sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 376

«ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ» КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ АДРЕСНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2017

Тузова Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются формы и методы работы со словом в рамках «филологического поля» с различными категориями обучающихся: детьми-сиротами, детьми с девиантным поведением и одаренными детьми.
Ключевые слова: «филологическое поле»; дети-сироты; дети с девиантным поведением; одаренные дети; художественно-эстетическая деятельность.

«LINGUISTIC FIELD» AS A CONDITION FOR TARGETING DIFFERENT CATEGORIES OF STUDENTS

© 2017

Tuzova E. N.,
teacher of Russian language and literature
GBOU SOSH № 2 OTS  to them. G.A. Smolyakov, S. Bolshaya Chernigovka (Russia)

Abstract:  The article discusses the forms and methods of work with the word in the framework of «linguistic fields» with different categories of students: orphans,children with deviant behavior and gifted children.
Keywords: «linguistic field»; orphans; children with deviant behavior; gifted children; artistic activities.

В настоящее время для педагога очень важно обратить внимание на индивидуализацию учебного процесса. Цель моего опыта: создать комфортную образовательную среду для особенных детей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности средствами художественно-эстетической деятельности.
Основная моя идея работы с особенными детьми – это организация и создание «филологического поля» – разнообразных форм деятельности, связанных со словом, где каждый может найти то, что ему интересно. Школьник может продвигаться по индивидуальной образовательной траектории этого «филологического поля». Для детей сирот и детей с девиантным поведением это возможность организовать досуг, повысить свою самооценку через различные формы работы со словом. Для одаренных детей цель – создание условий для развития и реализации способностей, активизации и поощрения их творческой деятельности по филологии через различные формы и виды деятельности в урочное и внеурочное время.

