sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.311.5

КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Бурдаева М.А.,
заместитель директора школы по научно-методической работе, учитель биологии
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье м.р.  Приволжский Самарской области (Россия)

Аннотация: Все более актуальным становится индивидуализация обучения любых категорий обучающихся в условиях инклюзии. В традиционной модели обучения трудно обеспечить личностно-ориентированный подход. Инновационная компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания способна обеспечить одновременное обучение всех детей с учетом их особенностей и возможностей здоровья без ущерба для остальных обучающихся, а также обеспечивает полное усвоение материала всеми учащимися.
Ключевые слова: компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания; инклюзивное обучение.

COMPETENCE-CONTEXT MODEL OF TRAINING AND EDUCATION AS THE BASIS FOR INCLUSIVE EDUCATION

© 2017

Burdaevа M.A.,
Deputy school Director on scientific and methodical work, the teacher of biology,
GBOU SOSH №1 S. the Volga municipal district of the Volga Samara region (Russia)

Abstract: becoming more and more important individualization of training of all categories of students in terms of inclusion. In the traditional training model is difficult to provide a learner-centered approach. Innovative competence-context model of training and education is able to provide simultaneous training for all children, taking into account their peculiarities and possibilities of health, without prejudice to the other students, but also provides complete learning of all students.
Keywords: competence-context model of training and education; inclusive education.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Индивидуализация является одним из главных условий построения личностно-ориентированного образовательного процесса в школе. Сегодня в школе актуальным является знание и своевременное реагирование на проблемы конкретного учащегося, перенос акцента с фронтальной работы на самостоятельную, обеспечение возможности выбора каждому обучающемуся.
Учителю в процессе работы приходится иметь дело со многими категориями детей. Поэтому целью адресной работы с различными категориями обучающихся является индивидуализация образовательного и воспитательного процесса. Необходимо обеспечить усвоение образовательной программы каждым учеником, исходя из его индивидуальных особенностей, создать условия для индивидуализации обучения. Каждый обучающийся сможет достичь как предметных, так и метапредметных результатов обучения [1; 2; 3]. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [2, с. 24].
В классе учащихся можно распределить по группам. Образовательная программа, которая разрабатывается с учетом рекомендаций медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, пожеланий ребенка и родителей, составляется таким образом, чтобы образовательного результата, прописанного в рамках ФГОС, достигли все – и одаренные дети, и дети-инвалиды, и дети с ОВЗ, и дети с девиантным поведением.
Проблема состоит в том, что результаты обучения не могут быть в одинаковой степени достигнуты каждым ребенком. Усваивают все по-разному, значит, и учить надо всех по-разному.
Педагогическая идея предполагает использование разных образовательных технологий обучения для обеспечения индивидуализации процесса обучения для каждого ученика.
В каждом классе трудно найти однородную группу учащихся, которые имели бы сходный уровень подготовки, мотивации, состояния здоровья. Тем не менее, основную образовательную программу должен освоить каждый ученик.
Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания позволяет одновременно оказывать адресную помощь всем категориям присутствующих в классе детей: кроме основной массы учащихся, которые отличаются друг от друга состоянием здоровья, уровнем мотивации и подготовки незначительно, есть категории детей с особыми возможностями здоровья, есть дети-инвалиды, которые могут обучаться в общем классе, есть одарённые учащиеся, которым необходим более высокий уровень освоения программы. Данная инновационная модель инклюзивна по сути. Сейчас, когда в практику образования внедряются ФГОС НОО ОВЗ, и далее этот процесс будет продолжен, задача внедрения инклюзивных технологий обучения становится особенно актуальна. Дети с ОВЗ и даже инвалиды не изолированы от ребячьего общества, живут с классом общими делами, дружат и общаются. Они имеют возможность взять тот же уровень освоения любой темы, получают весь инструментарий для такого усвоения, их никто не ограничивает. Одаренных детей не тормозят уроки, на которых им откровенно скучно, так как слабые ученики не усвоили материал раньше и учителю приходится с ними повторять и топтаться на месте.
В чем заключается модель обучения? Ученики всех названных категорий находятся в классе вместе, их никто не разделяет. Изучение любой темы происходит поэтапно.
Первый этап – изучение теории – происходит одновременно. Даётся теоретический материал одновременно для всех на высоком научном уровне, который способен взять одарённый учащийся, но имеют возможность взять все ученики класса, в том числе и слабо подготовленные. Когда дается теоретическая структура темы, для слабых учеников, детей с ОВЗ распечатываются листы с теорией, в которые им по ходу изложения темы нужно вписывать какие-то моменты, делать подписи к уже готовым схемам. Делается это для того, чтобы не было задержки на уроке. Одаренные дети способны быстро вести записи по ходу объяснения темы. Дети с ЗПР, слабослышащие нуждаются в помощи.
