sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.013.32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

© 2017

Дружаева С.В.,
учитель физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 42 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.  Самара (Россия)

Аннотация: В условиях непрерывно изменяющегося производства и происходящих социально-экономических преобразований в стране всё большую значимость приобретает творческий труд. Приоритетная задача учителя физики – подготовить учащихся, способных на выполнение социального заказа общества, – кадры с развитым системным творческим мышлением, способных ставить и решать инновационные инженерно-технические задачи, необходимостью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Ключевые слова: технические задачи; творческое мышление; исследовательская деятельность; проектная деятельность; тест; скоростное  эскизирование; здоровьесбережение.

USE OF RESEARCH AND DESIGN ACTIVITY FOR DEVELOPMENT OF TECHNICAL CREATIVITY OF PUPILS

© 2017

Druzhaeva S.V.,
teacher of physics
Municipal budgetary educational institution School № 42 with profound studying of separate objects of the city district Samara (Russia)

Abstract: In the conditions of continuously changing production and the happening social and economic transformations in the country the increasing importance is gained by creative activity. A priority task of the teacher of physics - to prepare the pupils capable of implementation of the social order of society - shots with the developed system creative thinking capable to put and solve innovative technical problems, need of development of intellectual and creative potential of pupils.
Keywords: technical tasks; creative thinking; research; design activity; test; high-speed sketching; health-saving.

