sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.315

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ ОТМС-ТРИЗ

© 2017

Галкина В.М.,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 77», Тольятти (Россия)

Аннотация: Проблемно-ориентированная образовательная технология на базе ОТМС-ТРИЗ является эффективным средством достижения многих целей, поставленных новыми российскими образовательными стандартами. В статье описывается опыт применения технологии в работе с младшими школьниками, которая результативно формирует универсальные учебные действия, составляющие каркас образовательной компетентности.
Ключевые слова: сбор копилки; тематическая картотека; паспорт объекта; системный оператор; системный лифт; игровые тренинги; системные сравнения; приемы фантазирования.

DEVELOPMENTOFCOGNITIVEINDEPENDENCEJUNIORHIGHSCHOOLSTUDENTSUSINGTHETOOLSOFPROBLEM-BASEDLEARNINGON THE BASIS OF OTMS-TRIZ

© 2017

Galkina V.M.,
teacher of initial classes
Municipal budget General establishment of gymnasium № 77, Togliatti (Russia)

Abstract: Рroblem-oriented educational technology based on TRIZ-OTMS is an effective means of achieving many of the goals set by the new Russian educational standards. This article describes the experience of applying the technology to work with the younger students, which effectively forms a universal educational actions constituting the frame of educational competence.
Keywords: collection boxes; thematic index card; passport of object system operator; System elevator; gaming the system; training; compare techniques fantasizing.

Перед современной школой стоят задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого в преподавании необходимо делать акцент на развитии функциональной грамотности: учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, то есть школа должна перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности [1].
Важной предпосылкой возникновения опыта является противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков познавательной деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования основной школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования.
При разработке стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов, методов и технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования [2].
Опираюсь на проведенные исследования (Сидорчук Т.А., Сокол А.Б., Терехова Г.В., Нестеренко А.А. и др.), которые показали, что обучение использованию моделей из общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач в качестве инструментов для получения, описания, преобразования информации в процессе учения позволяет повысить познавательную самостоятельность учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий [3].
Ведущая педагогическая идея – внедрение в учебный процесс инструментов учебной деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ, ориентированных на работу с проблемами, – поможет сформировать у ученика «умение учиться», самостоятельно добывать знания.
Новизна опыта в том, что он направлен на формирование УУД, обучение решению проблем становится стержнем образовательного процесса.
Сущность опыта состоит в организации способа активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
В совместной деятельности с учителем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.
Ценность опыта в том, что выполнение творческих, аналитических, практических заданий позволяют учить: сбору и структурированию информации; постановке вопросов, выявлению и решению противоречий; проведению исследований; выполнению проектов, в том числе сетевых; созданию творческих текстов.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов [4].
В результате обучения формируется модель ученика и ряд важных и востребованных качеств личности и умений:
– организованность, критичность и дивергентность мышления;
– способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний и навыков;
– уверенность в своих силах, в способности преодолевать трудности;
– системный подход к возникающим проблемам (умение «разложить проблему по полочкам», установить простейшие причинно-следственные связи);
– умение быстро ориентироваться и находить выход в необычных ситуациях;
– умение адаптироваться в новой для ребенка социальной среде.
Для самостоятельного освоения знаний младшими школьниками использую технологии формирования исследовательских навыков посредством использования инструментов ТРИЗ-технологии (ОТСМ: «Общая теория сильного мышления», ТРИЗ: «Теория решения изобретательских задач»), технологию организации образовательного процесса на деятельностной основе, технологию сетевого взаимодействия.
Условия достижения результатов: проблемно-ориентированный учебный процесс на базе ОТСМ-ТРИЗ включает следующие компоненты: модели организации мыслительной деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ; процедуры, реализующие проблемно-ориентированный процесс в конкретных областях знаний; систему ценностей на базе ОТСМ-ТРИЗ.
Организация образовательного процесса на деятельностной основе, в результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь».
В основе метода подачи нового материала используются модели и процедуры проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ.
Как правило, все исследования начинаются с задания детям сбора КОПИЛОК (так к уроку окружающего мира дети собирали «копилки»: календарей; диких животных леса; предметов, содержащих воду и т. д.; к уроку русского языка – частей слов, частей речи, слов, начинающихся с прописной буквы, предлогов и т. д.; к уроку математики «копилки» математических объектов: геометрических фигур, тексты с числами, математических выражений) [5].
На основе собранной копилки ведется исследование в такой последовательности:
1. Подготовительный этап. На этом этапе проводятся игры и тренинги с объектами из собранной «копилки». В ходе игры проверяется наличие того или иного признака, который был объявлен для сбора.
2. Составление картотек. Основываясь на проведенных играх, дети под руководством учителя систематизируют объекты по единым признакам и создают тематические картотеки.
3. Работа с выделенной картотекой. Далее для исследования детям учитель выбирает нужную по теме картотеку и ставит перед обучающимися определенную для выполнения задачу. Сравнивая исследуемые объекты, дети находят сходства и их различия и выстраивают модель рассматриваемого объекта.
4. Составление паспорта исследуемого объекта. На основе своих наблюдений, обучающиеся заносят характерные признаки исследуемых объектов в таблицу, то есть составляют его «паспорт».
5. Формулирование выводов. По составленному «паспорту» дети делают выводы, формулируют определения исследуемых объектов или правила.
Приемы и методы, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся:
Модели для работы с признаками ЭИЗ (вопрос-ответ для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений):
«Карточки признаков»; (для выявления признаков объектов); «Паспорт объектов» (для описания объектов разными паспортами, составление различных загадок); «Было, стало, изменилось» (для фиксации изменений в природе, словах, в математических терминах и др., связывания признаков между собой); «Копилка» (предметов, слов, математических выражений и др.; любое исследование начинается с копилки); «Волшебники фантастического мира» (Ф-мир для размышлений над проблемами; волшебники: Фея Инверсия меняет значение на противоположное, Великан-Кроха (для увеличения-уменьшения); Тянульщик-Стремглав (для ускорения-замедления процессов); Отставай-Забегай (изменений во времени); Дели-Давай (дробления-объединения).
Модели для изучения системы (для формирования визуального мышления, способного отслеживать связи и изменения различных признаков объекта, удерживать в воображении проблемную ситуацию в целом и представлять различные варианты преобразований):
«Системный оператор» (для рассмотрения объекта как системы в прошлом, настоящем и будущем, исходя из функции); «Системный лифт» (для рассмотрения системной иерархии в определенный момент времени частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта).
Для усвоения инструментов проблемно-ориентированного обучения провожу игровые тренинги, которые обеспечивают интерес к познанию, преобразованию, созданию и применению объектов окружающего мира, обогащают опыт работы с этими объектами, формируют логические и познавательные учебные действия.
Что делает ученик с инструментами:
действует, как бы от своего имени; строит на базе их свои конкретные инструменты; изучает на основе паспорта; выявляет закономерности; выводит правила; прогнозирует деятельность.
Инструменты на базе ОТСМ-ТРИЗ: ориентированы на работу с проблемами; метапредметны; вводятся и используются нелинейно; инструменты нужны ученику, чтобы учиться (для понимания, что с ними делать, когда какие использовать).
Использование технологии сетевого взаимодействия – необходимое условие освоения инструментов ОТСМ-ТРИЗ, так как учащиеся дистанционно: изучают разделы курса «Сам себе сочинитель» (алгоритмы составления загадок, метафор, синквейнов, лимериков, вредных советов, сказок) и создают собственные творческие продукты; знакомятся с исследовательскими проектами других участников курса; участвуют в сетевых проектах с использованием инструментов ТРИЗ; имеют возможность войти в мой блог и воспользоваться полезной информацией; установить контакт с учителем через скайп для получения консультации; могут воспользоваться электронной почтой для отправки выполненных работ.
Таким образом, внедрение в учебный процесс инструментов учебной деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ, ориентированных на работу с проблемами, поможет сформировать у ученика «умения учиться», самостоятельно добывать знания.
Рассмотренный опыт работы целесообразно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Галкина Вера Михайловна