На следующем этапе (семинаре) – примеры применения теории для решения ключевых заданий, то есть применения теории на практике. Одарённые дети легко справляются с этим и помогают учителю на этом этапе, то есть они быстрее усваивают способы деятельности с данным теоретическим материалом и показывают примеры решения заданий для остальных учеников. Все учащиеся получают примеры правильного применения знаний на практике. При организации работы в парах одаренные дети могут проверить усвоение теории другими детьми. Могут проверить знание теории – правил, определений, алгоритмов. Проверяя других, они учатся давать объяснения. Убеждать себя и других в истинности суждений.
На третьем этапе, который занимает большую часть уроков, отведённых на изучение темы, ученики с коллективной деятельности самостоятельно решают большой спектр разнообразных заданий, которые позволяет решить данная на первом этапе теория. На данном этапе учитель берёт на себя роль тьютора. Необходимо обеспечить данный этап целым комплексом заданий от самого простого уровня до заданий ЕГЭ уровня В и С, а также олимпиадных заданий. Ясно, что на этом этапе каждый ученик работает самостоятельно. Задания простого уровня сложности могут пройти все ученики, только одаренные дети это сделают быстро, не нуждаясь в помощи тьютора, поэтому учителю потребуется мало времени на работу с такими детьми, они работают совершенно самостоятельно. Основная масса детей потребует некоторых разъяснений, учитель иногда подходит к ним и направляет их работу, отсылает к примерам решения ключевых задач. Кроме того, основная масса детей может обсудить решение задания с одарёнными детьми, разъяснить свои сомнения, а одаренный ребенок в собеседовании с более слабым одноклассником имеет возможность проговорить теорию, лишний раз проверить себя, правильность своего решения. Больше всего времени учителя занимает работа с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами, педагогически запущенными детьми. В то время, когда основная масса детей работает самостоятельно, учитель может объяснить детям с ОВЗ непонятые ими моменты теории, еще раз показать примеры решения ключевых заданий, вместе с ними прорешать задание, объяснив, почему следует поступать именно так, добиться четкого объяснения от каждого ученика. Каждый из учащихся, находящихся в классе, осваивает тему на своем максимально возможном уровне. Одаренные дети осваивают тему наиболее полно вплоть до решения заданий олимпиадного уровня. Такую же возможность получают и другие ученики, поэтому они могут это сделать самостоятельно. Учащиеся с низким уровнем подготовки – дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют возможность освоения теории и способов деятельности на том же уровне, что и все учащиеся, но используют эту возможность в определённой степени, которая зависит от возможностей их здоровья. Педагогически запущенные дети получают возможность многократно испытать ситуацию успеха, сравнить свою работу с работой других учеников, понять, что возможность решать задания у них тоже есть. Тем не менее, возможность многократного возвращения к теории и повторения способов деятельности, обеспечивает 100-процентное усвоение материала всеми учащимися.
На следующем этапе контроль знаний и умений проводится двукратно в форме самостоятельной и контрольной работы. Если самостоятельная работа выполнена с ошибками, то есть урок, на котором ученики выполняют работу над ошибками. Одаренные дети могут сами отрефлексировать свои ошибки, основной массе потребуется небольшая направляющая помощь, дети с ОВЗ и дети-инвалиды, педагогически запущенные дети потребуют больше внимания и исправления ошибок в способах решения заданий с применением новой теории. Контрольная работа показывает реальный уровень освоения темы. Мотивация педагогически запущенных детей растет по мере того, как успех в решении заданий увеличивается, и группа таких детей становится со временем меньше.
В эту модель хорошо вписываются дистанционные образовательные технологии, которые позволяют, используя личный сайт, поместить теорию для повторения учащимися или изучения отсутствующими, разместить примеры решения ключевых заданий, условия заданий повышенной сложности для одарённых детей. Есть возможность в форуме организовать обсуждение наиболее сложных решений заданий.
Дети-сироты и дети, оставшимися без попечения родителей, дети из опекаемых семей в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Для этой категории детей наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Такие дети максимально вовлекаются во внеурочную деятельность с целью создания ситуации успеха. Необходимо дать возможность им проявить себя. Дать почувствовать, что есть область, где они могут добиться успеха, проявить свои способности. Это всегда индивидуальная работа. Такие дети привлекаются к участию в проектах, конкурсах. Именно здесь они понимают, что нужны и любимы.
На уроках постоянно создаются условия успешности для всех учеников в классе. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка любого возраста, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Итогом работы можно считать победы обучающихся в конкурсах и олимпиадах. Одаренные дети и дети с ОВЗ результативно принимают участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, некоторые их работы печатаются. Ежегодно наблюдается рост доли учеников, принимающих участие в общественно-значимой деятельности, в том числе на базе профильных смен. Описанный педагогический опыт логично представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

