sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК91.372.891

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

© 2017

Пономаренко О.Л.,
учитель географии
ГБОУ Самарской области СОШ № 3 «ОЦ» г. Нефтегорска м.р. Нефтегорский Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье говорится о развитии познавательных интересов школьников через применения технологий и методов, способствующих активизации учащихся, формированию ценностных ориентиров, на примере уроков географии.
Ключевые слова: познавательный интерес; методы стимулирования; метод активного обучения; аксиологический подход; системно-деятельностный подход.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST ATTHE LESSONS OF THE GEOGRAPHY BASED ON SYSTEM-ACTIVE APPROACH

© 2017

Ponomarenko O.L.,
teacher of geography
The State Budgetary Educational Establishment of the Samara Region is an average comprehensive school №  3 "EC" in the city of Neftegorsk in the Neftegorsk District of the Samara Region (Russia)

Abstract: The article deals with the development of cognitive interests of schoolchildren through the use of technologies and methods that promote the activation of students, the formation of value orientations, using the example of geography lessons.
Keywords: cognitive interest; incentive methods; method of active learning; axiological approach; system-activity approach.

Окружающий нас мир с каждым днём становится непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей. Как повысить интерес учащихся к изучению географии? Этот вопрос волнует многих учителей.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Поэтому познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога в развитии познавательного интереса у учащихся состоит в том, чтобы быть консультантом, помощником, а не экскурсоводом в путешествии знаниями. Конструктивно развивать познавательный интерес помогают аксиологический и системно-деятельностный подходы.
Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ей стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию [1, с. 767].
В нашей школе активно применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование; познавательная игра; учебная дискуссия; поощрение.
Детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Действительно, переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшим движении вперёд. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после уроков.
Хорошо организованные и интересно проведённые уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют раскрытию талантов. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса не передача знаний, а сама личность школьника. Неизвестность манит. Неизвестность – это мотивировка движения. Школьник не получает готового знания, он сам, ошибаясь, упираясь в тупик, блуждая, идёт к нему. Момент напряжения, сбора сведений, поиска ответов может продолжаться очень долго, но рано или поздно к решительным и настойчивым приходит удача.
Познавательный интерес ведёт к развитию способностей.
В настоящее время игровые методики приобрели большую популярность и отличаются разнообразием. Игра может рассматриваться с разных позиций:
– игра как метод активного обучения (нестандартный урок);
– игра как форма организации учебной деятельности;
– игра как новая технология обучения.
Игровые технологии помогают учителю формировать у учащихся интерес к предмету, расширять их кругозор, вселять веру в свои силы, а это, в свою очередь, может привести к успехам в учёбе и в жизни [2, c. 44].
Применение технологий и методов, способствующих активизации учащихся, формированию ценностных ориентиров. На практике организуются такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Применение активных методов способствует разнообразному (индивидуальному, групповому, парному) изучению учебных вопросов и проблем, активному взаимодействию учителя и обучающихся, живому обмену мнениями между ними, повышает мотивацию к учению географии, трудный материал становится более доступным, а урок более интересным.
Широкие возможности для проведения игр дают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистического материала, но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления, обрабатывать информацию, подводить итоги. Это значительно облегчает подготовку к игре и оценку её результатов, делает работу учащихся более содержательной и приближает её к реальной жизни.
Практика многолетней работы убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение активных методов обучения учителем – благотворно влияют на учеников. Например, каждый урок начинается с географической разминки «Я знаю, что…» где школьники вспоминают различные географические события данного времени, которые происходят в мире. Это формирует умения показывать по географической карте страны или природные ландшафты, где произошли данные события [3, с. 123] Главный герой такого урока – ученик. Работа в парах, мини-командах, творческих группах по интересам, уроки в форме деловой игры, виртуальной экскурсии в геологические музеи мира, уроки-путешествия (на которых проводятся исследования местности, чертятся карты, «берутся» интервью у местных жителей) помогают эффективно организовать работу детей. Такие уроки приобщают детей к культуре, позволяют реализовать принцип «обучение с увлечением», способствуют достижению предметных, метапредметных результатов, развитию УУД, духовно-нравственному воспитанию.
На уроках географии используются различные источники информации: учебники, атласы, глобус, справочники, компьютер. Перед учениками открываются новые возможности:
– создание презентаций,
– слайд-шоу,
– игры,
– интерактивное моделирование физических объектов,
– электронные карты,
– тестовый контроль.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Рационально выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы.
Методика интегрированного обучения позволяет реализовать аксиологический подход в обучении. Традиционными стали уроки географии и математики («Масштаб», «Ориентирование»). Уроки географии и истории («География древняя и современная»). «Уроки-исследования, уроки-конференции – именно здесь учащиеся могут применить опыт работы с текстом, статистическими данными, картами могут найти параллели между описанием объекта и его местонахождением. Между явлением и его следствием. Высокий предметный результат и формирование УУД обеспечивают различные формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные. Дистанционные формы работы позволяют расширить границы урока, проводить онлайн-уроки и консультировать учащихся во внеурочное время (при подготовке к олимпиадам, конкурсам).
Аксиологический подход позволяет создать систему ценностного отношения к здоровью. Применение здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению здоровья, что является фундаментом успешности усвоения материала, развития учащихся, формирования УУД. Сохранению духовно-нравственного здоровья учащихся способствую внеклассные мероприятия духовно-нравственного содержания, курсы «Без географии вы нигде», «Занимательная география».
На уроках развития познавательной деятельности учащихся используются карты-мозаики. Они представляют собой географические тематические и контурные карты. Главная цель работы – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой. Использование карт-мозаик позволяет отработать знание географической номенклатуры разными формами самостоятельной деятельности: индивидуальной, парной, групповой. Постепенно ученики от сбора карт переходят к самостоятельному составлению карт-мозаик.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места в районных олимпиадах, возрос интерес к изучению географии
Опыт работы целесообразно представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Пономаренко Ольга Леонидовна

