sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.31

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2017

Кулагина О.Ю.,  
учитель физики высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 8  п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Аннотация: Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения мотивации к обучению учащихся, повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Ключевые слова: физика; процесс обучения; мотивация; технологии; обучаю¬щиеся; формы обучения.

INCREASING MOTIVATION IN PHYSICS LESSONS AND DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES THROUGH THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

© 2017

Kulagina O.Yu.,
physics teacher of the highest qualification category
State budget educational institution Secondary School № 8 urban village Alexeevka g.o. Kinel Samara Region (Russia)

Abstract: Modern educational technology can be seen as a key condition for increasing the motivation for learning of students, improving the quality of education, reduce the burden of students, more efficient use of training time.
Keywords: physics; the learning process; motivation; technologies; learning; learning.

Ведущей идеей в моей педагогической деятельности является повышение уровня мотивации к учению на основе использования современных образовательных технологий. Так как в государстве все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных, опыт по активации мыслительной и творческой деятельности обучающихся, по повышению мотивации к учению является актуальным и значимым на сегодняшний день. Центральное место в моей системе занимает УЧЕНИК, его способности, индивидуальность, духовный мир. Каждому от природы даны способности и склонности, и моя основная задача – развивать их, формировать личность со всеми присущими ей качествами и особенностями. Чтобы у школьников было желание изучать предмет, нужно сделать урок современным и увлекательным.
В своей практике использую следующие современные образовательные технологии, направленные на формирование интереса учащихся к изучаемому предмету: технология проектного обучения, технология дифференцированного (разноуровнего) обучения, технология критического мышления, игровые технологии, технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию, здоровьесберегающую технологию, информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы. Подробнее сообщу об использовании информационных технологий и ЭОР и проектно-исследовательской технологии.
Одним из элементов современного образовательного процесса, представляющим богатейшие возможности для мотивации к учебе и активизации учебно-познавательной деятельности, являются информационные технологии и ЭОР. После обучения на курсах повышения квалификации «Информационно-образовательная среда основной школы. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике» по освоению ИКТ и ЭОР я поняла, что они дают огромные возможности для повышения эффективности преподавания физики.
С помощью компьютера осуществляю текущий контроль деятельности ученика, влияю на степень усвоения знаний, делаю процесс обучения более индивидуальным. При изучении физики компьютер дает возможность эксперимента, реально неосуществимого на практике, виртуального физического эксперимента (опыты по молекулярной физике, ядерной физике, опыты, требующие сложного оборудования, опыты, которые невозможно провести по технике безопасности). Кроме того, показываю научно-популярные фильмы, раскрывающие связь с жизнью.
Информационно-коммуникативные технологии использую:  
1) при объяснении нового материала;
2) при организации самостоятельной работы ученика на уроке;
3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ;
4) при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения.
Во время уроков использую серию «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» для 7-11 классов по физике, «Виртуальный наставник. Физика 7-9», «Открытая физика 1.1.Образовательная коллекция», «Физика 11. Электронное приложение к учебнику Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева», «Дидактический и раздаточный материал 7-9 классы, базу дифференцированных заданий, разноуровневых карточек» и др. Разрабатываю сама и применяю на уроках  тестовые задания в программе PowerPoint с автоматическим получением результата, что позволяет сразу проверить уровень усвоения пройденного материала. Создаю и также применяю на уроках презентации, использую ресурсы сети Интернета. Индивидуальная работа продолжается дома. Почти у каждого ученика подключена программа «Скайп», через нее мы общаемся с детьми во внеурочное время, они могут задать вопрос по домашнему заданию, по теоретическому материалу, идет проверка тестов, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. В своей работе с учениками, комбинирую ИКТ и технологию уровневой дифференциации используя интернет-ресурсы, с 2009 году создаю группы-консультации со своими учениками в социальной сети «ВКонтакте», по параллелям, для решения и обсуждения проблемных и интересующих их вопросов, заданий. Также на сайте школы размещена моя страничка, где родители, коллеги могут познакомиться с моей методической деятельностью, ученики, их родители и другие учителя могут найти там дополнительный материал для подготовки к урокам. Ребята ищут информацию, обрабатывают ее, выделяют главное, нужное, посещают также и мой предметный сайт, созданный в 2010 году.