Высокие технологии, быстрыми темпами овладевающие всеми сторонами нашей жизни, требуют, чтобы сегодняшний выпускник школы был не только вооружен основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и мог самостоятельно добывать эти знания, а главное, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Эти инновационные процессы получили эффективное развитие в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое отражение в ФГОС второго поколения. (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Амонашвили Ш.А. и др.) [1, с. 9].
В условиях непрерывно изменяющегося производства и происходящих социально-экономических преобразований в стране всё большую значимость приобретает творческий труд. Приоритетная задача учителя физики – подготовить учащихся, способных на выполнение социального заказа общества, – кадры с развитым системным творческим мышлением, способных ставить и решать инновационные инженерно-технические задачи, необходимостью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в процессе обучения физике в связи с ростом количества выпускников 9–11 классов, выбирающих технические специальности. Возрастает значимость политехнической подготовки учащихся средней школы, но недостаточно практических рекомендаций и методических разработок по развитию технического творчества для учащихся средней школы.    
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что настоящая творческая деятельность начинается с самостоятельного поиска задачи и завершается конечным воплощением разработанной идеи в вновь создаваемом изделии.
Пути решения – использование исследовательской и проектной деятельности для развития технического творчества учащихся в урочное и внеурочное  время, расширение коммуникативного пространства на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности через исследовательскую и проектную деятельность.
Прогнозируемые результаты:
– обеспечение сохранения здоровья учащихся;
– развитие общей культуры, креативности, технического, научного и творческого мышления учащихся на всех ступенях образования;
– мотивация к изобретательству, развитие научной, познавательной и творческой активности;
– расширение коммуникативного пространства на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности;
– повышение статуса, общественной значимости и привлекательности деятельности в сфере производства, техники и технологий, социально значимой творческой деятельности обучающихся;
– развитие социально-профессиональной и предметно-профессиональной компетентности учащихся;
– создание условий для совместного публичного представления обучающимися результатов их интеллектуального и технического творчества, изобретательства; апробация результатов научно-технической и изобретательской деятельности;
– поиск новых идей, фиксация новых тенденций в развитии интеллектуального, технического творчества и изобретательства;
– получение опыта, умений и навыков, которые жизненно необходимы им для становления и развития себя как личности, рационально мыслящей и действующей в повседневной деятельности;
– рост качества подготовки учащегося, результатов ОГЭ, ЕГЭ.
В педагогике выделяют несколько вариантов разделения на этапы проектно-исследовательской деятельности. Здесь можно указать следующих разработчиков: Р. Райбе и Н. Видал, Д.Л. Фрид-Бут, Ф.Л. Столлер, Е.С. Полат [2, с. 78].
Их отличительными чертами являются определение различного количества этапов и упор на некоторые из них.
Выделяю 4 этапа реализации:
1. Ориентировочный: выявление перспективных направлений исследовательской и проектной деятельности. Разработка целевых мероприятий. Выделение технической области, в которой возможна организация не только исследовательской, но и практической работой.
2. Подготовительный: создание творческих рабочих групп по реализации проекта, подготовка ресурсного обеспечения реализации проекта, отбор детей, не только способных к техническому творчеству, но и желающих этим заниматься. Для этого использую известные методики по выявлению склонностей ребенка к техническому творчеству: тест креативности Э.П. Торренса «Завершение картинок» (адаптация А.Н. Воронина), задачи на анаграмму, тест Беннета, С. Медника (адаптация Т.В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой) [3, с. 28]. Анализирую результаты и организую детей по группам. Внутри группы также помогаю разделить задания. Если на первых этапах учащиеся стремились выполнять работу индивидуально, то в последнее время наблюдается все большее количество коллективных проектов.
3. Реализация проекта: выступление на уроке, конференции, очном или дистанционном конкурсе, родительском собрании.
4. Обобщающий: анализ достигнутых результатов, обобщение и распространение опыта работы.
Развитие технического мышления школьников происходит:
– при формировании физических и технических понятий, так как это язык, на котором осуществляется описание принципов работы технических устройств, а потому служат основой для развития технического мышления обучающихся;
– при составлении задач с техническим содержанием;
– при выполнении исследовательских работ, связанных с изучением устройства и принципа действия технических объектов.
Использую методы, позволяющие активизировать творческую деятельность учеников и осуществлять интенсификацию учебного процесса:
– метод мозгового штурма;
– метод новых вариантов;
– метод скоростного эскизирования;
– метод контрольных вопросов, деловые игры, семинары, дискуссии.
На современном этапе развития науки, техники, производства обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди, умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни. Доминантой современного образования является направленность его на обучение способам деятельности с источниками информации различного рода и происхождения.
Особенности технического творчества школьников:
– деятельность учащихся имеет учебный характер;
– новизна продуктов технической деятельности учащихся в подавляющем большинстве случаев относительна;
– творческая техническая деятельность учащихся осуществляется, под руководством учителя, который заранее знает конечный продукт труда своих воспитанников и оказывает им в процессе работы соответствующую помощь;
– тенденции развития Российского образовании – ориентация обучающихся на технические профессии.
Среди множества направлений внеурочной работы я выделяю работу по конструированию устройств и моделей, что позволяет продемонстрировать связь теории с практикой самым естественным образом: удачно сделанные устройства пополнят школьный кабинет.