olga_ponomaren@mail.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Нефтегорска «Образовательный центр» м.р. Нефтегорский Самарской области

schoolneft3.ru

учитель географии

39 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: средняя школа, уроки географии и внеурочной деятельности.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в проектировании развивающего пространства на уроке: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного деятеля; формирование ценностно-смысловых установок.

Актуальность: от воспитания Человека зависит будущее России. Поэтому нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование потребности творить, быть активным деятелем и компетентной личностью продиктованы социальным заказом, ФГОСами, Концепцией развития географического образования в России.

Эффективность:

- потенциальная полезность:

создать такие условия, чтобы ученик на уроке был деятелем, творцом, чтобы каждый урок был направлен не только на достижение предметного и метапредметного результата, но и на всестороннее развитие личности. «Уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» (ФГОС);

- надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и опыта в дальнейшей жизни: выборе профессии, сохранении собственного здоровья, сохранения природы. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы с дополнительными источниками информации, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы;

- перспективность: в основу моей работы легли высказывания Л.Н. Толстова «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого главного» и Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность»,   которые отражают основные принципы работы и сущность педагогической концепции.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических приемов и дидактических материалов, позволяющих использование заданий на интерактивной доске наличие программного обеспечения.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление  инновационной  деятельности

Урочная и внеурочная деятельность 

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие познавательного интереса на уроке географии на основе системно-деятельностного подхода.

3. Ведущая  педагогическая  идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта: через системно-деятельностный и аксиологический подходы к всесторонне развитой компетентной, творческой личности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Между необходимостью развивать у учащихся интерес к географии и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; обилием информации в жизни ученика, когда школьник часто принимает роль пассивного слушателя, не анализируя ее.

Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, ведение индивидуального мониторинга и выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика.

Новые условия образовательной деятельности.

Инновационный опыт будет эффективен при соблюдении следующих условий:

организация системы работы по формированию у школьников познавательной активности;

использование современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать познавательную мотивацию;

учёт возрастных, психологических особенностей развития учащихся;

создание единого школьного информационного пространства.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Для создания условий формирования всесторонне развитой активной творческой личности в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования:

технология АМО (активных методов обучения);

технология интерактивного обучения (технология модерации);

дистанционные образовательные технологии;

технологии электронного обучения.

Сущность ИПО. Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для активной познавательной деятельности учащихся и развития их творческого потенциала через использование современных образовательных технологий.

Организация учебного процесса. Организуются такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода. Методика интегрированного обучения позволяет реализовать аксиологический подход в обучении. Главный герой урока ученик.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Заключается в проектировании развивающего пространства на уроке: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного деятеля; формирование ценностно-смысловых установок

Ограничения отсутствуют. Удобство в том, что данная разработка может работать на каждом уроке географии с 5 по 9 классы как один из видов деятельности.