17 35 1

1. Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Эти дети в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Для этой категории детей наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Я стараюсь максимально вовлечь ребенка в участие в делах, с целью создания ситуации успеха Они участвуют в театральных постановках, проектной деятельности, посещают факультатив «Герои книг на экране».
Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил такого ребёнка, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!
2. Работа с детьми с девиантным поведением.
В основе лежит педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, определяются их причины, отслеживаются истоки возникновения конфликтных ситуаций.
2.1. Работы по профилактике вредных привычек (проект «Напиши письмо зависимому человеку»).
2.2. Большое внимание уделяю занятости учащихся в свободное время, стараюсь максимально заполнить свободное время подростков, заинтересовать их каким-либо видом деятельности. Они участвуют в театральных постановках, в проектной деятельности, посещают факультатив «Герои книг на экране». Это помогает реабилитироваться учащимся в связи с создавшимися обстоятельствами в их жизни, а также способствует предотвращению правонарушений.
3. Работа с одаренными детьми.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Веяния времени требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В связи с этим, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал села, города, области, государства. Филология для этого предоставляет богатый и разнообразный материал.
Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый – «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Как говорил А.П. Чехов: « Надо индивидуализировать каждый отдельный случай».
Я живу в селе и детей одаренных в области филологии мало, но они есть. У нас не приходится говорить об филологически классах. Именно для этого мной была разработана программа «Одаренный филолог».
Цель программы:
1. Создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности по филологии через различные формы и виды деятельности в урочное и внеурочное время.
Задачи.
1. Выявление филологически одаренных детей.
2. Создание системы деятельности по развитию филологических способностей у данной группы детей.
3. Внедрение продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы с одаренными детьми по филологии и индивидуализации образования.
4. Организация участия в системе различных мероприятий для создания ситуации успеха одаренных детей.
5. Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
– побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
– формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях;
– применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Воспитательная работа программы направлена на развитие межличностных отношений, чувства ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, любознательности, уважительного отношения друг к другу. Воспитательная работа имеет две составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и коллективную деятельность.
Предполагаемые результаты.
Повышение уровня филологической культуры учащихся
Высокие результаты в учебной деятельности по литературе и русскому языку.
Высокая результативность учащихся в различных мероприятиях по русскому языку и литературе.
Развитие творческих способностей и профессиональных интересов учащихся в области филологии.
В рамках «филологического поля» и программы «Одаренный филолог» разработала курс «Олимпиец» для решения олимпиадных задач, программу внеурочной деятельности «Литературоведческое исследование: основы теории и практики». Исследовательские технологии в рамках этих курсов позволяют научить пользоваться научной литературой, развивать исследовательские способности, умения публичного выступления, ведения дискуссии.
Важной составляющей программ «Школьный театр», «Радиотеатр», «Художественное слово» является обращение к классическому репертуару, что прививает вкус и развивает сценические особенности слова, способствует профессионализации талантливых детей. Развитие универсальных умений, которые позволяют быть успешными в реальной жизни (умение вести диалог, умение работать в команде, умение управлять своими эмоциями, умение быть гибким), развитие организаторских и актерских способностей.
Театральные технологии. Я имею режиссерское образование, окончила Самарский государственный институт культуры. Эти технологии меня привлекают тем, что они меняют тип взаимодействия взрослого и ребёнка (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения), учебный предмет превращается в увлекательные «предлагаемые обстоятельства», для ребёнка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала.
Информационная технологии. Я практикую уроки-проекты, уроки-концерты, где ребята делятся на группы, в которой обязательно есть техник, готовящий презентацию на заданную тему (подбор портретов писателя, иллюстрации к произведению, подбор музыки). В театральной деятельности ребята самостоятельно подбирают музыку к спектаклям, пользуясь ресурсами Интернет. Эту работу на моих уроках способен делать каждый ученик, в том числе и дети с особенными образовательными потребностями. У детей с девиантным поведением развиваются положительные склонности и способности, формируется адекватная самооценка.  
Всемирная сеть предоставляет много возможностей для учащихся не только по поиску информации, но и для популяризации своей деятельности. На интернет-портале «Педсовет» (http://pedsovet.org) мы уже несколько лет подряд участвуем в конкурсе аудиозаписей русской классической литературы «Личное чтение». Очень интересная задача стоит перед ребятами: передать все особенности литературного произведения с помощью голоса, звуков и музыкального оформления. «Кошкин дом» С. Маршака, «Бегемотская сказка» В. Левина, «А зори здесь тихие» Б. Васильева – вот наш репертуар в рамках конкурса радиотеатров.
В звуковом файле должны присутствовать: объявление (звуковая афиша) отрывка произведения, звуковые титры с указанием участников и исполняемых ими ролей. Важной особенность этого проекта является то, что запись размещается на сайте, и каждый желающий может ее прослушать и оставить свои комментарии. Для детей, которые не могу часто выезжать на конкурсы, это хорошая возможность представить свою работу на суд ребят со всей страны, сравнить их интерпретации со своими, посоревноваться. Это способствует личностному развитию особенных детей и их самореализации.
Жизнь заставляет нас быть конкурентоспособными. Сейчас на самом высоком уровне идет речь о создании не только стандартов знаний, умений и навыков, но и стандартов компетентности учащихся. По моему мнению, именно участие в научно-исследовательской деятельности позволяет развить ряд компетентностей – информационной, коммуникативной, литературоведческой и др. В процессе выполнения работы школьники учатся  искать и анализировать литературу, знакомятся с методами научного исследования, учатся отстаивать результаты своей работы, знакомятся с навыками научной дискуссии.
Вот некоторые из тем, над которыми мы работали:
–  «Значение цвета в рассказах Э. По»;
– «Закадровые персонажи в ранних рассказах А.П. Чехова»;
–  «Ремарки в пьесах В. Шекспира»;
– «Мотив денег в жизни и творчестве А.С. Пушкина»;
– «Особенности интерпретации повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» в фильме С. Соловьева.
Высокие достижения моих учеников позволили расширить список номинаций при присуждении районных премий «Одаренный ребенок».
Рассмотренные выше методы и формы обучения в рамках «филологического поля» нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса различных категорий учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию.
Описанный опыт целесообразно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Тузова Елена Николаевна

tuzva1@ mail.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» имени Г.А. Смолякова села Большая Черниговка Самарской области

Учитель русского языка и литературы

11 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения – основная и старшая школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в разработке системы, позволяющей создать для учащихся взаимосвязную целостную картину мира в художественном пространстве.

