sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 811.111-26

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

© 2017

Павлык Е.А.,
учитель английского языка первой квалификационной категории
ГБОУ лицей имени Героя Советского Союза П.И. Викулова г.о. Сызрань Самарской области, (Россия)

Аннотация: Учебные пособия по английскому языку содержат большой объём языкового и речевого материала, изучение которого ограничено сжатыми сроками реализации учебной программы. В статье дано краткое описание наиболее эффективных средств визуальной коммуникации, оптимизирующих процесс обучения английскому языку.
Ключевые слова: визуальное мышление; средства визуальной коммуникации; инфографика; облако слов; скетчинг; визуальная презентация (скрайбинг); дизайн-мышление.

THE USE OF MEANS OF VISUAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH

© 2017

Pavlyk E.A.,
a teacher of English, first qualification category
State budget educational institution, Lyceum of Syzran town, Samara region (Russia)

Abstract: English textbooks contain a lot of language and speech material and the process of studying it is limited by short time periods of realizing the curriculum. In the article the author gives a short description of more effective means of visual communication that successfully optimize the process of learning English.
Keywords: visual thinking; means of visual communication; infographics; word clouds; sketching; visual presentations (scribing); design thinking.

В 1911 году редактор газеты Time Артур Брисбэйн оценил информационное значение картинок, он переделал всем известную поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в рекомендацию для коллег: «Используйте картинку, она стоит тысячи слов» [1].
Как известно, мозг человека направлен на усвоение информации путём большего сосредоточения на зрительных образах. Подобное положение дел побудило американского психолога Рудольфа Арнхейма ввести термин «визуальное мышление» (Визуальное мышление – вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. В основе визуального мышления лежат два принципа: ассоциативное мышление и иерархия понятий), впоследствии его работы положили начало современным исследованиям роли образных явлений в познавательной деятельности [2].
По мнению авторов электронного учебника «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке», если учитель активизирует визуальное мышление своих учеников (даже не совсем осознанно и опосредованно), то тем самым воздействует на их мышление «в целом». Активное владение наглядным материалом возможно только в том случае, когда объекты мышления при помощи образа наглядно объясняются. Никакую информацию о предмете не удается непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурной ясной форме. Учитель должен помочь восприятию, но не словами, а структурированием рисунка. Каждая фраза, раскрывающая содержание отдельного утверждения учебной теории может быть зафиксирована в виде знаков, схем или рисунка. Именно эти образы и применяются для восприятия, усвоения и переработки информации [2].
Основные принципы визуального мышления были положены в практику использования средств визуальной коммуникации на уроках и занятиях внеурочной деятельности по английскому языку. Причина поиска и применения наиболее эффективных средств визуальной коммуникации в процессе обучения английскому языку обусловлена противоречиями, которые связаны с большим объёмом языкового материала в учебных пособиях и сжатыми сроками реализации учебной программы и, вместе с тем, низким уровнем сформированности у обучающихся общеучебных умений и универсальных способов деятельности.
Опыт отечественных и зарубежных коллег помог автору статьи отобрать оптимальные средства визуальной коммуникации.

