sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 82.930.272

ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ТЕКСТ

© 2017

Ланцова О.В.,
учитель русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 37», Тольятти (Россия)

Аннотация: Одна из важнейших компетенций современного человека – коммуникативная, формирование её невозможно без умения понимать, комментировать тексты разных стилей. В статье рассматриваются некоторые приёмы ТРИЗ-технологии с точки зрения применения их на разных этапах урока литературы для формирования умения комментировать текст с учётом типа интеллекта.
Ключевые слова: интерпретация; тип интеллекта.

APPLICATION OF TRIZ TECHNOLOGIES AT DIFFERENT STAGES OF THE FORMATION OF THE ABILITY TO INTERPRET THE TEXT

© 2017

Lantsova O.V.,
teacher of Russian language and literature
at the municipal budget General «Lyceum № 37», Togliatti (Russia)

Abstract: Оne of the most important competencies of modern man-communicative, forming its impossible without the ability to understand, comment on texts of different styles.  This article discusses some techniques of TRIZ-technology from the point of view of their application in different phases of the lesson of literature for the formation of the ability to comment on the text taking into account the type of intelligence.
Keywords: interpretation; the type of intelligence.

В Распоряжении Правительства от 9 апреля 2016 года «Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» отмечена проблема заметного снижения мотивации обучающихся к чтению. Традиционный, линейно разворачивающийся текст всё труднее воспринимается и прочитывается детьми. В содержании учебного предмета «Литература» недостаточно внимания уделяется формированию способности понимать художественный текст. Каждый из нас ежедневно сталкивается с необходимостью интерпретации некоторого объёма информации, то есть адаптировать текст для собственного понимания. Это нужно, во-первых, для создания собственного текста, во-вторых, от нашей возможности понимать письменный текст зависит способность к коммуникации. Интерпретация текстов литературы как отдельная наука оформилась только в ХХ веке, она стала известна под названием «герменевтика», задача которой «вжиться в текст».    
В ФГОС общего образования второго поколения сказано, что цель изучения литературы – научить комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Цель лингвистического комментария, во-первых, установление тех или иных языковых фактов; в процессе обучения данному навыку: объяснение непонятного, необычного, того, что не соответствует норме; во-вторых, достоверная интерпретация этих фактов; на этапе обучения: соотношение с подобными фактами. В своей работе на протяжении многих лет мы опираемся на методику преподавания ленинградского – санкт-петербургского учителя-новатора Евгения Николаевича Ильина, который в 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Критерием урока литературы он считал то, в какой мере работа ума становится трудом души. А для этого необходимо создание на уроках условий для развития эмоционального интеллекта. В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Львом Семёновичем Выготским. Он считал, что только то знание может привиться, которое прошло через чувства ученика. В отечественной и зарубежной методике в последние годы часто используется термин «эмоциональный интеллект». Наряду с уровнем интеллекта IQ, в настоящее время все чаще проявляется интерес к показателю EQ – emotional quality, что означает качество чувств. Достичь поставленной цели  помогает ТРИЗ-технология (теория решения изобретательных задач), разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Исходным положением ТРИЗ-педагогики является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л.С. Выготского о том, что школьник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Цель её применения – воспитание творческой и творящей личности, имеющей богатое, гибкое воображение, владеющей арсеналом способов решения нестандартых задач в различных областях деятельности. Наверное, каждый учитель задумывался над вопросом, кому должен быть интересен урок? Нам кажется, что не только ученику, но и самому учителю, который должен быть эмоционален, должен знать и любить то, о чём говорит. Особенно это касается учителя литературы. Как сказал Евгений Николаевич Ильин, учитель-новатор, учитель должен выполнить три о: обворожить писателем, очаровать книгой, окрылить героем. А главное качество учителя – это способность к эмпатии, то есть способность увидеть свой урок глазами ребёнка.  
При подготовке к уроку считаем необходимым учитывать 3 составляющие: интересы детей (а это может быть спорт, танцы, компьютерные игры ), наличие  разных типов интеллекта (о которых надо сказать отдельно) и создание ситуации успеха. В последнее время все большее признание находит идея, что коэффициент интеллекта IQ отражает прежде всего «ученические» способности человека, его способность осваивать учебные предметы в школе или вузе. Но он бессилен предсказать его успехи в дальнейшей, взрослой жизни. Говард Гарднер, американский психолог, задался вопросом: Можно ли судить об уровне интеллекта только по результатам тестирования? Это и побудило Гарднера выступить с его теорией множества интеллектов. Он установил, что существует 7 основных типов интеллекта: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, кинестатический, музыкальный, межличностный, внутриличностный.
Современная система образования делает упор на развитие двух из них (вербально-лингвистического и логико-математического), поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя.  Отсюда наша педагогическая идея: увеличение эффективности обучения благодаря применению предпочтительного способа познания.
При изучении типов интеллекта, которыми наделен каждый отдельный ребенок, важно понимать, что у каждого человека имеются все семь разновидностей. Они имеют огромное количество проявлений. Важно создавать такие условия, в которых ученик смог бы проявить множество своих сторон и интересов. Для выявления типа интеллекта использую анкетирование. Человек может быть силён в нескольких, в большинстве случаев в 3 типах интеллекта. Перед вами результаты анкетирования 9 классов.
Выявление преобладающих типов интеллекта

