье маленькое, сморщенное, желтоватое.
(22)Всё дерево слабо шумело, хоть и не было ветра. (23)Оно звенело тонко и жалобно, словно стеклянное; казалось, оно чувствовало приближение Джиаффара.
–(24) Юноша! – промолвил старец. – (25)Сорви любой из этих плодов и знай: сорвешь и съешь белый – будешь умнее всех людей; сорвешь и съешь красный – будешь богат, как еврей Ротшильд; сорвешь и съешь желтый – будешь нравиться старым женщинам. (26)Решайся!… и не мешкай. (27)Через час и плоды завянут, и само дерево уйдет в немую глубь земли!
IV. (28) Джиаффар понурил голову – и задумался.
(29) – Как тут поступить? – произнес он вполголоса, как бы рассуждая сам с собою. – (30) Сделаешься слишком умным – пожалуй, жить не захочется; сделаешься богаче всех людей – будут все тебе завидовать; лучше же я сорву и съем третье, сморщенное яблоко!
(31) Он так и поступил; а старец засмеялся беззубым смехом и промолвил:
(32) – О мудрейший юноша! (33) Ты избрал благую часть! (34) На что тебе белое яблоко? (35) Ты и так умнее Соломона. (36) Красное яблоко также тебе не нужно… (37)  И без него ты будешь богат. (38) Только богатству твоему никто завидовать не станет.
V. – (39)Поведай мне, старец, – промолвил, встрепенувшись, Джиаффар, – где живет почтенная мать нашего богоспасаемого халифа?
(40)Старик поклонился до земли – и указал юноше дорогу.
(41)Кто в Багдаде не знает солнца вселенной, великого, знаменитого Джиаффара?

(И. Тургенев)

Б1. Выпишите номера предложений, которые является экспозицией в данном тексте.
Б2. Выпишите номера предложений, которые являются завязкой в данном художественном тексте.
Б3. Выпишите номера предложений, которые являются кульминацией данного текста.
Б4. Выпишите номера предложений, которые являются  развязкой сюжета.
Б5. Как называется тип композиции, при котором произведение начинается и заканчивается сходным описанием:
1.    перекрестная
2.    повторяющаяся
3.    кольцевая
Б6. Определите тип речи текста в предложениях 20–23:
1.    описание
2.    повествование
3.    рассуждение
Б7. Выпишите номера предложений, которые определяют тип композиции данного текста.
Б8. Выпишите номер предложения, в которых описывается характер Джиаффара.

Вариант 2.
Часть А.

А1. Расположите этапы развития литературы в правильном порядке
   1.    Древнерусская литература
   2.    Русская литература 18 века
   3.    Современная литература
   4.    Русская литература 19 века
   5.    Устное народное творчество
А2. Соотнесете фамилию автора с его произведением:

 

Автор

 

Произведение

1.

Чехов А.П.

А.

«Соловей и ястреб»

2.

Пушкин А.С.

Б.

«Ласточки пропали…»

3.

Фет А.А.

В.

«Кладовая солнца»

4.

Пришвин М.М.

Г.

«Лошадиная фамилия»

5.

Эзоп

Д.

«Сказка о мертвой царевне…»

А3. Любой участник событий в художественном произведении, персонаж, герой:
   1. автор
   2. действующее лицо
   3. критик
   4. рассказчик
А4. Законченная часть драматического произведения или спектакля:
   1. фрагмент
   2. эпизод
   3. действие
   4. глава
А5. Заданная схема строения стихотворной строки:
   1. рифма
   2. размер
   3. ритм
А6. Стихотворный размер, в основе которого двусложная стопа с ударением на втором слоге:
   1. ямб
   2. анапест
   3. хорей
А7. Перечислены драматические жанры. Выпишите номер лишнего понятия:

1. драма

3. трагедия

2. сказка

4. комедия

Часть Б.