17 24 1

Считаем целесообразным охарактеризовать каждое средство отдельно.
Инфографика. Автор статьи «Инфографика в медийном и учебном текстах» Т.В. Соловьёва определяют инфографику как визуальное представление цифровой, графической и вербальной информации [3, c. 77].
На уроках английского языка инфографика помогает учителю представить достаточно обширный языковой материал так, чтобы он мог быть быстро воспринят, легко понят + в увлекательной форме. Готовую инфографику можно успешно использовать при работе с грамматическими правилами, правилами словообразования; в процессе изучения большого объёма тематической лексики, в том числе фразовых глаголов, для составления монологов и диалогов на основе данных, представленных в инфографике, проблемно-поисковом чтении, составлении эссе преимущественно на старшей ступени обучения, а также создании групповых или индивидуальных проектов с включением страноведческого материала (например, по теме: «Halloween» и др.). Сайты www.perfect-english-grammar.com и www.grammar.net содержат многочисленные примеры готовой инфографики по грамматике английского языка.
Работа с инфографикой может быть разделена на 3 формы:
– интерпретация (обучающиеся обсуждают содержание готовой инфографики);
– критика (обучающиеся обсуждают и оценивают содержание готовой инфографики);
– создание.
Процесс создания инфографики может включать в себя следующий алгоритм действий, на примере темы: Средства общения (7 класс, учебное пособие: Enjoy English, раздел 1, секция 9).
1 шаг. Учитель демонстрирует инфографику «Как американские тинейджеры общаются?». В ходе демонстрации обучающимся необходимо выделить тему, проблему, аргументы, которые отражает данная инфографика.
2 шаг. Обучающиеся анализируют готовую инфографику, выражая собственную точку зрения.
3 шаг. Обучающиеся берут интервью у своих одноклассников с целью выявления наиболее популярных способов общения друг с другом.
4 шаг. Учитель разбивает класс на микрогруппы для создания инфографики «Как общаются российские подростки?». Каждой микрогруппе необходимо представить готовую инфографику в электронном виде.
5 шаг. Учитель и обучающиеся проводят сравнительный анализ электронной инфографики.
Для создания инфографики учитель и обучающиеся могут использовать сайт – конструктор www.piktochart.com.
Данный сайт обладает следующими преимуществами:
– довольно большое количество бесплатных дизайнерских шаблонов;
– возможность изменять шаблон по собственному усмотрению;
– возможность сохранить созданную инфографику на любом электронном носителе; поделиться работой в социальных сетях.
Любая инфографика (статичная или динамичная аниминированная) имеет базовую структуру, которая включает в себя:
17 24 21. Название / тема.
Инфографика должна содержать материал только в рамках предложенной темы.
2. Краткое введение в тему (1–2 вступительных предложения, которые также могут отражать проблему).
3. Примеры или факты, которые поддерживают заявленную создателем тему или основную идею в форме графиков, схем и др.
4. Краткое подведение итогов (1–2 заключительных предложения в форме кратких выводов).
Создавая инфографику, обучающиеся осваивают основные этапы написания исследовательской работы, проекта, визуализируя информацию, полученную в процессе проблемно-поискового чтения.
Облако слов. Облако слов – это визуальное представление списка ключевых слов. В процессе обучения английскому языку облако слов является эффективным и удобным средством презентации большого объёма лексических единиц в рамках одной темы. Облако слов также представляет собой интересный способ представления краткого описания текста или какого-либо правила.
Для создания облака слов учитель и обучающиеся могут использовать сайт-конструктор www.tagul.com. Данный сайт содержит бесплатный инструментарий, простой в освоении, позволяющий представить большое количество слов в необычной графической форме за 5–10 минут работы в конструкторе.
Скетчинг. Техника скоростного рисунка – скетчинг – поможет оформить словарь обучающегося в увлекательной форме. Значение каждой новой лексической единицы, записанной в словарь, отражается в простом рисунке, не в словесной форме. Яркая наклейка, отражающее значение слова, может заменить рисунок. Опыт работы учителем английского языка в школе показывает, что скетчинг помогает обучающимся с нарушениями памяти пересказать прочитанный текст более качественно. В данном случае каждое предложение закодировано в ряде сменяющих друг друга рисунков.
Визуальная презентация (скрайбинг). Визуальная презентация – визуализация сложного смысла простыми образами; отрисовка образов на флипчарте происходит в процессе донесения информации. Визуальная презентация является эффективным вспомогательным средством в процессе объяснения грамматического материала учителем.
Визуальная презентация, как средство визуальной коммуникации, направлена на развитие проектного мышления или дизайн – мышления, при этом этапы создания проекта, будут следующие (на примере: 8 класс, учебное пособие: Enjoy English, раздел 2, секция 4 – Почему выбросить? Почему не переработать?):
1 этап. Эмпатия. Погружение в проблемную область – формулирование проблемного вопроса: «Почему большинство людей не утилизируют и не сортируют мусор?». Сбор полезной информации с использованием различных носителей.
2 этап. Фокусировка. Анализ, систематизация, интерпретация и последующее преобразование полученной информации в конкретную, значимую и реализуемую задачу. Конкретная задача будет, возможно, звучать так: «Как рассказать людям о том, почему сортировать мусор – это нужно, просто и полезно?».
3 этап. Генерация идей. Генерирование идей, направленных на решение поставленной задачи.
4 этап. Прототипирование. Отбор наиболее подходящих идей и создание моделей (прототипов) для последующего тестирования. Главная задача – опробовать идею, получить первоначальный пользовательский опыт. Как правило, в процессе создания прототипов генерируются новые идеи или улучшаются старые. В нашем случае, это могут быть агитирующие плакаты.
5 этап. Тестирование. Проверка прототипов на практике. Рефлексия полученного опыта.
6 этап. Презентация. Устное представление / защита проекта (наряду с мультимедийной можно использовать визуальную презентацию).
Средства визуальной коммуникации могут быть эффективными на любом этапе использования различных современных технологий. В процессе работы с данными средствами учитель выполняет роль наставника, консультанта, и даже дизайнера.
Использование средств визуальной коммуникации на уроках и занятиях внеурочной деятельности по английскому языку направлено на:
 развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
 развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
 развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:
   • поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
 развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
 осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
 формирование проектных умений:
   • работать с различными источниками информации;
   • собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
   • генерировать идеи;
   • находить не одно, а несколько вариантов решения;
   • выбирать наиболее рациональное решение;
   • прогнозировать последствия того или иного решения;
   • планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
   • оформлять результаты в виде материального продукта (рекламный проспект, инфографика, брошюра);
   • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования.
Современный ребёнок ежедневно сталкивается с огромными объёмами информации, которые захлёстывают его различными сообщениями и образами. Представление большого языкового и речевого материала при помощи средств визуальной коммуникации делает более доступным и качественным процесс изучения английского языка для обучающегося, так как основой восприятия являются зрительные образы.
Описанный опыт работы целесообразно представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