17 18 1

 

На самом деле в существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Проблема заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников. Но теория множественного интеллекта предоставляет возможность получить представление о предпочтительном способе обучения.
Тип интеллекта указывает не только на возможности, которыми обладает человек, но и на способ или метод, которым он предпочитает учиться и развивать свои сильные стороны. Используя предпочтительный способ познания, мы можем увеличить эффективность обучения. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта.
Говард Гарднер акцентирует внимание на том, что степень развития того или иного типа интеллекта зависит от частоты его использования в жизни. Чем чаще это происходит, тем больше возможностей формировать определенный тип интеллекта в будущем, тем лучше он будет развиваться. На самом деле, все типы интеллекта тесно связаны между собой. Развивая один, обязательно будут развиваться и другие смежные типы. Чтобы воплотить на практике эти теоретические знания, целесообразно использовать, во-первых, интегрированный подход в обучении, цель которого – формирование профессионально-компетентной личности и целостного видения мира. Целенаправленно осуществляемые предметные связи способствуют интенсификации образовательного процесса, повышению мотивации обучения, развитию коммуникации, познавательного интереса у учащихся с разными типами интеллекта, формированию умений сравнивать и делать аргументированные выводы.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний – в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Подготовка проектов позволяет проявить себя лингвистам, которые отбирают текстовый материал и представляют его, ученикам с логико-математическим интеллектом – проводить анализ и оформлять результаты в виде схем, таблиц, устанавливая причинно-следственные связи, учащиеся с пространственно-визуальным типом  подбирают иллюстративный материал, создают видеоролики и т. д. Изменяется и психологический климат в классе, особенно для детей с развитым межличностным типом интеллекта, которым комфортно работать в команде.
Но и интегрированные уроки, и создание проектовзатратны по времени подготовки, их невозможно создавать каждый урок. На помощь приходит ТРИЗ-технология. Для достижения поставленной цели используем на разных этапах урока различные приёмы данной технологии. В течение учебной деятельности достигнуты высокие результаты по её применению, что отражено в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «Учитель года»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Ланцова Ольга Владимировна

tihser37@mail.ru

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

МБУ «Лицей № 37»

http://school37.tgl.net.ru

Должность с указанием преподаваемого предмета

Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности

29 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: изменение качества образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – применение приёмов ТРИЗ-технологии с учётом типа интеллекта позволяет добиться новых качественных результатов.

Актуальность: В последнее время в связи с популярностью гаджетов отмечена проблема заметного снижения мотивации обучающихся к чтению. Традиционный, линейно разворачивающийся текст большого объёма всё труднее воспринимается и прочитывается детьми. В содержании учебного предмета «Литература» недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.

Эффективность:

- потенциальная полезность. Каждый из нас ежедневно сталкивается с необходимостью интерпретации некоторого объёма информации, то есть адаптировать текст для собственного понимания. Это нужно, во-первых, для последующего создания собственного текста, во-вторых, от нашей возможности понимать письменный текст зависит способность к коммуникации.

- надёжность. Данная методика применима для обучения учеников разных возрастных групп.

- перспективность. Благодаря наличию разработанных приёмов исследования типов интеллекта (анкетирование) и универсальных приёмов ТРИЗ-технологии методика может быть использована на разных предметах. Использование интерактивной доски позволяет оптимизировать процесс обучения.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

В существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Проблема заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников. Но теория множественного интеллекта предоставляет возможность получить представление о предпочтительном способе обучения.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность с различными категориями обучающихся.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование ТРИЗ-технологии на разных этапах формирования умения интерпретировать художественный текст.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является увеличение эффективности обучения благодаря внедрению разных способов познания.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Для воплощения педагогической идеи необходим тесный контакт с профессиональным психологом, которого в школе нет. Несмотря на использование инновационных технологий, к сожалению, всё-таки есть ученики со сниженной мотивацией, испытывающие «школьную скуку». В результате анализа работы пришла к противоречивому выводу: у некоторых учеников, имеющих «5» по предмету, не развит высоко вербально-лингвистический тип мышления. Данная методическая тема мотивирована существующими противоречиями в современном литературном образовании:

– снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

– уменьшением количества часов на изучение литературы, отсутствием в учебном плане часов на внеклассное чтение и высокими требованиями ФГОС к современному выпускнику;

– снижением техники чтения и необходимостью читать большой объём информации по каждому предмету школьной программы;

– информационной насыщенностью школьных предметов, обилием информационных ресурсов (Интернет, медиасредства) и неумением учащихся качественно работать с информацией – анализировать прочитанное, выделять главное, сворачивать информацию и   делать выводы;

– наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Новое средство обучения – интерактивная доска, проектор, доступ в сеть Интернет

Новые условия образовательной деятельности –оптимальная наполняемость класса не более 15 человек

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 

Использование СОТ. Изменение требований к результатам образования в концепции ФГОС ОО и формирование наряду с предметными, метапредметных и личностных результатов учащихся требует сегодня внедрение в работу учителя интерактивных технологий обучения: широкое использование коллекции обучающих видеоматериалов телеканала «Культура», экранизаций произведений художественной литературы, буктрейлеров; создание и демонстрация созданных учениками видеороликов; использование технических возможностей интерактивной доски.

Организация учебного процесса

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалась коммуникативная компетенция – умение понимать, интерпретировать и создавать собственные тексты разных жанров и стилей.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Данная идея соединяет широко применяемые приёмы ТРИЗ-технологии , опыт исследования психолога и педагогический опыт учителя.    

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски. Для эффективного использования методики необходимо проведение анкетирования всех учащихся с целью выявления типа интеллекта. Поскольку в классе обычно не менее 25 учащихся, учитывать особенности каждого при разработке урока трудоёмко. Разработка каждого урока предполагает отбор наиболее эффективных приёмов, в том числе заранее подготовленных материалов для работы с интерактивной доской, нацеленных на восприятие и усвоение материала учащимися с разными типами интеллекта.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Формирование умения интерпретировать текст будет эффективным при соблюдении следующих условий:

– организации системы работы по формированию у школьников   правильной читательской деятельности;

– использовании современных технологий, нестандартных форм работы в учебной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;

– учёте возрастных, психологических особенностей развития учащихся;

– создании единого школьного информационного пространства.

8. Результат изменений

Внутренняя результативность

На основании методов наблюдения, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: сложились товарищеские отношения, возрос познавательный интерес к литературе, к самостоятельному поиску и творчеству. Работа в группах формирует коммуникативную компетентность, взаимопомощь, ответственность, развивает навыки, творческие способности, содействующие развитию творческой одарённости, виды мышления, навыки рефлексии.

Личностные результаты

Для диагностики личностных результатов была использована методика Спилберга и Андреевой по выявлению уровня мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Среди опрошенных учащихся 9а, 9в классов большинство учащихся имеют продуктивную мотивацию, позитивное отношение к учению, соответствующее социальному нормативу.

17 18 2

О сформированности метапредметных результатов и их положительной динамике можно судить по результатам комплексной работы по литературе в рамках подготовки к итоговой аттестации по следующим критериям: умение сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить самостоятельное рассуждение, относить к известным понятиям, создавать текс в заданном стиле и жанре.

Сформированность метапредметных результатов

17 18 3

Внешняя результативность

1.Положительная динамика учебных достижений как повышение качества обучения, 100-процентная успеваемость на ЕГЭ и текущая.

2012-2013 г. 60 %

2013-2014 65% качества по результатам ЕГЭ по литературе;

От 90 до 100 баллов:

2012-2013 0%

2013-2014 20%

2. Подготовка победителей и призеров муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе, победителей и призёров научно-практических конференций различных уровней, творческих конкурсов:

– Всероссийский дистанционный конкурс сочинений – 3 место, 2014 г.

– Всероссийская олимпиада по русскому языку, окружной   этап- победитель призёр,2016г.

Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» 2 место, 2015-2016 г.

3. Преемственность профессии (рост числа студентов, обучающихся в педагогических вузах по специальности «Лингвистика», «Журналистика»).

9. Публикации о представленном ИПО

Публикации методических разработок на сайте infourok.ru, в том числе:

авторская программа элективного курса по литературе «Литературное произведение в контексте православной культурной традиции», 10 класс;

научно-исследовательская работа по русскому языку «Паспорт слова товарищ».

Сборник тезисов исследовательских работ 12 научно-практической конференции. Литература. Литературное творчество. Анализ текста. Аннотация работы «Роль фразеологизмов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: Тольятти, 2016 г.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области-2017» региональный этап, лауреат.

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области-2017» муниципальный этап, лауреат.

Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель русского языка и литературы» муниципальный этап, лауреат, 2010 г.

