sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.485

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ»

© 2017

Головачева Г.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» им. Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка м.р. Алексеевский Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье представлен опыт воспитательной работы в начальной школе, результаты реализации долгосрочного воспитательного проекта «Добрыми должны быть люди».
Ключевые слова: воспитание духовное; деятельность; добро; источники добра; духовность; душевность; нравственность; нравственные качества.

FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE OF YOUNGER SCHOOLBOYS BY MEANS OF THE «GOOD PEOPLE SHOULD BE» MORAL ORIENTATION

© 2017

Golovacheva G.V.,
primary school teacher
state budget educational institution of the Samara region secondary school «Education center» the name of the Hero of the Soviet Union Vanechkina of Ivan d.s. Alekseevka municipal area Alekseevsky the Samara region (Russia)

Abstract: The Article is devoted to the organization of educational work in primary school. Reveals the objectives and goals of education. The key idea is formulated. Summarizes the educational work in the classroom through the implementation of the project «Good people should be» moral and spiritual orientation.
Keywords: spiritual education; activities; good; good sources; spirituality; spiritual; moral; moral qualities.

В ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации подчёркивается, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности являются таким же важным фактором развития страны, как политическая и экономическая стабильность. Ключевая роль в духовно-нравственном возрождении российского общества отводится образованию. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта, отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» [1].
Современное состояние общества, которое переживает наше Отечество, призывает к осмыслению и поиску решений для выхода из того кризиса, в котором оно находится. Что же происходит вокруг нас? Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Отчаяние, неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям привело к образованию духовного вакуума.
Кроме этого, в последнее время увеличилось количество некачественной информации, не всегда достоверной, о базовых ценностях человека, общества. Дети в силу своих возрастных особенностей (7–10 лет) затрудняются выделить достоверные факты из общего потока информации, размещаемой в СМИ, и, как следствие, недополучают достоверной информации о базовых ценностях семьи, культуре поведения в обществе. Наблюдаются недостаточно четкая жизненная ориентация для подрастающего поколения, зачастую дети не осознают, что «хорошо», а что «плохо».
Модель воспитательной системы ГБОУ СОШ с. Алексеевка направлена на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родному краю, семье, формирование социально активной личности и здорового образа жизни [2; 3].
Проведённая диагностика (методика Т.Н. Захаровой, Е.Г. Аксенова) показала, что у 56% обучающихся первого класса (2013–2014 учебный год) сформировано неверное представление о добре, зле, справедливости; недостаточно полное представление о нравственных качествах у 28% детей, сформировано полное и правильное представление у 16% детей.
Данное противоречие определило проблему: воспитание человека, в решении которой развитие доброты как интегрального качества человека становится важным направлением деятельности педагога. Можно предположить, что такая ситуация представляет угрозу для детей младшего подросткового возраста. В связи с этим возникла необходимость осуществлять педагогическую работу, направленную на формирование у обучающихся социального опыта.
В сентябре 2013 года из числа обучающихся первого класса был организован отряд «Добрые люди», формируемый по интересам ребят. Ведущая цель работы отряда – формирование социального опыта младших школьников посредством реализации проекта духовно-нравственной направленности «Добрыми должны быть люди».
Ведущей задачей является формирование у учащихся ценностного отношения к жизни и к людям; создание условий для приобретения социального опыта.
Ведущими технологиями, решающими поставленные задачи являются личностно-ориентированные технологии, социально-педагогические технологии духовно-нравственного развития и воспитания, метод проектов, так как именно эти технологии способствуют формированию у обучающихся ценностных отношений к жизни, людям, самим себе; формируют классный коллектив, создавая благоприятную среду для развития нравственных и духовных качеств личности; создают условия для приобретения опыта социального действия каждой отдельной личности, развития творческих и интеллектуальных способностей детей; повышают педагогическую и психологическую культуру родителей.
