sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 82

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

© 2017

Питченкова А.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г.о. Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени «Куйбышевгидростроя», Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается некоторые методы, используемые на уроках литературы с целью формирования умения работать с текстом, вычленять его структурные компоненты, понимать текст и анализировать полученную информацию с точки зрения собственной ценности.
Ключевые слова: стратегии смыслового чтения; ценностно-ориентированное чтение; прогнозирование; ориентация предвосхищения текста; фрагментарное чтение.

THE METHODS AND TECHNIQUES OF THE MEANING READING’S STRATEGIES AS THE TECHNIQUE OF THE PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES’ FORMING

© 2017

Pitchenkova A.N.,
the teacher of Russian language and literature
Municipal budgetary educational institution of Togliatti «School with profound studying of separate subjects № 93 the name of the Lenins Order and OrderofLabour Red Banner «Kuybyshevgidrostroy», Togliatti (Russia)

Abstract: In this article is discussed some methods, used in literature classes, to form working skills with text, to identify its structural components, to understand the text and analyze the information received from the point of view of self-worth.
Keywords: strategies of meaning reading; value-oriented reading; prediction; the orientation of the text’s anticipation; fragmentary reading.

Главная цель преподавания литературы в школе: научить ребенка не только читать тексты и отвечать на четко поставленные вопросы, но и дать оценку информации, откликнуться на содержание. А как это сделать? Уверена, что этим вопросом сейчас озадачены все учителя литературы. Во-первых, интерес к книге как источнику новых знаний у современных учащихся утрачен. Во-вторых, чтение текстов классической литературы подменяется просмотрами фильмов или чтением краткого содержания. В-третьих, возникает необходимость объяснять ученику, зачем ему это нужно, какое личностное значение имеет чтение для конкретного ученика класса.
Мне как учителю русского языка и литературы пришлось столкнуться именно с этими проблемами  на уроках, поэтому основными задачами своего педагогического опыта считаю:
1) знакомство с содержанием каждого текста с точки зрения вычленения в нем человеческих ценностей и их необходимости для становления личности ученика и его активной жизненной позиции, самоопределения;
2) построение высказывания в устной и письменной форме для выражения собственной точки зрения.
В ФГОС чтение рассматривается как «один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося» и ведет к«приобщению к ценностям национальной и мировой культуры через изучение русского языка и литературы» [1, с. 9]. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с
– осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникатив¬ной задачи;
– определением основной и второстепенной информации;
– формулированием проблемы и главной идеи текста.
Требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности.  Метапредмет¬ные результаты связаны с формированием универсальных учебных действий, которые проявляются в способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта, общечеловеческих ценностей. В настоящее время мы наблюдаем некую размытость общечеловеческих ценностей. Подрастающее поколение растет в стремительно развивающемся обществе, много времени проводя в виртуальном мире, за компьютером или перед экраном телевизора, они и становятся для ребят основным источником ценностей, порой ложных. Исправить такое «кривое зеркало», привить истинные ценности возможно, лишь обсуждая и рассматривая их на уроках литературы, изучая произведения. Получается, что один из метапредметных результатов, сформулированный во ФГОС как «смысловое чтение», это прививка от ложных ценностей и фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.
Произведения литературы являются ценностно-ориентированным материа¬лом для саморазвития и самопознания, но учащиеся воспринимают художественные тексты как определенный сюжет – последовательность событий, и в результате мы получаем не анализ произведения, а лишь его воспроизведение – пересказ. Чтобы изменить восприятие художественного текста, сконцентрировать внимание на важных его компонентах и скрытом, внутреннем содержании, применяю на своих уроках литературы методы и приемы стратегии смыслового чтения.
Мне близки понятия, предложенные Алексеем Алексеевичем Леонтьевым, ученым, психологом, психолингвистом: «Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [2], и Александром Григорьевичем Асмоловым, директором Федерального института развития образования: «Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста» [3].
Индивидуальная ценность смыслового чтения в том, что оно осознается лично¬стью.
Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики, его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса (70-е годы). Основополагающим для всех работ стало самое общее определение Дж.Брунера: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использова¬ния информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к результату».