Фонарики

(1) Ясный солнечный день выдался в воскресенье. (2) Папа взял Шурика в сельмаг и купил ему электрический фонарик, который сын давно просил. (3) По дороге довольный Шурик долго светил в лицо своему отцу, а во дворе восхищённым ребятам. (4) Восхищённые ребята побежали к своим родителям просить деньги на фонарики. (5) Все ребята купили фонарики и радостно засветили в лица своим родителям. (6) Родители жмурились и умилялись, а дети прыгали и смеялись. (7) Потом они светили в лица друг другу, в морды кошкам, собакам, коровам и лошадям, в глаза петухам, курицам, гусям и индюкам, а также на букашек и козявок. (8) На всё вокруг светили без передышки.
(9) Собаки скулили и лаяли. (10) Кошки ничего не понимали. (11) Курицы тоже не понимали ничего. (12) И сами-то ребята ничего не понимали, тратя батарейки попусту. (13) Хотя бы вечера дождались. (14) Куда там!  (15) Светили вместе с солнцем.  
– (16) Не то делаем, – понял Валерик, – давайте будем зажигать фонарики в карманах друг у друга! (17) К примеру, я свой фонарик зажгу в кармане у Алексея, а Алексей свой карман, то есть фонарик, зажжёт... нет, ну да – в моём кармане...  
– (18) Я сам в своём кармане зажгу свой фонарик! – заорал Алексей. – (19) Зачем мне его в чужой карман пихать?  
(20) И ребята уже вовсю зажигали и выключали в своих собственных карманах свои собственные фонарики.
– (21) А ну-ка я в твоём кармане зажгу, – сказал Алексей Валерику.
– (22) Ага! (23) Что я говорил! (24) Так интересней! – заорал Валерик, подставляя свой карман.
(25) Менялись фонариками и зажигали во всех карманах.  
– (26) Не то делаем! (27) Совсем офонарели! (28) Айда в подвал! – заорал Валерик. (29) Ребята кинулись в подвал и долго там светили друг другу в лица. (30) Вконец ослеплённые, они вылезли на солнце, и самый маленький Алёшка закричал:
– (31) А у меня, ребята, сам фонарик офонарел... клянусь, совершенно не зажигается...  
(32) Ребята стали пробовать свои фонарики, у некоторых ещё горели.
– (33) Ничего, – сказал Валерик, – приобретём батарейки – и снова вперёд!  
(34) И ребята побежали за новыми батарейками. (35) И пошло всё сначала. (36) Но вскорости Алёшку позвали домой, хотя ужасно не хотелось уходить от своих товарищей, потому что у него ещё горел фонарик. (37) Хотя кошки и собаки попрятались. (38) Петухи и курицы разбежались. (39) Козявки и букашки влезли в землю, а вот индюки никакого внимания на фонарики не обращали, и поэтому светить на них было совсем неинтересно. (40) Но фонарик у Алёшки ведь горел... (41) На другой день утром Алёшка сразу вспомнил о своём фонарике. (42) Папа с мамой ушли на работу, а бабушка ещё спала. (43) Обычно она собирала внука в школу. Алёшка ходил в первый класс. (44)  И вот первым делом, проснувшись, он осветил своим фонариком настенные часы. (45) Как раз в это время бабушка обычно просыпалась. (46) Но вчера она, наверно, умаялась за день и продолжала спать.
– (47) Не буду включать свет, – решил Алёшка.
(48) И он тихо вышел на цыпочках в другую комнату, освещая путь фонариком. (49) Сам умылся, оделся, попил молока. (50) Уложил в сумку книжки.  
– (51) Вот он где, фонарик, пригодился, – подумал Алёшка и спрятал его под подушку. – (52)Интересно, что сейчас другие ребята делают со своими фонариками?
–  (53) Вставай, Алёшка, – проснулась бабушка.
– (54) Спи, спи, бабуся, – ответил внук и вышел из дому.

(В. Голявкин)

Б1. Определите жанр данного произведения:
   1. рассказ
   2. повесть
   3. эпизод
Б2. Выпишите номер предложения, которое является экспозицией в данном тексте.
Б3. Выпишите номер предложения, которое является завязкой в данном художественном тексте.
Б4. Выпишите номера предложений, в которых описана кульминация данного текста.
Б5. Выпишите номера предложений, которые являются развязкой сюжета.
Б6. Определите тип речи текста в предложениях 34-46:
   1. описание
   2. повествование
   3. рассуждение
Б7. Выпишите номера предложений, в которых описано, как животные реагируют на «игры» ребят с фонариками.
Б8. Выпишите номера предложений, в которых описывается, что Алеше фонарик помог стать самостоятельным.