В основе работы отряда «Добрые люди» – воспитательный проект  «Добрыми должны быть люди», реализуемый в пяти направлениях: «Знание», «Патриот», «Экология», «Здоровье, толерантность», «Связь с общественностью» с максимально возможным использованием информационно-коммуникационных технологий. Все члены отряда «Добрые люди» распределяются на Советы по каждому направлению: Совет «Знание», Совет «Патриот», Совет «Экология», Совет «Здоровье», Совет «Связь». Все Советы переменного состава и могут замещаться при выполнении конкретного проекта. Координирует работу Советов Командир, который избирается из членов числа отряда. Главным органом самоуправления отряда «Добрые люди» является Союз. На заседания Союза приглашаются родители, Командир и при необходимости эксперты. Союз созывается на стадии разработки проектной идеи. Общее руководство Клуба осуществляет руководитель.
Коммуникация членов Клуба и их родителей организована средствами внутренней почты автоматизированной системы управления региональной системы образования (АСУ РСО). Освещение результатов деятельности Клуба осуществляется на родительских собраниях, общественных презентациях, через публикацию статей в районной газете «Степная правда».
Обучающиеся класса обладают высокой социальной активностью. На протяжении 3-х лет обучающимися класса при поддержке родителей реализованы следующие воспитательные проекты: «С чего начинается человек», «Добро начинается с тебя», «Дорогами добра», «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!».   
Стали уже традиционными социально значимые акции «Ветерану посвящается», «Синичкин день», «Добро – детям», «Декада Добрых Дел», посредствам которых решается ключевая идея проекта: созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов – залог жизненного успеха в обществе.
Ребята не остаются в стороне от решения проблем местного сообщества. Они принимали участие в экологических акциях «Чистый двор – чистая школа – чистое село», «Чистый берег нашей реки», «Игрушка с любовью», «Чужих детей не бывает», «Подарок ветерану», «Спасибо деду за победу».
В 2015–2016 учебном году в рамках реализации проекта «Дорогам добра» обучающиеся класса стали участниками Всероссийского Благотворительного проекта «Книга Добра». Итогом акции стал мини проект «Чужой беды не бывает».
Деятельность учащихся разнообразна, но каждый их поступок направлен на становление самоуважения и уважения других, самореализации. Важно отметить, что увеличилось количество ребят принимающих активное участие в организации и проведении социально значимых дел, акций, мероприятий.
В условиях работы отряда родители включаются в воспитательную деятельность, направленную не только на создание условий, способствующих воспитанию добра, порядочности, ответственности.
Активно используются разнообразные направления и формы работы с родителями, обеспечивающие их активное участие в жизни классного коллектива.
Проведенная диагностика выявила положительную тенденцию удовлетворённости родителей воспитательным процессом, показала повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания, положительную динамику удовлетворённости родителей процессом воспитания в классе, повышение уровня вовлечённости родителей в  воспитательный процесс.  
В рамках реализации проекта проводятся социально значимые акции разных направлений:
– социально направленная деятельность;
– проекты, направленные на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды;
– взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
В период реализации проекта происходит тесное сотрудничество с партнерами: Алексеевская районная библиотека, МОУ ДОД МЦ «Развитие», МУК Алексеевский краеведческий музей, ОГИБДД МО МВД  России «Нефтегорский», РДК, редакция газеты «Степная правда», МУ Алексеевский центр «Семья». Партнеры поддерживают нас в проведении социально значимых акций и реализации мини-проектов, выступая спонсорами, информационной поддержкой.
Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами… Мы и не замечаем, когда и как изменилась окружающая нас действительность. И очень часто будущее не просто входит, оно врывается в нашу устоявшуюся повседневность.
Социально значимый проект «Добрыми должны быть люди» – один из важнейших способов развития коллективных творческой деятельности учащихся, который предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности.
В рамках реализации проекта были созданы условия для формирования у школьников лидерских качеств, их участия в реализации социально значимых акций и проектов. Такая работа призвана обеспечить воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, предприимчивых, ответственных, социально активных граждан.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Головачева Галина Викторовна, galina_6470@mail.ru

ГБОУ Самарской

области

СОШ «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области http:// алексеевка-школа.рф

учитель начальных классов

25 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – наличие гибкой воспитательной системы, направленной на формирование и развитие патриотических чувств у обучающихся, посредством использования современных образовательных технологий в рамках работы отряда «Добрые люди».