Формирование УУД на уроках физики происходит при использовании ИКТ-технологии, критического мышления, проблемного метода, нестандартных уроков и заданий. Технология уровневой дифференциации позволяет реализовать индивидуализацию обучения, направленную на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика, поэтому  для индивидуализации учебной работы использую на своих уроках разноуровневые задания, которые определяются разными вариантами, поддерживается также методом проектов (Джон Дьюи), который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Тем самым, формирую естественнонаучную грамотность обучающихся, то есть их способность использовать естественно-научные  знания для выделения и решения проблем, что позволяет решать задачу профильности обучения [4, с. 123]. Не забываю и о здоровьесбережении учащихся. Первичная заболеваемость всего населения в Самарской области выше в 1,3 раза, чем аналогичный показатель по России в целом. Здоровье учащихся за последние годы снижается, все чаще дети приобретают хронические заболевания. С учетом новых факторов развиваю дистанционное обучение, что важно для получения полноценного образования разных категорий учащихся (одаренных, любознательных, отстающих, имеющих проблемы со здоровьем). В 2014 году создала группу «ВКонтакте» для решения и обсуждения вопросов, для работы над проектами и исследовательскими работами. Нельзя забывать об избыточной информации, которой постоянно подвержены ученики, использующие современные гаджеты. Цель сайта – привлечь внимание учащихся к творческой деятельности. Напоминаю учащимся о конкурсах – «ВКонтакте». Технологии, методы и приёмы личностно-ориентированного подхода обучения адаптирую к индивидуальным особенностям учащихся, воспитываю самостоятельность, ответственность, самокритичность, помогаю развитию технического мышления у учащихся, вовлекаю каждого ученика в учебную деятельность, способствую развитию рефлексии учебной деятельности у школьников. Об этом свидетельствуют динамика количества участников Всероссийской предметной олимпиады школьного тура, рост участников исследовательской и проектной деятельности в различных конкурсах. Использование комплекса технологий, методов и приёмов необходимо для реализации ФГОС, так как они обеспечивают формирование метапредметных, предметных, личностных результатов обучения на основе проектно-исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, уровня обученности, динамика участников ЕГЭ, рост числа выпускников, выбирающих технические ВУЗы.
В результате повышается интерес учащихся к предмету (подтверждается  100% успеваемостью  и повышением уровня учебной мотивации и качества знаний в 9–11 классах в 2013–2016 учебных годах), мотивация к инженерно-технической, изобретательской и рационализаторской деятельности, образовательный и профессиональный уровни школьника в области естественных и технических наук.
Снизилось психологическое напряжение у учащихся на уроках, повысились качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся, формируется здоровьесберегающая среда. Все это способствует решению педагогических задач, позволяет прогнозировать результат и управлять педагогическим процессом, развиваются инновационные направления и формы работы по созданию ИКТ-продукта (презентаций, видеофильмов, интерактивных моделей) для детей с гуманитарными склонностями.
То есть сформировалась многоуровневая система массовых мероприятий, способствующих популяризации и поддержке научно-технического творчества: конкурсы, выставки, соревнования, конференции.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности [2, с. 81].
Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий и программ индивидуального обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и одарённых детей – это одна из проблем, которую необходимо решать при обеспечении индивидуализации образовательного процесса. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении цели: личностного и социального развития  с ограниченными возможностями здоровья и одарённых детей.
Решая поставленные задачи с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей, а также форм общения при построении образовательного процесса использую образовательные технологии, методы и методические приёмы, которые специализированы для развития определённых УУД для детей с проблемами здоровья: проектно-исследовательскую деятельность, технологию «критическое мышление», ИКТ-технологии, проблемный метод, технологию учебных ситуаций.
Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность повышает мотивацию и эффективность учебной деятельности [2, с. 33].
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Подобное построение образовательного процесса и выбор данных технологий, методов и приёмов обучения создаёт успешность в познавательной сфере, качеств и свойств личности. Веду уроки с компьютерной поддержкой, используя её, как средство при выполнении самостоятельной работы. Преимущества – выбор своего темпа изучения материала, что обеспечивает индивидуализацию процесса обучения. Учитель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую индивидуальную методику обучения.
Учащиеся индивидуального обучения нередко имеют избыток свободного времени и недостаток общения. Дистанционные олимпиады, конкурсы, виртуальные лаборатории позволяют «расширить» границы применения своих способностей. Для одаренных детей – возможность работать над интересной темой, задачей и одновременно консультироваться с учителем.
Школьники, обучающиеся по индивидуальной программе, имеют возможность создавать мини-проекты, участвовать в дистанционных конкурсах со своими исследовательскими проектами и принимать участие в социально-образовательных проектах. Например, при проведении Всероссийской акции 2016 года «Дистанция на дороге – безопасность движения» ученики К. и Ж. выступили со своими презентациями при проведении интерактивного урока. Траекторию индивидуальной программы обучения согласую с медицинским работником школы и психологом. Результатом этой работы является ежегодное поступление выпускников школы в технические ВУЗы, колледжи, лицеи.
Одним из условий ФГОС является поддержка индивидуальности и инициативы детей, целенаправленное формирование интереса к предмету поддержка любознательности и избирательности интересов [1, с. 11]. Образовательный процесс включает в себя работу кружков и клубов, которую необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития, это возможно только при тесном сотрудничестве с родителями учащихся или их законных представителей. Только в случае взаимодействия учителя, родителей, медицинского работника и психолога можно обеспечить индивидуальный подход, который означает, что работа в кружках и клубах организуется с учётом потребностей каждого ребенка с тем, чтобы каждый обучающийся мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи. Эффективность данной работы можно определить по количеству обучающихся в факультативах, кружках, организуемых учителем.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования индивидуализация обучения строится на основе уровневого подхода, то есть выделение ожидаемого уровня актуального развития обучающегося и ближайшей перспективы его развития [1, с. 14]. Такой подход позволяет определить динамическую картину развития ученика, поощрять продвижение его, выстраивать индивидуальную траекторию движения с учётом зоны ближайшего развития школьника, обеспечивать адресную работу педагога с различными категориями обучающихся. Изменение статуса ребенка из категории индивидуального обучения в категорию коллективного происходит без проблем и для класса и самого ученика.
Ключевые вопросы и результаты данной работы представлены в карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Дружаева Светлана Васильевна,