Трудоёмкость и риски. Требует перестройки традиционной системы обучения, что связано со значительными затратами труда учителя. Меньший, по сравнению с пассивными методами, контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

системное использование современных технологий на всех этапах образовательного мероприятия;

принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой;

наличие ПК с выходом в Интернет, наличие интерактивной доски.

8. Результат изменений

Применение инновационных методик и современных образовательных технологий позволило добиться высоких предметных и метапредметных результатов:

расширение коммуникативных способностей, раскрытие потенциала

развитие навыков самооценки;

совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся;

сформированность потребности в здоровом образе жизни;

повышение информационной культуры учащихся.

Таким образом, применение многоплановых действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся к учению и как результат привело к высокому предметному, метапредметному результатам, формированию совокупности УУД.

Сформированность личностных УУД

(Смыслообразование: мотивация)

по методике А.Д. Андреева (Мотивация к учению)

5-9 классы, май 2016 г.

Сформированность

учебных мотивов

Частично сформированы

учебные мотивы

Недостаточная сформированность учебных мотивов

80%

12%

8%

Анкетирование показало, что у учащихся повысился уровень познавательной деятельности на уроках географии.

17 31 1

Уровень познавательной деятельности.

Качество знаний и уровень обученности.

17 31 2

Успеваемость учащихся 100 %, качество знаний повышается с каждым годом.

9. Публикации о представленном ИПО

Технологическая карта урока географии в 5 классе // Сборник методических материалов из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 3 г. Нефтегорска. С. 813.

Технологические карты уроков географии в 5 классе по темам: «Литосфера», Гидросфера», «Биосфера» // Сайт издательства «Просвещение» УМК «Сферы». http://spheres.ru

Конспект урока географии в 5 классе по теме: «География: древняя и современная наука» в рамках УМК «Сферы». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/ponomarenko-olga

Развитие одарённости учащихся на примере деятельности школьного музея // Сборник методических материалов из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа. Выпуск 8. С. 130.

Применение интерактивной доски на уроках географии // Сборник методических материалов из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 3 г. Нефтегорска.

Методическое пособие. В сборник включены методические материалы, конспекты уроков, разработанные педагогом.

10. Публичные представления ИПО на  конкурсных мероприятиях

1. Окружной конкурс «Учитель года-2006 Юго-Восточного образовательного округа» в номинации «Информационные технологии». Победитель.

2. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего». Участник. 2014.

3. Региональный конкурс организаторов воспитательного процесса «Классный руководитель 5-9 классов». Призёр. 2013, 2016.

4. Окружной конкурс педагогического мастерства «Самая классная классная!!!» «Классный руководитель 5-9 классов». Победитель. 2013, 2016.

5. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2009 г.

6. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик, 1999. 944 с.
2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: «5 за знания», 2007. 128 с.
3. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6–10 класс. М.: Дрофа, 2014. 265 с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Пономаренко Ольга Леонидовна

olga_ponomaren@mail.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Нефтегорска «Образовательный центр» м.р. Нефтегорский Самарской области

schoolneft3.ru

учитель географии

39 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: средняя школа, уроки географии и внеурочной деятельности.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в проектировании развивающего пространства на уроке: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного деятеля; формирование ценностно-смысловых установок.

Актуальность: от воспитания Человека зависит будущее России. Поэтому нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование потребности творить, быть активным деятелем и компетентной личностью продиктованы социальным заказом, ФГОСами, Концепцией развития географического образования в России.

Эффективность:

- потенциальная полезность:

создать такие условия, чтобы ученик на уроке был деятелем, творцом, чтобы каждый урок был направлен не только на достижение предметного и метапредметного результата, но и на всестороннее развитие личности. «Уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» (ФГОС);

- надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и опыта в дальнейшей жизни: выборе профессии, сохранении собственного здоровья, сохранения природы. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы с дополнительными источниками информации, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы;

- перспективность: в основу моей работы легли высказывания Л.Н. Толстова «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого главного» и Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность»,   которые отражают основные принципы работы и сущность педагогической концепции.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических приемов и дидактических материалов, позволяющих использование заданий на интерактивной доске наличие программного обеспечения.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление  инновационной  деятельности

Урочная и внеурочная деятельность 

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие познавательного интереса на уроке географии на основе системно-деятельностного подхода.