Приоритетный национальный проект «Образование» победитель, 2006 г.

В качестве иллюстрации применения инновационного опыта рассмотрим некоторые примеры использования приёмов ТРИЗ-технологии на разных этапах урока.
Ведущей ценностью современного образования является гуманизация, которая предполагает принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность. Она объединяет в себе равенство двух концепций «Я-ценность» и «Другой-ценность». Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. В этом помогает такой приём, как эмпатия. Суть его не – «поставь себя на его место», это «взгляни на вещи его глазами». Например, в 8 классе при подготовке к написанию эссе по рассказу Л. Петрушевской «Самовар». Представь себе, что ты самовар. Или в 11 классе при анализе стихотворения В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Особенно он близок детям с межличностным типом интеллекта, которые умеют чувствовать людей, их настроения. Вот типы интеллектов, которые подключаются: внутриличностный, вербально-лингвистический, визуально-пространственный.
Универсальный приём ТРИЗ – нестандартный вход в урок, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока, когда даётся противоречивый факт, который трудно объяснить. Например, на первом уроке изучения комедии Гоголя «Ревизор» можно спросить: «Известно, что на написание комедии вдохновила Гоголя картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Как вы думаете, почему? Что между ними общего и в чём разница»? А на первом уроке знакомства с особенностями футуризма – рассмотреть картины Д. Бурлюка, подобрав к ним название. Включаются следующие типы интеллекта: вербально-лингвистический и визуально-пространственный.
Приём «Отсроченная отгадка» можно использовать в 11 классе перед изучением темы «Символизм» Сообщаем, что, оказывается, есть связь между контуром и запахом цветка. Так ли это, мы узнаем после знакомства с поэзией символистов.
Для того чтобы настроить на определённый тон разговора, создать нужный эмоциональный настрой, используем буктрейлер – презентацию книги, например, после изучения в 9 классе «Слова о полку Игореве» рекомендуем дать для прочтения повесть К. Воробьёва «Это мы, Господи»! В начале урока включаю презентацию.
На этапе глубокого погружения в текст важна работа над художественной деталью. Одним узелком всё распутать и снова собрать в узелок – разве не заманчиво? Будь то овчинный тулупчик или шпага в «Капитанской дочке», мастерок Шухова, или телеграмма, которую трижды в вишнёвом саде достаёт Раневская, они помогают понять образ героя и идейно-нравственное содержание произведения. Но при этом работают дети с вербально-лингвистическим типом интеллекта. Чтобы подключить остальных и чтобы материал был понятен, рисуем вместе с учениками схемы- рисунки. Например, совсем непонятное и неинтересное после домашнего прочтения  произведение Бунина «Антоновские яблоки». Рисуем временные потоки, которые в рассказе движутся навстречу друг другу. И мы рисуем дом, и оказывается, что это не только усадьба, природа – это вся культура. И этот нерукотворный дом прочней и долговечней стен и государства. И здесь подключаются учащиеся с логико-математическим, пространственно- визуальным типом интеллекта.
Иногда необходимо рассмотреть ситуацию с разных точек зрения: Лиса хитрая. Это хорошо. Почему? Хитрость – это плохо. Почему? В 10 классе использую приём «Хорошо-плохо» после изучения драмы Островского «Гроза», выясняя причины гибели Катерины.
Прочному усвоению материала помогает подключение воображения и ассоциативного мышления. Для этого используем приём «Развивающий канон». Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. После изучения творчества Есенина в 11 классе предлагаю узнать известных людей (Пугачёв, Моцарт, Некрасов, Уэлс) и найти связь с творчеством Есенина. Приём ориентирован на следующие типы интеллекта: внутриличностный, вербально-лингвистический, визуально-пространственный, логико-математический.
Или после изучения «Горе от ума» приём «Раскрась свои чувства», когда ученики объясняют, почему именно таким цветом им видится герой.
Каждый объект есть система, развивающаяся в определённых рамках по определённым правилам. Системный анализ позволяет увидеть не только свойства и признаки, но и связи с окружающим миром. А системный оператор – путь нахождения противоречий, позволяющий увидеть всё в развитии, то есть в прошлом, настоящем и будущем. Например, при изучении комедии Фонвизина «Недоросль». Интересно после этого дать задание поместить героя в новую для него среду. Например, Хлестаков встречается с Пугачёвым из Капитанской дочки.
На заключительном этапе создания своего произведения, кроме разных жанров сочинений, даём творческое задание, например, создание видеоролика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Введение в психологию. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Госучеб педагог, 1985.
3. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991.
4. Методика развития Говарда Гарднера «Теория множественного интеллекта» [Электронный ресурс] URL: http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/igri_i_metodiki/metodika_razvitiya_govarda_gardnera/