sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.881.1.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© 2017

Дутова Н.Ф.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» с. Петровка м.р. Борский Самарской области (Россия)

Аннотация: Обновление содержания обучения требует новых форм и методов для формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. В статье рассматриваются образовательные технологии, которые способствует повышению познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: познавательная активность; образовательные технологии; проектная и исследовательская деятельность; инновация.

FORMATION OF INFORMATIVE PUPIL’S ACTIVITY

© 2017

Dutova N.F.,
teacher of Russian and literature
The public budgetary educational institution of the Samara region high comprehensive school «Educational Cente» Petrovka, Borskoe (Russia)

Abstract: Updating of content of training demands new forms and methods for formation from school students of methods of independent acquisition of knowledge, development of activity. In article an educational technology which promotes increase in informative and creative activity of pupils at the Russian and literature lessons are considered.
Keywords: informative activity; educational technologies; design and research activity; innovation.

Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и его динамичность развития кардинально изменили требования к образованию. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Одна из главных задач учителя – не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться» [1, с. 29].
Известно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Познавательная активность не является врождённой, она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека, и задача учителя заключается не в передаче учащимся максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы «научить учиться». Функция преподавателя – создание атмосферы, при которой учащиеся совместно с преподавателем активно работают, размышляют над процессом обучения, расширяют свои знания. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.
Н.В. Гоголь говорил: «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы». В этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы, потому что, только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его. Это главное в обучении языку [2, с. 173]. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Способствует формированию познавательной активности учащихся и проектная деятельность, которую я использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В процессе работы над проектом формируются метапредметные умения действовать не только по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию из максимально большего числа источников, уметь ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Предлагаю ученикам индивидуальные и групповые проекты. Выполнение проектов актуально на обобщающих уроках и при изучении обзорных тем. Это помогает охватить огромное количество информации, активизирует познавательную деятельность учащихся. Эффективность этого метода в том, что в основе лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
Чрезвычайно актуальным представляется поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым моделям обучения, когда учащийся поставлен в ситуацию получения знаний (приобретение умений и навыков) в процессе активного познания.
На уроках литературы ведущую роль отвожу углублённой исследовательской работе с текстом. В центре обсуждения находится сам текст с неповторимыми особенностями, главный акцент делается на выявление поэтики текста, определения специфики его художественной формы, жанра, стиля.
Исследовательская деятельность проводится мною на уроках и во внеурочной работе. Исследование помогает ученикам самостоятельно добывать знания, используя и печатные источники, и электронные носители информации, и Интернет. Работая над рефератами и научными трудами, учащиеся пополняют свой багаж знаний, самостоятельно совершают открытия, пусть незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного роста. Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию работ, сопоставимы с требованиями вузов, что обеспечивает хорошую подготовку к дальнейшему обучению выпускников. Студенты, мои выпускники, не раз благодарили меня за то, что у них не возникает проблем в написании курсовых и дипломных работ, так как основной принцип работы им хорошо известен.
Таким образом, исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы формирует базовые компетентности современного человека.
Одним из эффективных средств по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа с текстом; работа со справочными материалами; прием составления сводной таблицы. Интеграция вышеназванных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников – вот идеальное сочетание педагогических технологий, которые помогают мне решать образовательные задачи на современном этапе и учитывают точку зрения ученика. Одна из приоритетных задач современной школы – обеспечение доступного качественного образования, в том числе поэтапное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и адекватных им образовательных технологий.
Обучение на курсах повышения квалификации в рамках именного образовательного чека помогло мне выбрать те современные образовательные технологии, которые повышают качество обучения школьников, обеспечивают формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся.
Технология развития критического мышления позволяет осуществить интерактивное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, «насильно вести за руку», работа в коллективе заставляет ребёнка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал [3].
Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
– сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
– получить новую информацию;
– осмыслить ее;
– соотнести с уже имеющимися знаниями;
– искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Методы и приёмы обучения: практические работы, чтение с маркировкой (инсерт), вводная и аналитическая беседа, самоанализ деятельности
Средства обучения: заполнение кластеров, таблиц (знаю – не знаю), установление причинно-следственных связей между блоками информации, оформление «бортовых журналов», тонкие и толстые вопросы, логические цепочки, синквейн и др.
Применение технологии развития критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). Внедрение в практику преподавания русского языка и литературы описанных выше методов и приемов оказывает позитивное влияние на успеваемость и уровень обученности детей, повышает познавательную активность учащихся.
Данный инновационный опыт целесообразно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Дутова Наталья Федоровна