Стратегии смыслового чтения – это различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Классификация этапов чтения текстов предложена Н.Н. Сметанниковой: предчтение (ориентировочный этап), чтение (исполнительский этап), постчтение (рефлексивно-оценивающий этап) [4].
Знакомство с проектом преподавателей кафедры методики преподавания русского языка и литературы ПГУ «Вкусное чтение» (Пранцова Г.В., Тимакова А.А.) послужило примером использования методов и приемов стратегии смыслового чтения на уроках. Их основная цель – популяризация чтения. А я для себя взяла их идею подачи книг: вкусно, как изысканное блюдо, о котором можно говорить, пробовать на вкус, но, ни в коем случае не принуждать. Дала в этом году вместе с обязательным списком для чтения список современной литературы и предложила выбрать любую книгу и о ней рассказать. Таким образом, зародилась наша классная библиотека, обмениваемся книгами, читают родители вместе с детьми, приходят с вопросами и не всегда соглашаются с моим видением книги. При этом формируется и высказывается собственная точка зрения, что ведет к развитию личностных универсальных учебных действий.
Ребятам достаточно сложно четко сформулировать свою точку зрения, тем более на вопросы нравственные, поэтому, работая с текстами, я применяю следующие приемы: прогнозирование, чтение с остановками, мозаика, матрешка, фрагментарное чтение, диалог с автором, ориентиры предвосхищения чтения, чтение в кружок и другие.
Прием «матрешка» позволяет продумать вопросы так, чтобы вывести ученика на ценности, обозначенные в тексте. Вопросов не должно быть много, я использую не более пяти, чтобы не уйти от главной цели и дать возможность учащимся сконцентрироваться на основной проблеме. Часто на уроках использую прием прогнозирования: предположить по названию произведения, о чем может быть оно, или по первой строке спрогнозируйте содержание произведения. Интересной формой работы на уроке становится стратегия «ориентиры предвосхищения книги»: учащиеся получают таблицу с определенными суждениями, определяют свое мнение по каждому суждению и заполняют вторую графу до чтения текста, третья графа заполняется после чтения. Таким образом, мы ведем диалог читателя с автором, задаем автору вопросы и одновременно учимся правильно их формулировать. Прием «фрагментарное чтение» позволяет активизировать познавательный процесс, заставляет увидеть в тексте «скрытые значки», позволяющие понять позицию автора и создавать собственное устное и письменное высказывание. Эти приемы позволяют интегрировать урочную и внеурочную деятельность с целью организации читательской среды и повышения читательской грамотности. Систематическая работа со стратегиями чтения приводит к следующим результатам:
– понимание смыслового и эмоционального подтекста;
– формирование «багажа ценностей» через чтение текстов разного содержа¬ния;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устой и письменной форме;
– осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
– восприятие текста как способа поиска ответов на жизненные вопросы.
Стратегии смыслового чтения способствуют формированию личностных универсальных учебных действий, которые оценить сложно, а можно лишь увидеть определенный прирост. Чтобы выявить изменения, обратилась за помощью к психологам. Вместе с ними мы провели диагностику «Изучение ценностных ориентаций учащихся 5–6 классов «Волшебник» (В.И. Петрова, модификация Д.А. Тулинов). Цель методики: исследование ценностных ориентаций младших подростков, динамики их изменения. Учащимся предлагается бланк с вопросами, где необходимо выбрать один из нескольких вариантов. Проверка результатов осуществляется на основе сопоставления вариантов, предложенных в бланке, и соответствующим им видам направленности личности: направленность на себя, направленность на окружающих, на общество и мир в целом. Диагно¬стика проводилась как входная в октябре 2015года, выходная – в мае и в октябре 2016 года. В результате мы увидели, что у учащихся возросла направленность на общество в целом, хотя преобладает направленность на себя.
Таким образом, применение на уроках и занятиях стратегий смыслового чте¬ния ведет к тому, что учащиеся не будут пустыми, а будут наполнены истинными общечеловеческими ценностями. Разнообразные способы развития личностной читательской активности учащихся приобщает их к книгам, отличающимся по своей направленности, содержанию, способам представления и освоения. Стратегии смыслового чтения помогают сформировать читательскую культуру, приобщить к чтению как к творчеству, расширить взгляд на чтение как источник духовных сил, ценностей и смыслов.
Считаю целесообразным использовать в качестве эффективного средства по распространению педагогического опыта информационную карту инновационного опыта (см. ниже), позволяющую структурировать и систематизировать  весь материал.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором ра­ботает автор опыта, ад­рес сайта