vera007galkina@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 77» городского

округа Тольятти

Самарской области

Учитель

начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель

33 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы, приемы и технологии организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта: обучение решению проблем становится стержнем образовательного процесса.

Актуальность. Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов, методов и технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в овладении учащимися инструментами на базе ОТСМ-ТРИЗ, ориентированных на работу с проблемами, которые метапредметны, вводятся нелинейно, нужны ученику для того, чтобы учиться (для понимания, что с ними делать, когда какие использовать), самостоятельно «добывать» знания;

- надёжность опыта в том, что в результате обучения формируется модель ученика и ряд важных и востребованных качеств личности и умений;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что основа ТРИЗ – это функционально-системный подход, выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение представленного опыта не требует специальных затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Инструменты для работы с признаками используются в поисковых, исследовательских, проектных работах как на уроках, так и за рамками урока – участие в сетевых проектах по ТРИЗ.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников с использованием инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ.

 

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является внедрение в учебный процесс инструментов учебной деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ, ориентированных на работу с проблемами, поможет сформировать у ученика «умения учиться», самостоятельно добывать знания.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Важной предпосылкой возникновения опыта является противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков познавательной деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования основной школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования.

Новое средство обучения: проблемно представленное содержание обучения.

Новые условия образовательной деятельности: организация   способа активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В совместной деятельности с учителем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Сущность изменений заключается в том, что для самостоятельного освоения знаний младшими школьниками используются технологии формирования исследовательских навыков посредством использования инструментов ТРИЗ-технологии (ОТСМ: «Общая теория сильного мышления», ТРИЗ: «Теория решения изобретательских задач»), технология организации образовательного процесса на деятельностной основе, технология сетевого взаимодействия. Выполнение творческих, аналитических, практических заданий позволяют учить: сбору и структурированию информации; постановке вопросов, выявлению и решению противоречий; проведению исследований; выполнению проектов, в том числе сетевых; созданию творческих текстов.