Актуальность опыта связана с изучением литературного произведения через театральные и кинематографические технологии, а также свой личностный опыт учащихся способствует интеграции учебного процесса и позволяет успешно выполнить ОГЭ и ЕГЭ в части, требующей привлечения жизненного и культурного опыта.

Эффективность:

– Создание взаимосвязной целостной картины мира.

– Формирование интегративного мышления.

– Обучение работе с информационными потоками (отбор нужной информации, развитие логики, аналитических умений).

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность по филологии.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Повышение познавательной активности на уроке литературы и во внеурочной деятельности по филологии.

3. Ведущая педагогическая идея

Познавательную активность по литературе необходимо развивать средствами художественно-эстетической деятельности.

 

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что падает познавательная активность и читательская культура учащихся. Литературные произведения воспринимаются учениками как нечто отвлеченное, не касающееся реальной жизни, поэтому не возникает чувства значимости того, что происходит на уроке, а предмет литературы считается второстепенным, неважным. Несмотря на доступность различных источников информации, у детей не складывается общей культурной картины мира, а каждый предмет воспринимается обособленно. Хотя в Законе РФ «Об образовании» сказано, что содержание образования должно обеспечивать «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество…». Очевидна потребность в поиске новых подходов к проблеме интеграции на уроке.

Проблема. Повышение познавательной активности учащихся требует соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий.

Новое средство обучения: разработала такую форму урока, как урок-интерпретация, когда литературное произведение анализируется не обособленно, а к контексте киноинтерпретации и всего культурного процесса.

Новые условия образовательной деятельности: организация и создание «филологического поля» – разнообразных форм деятельности, связанных со словом, где каждый может найти то, что ему интересно. Школьник может продвигаться по индивидуальной образовательной траектории этого «филологического поля».

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

В основе моей деятельности лежит личностно-ориентированное обучение. Мною разработана система преподавания литературы как предмета, формирующего творческую личность.

Здоровьесберегающие технологии

Повышение учебных нагрузок, высокая стрессовость учебного процесса, широкое распространение вредных привычек в повседневной жизни ухудшают здоровье наших детей. Учащимся современной школы приходится подолгу работать сидя, сохранять на уроке малую подвижность. Это понижает эмоциональный тонус, ослабляет нервно-мышечный аппарат, нарушает осанку, ухудшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а значит, ослабляет организм в целом. Избежать отрицательных явлений помогает использование здоровьесберегающих технологий

Технология «Интегрированные занятия»

Одна из важнейших задач обучения в средней школе формирование у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений. Именно поэтому ведущим направлением своей деятельности я считаю интеграцию. Следовательно, под межпредметными связями подразумевается не только согласованность программ, но и взаимопроникновение наук. В своей деятельности я имею возможность пользоваться приемами и методами разных предметов для одной цели повышения познавательных творческих способностей учащихся. Это помогает увязывать теоретические знания и практические умения школьников с жизнью.

Каждый урок не может быть интегрированным, но стремиться к этому надо.

Технология мастерских

Специфика учебной деятельности на уроке литературы определяется тем, что на нем ученик должен овладеть не только знаниями, но и приобщиться к искусству. Поэтому существенным   компонентом познавательной деятельности учащихся на уроках литературы является непосредственно эмоционально-эстетическое восприятие литературного материала. Помочь в этом могут интенсивные методы обучения и развития ребенка, одним из которых является   метод творческих мастерских.

Обучение в мастерских строится на коллективном способе деятельности, занятости каждого ученика. Педагог в мастерских не столько учит и воспитывает, сколько активизирует, стимулирует учащихся к развитию, создает условия для их самовыражения на базе использования эмоционально-ценностного опыта учителя и учащихся. Педагог развивает мотив достижения, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.

Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:

– Выработать коммуникативные навыки.

– Развить устную и письменную речь учащихся.

– Обогащать словарный запас.

– Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.

– Перерабатывать знания и впечатления в творческие работы.

Элементы технологии на уроке

Уроки, подготовленные с помощью технологии

Урок литературы в 6 классе. «Повесть временных лет».

Написание летописи одного дня в мире, в области, в селе, в школе, и в классе

Урок литературы в 6 классе. Урок-концерт «Родная природа в пейзажной лирике 19 века».

Урок русского языка в 6 классе.

«Официально-деловой стиль».

Подготовка различных документов из жизни литературных героев

Урок литературы в 7 классе.

Урок-медитация «Хокку. Японская поэзия».

Исследовательские технологии

Я сама занимаюсь исследования в области перевода художественного текста в кинотекст (см. Магистерскую диссертацию Критерий 1).

Исследовательские технологии применяются мной на уроках (См. Методическое пособие «Использование киноматериалов как способ воспитания вдумчивого читателя») и в курсе «Литературоведческое исследование: основы теории и практики», в рамках которого были выполнены различные исследовательские работы:

«Закадровые» персонажи в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

«Экранное инобытие литературы» (особенности интерпретации повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» в одноименном фильме С. Соловьева).

См сайт http://nsportal.ru/tuzova-elena-nikolaevna.

Театральные технологии

Я имею театральное образование, поэтому театральные технологии на моих уроках и мероприятиях очень популярны. Они раскрепощают детей, развивают коммуникативную компетентность, способствуют здоровьесбережению.

Элементы театральной технологии на уроках

Урок «Басни И.А. Крылова» 5 класс.

Басни «Квартет», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей».

Литературный турнир по роману А.С. Пушкина «Дубровский» 7 класс

(задание – инсценировать сцену из романа).

Урок по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 5 класс (сцены Царица и Зеркало, королевич Елисей, Месяц).

Театральный зачет по пьесе Н. Гоголя «Ревизор» 8 класс (подготовка сцен из комедии по группам.)

Нравственные уроки в рассказе В. Распутина «Уроки французского» 6 класс (инсценировки сцен с учителями).

Урок-интерпретация по пьесе В. Шекспира «Ромео и Джульетта» 8 класс

(инсценировка сцены на балконе).

Урок «Басни И.А. Крылова» 6 класс.

«Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик».

Инсценировка по поэме Н. Некрасова «Русские женщины» 7 класс (сцена Губернатора и княгини Трубецкой).

 

Спектакли, театральные внеклассные мероприятия

Инсценировка повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» 6 класс.

Спектакль по рассказу Аркадия Аверченко «Человек за ширмой» 5 класс.

Спектакль по ранним рассказам А.П. Чехова 8 класс.

Спектакль по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 7 класс.

Литературная игра по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» (инсценирование сцены кулачного боя) 7 класс.

Внеклассное мероприятие «Мои родные в годы Великой Отечественной войны» (инсценирование песни «Девятый наш десантный батальон», радиотеатр по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Использование ИКТ

1.             Собственные компьютерные материалы и задания по русскому языку и литературе для использования на интерактивной доске ко многим темам, виртуальные экскурсии, презентации к классным часам.

2. Создание интерактивных тестов и поверка знаний с помощью оборудования PRO-школа.

3. Систематическое включение в уроки литературы экранизаций литературных произведений.

4. Дистанционное обучение с помощью АСУ РСО и сайта Решу ОГЭ (создание пакетов заданий с учетом индивидуальный возможностей и потребностей учащихся.

Онлайн-консультации в Skype.

5.             Использование сетевых ресурсов Интернет при подготовке уроков, в проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся, во внеклассных мероприятиях, публикация своих разработок, участие в конкурсах и конференциях. (См. Приложение Взаимодействие с Интернет-сообществом).