На уроках и во внеурочной деятельности я широко использую учебные ЭОР: электронные учебники, цифровые библиотеки наглядных пособий, виртуальные лаборатории, онлайн-тестирование, программы для изучения различных видов движения, интерактивные модели процессов и явления «Живая физика», коллекции презентации, коллекции видеоматериалов, мультимедийные приложения к урокам, интерактивную доску. Во время такой деятельности активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видеодействия, возможность оперативного получения информации, в том числе из сети Интернет. Включение мною в процесс обучения аудио- и видеосредств, использование виртуальных лабораторий позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе. Видео, мультимедийные презентации как средство информации играют немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких кадров, изображающих различные физические явления, технические приборы, процессы изменения природы, исторические события, открытия физических законов, изображения ученых-физиков, а также проведение экспериментов и опытов, даёт простор детской фантазии, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает учащихся новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания, повышает мотивацию к обучению. В апреле 2016 года на курсах повышения квалификации «Разработка электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ» в СИПКРО мной был разработан электронный образовательный ресурс для дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ по разделу физики «Механика», который эффективно используется в системе. ИКТ и ЭОР формирует личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативным УУД, так как осуществляют мотивацию образовательной деятельности школьников, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений (ЛУУД); обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности (РУУД); включают общеучебные, логические, знаково-символические учебные действия (ПУУД); обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (КУУД).
В своей работе также использую проектно-исследовательскую технологию, считаю её одним из эффективнейших способов мотивации познавательной деятельностью, развития творческих способностей учащихся. Во время творческой, экспериментальной работы на уроке физики, а также и во внеурочное время создаю возможность пробуждения заинтересованности учащихся к исследованиям, к проектной деятельности. Эта технология позволяет обучающимся развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативным УУД через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности, способам представления изученного материала и представленной мной возможности учащимся, работать над проектом как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом в физике интересна тем, что позволяет проверить свои исследования экспериментом. Наша сельская школа имеет, к сожалению, старое, не обновляемое оборудование. Изготавливая с ребятами различные приборы-проекты по физике и проводя на их базе различные исследования, я вижу, что ребята заинтересовываются изучением физики, их познавательная активность растёт, что ведёт к повышению мотивации к учению. Обучающиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку. С ребятами из разных классов были подготовлены индивидуальные и групповые учебные проекты: прибор-проект «Нитяной маятник с песочницей», «Прибор-проект для демонстрации тепловых явлений», «Прибор-проект для демонстрации реактивного движения», прибор-проект «Перископ», «Прибор-проект для демонстрации инерции и инертности»,  прибор-проект «Пружинный маятник», прибор-проект «Каскад математических маятников», «Прибор-проект  для демонстрации закона сохранения импульса», «Прибор-проект катушка Тесла», «Прибор-проект для оцифровки старых фотографий» и др., также исследовательские работы, например: «Исследование движения тела в вязкой жидкости», «Исследование зависимости показателя преломления  жидкости от концентрации вещества в растворе», «Нейтринно-антинейтринные осцилляции в атмосфере», «Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения воды от наличия примесей и от температуры», «Современные проблемы в физике микромира» и др. Привлекаю учащихся к работе в студенческих лабораториях СГСПУ, СГСХА, что позволяет более глубоко раскрыть тему проекта, провести исследование на основе своего проекта и как результат, защитить проект на конференциях окружного, областного уровней, всероссийского уровней. Проблемно-диалогический характер процесса познания осуществляю на основе широкого использования индивидуальных и групповых форм работы детей. Принципиально важным является то, что этот метод позволяет поставить ребенка в позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками и др. Привлекаю учащихся к работе в студенческих лабораториях СГСПУ, что позволяет более глубоко раскрыть тему проекта, провести исследование на основе своего проекта и как результат, защитить проект на конференциях окружного, областного уровней, всероссийского уровней.
Физика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные учениками на уроках физики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной, правильно поставленной и систематически проводимой внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В 2014 году на базе нашей школы было создано научное общество обучающихся (НОО) «Созвездие», в НОО 8 предметных секций. Я являюсь руководителем научного общества обучающихся, а также научным руководителем своей предметной секции «Физика». С ребятами, входящими в состав НОО в секцию «Физика», кроме того что мы работаем над различными проектами и исследованиями, мы ещё  совершаем поездки в музеи и лаборатории СГСПУ (ПГСГА), в музей занимательных наук «Мёбиус», в парк «Галилео», лаборатории СамГУПС, проводим встречи с интересными людьми, преподавателями вузов и др. Ребята вдохновляются, у них возникает стремление и желание к новым исследованиям.
Опыт своей работы считаю целесообразным представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника   Приоритетного национального проекта «Образование»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Кулагина