лауреата конкурса профессионального мастерства

«УЧИТЕЛЬ ГОДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ- 2017»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Павлык Есения Александровна, allsupply@mail.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени Героя Советского Союза П.И. Викулова г.о. Сызрань Самарской области, www.liceyszr.minobr63.ru

Учитель английского языка, первая квалификационная категория

8 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная, средняя, старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: содержание, форма и методы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в разработке и внедрении комплекса средств визуальной коммуникации в процесс обучения английскому языку с целью оптимизации отбора и организации языкового и речевого материала учебных пособий в более лёгкой и доступной для восприятия форме и как, следствие, повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся.

Актуальность использования комплекса средств визуальной коммуникации на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обусловлена реалиями нашего времени. Современные дети получили название «клиповые», потому что они живут в сотни раз более насыщенном информационном пространстве, чем их сверстники, хотя бы десять лет назад. Средства массовой информации активно используют в своём арсенале сочетание ярких рисунков с небольшим объёмом текста с целью донести то или иное сообщение до потребителей. Графические сессии стали неотъемлемой частью жизни различных крупных корпораций. Все эти изменения в современном обществе учтены и в ФГОСах, где подчёркивается, что обучающиеся должны легко преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Эффективность инновационного опыта:

- потенциальная полезность связана с формированием, развитием и совершенствованием у обучающихся:

  • языковой и коммуникативной компетенций;
  • общеучебных умений и универсальных способов деятельности;
  • критического мышления;
  • визуального мышления, а также дизайн-мышлению через творческое решение задач,

а также раскрытием творческого потенциала.

Более того, работая, например, с инфографикой, как средством визуальной коммуникации, обучающиеся старших классов осваивают основные этапы написания исследовательских работ и проектов;

- надёжность обеспечивается повышением уровня предметной мотивации у обучающихся; высокими предметными результатами, а, следовательно, повышением эффективности учебного процесса;

-перспективность определяется высокой степенью готовности инновационного опыта к распространению, в том числе и в других предметных сферах. Комплекс средств визуальной коммуникации может был расширен, дополнен и сопровождён методическими пособиями.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоёмкость освоения инновационного опыта определяется необходимостью создания методических пособий, а также материально-технической базы кабинета английского языка, куда входят:

  • учительский ПК и ученические ноутбуки;
  • скорость сети Интернет не менее 100 Мбит / сек;
  • smart board и флипчарт.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование средств визуальной коммуникации в процессе обучения английскому языку.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление наиболее эффективных средств визуальной коммуникации и применение их в процессе обучения английскому языку.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Поиск наиболее эффективных средств визуальной коммуникации продиктован осознанием следующих противоречий, которые связаны:

- с большим объёмом языкового материала в учебных пособиях и сжатыми сроками реализации учебной программы;

- с большим объёмом языкового материала в учебных пособиях и низким уровнем сформированности у обучающихся общеучебных умений и универсальных способов деятельности.

Размышления над данными противоречиями помогли сформулировать проблему: обучающиеся не всегда способны воспринять новый языковой материал продуктивно и в короткий срок, что приводит к низкому уровню овладения языковым материалом, а, следовательно, к низкому уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Новые средства обучения.

Поиск решения возникшей проблемы привёл автора инновационного опыта на вебинары, организуемые учителями государственных школ г. Онтарио, Канада, где инфографика является ведущим средством в процессе обучения разным предметам, в том числе и английскому языку как родному. Позднее в личный арсенал были включены новые средства:

- облако слов;

- скетчинг (техника скоростного рисунка; каждый рисунок – лексическая единица);

- визуальная презентация (скрайбинг).

Новые условия образовательной деятельности.

Процесс использования средств визуальной коммуникации, безусловно, требует новых условий образовательной деятельности, начиная с обновления материально-технической базы кабинета английского языка и заканчивая организацией курсов повышения квалификации для учителей по созданию и применению средств визуальной коммуникации на уроках и занятиях внеурочной деятельности по английскому языку.