6. Создание аудиозаписей радиоспектаклей и размещение их на интернет-портале «Педсовет» (http://pedsovet.org).

Система использования ИКТ

1.             ИКТ использую систематически, обоснованно, в зависимости от поставленных целей.

2.             Использую на всех этапах урока, в проектной, исследовательской деятельности, во внеклассных мероприятиях.

3.             Использую творчески (создаю собственные материалы, задания, презентации, пополняю «Школьную методическую копилку уроков с использованием ИТ», создала школьную видеотеку фильмов «Экранизации литературных произведений».

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Теоретическая база:

Идея «единичного», индивидуального подхода к учащимся /Д.Н. Ильин/.

Идея выявления индивидуальности каждого ученика через развитие творческих способностей /В.В. Бабайцева/.

Идея формирования мотивации обучения /А.К. Маркова/.

Идея дифференцированного подхода к обучению учащихся через развитие интеллектуальных способностей /М.Ю. Орлов/.

Идея организации самостоятельной работы учащихся /И.М. Чередов/.

Идея театральной технологии /А.П. Ершова/.

Идея личностного смысла изучаемого на уроке литературы материала/М. Поташник/.

Ожидаемые результаты:

– повышение уровня филологической культуры учащихся;

– высокие результаты в учебной деятельности по литературе и русскому языку;

– высокая результативность учащихся в различных мероприятиях по русскому языку и литературе;

– развитие творческих способностей и профессиональных интересов учащихся в области филологии.

Ограничения и риски:

При использовании средств художественно-эстетической деятельности в процессе преподавания литературы необходимо учитывать риски:

– недостаточный жизненный опыт учащихся может привести к упрощению понимания произведения;

– перегрузка технологиями может отвлекать от внимательного прочтения произведения.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Позитивные изменения достигаются в случае наличия у учителя: театральных навыков, киноведческих знаний, знаний психологии, желания путешествовать, понимания учителем своей миссии в селе, наличия у учителя исследовательской и коммуникативной культуры, желания совершенствовать педагогический и литературоведческий инструментарий.

8. Результат изменений

1. Стабильно высокий средний балл по литературе (4,2–4,9).

2.Наблюдается динамика итогов учебной деятельности по русскому языку во всех параллелях.

3. Наличие призеров и победителей в олимпиадах, научно-практических конференции   разного уровня.

4. Неоднократно награждалась Грамотами и Благодарственными письмами от органов власти .

5. Используемые приемы способствуют снижению утомляемости, преодолению стресса и сохранению здоровья учащихся. Наблюдается позитивная динамика в развитии здоровья учащихся.

6. Являюсь экспертом ГИА по русскому языку, членом жюри окружной научно-практической конференции на секции «Литературоведение», значит, мои методы работы оправдывают себя при проверке.

6. Артистизм, высокий уровень информационной и коммуникативной культуры позволяет моим ученикам быть востребованными в социально-культурной сфере школы и села.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Система работы с одаренными детьми «Одаренный филолог» // Сборник материалов областного фестиваля педагогов, работающих с одаренными детьми, с участием детей и демонстрацией их достижений «Изумруды». Сергиевск: ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский РЦ»,2015. С. 35–40.

2. Литературно-исполнительская деятельность учащихся и Интернет // Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование.IVМеждународная научно-практическая конференция. Сборник материалов конференции. Самара, 2014. С. 333–335.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Название конкурса

Уровень конкурса

Результат

«Учитель года-2013»

Территориальный

Победитель

«Учитель года-2013»

Зональный

Победитель

«Учитель года-2013»

Региональный

Финалист

Конкурсный отбор лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»

Всероссийский

Победитель

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.
2. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1992.
3. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Воронеж, 1995.
4. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М., 1984.
5. Масару Ибука. После трех уже поздно. М.: Знание, 1992.
6. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. М.: Просвещение, 1989.
7. Одаренные дети. // перевод с англ. М.: Прогресс, 1991.
8. Одаренный ребенок / под ред. О.М. Дьяченко. М., 1997.
9. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.