Представленный опыт актуален в рамках реализации ФГОС начального общего образования, так как направлен на формирование и становление необходимых личностных характеристик обучающихся.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в формировании социального опыта у младших школьников;

- надёжность определяется наличием стойких моральных и нравственных установок и ориентиров у обучающихся;

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит личностно-ориентированный подход, что соответствует идеологии нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Распространение опыта не требует больших материально-технических, программно-методических и финансовых затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Организация воспитательной работы.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование социального опыта младших школьников посредством реализации проекта духовно-нравственной направленности «Добрыми должны быть люди».

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов – залог жизненного успеха в обществе.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Современное состояние общества, которое переживает наше Отечество, призывает к осмыслению и поиску решений для выхода из того кризиса, в котором оно находится. Что же происходит вокруг нас? Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Отчаяние, неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям привело к образованию духовного вакуума.

Кроме этого, в последнее время увеличилось количество некачественной информации, не всегда достоверной, о базовых ценностях человека, общества. Дети, в силу возрастных особенностей (710 лет) затрудняются выделить достоверные факты из общего потока информация размещаемого в СМИ, и, как следствие, недополучают достоверной информации о базовых ценностях семьи, культуре поведения в обществе, семье, традициях разных народов России. Наблюдаются недостаточно четкая жизненная ориентация для подрастающего поколения, зачастую дети не осознают, что «хорошо», а что «плохо».

Модель воспитательной системы ГБОУ СОШ с. Алексеевка направлена на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родному краю, семье, формирование здорового образа жизни.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Данное противоречие определило проблему: дети мало знают и применяют на практике традиции различных национальных культур. Можно предположить, что такая ситуация представляет угрозу для детей младшего подросткового возраста. В связи с этим возникла необходимость осуществлять педагогическую работу, направленную на формирование у обучающихся социального опыта.

В сентябре 2013 года из числа обучающихся первого класса был организован отряд «Добрые люди», формируемый по интересам ребят. Ведущая цель работы отряда формирование социального опыта младших школьников посредством реализации проекта духовно-нравственной направленности. «Добрыми должны быть люди».

Задачи:

1. Формировать у учащихся ценностные отношения к жизни, людям, самим себе.

2. Содействовать формированию классного коллектива и создавать в нём нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития нравственных и духовных качеств личности.

3. Создавать условия для приобретения опыта социального действия каждой отдельной личности.

4. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

5. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей.

В основе работы отряда «Добрые люди» лежит воспитательный проект «Добрыми должны быть люди», реализуемый в пяти направлениях: «Знание», «Патриот», «Экология», «Здоровье, толерантность», «Связь с общественностью» с максимально возможным использованием информационно-коммуникационных технологий.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Ведущими являются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС начального образования.

Проектная деятельность является ведущей для становления учебных действий (УУД), в том числе личностных.

Метод воспитательного проекта направлен на развитие личности обучающихся. Он вовлекает детей в процесс самостоятельного «добывания знаний», их применения и формирования личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД.

Ограничений нет.

Трудоёмкость и риски: значительные затраты труда учителя.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

владение педагогом современными образовательными технологиями и методиками;

умение грамотно выбирать форму передачи информации учащимся и родителям;

стремление повышать уровень профессиональных знаний, формируя в себе готовность к организации конструктивного взаимодействия, инновационной деятельности, постановка задачи личностного роста.

внутренняя мотивация педагога на реализацию социального проекта.

8. Результат изменений

Внутренние изменения:

формируются базовые ценности: добро, патриотизм, семья, справедливость, честь, гуманность, толерантность;

повышается уровень гражданской воспитанности учащихся.

Внешние изменения.

Происходит включение школьников в жизнедеятельность социума через:

результативную социальную и проектную деятельность;

участие в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Обучающиеся класса обладают высокой социальной активностью. На протяжении 3-х лет обучающимися класса при поддержке родителей реализованы следующие воспитательные проекты:

1 этап (2013–2014 учебные годы) – «С чего начинается человек»;

2 этап (2014–2015 учебный год) – «Добро начинается с тебя»;

3 этап(2015–2016 учебный год) – «Дорогами добра»;

4 этап (2016–2017 учебный год) – «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»

Многие социально значимые акции стали уже традиционными. Благодаря им решается ключевая идея проекта: созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов – залог жизненного успеха в обществе.