Должность с указа­нием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Питченкова

Анна Николаевна

niuta09@yandex.ru

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учре­ждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 93 имени ордена Ленина и ор­дена Трудового Красного Знамени "Куйбышевгидро­строя»

http://school93.tgl.ru

Учитель русского языка и литературы

11 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основное общее образование.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса при использовании стратегии смыслового чтения в урочной, внеурочной деятельно­сти.

Характери­стики ценно­сти опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффектив­ность: потен­циальная по­лезность, надежность, перспектив­ность)

Новизна инновационного опыта: смысловое, ценностно-ориентированное чте­ние несет в себе значительный образовательный потенциал как возможность пере­оценки ценностей с помощью книги, слова, привить настоящие общечеловече­ские ценности возможно лишь обсуждая и рассматривая их, в том числе на уроках литературы на примере действий героев литературных произведе­ний.

Актуальность. Один из метапредметных результатов ФГОС   сформулирован как «смысловое чтение», стратегии смыслового чтения позволяют решать важ­ную на сегодняшний день проблему приобщения подростков к чтению, которое является основой формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала учащегося.

Эффективность:

- потенциальная полезность

Использование на уроках и во внеурочной деятельности стратегии смыслового чтения позволяет учащимся строить диалог с текстом, понимать текст и анализиро­вать полученную информацию с точки зрения собственной ценности; интерактивный режим работы предполагает наличие обратной связи между тек­стом и читателем.

- надёжность

Использование данной стратегии подтвердило повышение интереса к чтению с целью выявления собственного мнения и отношения к тем проблемам, которые поднимает автор, популяризацию чтения в современном образовательном простран­стве.

- перспективность

Методы и приемы стратегий смыслового чтения могут быть использованы на любом уроке школьного курса, потому что применимы к текстам разной направлен­ности, позволяют учителям-предметникам работать в команде.

Характери­стики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Электронный формат книги не всегда может заменить бумажный, поэтому од­ним из факторов можно считать отсутствие достаточного количества текстов у учеников, возникает необходимость в их распечатке для каждого ученика.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема иннова­ционного педаго­гического опыта (ИПО)

Формирование у учащихся навыков осмысленного чтения, читательской грамот­ности на уроках литературы и занятиях внеурочной деятельности.

3. Ведущая педа­гогическая идея

Ведущая педагогическая идея: «вкусное чтение» как метод формирования личност­ных универсальных учебных действий

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образо­вательной дея­тельности, др.)

В ФГОС ООО, отражающих государственный, социальный и индивидуальный заказы, особо подчеркивается важность обучения школьников смысловому чте­нию. В них отмечается, что чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный или надпредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Следовательно, каждый пред­мет должен реализовать возможности для формирования и развития обозначен­ных умений.

В современной школе наблюдается противоречие: между высокими требова­ниями к продукту образовательной деятельности, который должен обла­дать функциональной грамотностью, и старой методологией обучения, отсут­ствием системного подхода в обучении чтению. В результате применения прие­мов стратегии смыслового чтения учащиеся смогут перейти от поверхностного знакомства с текстом к осмысленному чтению.

Новое средство обучения – интерактивные методы и приемы изучения текстов на уроке: ориентиры предвосхищения книги, прогнозирование, мозаика, чтение вскладчину и т. д.