Ольга Юрьевна

olgamou@yandex.ru

ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель

http://school8kinel.narod.ru/index.html

Учитель физики

18 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: содержание, методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в оптимизации учебного процесса, саморазвития личности, дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, а также в обеспечении высокого качества обучения, необходимого для самореализации учащихся.

Актуальность: использование современных образовательных технологий в образовательном процессе способствует повышению мотивации к учению на уроках физики. Так как в государстве все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных, опыт по активации мыслительной и творческой деятельности обучающихся, по повышению мотивации к учению является актуальным и значимым на сегодняшний день.

Эффективность:

-потенциальная полезность заключается в освоении учащимися конкретных методов и способов учебно-познавательной деятельности, позволяющих переносить полученные знания по предмету в повседневную жизнь;

- надёжность:

1) апробация опыта подтвердила:

а) позитивную динамику качества обучения учебной деятельности обучающихся;

б) рост количества участников предметных олимпиад и конференций различных уровней;

в) повышение качественных показателей олимпиад и конференций;

г) стабильно высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по физике;

д) поступление обучающихся в желаемые вузы нашей страны на бюджетной основе;

2) обобщение опыта представлено в публикациях собственного педагогического опыта в методических изданиях разного уровня для неограниченного использования педагогами в работе;

3) наличие авторских пособий, отражающих сущность моего педагогического опыта (в том числе и монографии);

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный поход, что соответствует концепции ФГОС ООО.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов, а также наличием определённой материально-технической базы, куда входит:

– наличие банка занимательных задач, классифицированных по темам и классам;

– наличие тестов, классифицированных по темам и классам;

– наличие презентаций к урокам, классифицированных по темам и классам;

наличие кабинета физики, оснащённого проектором, ноутбуком, документ-камерой;

программное обеспечение;

наличие Интернета в кабинете физике (школе).

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по физике.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Повышение мотивации на уроках физики и во время внеурочной деятельности через использование современных образовательных технологий.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей в моей педагогической деятельности является повышение уровня мотивации к учению на основе использования современных образовательных технологий.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия между:

необходимостью делать акцент на системно-деятельностном характере обучения школьников и невозможностью данного характера обучения при организации процесса образования в рамках традиционного подхода;

необходимостью развивать у учащихся интерес к изучению физики и отсутствием устойчивой учебной моти­вации к учению;

между свойственными школьникам стратегиям познания и стратегиями обучения, присущим учителю.

Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам.

Новые условия образовательной деятельности. Формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Организация учебного процесса.

Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся моя педагогическая деятельность, ориентированная на достижение высоких предметных и метапредметных результатов, ведётся со стремлением создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:

обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе современных эффективных, личностно-ориентированных образовательных технологий;

неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;

взаимосвязь урочного и внеурочного предметного обучения, в результате которой выпускник получает прочные знания по предмету и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;

интеграцию содержания физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;

перевод учащегося в режим самообразования;

развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.

Организация учебного процесса.

Задачей в достижении повышения результатов образования является формирование мотивации к обучению. Повышению положительной мотивации к учению был и остается урок, он обладает мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты. В своей педагогической деятельности для повышения мотивации к обучению на уроках осуществляю с помощью технологий:

1) информационные технологии и ЭОР;

2) технолгия проблемного обучения;

3) проектно-исследовательская технология;

4) игровые технологии;

5) технология дифференцированного (разноуровнего) обучения;

6) технология критического мышления;

7) здоровьесберегающий подход в обучении.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Использование различных технологий направлено не только на повышение качества образования, но и на повышение мотивации учащихся, уверенности в необходимости применения физических знаний в жизни.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость: значительные затраты времени и труда педагога для разработки структуры урока (структурных схем, составление набора ключевых задач и разноуровневых заданий);

Риски: зависимость от работы компьютерного обеспечения, а также на определенных уроках сети Интернет.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для реализации опыта требуется:

– принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения;

– разработка системы уроков с включением активных методов обучения;

– создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам;

–высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями;

– прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой;

– системное использование ИКТ-технологий на всех этапах образовательного мероприятия;

– наличие ПК с выходом в Интернет.

