sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© 2017

Зимина О.П.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 13 г.о. Чапаевск Самарской области (Россия)

Аннотация: Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информа¬цию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В статье рассматривается использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе, при этом лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.
Ключевые слова: метод проектов; проектная деятельность; общеучебные умения; универсальные учебные действия; возрастные и психолого-физиологические особенности.

THE USE OF PROJECT-BASED LEARNING TO FORM THE CREATIVE PERSONALITY OF STUDENTS

© 2017

Zimina O.P.,
teacher of primary school
school № 13, Chapaevsk, Samara Region (Russia)

Abstract: An important task of the modern school is the development of creative thinking and the productive activity of students. The use of techniques and methods that form the ability to get new knowledge independently, collect the necessary information, the ability to put forward hypotheses draw conclusions and still be relevant. The article considers the use of project-based learning for the formation of the creative personality of students. After all, it is in the process of correct independent work on the creation of a project that a child learns to work both independently and in a team. This way the intellectual culture of the students is best formed, and their creative abilities also develop.
Keywords: project-based learning; project activity; general educational skills; universal learning activities; age and psychological and physiological feature.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. Метод проектов дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Долгое время метод проектов использовался только на уроках технологии. А с переходом на новые образовательные стандарты [1] появилась возможность применять этот метод и на других уроках, так как на это отводится время в учебном плане. Все выполненные проекты ученики представляют в классе, обсуждают, анализируют работы друг друга.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2, с. 34].
Основоположником педагогического метода проектов считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Именно этот американский ученый предложил обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и цели.
Последователь Джона Дьюи – профессор педагогики Уильям Килпатрик посвятил этой теме свою книгу «Метод проектов».
В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
На рубеже 1910–1920 гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.
Проект (от латинского projectus) буквально – брошенный вперед, замысел, план. Метод (от греческого methodos) – путь, исследование, теория, учение.
Главной целью работы над любым проектом является реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках [3, с. 96].
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта (работы) [4, с. 55].
Целью проектной деятельности является развитие личности ребёнка и общеучебных умений (социальных, коммуникативных, мыслительных, исследовательских).
Социальные: умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.
Коммуникативные: слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
Мыслительные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
Исследовательские: наблюдение, проведение эксперимента, анкетирование, обработка статистических данных.
При выполнении проектов у младших школьников формируются универсальные учебные действия. Ребята учатся определять цель деятельности, планировать, выполнять действия и операции, соотносить результат с целью, контролировать свои действия, проводить наблюдения, ставить эксперименты, строить простые модели объектов.
Доминирующей в проекте деятельностью является: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса ли школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого завершения.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. По числу участников может быть индивидуальным, парным, групповым.
Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.
Взаимодействуя в группах, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми. Это могут быть поделки, рисунки, макеты, модели, газеты, игры, викторины, спектакли, танцы.
При работе над проектами роль учителя определяется, как направляющая, корректирующая и стимулирующая. Она заключается в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.
В младшем школьном возрасте требуется помощь родителей при выполнении проектов, они выступают в роли единомышленников, которые помогают учащимся найти информацию, разбить объём работы на части, определить сроки выполнения, подсказать правила оформления документов, участвовать в подготовке презентаций.
Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классе могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело). Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.
Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает предметные и метапредметные результаты.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, услышать похвалу в свой адрес и получить достойную награду. Проектная деятельность – это метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности [5].
Роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит – работает на социализацию личности ученика.
Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной проектно-исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Основные идеи и результаты опыта работы представлены в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Зимина Ольга Павловна

zimolga16@yandex.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 13 г.о. Чапаевск

Самарской области

Учитель

начальных классов высшей квалификационной                         категории, классный                   руководитель

29 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

Актуальность.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования;

- надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: ежегодно количество ребят, принимающих участие в городском и окружном конкурсе проектов, в научно-практических конференциях, увеличивается, повышается уровень подготовки учащихся, что позволяет им становиться победителями и призерами;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что проектное обучение позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению, что способствует идеологии ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует больших материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание новых условий образовательной деятельности.

Метод проектов педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информа­цию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Значит задача школы – воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых зачастую непредсказуемых условиях. Для этого необходимо сделать творческим обучение, без которого невозможно развитие у школьников механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению.

Новое средство обучения при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять требования к результатам обучения. Формирование способности и готовности к проектно-исследовательской деятельности позволит повысить эффективность учебно-образовательного процесса.