dutova_nf@mail.ru

 

ГБОУ СОШ с. Петровка

petrovka-school.borskoe.ru/

Учитель русского языка и литературы

27 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в интеграции образовательных технологий, интерактивных и деятельностных методов обучения в учебном процессе, которые позволяет повысить познавательную и творческую активность, формировать метапредметные результаты наиболее эффективно.

Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Использование инновационных   образовательных технологий в образовательном процессе способствует повышению познавательной и творческой активности на уроках русского языка и литературы.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в том, что познавательная активность формируется на протяжении всей сознательной жизни человека, и задача учителя заключается не в передаче учащимся максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы «научить учиться»;

- надёжность: может воспроизвести любой педагог;

- перспективность представляемого опыта заключается в соответствии идеологии нового Федерального государственного образовательного стандарта. Данный опыт используется мною на протяжении нескольких лет, передаётся другим педагогам, в том числе молодым.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется наличием определённой материально-технической базы, куда входит компьютер и программное обеспечение, а также наличие Интернета в кабинете.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование познавательной и творческой активности учащихся.

 

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление эффективных технологий, которые на основе системно-деятельностного подхода способствуют повышению познавательной активности учащихся, развитию личности ребенка.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Современные школьники теряют интерес к изучению учебных дисциплин, что приводит к снижению качества знаний по предмету. Максимальное развитие способностей школьников, эффективное формирование универсальных учебных действий, творческого потенциала обучающихся возможно только при высокой мотивации.

Существует несколько причин данного противоречия: доминирование в образовательном процессе современной школы устаревших педагогических технологий, которые не соответствуют уровню информационной компетентности учащихся, их внутренним потребностям; динамическое увеличение информационного потока, в котором учащиеся зачастую теряются; разный уровень сформированности навыков самостоятельной работы с информацией.

Новое средство обучения – использование технологии развития критического мышления, дистанционных образовательных технологий, а также исследовательской деятельности по учебному предмету.

Новые условия образовательной деятельности – активные формы работы на уроке, групповая работа, работа в парах, дистанционное обучение.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ:

технология развития критического мышления;

дистанционные образовательные технологии;

исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время.

Организация учебного процесса.

Сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников – вот идеальное сочетание педагогических технологий, которые помогают мне решать образовательные задачи на современном этапе и учитывают точку зрения ученика.

Технология развития критического мышления позволяет осуществить интерактивное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, «насильно вести за руку», работа в коллективе заставляет ребёнка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Дистанционные образовательные технологии это инструмент для реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода обучения. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения. Одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления.

Исследовательская деятельность проводится мною не только на уроках, но и во внеурочной работе. Такая работа помогает ученикам самостоятельно добывать знания, используя и печатные источники, и электронные носители информации, и Интернет. Работая над рефератами и научными трудами, учащиеся не только пополняют свой багаж знаний, но и самостоятельно совершают открытия, пусть незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного роста. Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию работ, сопоставимы с требованиями вузов, что обеспечивает хорошую подготовку к дальнейшему обучению выпускников.