Ребята не остаются в стороне от решения проблем местного сообщества. Члены отряда «Добрые люди» не оставляют без внимания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно, накануне празднования Дня Победы члены отряда организуют и проводят акции для участников локальных войн.

Ребята посещают детей с ОВЗ, организуя для них интересные мероприятия.

Активность ребят практически всегда отмечается Благодарственными письмами и Благодарностями органов местного самоуправления, различных организаций, жителей села Алексеевка, области, России.

Уровень воспитанности обучающихся оценивался классным руководителем и родителями (диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой) по признакам и уровням формирующихся гражданских качеств (от высокого до недопустимого уровня) по следующим направлениям: патриотизм-гражданственность (отношение к обществу), любознательность (отношение к умственному труду), трудолюбие (отношение к физическому труду), доброта и отзывчивость (отношение к людям, проявление нравственных качеств личности), самодисциплина (отношение к самому себе).

Вывод. При оценке уровня воспитанности членов Клуба наблюдается положительная динамика (диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой). В 2015 году ребята приняли участие в IV Областном конкурсе «Моя страна – моя Россия» и заняли 2 место в номинации «Оглянись вокруг». Увеличилось количество учеников-участников социально значимых акций, в которых дети успешно овладели навыками социальных ролей. В условиях работы Клуба родители включаются в воспитательную деятельность, направленную не только на создание условий, способствующих воспитанию патриотических чувств у детей, но и на формирование их творческой, интеллектуальной, социальной активности.

9. Публикации о представленном ИПО

Публикации в количестве 28 статей. Наиболее значимые из них следующие: 1. Сборник популярных материалов проекта «Инфоурок»-2016 (Часть I) /

Ред.-сост. Игорь Жаборовский. Смоленск: Маджента, 2016. 528 с.

ISBN 978-5-98156-703-2; Разработка социально значимого проекта «С чего начинается Человек».

2. Шестое издание проекта «Сборник педагогических идей Всероссийского слета учителей, выпуск № 8, тираж 999 экз.; «Воспитательная система».

3. Социально значимый проект «Добрыми должны быть люди» (учебно-методическое пособие для педагогов начальной школы). – (б.м.) : Издательские решения, 2016. 182 с. ISBN 978-5-4474-7419-5, тираж 50 экз.

4. Справочник классного руководителя, ЗАО «МЦФЭЗ», Москва, № 2, февраль, 2016, 80 с., тираж 8900 экз.; Воспитательный проект «Добрыми должны быть люди».

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Победитель конкурса Приоритетного национального проекта «Образование», 2017 г.

2. Победитель конкурса Долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и социальной значимости в номинации «социально значимая деятельность», 2016 г.

3. Победитель X Окружного конкурса педагогического мастерства «Самая классная классная», номинация «Классный руководитель 1–4 классов», 2015 г.

4. Призер Областного конкурса организаторов воспитательного процесса «Классный руководитель», номинация «Классный руководитель 1–4 классов» 2 место, 2015 г.

5.Участник Окружного конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2016».

6. Участник Межрегионального конкурса инновационных педагогических проектов учителей начальной школы, 2015 и 2016 г.

7. Призер Окружных конкурсов профилактических программ, проектов и методических материалов образовательных учреждений (1, 2, 3 места 2013–2016 уч. год).

8. Призер Окружных конкурсов программ внеурочной деятельности в разных номинациях (1, 2, 3 места 2013–2016 уч. год)

9. Призер Окружных конкурсов методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» в разных номинациях (1, 2, 3 места 2013–2016 уч. год).

Опыт работы показывает, что духовно-нравственное воспитание – это одно из приоритетных направлений не только школы, но и социума в целом.  
Свой опыт считаю целесообразным представить в виде карты инновационного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в последней действующей в 2017 году редакции от 01 мая 2017 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).