победителя конкурса на денежное поощрение лучших учителей России в рамках

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Бурдаева

Марина

Александровна

marina.burdaeva@mail.ru

ГБОУ СОШ № 1 с.Приволжье

м.р. Приволжский

Самарской области

http://schkola1priv.minobr63.ru/

Учитель биологии, заместитель

директора по научно-методической работе

30 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная, старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: инновационная модель обучения и воспитания школьников как средство организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в реализации системно-деятельностного подхода в обучении биологии средствами компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания. Предложенный опыт обеспечивает повышение уровня знаний учащихся путем оптимизации и интенсификации образовательного процесса, разработку и внедрение психолого-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих развитие читательской компетентности обучающихся с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов обучающихся.

Актуальность опыта связана с повышением интенсивности экологического образования и воспитания, фиксируется рост общественной активности, связанной с ухудшением экологической обстановки в мире. Воспитание сопричастности к решению ряда экологических проблем в мире, волонтерской активности возможно лишь обеспечив усвоение достаточных знаний в области биологии экологии в контексте определенной деятельности.

Эффективность:

- потенциальная полезность: с формированием компетентного экологически грамотного ученика в современной школе может быть создана образовательная среда для общего развития ребенка, для формирования социально адаптированной личности;

- надёжность опыта обеспечивается полным усвоением знаний, стабильностью результатов обучения: на протяжении пяти лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических конференций различного уровня;

- перспективность представляемого опыта, реализуемой компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. Трудоемкость освоения определяется необходимостью реструктурирования содержания материала по биологии, выявление стуктурно-логических связей, составление дидактических материалов.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность с различными категориями обучающихся.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Компетентностно-контекстная модель обучения как средство индивидуализации образовательного процесса.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является отказ от традиционной модели обучения, изменение инновационной компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания, которая позволяет получить стопроцентное усвоение материала всеми обучающимися, на деле реализовать индивидуальный и деятельностный подход, способствует развитию творческого потенциала учеников, используя разные образовательные технологии обучения обеспечить индивидуализацию процесса обучения для каждого ученика.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Тема мотивирована существующими противоречиями в современном образовании между:

– снижением интереса к обучению у молодого поколения и необходимостью поддерживать к учению устойчивый эмоциональный интерес;

– уменьшением количества часов на изучение биологии, отсутствием в учебном плане часов на изучение экологии и высокими требованиями ФГОС к современному выпускнику;

– необходимостью воспринимать большой объём информации по предмету школьной программы и ограниченностью человеческой памяти, то есть необходимостью воспринимать процесс обучения как образ жизни, постоянно протекающий процесс;

– информационной насыщенностью школьного предмета биологии, обилием информационных ресурсов и неумением учащихся качественно работать с информацией – анализировать, сворачивать информацию, выделять главное, делать выводы;

– необходимостью обучать учеников с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья и отсутствием технологий, позволяющих обучать всех одновременно без ущерба для одних за счет других.

Новое средство обучения.

Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания.

Новые условия образовательной деятельности.

Специальных материально-технических, кадровых условий не требуется.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании

образовательных,

коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования,

организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Компетентностно-контекстная модель обучения позволяет включать и применять любые технологии обучения – ИКТ, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Организация учебного процесса.

В компетентностно-контекстной модели обучения ученики разных категорий (дети с ОВЗ, дети-инвалиды, одаренные дети, педагогически запущенные дети) находятся в классе вместе, их никто не разделяет. Изучение любой темы происходит поэтапно.

Первый этап – изучение теории – происходит одновременно. Теоретический материал дается одновременно для всех на высоком научном уровне, который способен взять одарённый учащийся, но имеют возможность взять все ученики класса, в том числе и слабоподготовленные. Распечатываю для детей с ОВЗ теоретическую структуру на листах, в которые им по ходу изложения темы нужно вписывать какие-то моменты, делать подписи к уже готовым схемам.

На следующем этапе (семинаре) примеры применения теории для решения ключевых заданий, то есть применения теории на практике. Все учащиеся получают примеры правильного применения знаний на практике. При организации работы в парах одаренные дети могут проверить усвоение теории другими детьми.

На третьем этапе, который занимает большую часть уроков, отведённых на изучение темы, ученики с коллективной деятельности самостоятельно решают большой спектр разнообразных заданий, которые позволяет решить данная на первом этапе теория. На этом этапе каждый ученик работает самостоятельно. Основная масса детей потребует некоторых разъяснений, учитель иногда подходит к ним и направляет их работу, отсылает к примерам решения ключевых задач. Больше всего времени занимает работа с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами, педагогически запущенными детьми. В то время, когда основная масса детей работает самостоятельно, я могу объяснить детям с ОВЗ непонятые ими моменты теории, еще раз показать примеры решения ключевых заданий, вместе с ними прорешать задание, объяснив, почему следует поступать именно так, добиться четкого объяснения от каждого ученика.

На следующем этапе контроль знаний и умений проводится двукратно в форме самостоятельной и контрольной работы. Если самостоятельная работа выполнена с ошибками, то есть урок, на котором ученики выполняют работу над ошибками.

6. Концепция

изменений

(способы,

их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения,

трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

В основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания лежат положения, ставшими приоритетными: формирование универсальных учебных действий, индивидуальная работа с различными категориями учащихся, формирование у учащихся положительного отношения к учению, нарастание мотивации к учению.

Новизну представляет сама компетентностно-контекстная модель обучения, которая в корне отличается от традиционной модели. В инновационной модели единицей образовательного процесса является тема, а не урок. И результатами обучения являются не только предметные, но и метапредметные результаты. Методическая работа по формированию банка структурных схем и разноуровневых заданий, составление набора ключевых задач по изучаемому предмету инновационна, так как отражает новый подход, выявляет дидактический потенциал и повышает эффективность образовательного процесса.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски.

Риски отсутствуют.

Трудоемкость. Глубокая проработка темы целиком на весь период, четкое разграничение по изучаемым явлениям темы в разных классах, использование межпредметных связей, проработка поэтапного достижения метапредметных результатов, что требует больших затрат времени для разработки сценария темы.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

Системное использование активных методов на всех этапах образовательного мероприятия.

Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значений и ответственности за результаты обучения.

Изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер.

Определенные изменения в расписании уроков: увеличение количества сдвоенных и интегрированных уроков.

Активное использование коллективных форм работы.

Наличие банка заданий для проверки поставленной педагогической проблемы.

Прохождение курсов повышения квалификации «Обучение школьников через построение индивидуальной образовательной траектории».

8. Результат изменений

Внутренняя результативность: На основании методов наблюдения, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, анализа продуктов деятельности учащихся, констатировано наличие следующих изменений: сложились товарищеские отношения, возрос познавательный интерес к биологии, к самостоятельному поиску и творчеству. Работа в группах формирует коммуникативную компетентность, взаимопомощь, ответственность, развивает навыки, творческие способности, содействующие развитию творческой одарённости, виды мышления, навыки рефлексии.

Внешняя результативность:

положительная динамика учебных достижений: повышение качества обучения, 100-процентная успеваемость на ЕГЭ и текущая, рост числа учащихся, которые хотят изучать биологию на профильном уровне, рост числа выпускников, которые выбирают биологию для выпускного ЕГЭ;

подготовка победителей и призеров муниципальных олимпиад по биологии, победителей и призёров научно-практических конференций различных уровней, творческих конкурсов;

преемственность профессии (рост числа студентов, обучающихся в педагогических вузах и СамГУ по специальности «биология», в СамГТУ на специальности «Биотехнология», в СамГМУ и мед колледжах по разным специальностям).

Профессиональные ОУ

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Всего

Самарский государственный медуниверситет

3

 

2

1

2

8

Медицинские колледжи

1

2

1

 

4

Сельскохозяйственная

академия

1

 

1

 

2

Биологический факультет СамГУ

1

1

 

1

3

Естественногеографический факультет ПГСГА

 

1

 

 

1

Всего

 

 

 

 

18

Средний балл каждого класса ежегодно увеличивается.

За время экспериментальной работы произошло существенное повышение интереса учащихся школы к биологии. Так, на начало эксперимента по внедрению инновационной модели обучения, только 28% учащихся проявляли интерес и 53% считали, что изучение биологии важно для их будущей жизни. Сегодня около 67% учащихся, изучающих биологию, считают, что его изучение важно для их будущей жизни и 52% проявляют высокий интерес к изучению биологии, то есть налицо изменение в ценностно-смысловой сфере учащихся.

9. Публикации о

представленном ИПО

1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ на уроках биологии Межрегиональная Интернет-конференция «Образование детей с ОВЗ: равные возможности – новые перспективы», работа размещена на сайте конференции по адресу: http://cde.sipkro.ru/teacher/course/view.php?id=979

2. Непрерывное повышение квалификации педработников в процессе реализации инновационной деятельности. Методология профессионального образования // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной А.М. Новикову / Под науч. ред. Т.Ю. Ломакиной. 1 декабря 2016 г. / ФГБНУ ИСРО РАО. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО, 2016. 648 с.

3. Компетентностно-контекстная модель обучения – основа инклюзивного обучения детей с особыми возможностями здоровья // Электронный журнал «Конференц-зал» Электронный сборник материалов Всероссийской НМК «Опыт и перспективы внедрения ФГОС» 1-15.11.15.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках ПНПО – 2006 – победитель.

2. Очный этап регионального конкурса «Система работы ОУ Самарской области с одаренными детьми» мастер-класс «Комплексный индивидуальный подход в работе с одаренными детьми в рамках программы «ШАНС» 2011 г.

3. Районный этап Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» 1 место в номинации «Здоровьесберегающие технологии» 2015 г.

4. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2016» призер.

5. Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках ПНПО – 2017 – победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 2. С. 3–14.
2. Рыбакина Н.А. Формирование метапредметных результатов образования в условиях компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2012. № 1 (29). С. 81–87.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект // Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с.