Таким образом, исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы формирует базовые компетентности современного человека:

информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Применение СОТ способствуют формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). Внедрение в практику преподавания русского языка и литературы современных методов и приемов оказывает позитивное влияние на успеваемость и уровень обученности детей, повышает познавательную активность учащихся.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски

применение активных методов требует перестройки традиционной системы обучения;

значительные затраты труда, времени педагога;

не все уроки можно проводить с использованием данных технологий.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

системное использование активных форм и методов на всех этапах образовательного процесса;

системное использование ИКТ-технологий в образовательном процессе;

прохождение курсов повышения квалификации «Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»;

наличие ПК с выходом в Интернет.

8. Результат изменений

Результатом изменений служит позитивная динамика итогов (средний балл) учебной деятельности обучающихся:

по литературе стабильно высокий от 4,0 до 4,8 баллов,

по русскому языку – от 3,9 до 4,6 баллов.

Средний балл по результатам ЕГЭ в 2014 г. и 2015 г. выше показателей окружного и областного значений.

По результатам ГИА в 9 классе в 2016 году 3 выпускника набрали высший балл по русскому языку.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий способствует достижению следующих положительных результатов:

  1. 1.Повышение уровня внутренней мотивации к изучению русского языка и литературы.
  2. 2.Преобладание внутренней мотивации над внешней ("Методика диагностики направленности учебной мотивации" (Дубовицкая Т.Д.))
  3. 3.Отсутствие неуспевающих по русскому языку и литературе;
  4. 4.Наличие призёров на окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, победителей и призёров на областных этапах научно-практических конференций, призёров, победителей, лауреатов творческих конкурсов различных уровней, в том числе всероссийского и международного.

Важный результат – приобщение учащихся к самостоятельному исследованию, их умение работать с различными источниками информации, создавать собственные тексты. Это обусловило активизацию исследовательской деятельности учащихся.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Дутова Н.Ф. Исследовательская работа учащихся по литературе: методическое пособие Самара, «Центр НОТ», 2010. 48 с. УДК 811.161.1 ББК 81.2 Рус

2. Дутова Н.Ф. Тренировочные тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: Тренировочные материалы. Борское, 2011. 58 с. УДК 811.161.1 (075.3) ББК 81.2 Рус - 922

3. Дутова Н.Ф. Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий: методическое пособие. Самара, «Центр НОТ», 2012. 25 с. ББК 81.2 Ря 72

4. Социальное проектирование как форма музейной педагогики // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»: Материалы конференции: Часть 1. Самара, ООО «Глагол», 2013 240 с. ББК 79.103 М 34 ISBN 978-5-902885-56-5

5. Дутова Н.Ф. День Победы: методическое пособие. Самара, «Центр НОТ», 2015. 52 с. ББК 74.200.50

6. Работа с одарёнными детьми на уроке литературы // Всероссийский журнал «Педагогический опыт», 2014. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-64783 www.pedopyt.ru

7. Работа с талантливыми и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы // Всероссийский электронный журнал «Педагогическое мастерство», 2015. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-59713 www.pedm.ru

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Победитель ПНПО в 2017 г.

2. Победитель ПНПО в 2009 г.

3. Победитель окружного конкурса педагогического мастерства «Самая классная классная!!!» в 2012 г.

2. Победитель всероссийского конкурса методических материалов «Здравствуй, школа!» в 2013 г.

3. Призёр окружного конкурса профессионального мастерства на лучшую методическую разработку в 2014 г.

4. Победитель конкурса методических разработок на Международном Современном Учительском Портале в 2014 г.

5. Призёр окружного конкурса методических материалов «Толерантный мир» в 2015 г.

1. Финалист конкурса профессионального мастерства «Учитель года Юго-Восточного образовательного округа – 2008».

Таким образом, для выполнения учебных предметных программ применяю деятельностный метод обучения. Он позволяет использовать различные образовательные технологии. Используемые мною технологии позволяют оживить сам процесс познания; повысить положительную мотивацию учения. В результате у детей повышается познавательная активность,  возникает удивление, любопытство, интерес, желание учиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
2. Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Настольная книга учителя русского языка. 5–11 класс. М.: Эксмо, 2007. 492 с.
3. Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе [Электронный ресурс] http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ (дата обращения: 28.03.2017).