8. Результат изменений

Использование вышеперечисленных технологий способствовало активизации познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации учения. Проведя повторное анкетирование среди тех же учащихся по методике изучения мотивации обучения подростков М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой в 2015-2016 учебном году, я получила положительные результаты, произошло повышение мотивации. Возросло количество учащихся, которые стали выбирать физику для сдачи ЕГЭ. Учащиеся, выбравшие ЕГЭ по физике, подтверждают свои знания, с 2001 года нет неуспевающих учеников по результатам экзаменов, школьный средний балл как по ЕГЭ выше и окружного среднего балла, и регионального, несмотря на то, что наша сельская школа идет по общеобразовательной программе без углубленного изучения.

Уровень мотивации

9 класс (26 уч-ся), %

10 классы (17 уч-ся), %

11 классы (22 уч-ся), %

Очень высокий

8%, (2 уч-ся)

18%, (3 уч-ся)

14%, (3 уч-ся)

Высокий

19% , (5 уч-ся)

24% , (4 уч-ся)

27% , (6 уч-ся)

Нормальный (средний)

50%, (13 уч-ся)

46%, (8 уч-ся)

45%, (10 уч-ся)

Сниженный

23%,     (6 уч-ся)

12%, (2 уч-ся)

14%, (3уч-ся)

Низкий

 

 

 

 

9. Публикации о представленном ИПО

Год

Название научно-педагогического издания

с указанием статуса

Форма

участия

Тема методической публикации

Выходные

данные

МЕЖДУНАРОДНЫЙ, ВСЕРОССИЙСКИЙ уровень

2013

Самарский научный вестник, № 4.

Международный.

Авторская публикация

Применение мнемотехники при обучении физике

ISSN 2309-4370

УДК 373.853

Изд-во ПГСГА

г. Самара, подписано в печать 29.12.2013

Тираж: 500экз.

2014

Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла», на базе ПГСГА,

г. Самара.

Международный.

Авторская публикация

Системно-деятельностный подход в преподавании школьного курса физики

ISBN978-5-91867-056-9

УДК 372.8

И 74

ББК 20

Изд-во ПГСГА

г. Самара, ООО «Порто-принт», подписано в печать 21.11.2014.

Тираж: 100 экз.

2014

Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы»,

г. Самара.

Международный.

Авторская публикация

Социально-гуманитарные технологии личностного развития обучающихся в школе на уроках физики

ISBN 978-5-9905777-1-8

УДК 378

ББК74.202

С 69

Изд-во «АСГАРД», г. Самара, подписано в печать 15.01.2015.

Тираж:

500 экз.

2016

Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение» на базе ПГСГА, г. Самара.

Авторская публикация

Роль учебно-исследовательской деятельности обучающихся при обучении физике в развитии творческих способностей

ISBN 978-5-902885-60-3

УДК 37.013

ББК 74.262

М 74

Изд-во ООО «Глагол», г. Самара, подписано к печати 29.03.2016.

Тираж:

100 экз.

 

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Наименование конкурса

Номинация

Результат

Год

XI Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, г. Отрадный.

Новые подходы в организации работы с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ, детьми, оставшимися без попечения родителей и создание условий для их успешной социализации и самореализации

3 место,

грамота

2015

Областной фестиваль педагогов, работающих с одарёнными детьми, с участием детей и демонстрацией их достижений «Изумруды»

Передовой опыт работы образовательных организаций по работе с одарёнными детьми

Сертификат участника

2015

Областной фестиваль педагогов, работающих с одарёнными детьми, с участием детей и демонстрацией их достижений «Изумруды»

Внеурочные формы организации учебной (образовательной) деятельности как ресурс школы в работе с одарёнными детьми

3 место,

диплом

2016

Приоритетный национальный проект «Образование»

портфолио

победитель

2016