sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.31

ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2017

Кириллова Г.А.,
учитель начальных классов высшей категории
ГБОУ СОШ № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы м.р. Кинель-Черкасский Самарской области, (Россия)

Аннотация: Требования ФГОС нового поколения предполагают в качестве основного результата обучения в школе овладение обучающимися набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. В настоящее время в образовательном процессе усиливается субъектная позиция самого учащегося. В статье рассказывается о проектно-задачной технологии (ПЗТО) как об оптимальном способе вести последовательную работу в данном направлении. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Ключевые слова: ПЗТО (проектно-задачная технология обучения); метапредметные компетенции; универсальные учебные действия; коллективные формы взаимодействия детей; системно-деятельностный подход; интеграция уроков.

IMPLEMENTATION OF PROJECT GOALS AS A SPECIAL FORM OF LEARNING ACTIVITIES FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN

© 2017

Kirillova G.A.,
a primary school teacher of the highest qualification category
State General School № 2 «Educational center» Kinel-Cherkassy, Samara region (Russia)

Abstract: The requirements of FSES (The Federal State Educational Standards) of a new generation assume acquisition of a set of universal learning activities by students, allowing to set and solve vital and professional tasks as the main result of teaching in school. Today the subjective position of a student has been increasing in the educational process. The paper deals with The Project Goals Technology as an optimal way to lead consecutive work in this field. In the process of solving the project goals system in primary school, students develop the following universal learning activities: regulative, cognitive, communicative.
Keywords: The Project Goals Learning Technology; meta-subject competencies; universal learning activities; collective ways of children interaction; system-activity approach; lesson integration.

С 2015 года Кинель-Черкасская школа № 2 является инновационной площадкой по реализации проекта «Модель организации образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальный прогресс УУД обучающихся посредством применения проектно-задачной технологии обучения, в условиях образовательного комплекса».
Одним из ведущих направлений «ПЗТО», является выполнение межпредметных заданий и интеграция уроков.
В практике педагога нашли свое отражение идеи кандидата педагогических наук А.Б. Воронцова, раскрывающие теоретические и практические аспекты ПЗТО:
– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике;
– взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
– научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной среды), то есть выделять существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи);
– сформировать ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки.
Сформулированная педагогическая идея реализуется через применение ПЗТО, что позволяет обеспечить достижение образовательных результатов.
Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с учителем, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.
Поэтому для проектных задач предусмотрено специальное время в рабочих программах по учебным предметам. Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач становятся: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; оценка деятельности на каждом этапе.
Применение проектных задач позволяет интегрировать уроки математики, русского языка и литературного чтения с окружающим миром. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, так как в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.
Для достижения высоких предметных и метапредметных результатов также разработаны одновозрастные и разновозрастные межпредметные проектные задачи: «Россия – Родина моя», «Новый год в разных странах», «Мой край родной», «Роботы в нашей жизни», «Парад Победы», которые представлены в методическом пособии, на различных семинарах и на курсах повышения квалификации.
Дети при решении поставленных задач не просто осуществляют отбор материала, но и выполняют его преобразование. Работая в группах, они создают свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации продукта более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Одним из важных результатов применения технологии «ПЗТО» – это достижение высоких предметных и метапредметных результатов. Для достижения этих результатов проектные задачи позволяют выйти за границы урока и расширить возможности внеурочных форм образования, а также внеучебных видов деятельности.
Опыт работы по данному направлению представляю в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника   Приоритетного национального проекта "Образование"

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Кириллова Галина Александровна

Kirillova.G.A@yandex.ru

ГБОУ Самарской области СОШ № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы м.р. Кинель-Черкасский Самарской области www:shkola2.priemnaya@yandex.ru

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель

27 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта. Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с учителем, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.  

Эффективность:

- потенциальная полезность: достижение высоких предметных и метапредметных результатов. Для достижения этих результатов проектные задачи позволяют выйти за границы урока и расширить возможности внеурочных форм образования, а также внеучебных видов деятельности;

- надёжность: ПЗТО задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи;

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основу составляют современные образовательные технологии, которые соответствуют логике ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Для освоения опыта требуется принтер, бумага, раздаточный материал.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность обучающихся в начальной школе.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Внедрение проектных задач как особой формы учебной деятельности младших школьников.