druzhaeva@gmail.com

МБОУ

школа № 42 г.о. Самара

school42.samara.ort.ru

учитель физики

высшей квалификационной категории,

классный руководитель

22 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и старшая школа, уроки физики.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – расширение коммуникативного пространства на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности через исследовательскую и проектную деятельность.

Актуальность обусловлена необходимостью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в процессе обучения физике в связи с ростом количества выпускников 911 классов, выбирающих технические специальности; разработки форм и методов развития физико-технического творчества разных групп учащихся при обучении физике.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования;

- надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении четырёх лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических, проектных конференций разного уровня

- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что способствует идеологии ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта требует особых материально-технических и организационно-методических затрат: лабораторное оборудование, обучение на курсах «Методологическое сопровождение научно-исследовательской деятельности учащихся».

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование исследовательской и проектной деятельности для развития технического творчества учащихся.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является воспитание ученика, который сам «архитектор и строитель» образовательного процесса, умеющий анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий, с развитым системным творческим мышлением, способный ставить и решать инновационные инженерно-технические задачи.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Противоречие между необходимостью формирования метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и ограниченными возможностями традиционной системы обучения; ростом значимости политехнической подготовки учащихся средней школы и отсутствием практических рекомендаций и методических разработок по развитию технического творчества для учащихся средней школы.  

Новое средство обучения: при переходе к образовательным стандартам второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке и вне его, менять требования к результатам, используя современное оборудование, связи с высшей школой, техническими лабораториями, не забывая о здоровьесбережении.

Новые условия образовательной деятельности.

Расширение коммуникативного пространства на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности через исследовательскую и проектную деятельность.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование современных образовательных технологий.

Сущность изменений заключается в том, что идеи системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения реализуются с помощью информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий, «обучения в сотрудничестве», метода проектов и исследовательской деятельности, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания изучаемого материала, менять виды и формы урока.

Организация учебного процесса. Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, интерактивных, активных и деятельностных методов обучения и методических приёмов позволяет вовлечь каждого обучающегося в учебную деятельность, сделать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя «успешным», что положительно сказывается на их мотивации.

6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна: расширение коммуникативного пространства на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности через исследовательскую и проектную деятельность.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски:

значительные затраты труда, времени педагога;

не все уроки и занятия можно проводить с использованием ИКТ, метода проектов и исследовательской деятельности.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Использование интерактивных, активных и деятельностных методов обучения и методических приёмов требует наличия образовательной среды с ее основными составляющими.

Физическая среда (аудитория с хорошим освещением, вместимостью, расположением рабочих мест, микроклиматом).

Психологическая среда (позитивные взаимоотношения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой).

Материальноя среда (компьютеры для учащихся, компьютер с программным обеспечением, лабораторное оборудование ).

Высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями.

Разработка программ внеурочной деятельности, элективных   курсов.

8. Результат изменений

1. Внешний субъективный результат:

оптимизация обучающихся при освоении основной образовательной программы основного общего образования по физике: положительная динамика в оценки знаний учащихся по итогам годовой аттестации за последние три года; высокие результаты ЕГЭ и ГИА (средний балл выше территориального и регионального значения за последние три года), наличие учащихся получивших свыше 80 баллов;

2. Внутренний субъективный результат:

интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности;

увеличение участников и победителей, призёров на окружных этапах Всероссийской олимпиады школьников, городской олимпиады «Гелиос», на окружных этапах научно-практической конференции «Первые шаги в науку», «Я исследователь», инженерного конкурса «Спутник» и других творческих конкурсах различных уровней.

Динамика творческих работ участников и призеров:

17 11 1

Участие в факультативах, кружках

17 11 2

9. Публикации о представленном ИПО

Сборник материалов Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Педагогическая статья» 25.04.2016 г.

Педагогическое мастерство: материалы II Международной панорамы современных педагогических идей. 19 декабря 2016 г. / гл. редактор А.В. Степанова. Чебоксары: ООО «Образовательный центр «Инициатива», 2016. 284 с.

Здоровое поколение международные ориентиры XXI века: сборник трудов XIV Международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Васильева, Л.Ю. Панариной, С.И. Зизиковой. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. 323 с.

Сборник статей VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения к.б.н., декана факультета естествознания КГПИ Галины Ивановны Смысловой.

Образование без границ: сборник трудов участников   Международного педагогического калейдоскопа Инновационных Идей (Казахстан-Россия), г. Саратов, 27 марта 2017 год / под ред. О.Н. Туркиной; изд. группа Р.Р. Рахманкулов, Г.А. Волкова. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2017. 345 с.

6. Более 30 публикаций уроков, внеурочных мероприятий и программ в сети Интернет:

https://infourok.ru/user/druzhaeva-svetlana-vasilevna

http://nsportal.ru/svetlana-druzhaeva

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Окружной конкурс профессионального мастерства «Воспитать человека 2016». Победитель, 2015 г.

2. Конкурс Губернатора Самарской области педагогическим работникам, наиболее успешно реализующим долгосрочные воспитательные проекты особой педагогической и общественной значимости. Победитель. 2016 г.

3. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года». Участник городского этапа. 2017 год.

4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин М.Н. ФГОС 7-9 Методическое пособие для учителя. Физика. УМК для основной школы. Эл. изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 9-18 с.
2. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. №7. 2000. Внеурочная работа по физике. / под ред. О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1983.
3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. 1995. № 6 С. 23–34.
4. Пахомова И.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.