Возможность проведения уроков и занятий вне кабинета: литературное кафе «Время читать», литературная гостиная, совместные семейные чтения.

5. Идея измене­ний

(в чем сущность ИПО: в исполь­зовании образо­вательных, ком­муникаци­онно-информа­ционных или других техноло­гий, в измене­нии содержания образования, организации учебного или воспитатель­ного процесса, др.)

Изменение требований к результатам образования в концепции ФГОС ОО и формиро­вание наряду с предметными, метапредметных и личностных результа­тов учащихся требует сегодня внедрения в работу учителя современных техноло­гий обучения. Задачей в достижение повышения результатов образования явля­ется формирование мотивации к обучению. Мотивация к чтению не велика, что объясняется обилием информации, которой овладевает современный школьник. Среди большого количества информационного материала слабы навыки работы с текстов, его анализа и интерпретации. Поэтому стратегии смыслового чтения являются новым средством повышения мотивации к изучению предмета.  

Возникла необходимость планирования учебного процесса с применением страте­гий смыслового чтения.

Повышению положительной мотивации к учению был и остается урок, он обла­дает мотивационными возможностями, которые реализуются через его компо­ненты. В своей педагогической деятельности для повышения мотивации к обуче­нию на уроках литературы эффективные стратегии смыслового чтения текста: чтение с вопросами, чтение с остановками, чтение вскладчину, пользуюсь классифи­кацией Н.Н. Сметанниковой.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед анало­гами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Стратегии смыслового чтения позволяют повысить интерес учащихся к чтению, систематизировать и организовать работу с текстом как источником знания, ви­деть скрытый смысл текста, прогнозировать, вести диалог с автором, что способ­ствует развитию читательской грамотности, формирует читательскую компетент­ность.

Ограничения и риски не выявлены.

7. Условия реа­лизации измене­ний (включая лич­ностно-профес­сиональные качества педа­гога и достигну­тый им уровень профессиона­лизма)

Основными условиями реализации являются:

  1. 1.Системное использование стратегии смыслового чтения на разных этапах образовательного процесса.
  2. 2.Изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер.
  3. 3.Активное использование интерактивных форм работы.
  4. 4.Систематическое повышение квалификации педагога.

8. Результат изменений

Личные универсальные учебные действия измерить невозможно. Для того чтобы определить, как меняются ценностные ориентации, вместе с психологами провели диагностику, целью которой является исследование ценностных ориентаций младших подростков, динамики их изменения. Проверка результатов осуществляется на основе сопоставления вариантов, предложенных в бланке, и соответствующим им видам направленности личности: направлен­ность на себя, направленность на окружающих, на общество и мир в целом. В результате мы увидели, что у учащихся возросла направ­ленность на общество в целом, хотя преобладает направленность на себя.

Результат можно увидеть в диаграмме:

17 28 1

Ученики регулярно становятся участниками городского этапа ВОШ по литературе.

В 2016 году ученица 8 класса стала победительницей городского тура Всероссийского конкурса сочинений, участницей областного этапа.

9. Публикации о представлен­ном ИПО

Чувашский республиканский институт образования , XI межрегиональный фести­валь педагогических учителей-словесников «Открытый урок».

10. Публичные представления ИПО на кон­курсных меро­приятиях

Лауреат регионального конкурса «Учитель года 2017».

Межрегиональный методический семинар «Стратегии смыслового чтения», Толь­ятти, 2016.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.
2. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
3. АсмоловА.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: пособие для учителя. М.: Баласс, 2013.
5. Шолпо И.Л. Как научить подростка читать? Практические советы учителю 5–7 классов. М.: Ломоносовъ, 2009.
6. Галицких Е.О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М.: Библиомир, 2016.
7. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. От «тихой радости чтения» – к восторгу сочинительства: монография. М.: Библиомир, 2016.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с тестом: учебное пособие. 2 изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ, 2015.
9. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. М.:ООО «Русское слово», 2015.