Используя средства визуальной коммуникации учитель, выполняющий роль консультанта, наставника:

- инициирует процесс обучения и стимулирует превращение обучающихся в активных субъектов процесса обучения;

помогает обучающимся активно усваивать и генерировать знания, полученные из разных источников;

- организует процесс обучения, моделируя проблемные ситуации; способствует формированию умений их определения и решения у обучающихся;

- творчески подходит к организации этапов урока или занятия внеурочной деятельности, стимулируя проявление творческой инициативы у обучающихся;

- использует гибкие индивидуализированные формы контроля.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование средств визуальной коммуникации на уроках и занятиях внеурочной деятельностью по английскому языку способствует более быстрому и качественному усвоению языкового материала обучающимися. Презентация языкового материала осуществляется в более лёгкой и доступной для восприятия форме.

Средства визуальной коммуникации могут быть весьма продуктивны на любом этапе использования современных образовательных технологий, а именно:

- технологий проектной деятельности;

- технологии исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационных технологий;

- личностно-ориентированных технологий;

- игровой технологии;

- технологии «ТРИЗ» и др.

Идея изменений затрагивает работу детей не только с высоким, но и низким уровнями обученности, а также работу с одарёнными детьми.

Согласно ФГОСам основная цель дисциплины «Иностранный язык» – развитие иноязычной коммуникативной компетенции, таким образом, качественное усвоение языкового материала играет ключевую роль в процессе обучения иностранному языку.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Результаты научных исследований, проведённых учёными Стэнфордского университета в 2001 г., показали, что мозг человека усваивает информацию на 89% лучше, если данная информация содержится в простом рисунке и коротком пояснительном тексте к нему. Следовательно, простой рисунок и короткий пояснительный текст к нему на 89% повышают продуктивность общения. В процессе обсуждения какой-либо информации идеи облекаются в форму и становятся более ясными и оцениваемыми для слушателей. Дискуссии, мозговые штурмы становятся более эффективными.

Средства визуальной коммуникации связаны с работой визуального мышления – мышления посредством визуальных операций. Ряд учёных (Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина) полагают, что в отличие от обычного использования средств наглядности, работа визуального мышления есть деятельность разума в специальной среде, благодаря которому и становится возможным осуществить перевод с одного языка предъявления информации на другой, осмыслить связи и отношения между ее объектами.

Ограничения.

Создание и последующее использование средств визуальной коммуникации в электронной форме требуют наличие компьютеров, проекторов, интерактивных досок, работа с которыми должна быть построена грамотно с целью сохранения здоровья обучающихся.

Трудоёмкость и риски:

- в процессе устного объяснения какого-либо материала учитель должен обладать умением моделировать образы, которые будут легко восприняты и усвоены обучающимися, что связано со значительными затратами труда учителя;

- результаты обучающихся могут быть менее предсказуемы.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешного освоения инновационного опыта учителю необходимо:

- быть уверенным пользователем ПК, smart board и глобальной сети Интернет;

- освоить базовый инструментарий сайтов-конструкторов: (для создания инфографики www.piktochart.com) (для создания тематического облака слов www.tagul.com);

- обладать элементарными способами создания изображений на доске.

8. Результат изменений

Автор использует средства визуальной коммуникации в процессе обучения английскому языку преимущественно в старших классах.

Результатами являются:

- средний балл по предмету составляет: от 4,2 б. до 4,4 б.;

высокие баллы у обучающихся (средние баллы) на ЕГЭ – 80 б. - 2014-2015 уч. г., 82 б. – 2015-2016 уч. г.; на ОГЭ – 61 б.-2016-2017 уч. г.;

- наличие призёров и победителей научно-практических конференций окружного и регионального уровней.

Ниже представлены результаты диагностики уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности двух экспериментальных групп учащихся при изучении английского языка (автор: Дубовицкая Т.Д.).

17 24 3

0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации.

6-14 баллов – средний уровень внутренней мотивации.

15-20 баллов – высокий уровень мотивации.

Из гистограммы видно, что количество обучающихся с высоким уровнем внутренней мотивации в 8 Г классе повысилось на 20% благодаря использованию инфографики в процессе изучения английского языка.

9. Публикации о представленном ИПО

Павлык Е.А. Инновационные технологии в работе с одарёнными детьми (на примере уроков английского языка) //Современная система выявления, развития и поддержки одарённых детей и молодёжи: Материалы научно-практической конференции. 8 февраля 2017 года. Самара: ГБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества «Центр социализации молодёжи», 2017.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Конкурс профессионального мастерства «Учитель Года Самарской области – 2017».

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Законы. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 07.10.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
3. Лаврентьев Г.В., Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебник для вузов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч. 2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 185 с.
4. Останина А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сборник статей по материалам XX международной студенческой научно-практической конференции № 5(20) [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/archive/technic/5(20).pdf (дата обращения: 08.10.2017).
5. Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах // Вестник НовГУ. Серия «Филология». 2010. № 57. С. 76–79.