Новые условия образовательной деятельности. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. Младшие школьники по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя новые знания. Поэтому учитель должен поддерживать стремления ребёнка к самостоятельной познавательной деятельности, способствовать развитию интереса к творчеству, развитию познавательной активности, при этом использовать поисково-исследовательские методы и учитывать образовательные запросы учащихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Формирование мотивации и развитие универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности позволит повысить познавательную активность учащихся, организовать процесс обучения на деятельностной основе, будет способствовать развитию учащихся как субъектов учебной деятельности.

Организация учебного процесса.

Обучение проведению проектных исследований младших школьников способствует:

– развитию творческой исследовательской активности детей;

– стимулированию у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

– развитию навыков коллективной проектной деятельности и решению специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
– формированию у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
– развитию социально-психологических качеств личности.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Значимость метода проекта в образовательной деятельности заключается прежде всего в том, что в детях активизируется их личная заинтересованность в получении новых знаний, в получении новой информации, необходимой для их настоящей и дальнейшей жизни, для их творчества. Решаемая проектом проблема должна быть близка к реальной жизни, знакома и актуальна для ребенка. Работа над проектом – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной и межпредметной деятельности.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски:

значительные затраты труда, времени педагога;

не все уроки можно проводить с использованием метода проектов.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Реализация проектного метода в процессе обучения требует от учителя:

организаторского, творческого мастерства;

знания возрастных и психологических особенностей, обучающихся и современных образовательных технологий;

знания методических аспектов технологий основоположников метода проектов Джона Дьюи и В. Кильпатрика, Селевко Г.К. «Саморазвитие личности», В.К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении», технологии деятельностного обучения;

освоение педагогом сущности проектно-исследовательского метода через изучение педагогической, психологической, методической литературы;

владение педагогом и учащимися ИКТ-технологиями;

готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег.

Наличие необходимой материально-технической базы.

8. Результат изменений

За период использования данной технологии в урочное и во внеурочное время наблюдается повышение интереса к обучению и высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности.

Для выявления уровня мотивации к учению мной использовалась методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации», которая состоит из двух частей:

– Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе?”

– Анализ ответов учащихся на 10 вопросов анкеты.

Срез делался в начале каждого учебного года и в конце.

Представляю в виде диаграммы результаты изменения уровня учебной мотивации на конец каждого учебного года в классах, в которых я работаю:

17 13 1

Наблюдается позитивная динамика учебных достижений, обучающихся:

рост «качества знаний» при 100 %-ной успеваемости с 68% до 72% по русскому языку и с 80% до 84 % по литературному чтению в 4в классе и высокий результат обучения в 3а классе: русский язык – 92% качества; математика – 96% качества; литературное чтение – 100% качества, окружающий мир – 100%.

Ежегодно количество ребят, принимающих участие в городском и окружном конкурсе проектов, в научно-практических конференциях, увеличивается, повышается уровень подготовки учащихся, что позволяет им становиться победителями и призерами.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования // Международный научный журнал «Образование и воспитание» № 4. 2016. Казань: ООО «Издательство Молодой учёный», 2016. 73 с.

2. Методическая разработка творческой мастерской: Создание коллективного проекта «Белеет парус одинокий» // Сборник «Материалы окружного фестиваля «Гонимый миром странник, но с русскою душою…».Приложение к газете «Вестник образования Юго-Западного образовательного округа, Методический сборник «Поделюсь опытом» № 2, 2014, г.о. Чапаевск.

3. Методическое пособие «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся» (обобщение педагогического опыта), / составитель: Зимина О.П. Чапаевск, 2015. 38 с.

4. Конспект урока по литературному чтению «Путешествие по волшебным сказкам», Методический сборник для педагогов «Поделюсь опытом: Создание творчески развивающей и здровьесберегающей среды школы», Приложение к газете «Вестник образования Юго-Западного образовательного округа Методический сборник «Поделюсь опытом» № 2, 2013, г.о. Чапаевск. 44 с.

10. Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Окружной конкурс «Лидер в образовании – 2013» в номинации «Учитель городской школы». Победитель. 2013 год.

2. Окружной конкурс программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. Победитель. 2015 год.

3.Окружной конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель» в номинации «Классный руководитель 1-4 классов». Призёр. 2016 год.

4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Шликене Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. 2008. № 9.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. 2004. № 2.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Журнал «Начальная школа», № 9, 2005.
5. Проект совместной деятельности школы с родителями учащихся // Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» [Электронный ресурс] URL: ttp://www.menobr.ru/materials/47/29292/#4