3. Ведущая  педагогическая  идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта: через системно-деятельностный и аксиологический подходы к всесторонне развитой компетентной, творческой личности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Между необходимостью развивать у учащихся интерес к географии и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; обилием информации в жизни ученика, когда школьник часто принимает роль пассивного слушателя, не анализируя ее.

Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, ведение индивидуального мониторинга и выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика.

Новые условия образовательной деятельности.

Инновационный опыт будет эффективен при соблюдении следующих условий:

организация системы работы по формированию у школьников познавательной активности;

использование современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать познавательную мотивацию;

учёт возрастных, психологических особенностей развития учащихся;

создание единого школьного информационного пространства.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Для создания условий формирования всесторонне развитой активной творческой личности в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования:

технология АМО (активных методов обучения);

технология интерактивного обучения (технология модерации);

дистанционные образовательные технологии;

технологии электронного обучения.

Сущность ИПО. Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для активной познавательной деятельности учащихся и развития их творческого потенциала через использование современных образовательных технологий.

Организация учебного процесса. Организуются такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода. Методика интегрированного обучения позволяет реализовать аксиологический подход в обучении. Главный герой урока ученик.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Заключается в проектировании развивающего пространства на уроке: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного деятеля; формирование ценностно-смысловых установок

Ограничения отсутствуют. Удобство в том, что данная разработка может работать на каждом уроке географии с 5 по 9 классы как один из видов деятельности.

Трудоёмкость и риски. Требует перестройки традиционной системы обучения, что связано со значительными затратами труда учителя. Меньший, по сравнению с пассивными методами, контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

системное использование современных технологий на всех этапах образовательного мероприятия;

принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой;

наличие ПК с выходом в Интернет, наличие интерактивной доски.

8. Результат изменений

Применение инновационных методик и современных образовательных технологий позволило добиться высоких предметных и метапредметных результатов:

расширение коммуникативных способностей, раскрытие потенциала

развитие навыков самооценки;

совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся;

сформированность потребности в здоровом образе жизни;

повышение информационной культуры учащихся.

Таким образом, применение многоплановых действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся к учению и как результат привело к высокому предметному, метапредметному результатам, формированию совокупности УУД.

Сформированность личностных УУД

(Смыслообразование: мотивация)

по методике А.Д. Андреева (Мотивация к учению)

5-9 классы, май 2016 г.

Сформированность

учебных мотивов

Частично сформированы

учебные мотивы

Недостаточная сформированность учебных мотивов

80%

12%

8%

Анкетирование показало, что у учащихся повысился уровень познавательной деятельности на уроках географии.

Уровень познавательной деятельности.

 

Качество знаний и уровень обученности.

Успеваемость учащихся 100 %, качество знаний повышается с каждым годом.

9. Публикации о представленном ИПО

Технологическая карта урока географии в 5 классе // Сборник методических материалов из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 3 г. Нефтегорска. С. 813.

Технологические карты уроков географии в 5 классе по темам: «Литосфера», Гидросфера», «Биосфера» // Сайт издательства «Просвещение» УМК «Сферы». http://spheres.ru

Конспект урока географии в 5 классе по теме: «География: древняя и современная наука» в рамках УМК «Сферы». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/ponomarenko-olga

Развитие одарённости учащихся на примере деятельности школьного музея // Сборник методических материалов из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа. Выпуск 8. С. 130.

Применение интерактивной доски на уроках географии // Сборник методических материалов из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 3 г. Нефтегорска.

Методическое пособие. В сборник включены методические материалы, конспекты уроков, разработанные педагогом.

10. Публичные представления ИПО на  конкурсных мероприятиях

1. Окружной конкурс «Учитель года-2006 Юго-Восточного образовательного округа» в номинации «Информационные технологии». Победитель.

2. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего». Участник. 2014.

3. Региональный конкурс организаторов воспитательного процесса «Классный руководитель 5-9 классов». Призёр. 2013, 2016.

4. Окружной конкурс педагогического мастерства «Самая классная классная!!!» «Классный руководитель 5-9 классов». Победитель. 2013, 2016.

5. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2009 г.

6. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017 г.