3. Ведущая педагогическая идея

Определила для себя следующую ведущую идею представляемого инновационного опыта: формировать метапредметные компетенции, умение учиться и достижение универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения общеобразовательных программ.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. В последние годы проблему развития учащихся в учебном процессе в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Заметим, однако, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования проектных задач как особой формы учебной деятельности младших школьников.

Новое средство обучения: при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам, используя проектно-задачную технологию.

Новые условия образовательной деятельности: необходимы следующие составляющие развития личностных качеств ученика:

1. Формирование комплекса УУД из четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного.

2. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.

3. Ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и учителя как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Особенностью уроков с применением ПЗТО являются следующие компоненты:

Компоненты

Содержание

Отсутствие эмоционального напряжения

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, оригинальность заданий и задач, использование проблемных творческих заданий.

Создание благоприятного психологического климата

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.

Использование ТСО как средства интерактивного обучения

Интерактивные элементы позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, самостоятельно выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую).

Личностно ориентированное обучение

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки обучения в сотрудничестве.

Рефлексия

Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Организация учебного процесса

Для выявления у учащихся умений применять способы действий, средства и приёмы за пределами стандартной формы, в ситуациях, приближенных к реальным.

ПЗТО задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Учит способу проектирования через специально разработанные задания. Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда требуют переконструирования.

Методы решения проектных задач:

– работа в микрогруппах;

– проблемно-поисковый;

– решения творческих заданий.

Формы:

– практические задания;

– деловая игра;

– проекты (групповые и индивидуальные);

– доклад с презентацией;

– творческие задания;

– комплекс проблемных ситуаций.

6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Использование ПЗТО позволяет формировать универсальные учебные действия, используя групповую работу учащихся, формировать у учащихся положительное отношение к учению. Основной тезис ПЗ: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски

– значительные затраты времени педагога для разработки проектных задач;

– не все уроки можно проводить с использованием проектно-задачной технологии.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

– активное использование коллективных форм работы;

– принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

– изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

– прохождение курсов повышения квалификации, связанные с данной темой;

– создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

8. Результат изменений

В результате применения технологии «ПЗТО» мои обучающиеся стали более самостоятельными, коммуникативными, а также получили опыт разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, вырос интерес к изучаемым предметам при одновременном усилении учебной мотивации учащихся.

17 14 1

По результатам диагностик учащиеся показывают высокие результаты сформированности УУД, что можно видеть на диаграмме.

По результатам методики эмоционального отношения к учению И.Д. Спилберга можно проследить положительную динамику эмоционального отношения к учению по трём параметрам:

– познавательная активность учащихся с 2013–2014 учебного года по 2015-2016 учебный год возросла на 9%;

– тревожное отношение к учению снизилось с 22% до 18%;

– негативное переживание снизилось с 10% до 5%.

17 14 2

Общий уровень эмоционального отношения к учению соответствует продуктивному уровню, то есть ученики настроены учиться, получать положительные результаты.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Сценарий проведения межпредметной проектной задачи «Мой край родной» в 3-х классах. Электронная публикация http://kopilkaurokov.ru

2. Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса Электронная публикация http://nsportal.ru

3. Методическое пособие «Сценарии проектных задач».

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Всероссийский конкурс учителей. Номинация: «Современные образовательные технологии» Педагогическая разработка «Проектная задача «Россия – Родина моя». Диплом победителя I степени.

2. Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Сказка в развитии патриотических чувств у детей младшего школьного возраста». Диплом победителя I степени.

3. Окружной конкурс общественного признания «Золотой фонд образования».

4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
2. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. Глазов, 2012. 144 с.
3. Проектные задачи в начальной школе: методические материалы для учителя / авт.-сост. В.В. Улитко. Тирасполь: Гиро, 2014. 64 с.