В результате организации образовательного процесса на деятельностной основе возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры совместной деятельности, ученик действует по принципу «я учусь». Применение технологии проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ формирует личность, способную ориентироваться в стремительно меняющемся мире, умело использовать его информационные потоки, выделять важную информацию и структурировать ее так, чтобы она позволила решать проблемы; личность, способную ответственно и самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, которыми так богат современный мир.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Преимущества ТРИЗ: доступность и посильность; использование в любой системе обучения; инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения; использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.

В основе метода подачи нового материала использую модели и процедуры проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Применяю приемы и методы, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся:

Модели для работы с признаками ЭИЗ (вопрос-ответ для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений):

«Карточки признаков»; (для выявления признаков объектов);

«Паспорт объектов» (для описания объектов разными паспортами, составление различных загадок);

«Было, стало, изменилось» (для фиксации изменений в природе, словах, в математических терминах и др., связывания признаков между собой);

«Копилка» (предметов, слов, математических выражений и др.; любое исследование начинается с копилки);

«Волшебники фантастического мира» (Ф-мир для размышлений над проблемами; волшебники: Фея Инверсия меняет значение на противоположное, Великан-Кроха (для увеличения-уменьшения); Тянульщик-Стремглав (для ускорения-замедления процессов); Отставай-Забегай (изменений во времени); Дели-Давай (дробления-объединения).

Модели для изучения системы (для формирования визуального мышления, способного отслеживать связи и изменения различных признаков объекта, удерживать в воображении проблемную ситуацию в целом и представлять различные варианты преобразований):

«Системный оператор» (для рассмотрения объекта как системы в прошлом, настоящем и будущем, исходя из функции);

«Системный лифт» (для рассмотрения системной иерархии в определенный момент времени частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта).

Для усвоения инструментов проблемно-ориентированного обучения провожу игровые тренинги, которые обеспечивают интерес к познанию, преобразованию, созданию и применению объектов окружающего мира, обогащают опыт работы с этими объектами, формируют логические и познавательные учебные действия.

Новизна в условиях достижения результатов: проблемно-ориентированный учебный процесс на базе ОТСМ-ТРИЗ включает следующие компоненты: модели организации мыслительной деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ; процедуры, реализующие проблемно-ориентированный процесс в конкретных областях знаний; систему ценностей на базе ОТСМ-ТРИЗ.

Ограничения: наличие материально-технического оборудования.

Трудоёмкость: изготовление необходимого дидактического, наглядного, демонстрационного материала.

Риски: отсутствуют.

 

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия реализации: необходимость прохождения КПК   авторский курс А.А. Нестеренко «Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТМС-ТРИЗ».

8. Результат изменений

Результативность опыта.

1. Сравнительная диаграмма уровня обученности учащихся (по В.П. Симонову, обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения): наблюдается положительная динамика эффективности учебно-воспитательного процесса.

17 6 1

2. Сформированность ключевых компетенций (по Л.И. Третьякову): наблюдается прирост числа учащихся, имеющих высокую степень сформированности ключевых компетенций.

17 6 3

3. Уровень познавательной активности учащихся (методика Ч.Д. Спилбергера STPI – State Trait Personal Inventory, адаптирована А.Д. Андреевой)

17 6 4

Диагностика показала, что уровень познавательной активности обучащихся растет (за 2 года количество учеников с высоким уровнем познавательной активности увеличилось на 25%) . А вот детей с низким уровнем познавательной активности нет вообще. Все это говорит о том, что ученики с удовольствием посещают занятия, проявляют активность в усвоении новых знаний, проявляют на уроках творческий интерес.

4. Уровень самооценки обучащихся на уроках (методика Щур – Якобсон (3 класс) и методика Дембо-Рубинштейн.

17 6 2

Сравнительный анализ показал стабильную положительную динамику уровня самооценки учащихся, что свидетельствует о результативности работы учителя, направленной на формирование социально-адаптивной личности и «Я-концепции» у обучающихся.

9. Публикации о представленном ИПО

Опубликованы статьи в количестве более 50 шт., в том числе:

1. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников через работу в сетевых проектах // Сборник «Международная заочная научно-практическая конференция «Дидактика XXI века». Самара, 2014.

2.Экологический проект «Эко-шаги или Как отметить День без бумаги» // Научно-педагогический вестник «Полет» электронного периодического издания «Интернет-журнала «Лицей» http://gazeta-licey.ru/flight-scientific, 2014.

3. Создание условий для развития одаренности учащихся // Сборник «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. «Партнерство через образование», 2014.

4. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников // Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования» 2015. № 5 (35). 2016.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. Победитель, 2014 г.

2. Окружной конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель 2015». Участник, 2015 г.

3. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе. М.: ВИТА-ПРЕС, 2011. 68 с.
2. Альтшулер Г.В. Верткин И.М. Как стать гением. Минск: Беларусь, 1994. 119 с.
3. Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ : учебно-методическое пособие для педагогов. М.: Bookinfile, 2013. 608 с.
4. Нестеренко А.А. По следам ТРИЗ-эксперимента: начальная школа. М.: Trizbook. 2016. 93 с.
5. Нестеренко А.А. Ура! У нас проблема. М.: Trizbook. 2016. 191 с.