sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК  37.011.33

ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

© 2017

Шидловская Е.А.,
учитель информатики
ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» пос. Поляков м.р.  Большечерниговский Самарской области (Россия)

Аннотация: В данной статье представлено описание инновационного опыта, реализуемого в рамках предметной области «информатика и ИКТ», ориентированного на создание благоприятных условий для самоидентификации обучающихся в контексте уровня развития современного общества и требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова: самоидентификация; инновационный опыт; современные образовательные технологии.

PERSONAL AND SOCIAL SELF-IDENTIFICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES LEARNING THROUGH EC-USE WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SUBJECT FIELD «INFORMATICS AND ICT»

© 2017

Shidlovskaya E.A.,
computer science teacher
state budgetary educational institution of the Samara region secondary school «Еducation center» pos. Polyakov Bolshechernigovsky municipal district of Samara region (Russia)

Abstract: This article describes the innovative experience implemented within the subject area of «informatics and ICT», aimed at creating favorable conditions for self-identification of students in the context of the level of development of modern society and the requirements of the Federal State Educational Standard.
Keywords: self-identification; innovative experience; modern educational technologies.

Основные понятия:
Личностная самоидентификация – это установление и сохранение в себе постоянного ядра личности, о котором человек может сказать: «Это я».
Социальная самоидентификация – это осознание себя частью общности, принятие норм и правил данной общности, организация деятельности направленной на достижение целей данной общности.
Современный социальный заказ, отраженный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)[1] предъявляет высокие требования к личности выпускника школы, как необходимого условия организации полноценной познавательной деятельности и будущей личностной и профессиональной успешности. На выходе из школы молодой человек должен не только обладать набором знаний, но и владеть приемами применения данных знаний в различных областях профессиональной деятельности, быть достойным гражданином своей Родины, принимая, уважая систему национальных ценностей, осознавая себя важной частью различных общностей.
Иначе говоря, активный, творческий, самостоятельный, принимающий и уважающий моральные и государственные ценности, стремящийся принести пользу обществу – вот основные качества, которыми должен обладать выпускник школы, качества, которые должны лечь в основу личностной и социальной самоидентификации подростка.
С другой стороны, мы знаем, что каждый человек – дитя своего времени. В каких же условиях растут наши дети? Современный ребёнок – дитя «потребительского общества», что препятствует развитию творческого мышления и активности. Современный ребенок – гражданин виртуального мира, в котором стираются многие границы, что имеет как положительные стороны, в случае территориальных, межкультурных отношений, так и негативные, в случае моральных и этических норм. В современном медиапространстве ребенку постоянно приходится лавировать во все возрастающем потоке информации, переизбыток которой формирует «клиповое мышление», снижая способность к долгой концентрации на одном способе деятельности, ориентируя на отбор лишь той информации, которая имеет практическую значимость. Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС и внешним влиянием социальной среды на формирование личности обучающегося.
Проблема – необходимость организации образовательного процесса, способствующего формированию и развитию личностной и социальной самоидентификации обучающихся в условиях динамично развивающегося социума.
Каждый учитель сегодня находится в процессе активного поиска средства решения данной проблемы. Предлагаю вашему вниманию свой ответ на данный вопрос – мой инновационный опыт работы, особенности которого представлены в следующей карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Шидловская

Елена Алексеевна, elena_shidlovska@mail.ru

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.

Поляков м.р. Большечерниговский

www.поляковскаясош.дети/wordpress

Учитель информатики

14 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в обеспечении высокого качества образования, необходимого для личностного развития и самореализации обучающихся.

Актуальность данного опыта обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Эффективность:

- потенциальная полезность инновационного опыта заключается в достижении образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) как необходимого условия самоидентификации обучающихся – залога будущей личностной и профессиональной успешности;

- надёжность инновационного опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении пяти лет учащиеся являются победителями и призёрами научно-практических конференций разного уровня, проектных и творческих конкурсов;

- перспективность инновационного опыта состоит в том, что он ориентирован на достижение требований ФГОС, способствует формированию личностных качеств обучающихся соответствующих портрету выпускника основной и средней школы.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических затрат (используется оборудование кабинета информатики). Между тем   трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых учебных и методических материалов.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

 

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Личностная и социальная самоидентификация обучающихся   посредством современных образовательных технологий в рамках предметной области «информатика и ИКТ».

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание новых условий образовательной деятельности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

В настоящее время в системе образования существуют следующие противоречия:

между портретом выпускника, сформированным социальным заказом, и портретом ребенка, сформированным реалиями современного высокотехнологичного мира;

между необходимостью организации образовательной деятельности, способствующей достижению требований ФГОС, и отсутствием «универсальной» методики организации такой образовательной деятельности.

Новое средство обучения: для достижения требований ФГОС, предъявляемых к личностным качествам обучающихся возникла необходимость внедрения современных образовательных личностно-ориентированных и развивающих технологий в образовательный процесс.

Новые условия образовательной деятельности.

Перед школой сегодня стоит не только задача воспитания достойного человека, но и представителя универсальной профессии, сегодня мы не можем предложить ребенку набор знаний, который позволил бы ему в будущем быть как минимум профессионально пригодным, не говоря уже о профессионально успешным – мы не знаем, какие профессии появятся и будут актуальны к моменту вступления ребенка во взрослую жизнь. Таким образом, перед педагогом стоит задача создания условий для всестороннего развития личности обучающегося с активной учебной и жизненной позицией. В частности, необходимо поддерживать стремление ребёнка к самостоятельной познавательной активности и деятельности, способствовать развитию интереса к творчеству, проектной и исследовательской деятельности.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Реализация педагогической системы осуществляется посредством комплексного применения следующих технологий и методик:

-          здоровьесберегающие технологии,

-          технология дифференцированного обучения,

-          технология проблемного обучения,

-          практико-ориентированный подход в обучении,

-          технология проектной деятельности,

-          технология электронного и дистанционного обучения,

-          информационно-коммуникационные технологии,

-          авторская методика формирования навыков самооценки и взаимооценки.

Организация учебного процесса

Педагогическую систему строю на осознании того, что высокий образовательный результат достижим только в триединстве обучения, воспитания и развития. В свой педагогической деятельности я реализую ряд принципов, направленных на формирование собственного «Я» ребенка: принцип «Я – достойный человек», принцип «Я – разумный и самостоятельный человек», принцип «Я – творец», «Я – ценитель». Реализацию каждого принципа обеспечивает определенный набор образовательных технологий и методов, указанных выше.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Реализуя данную систему работы на протяжении нескольких лет, постоянно совершенствуя и дополняя её, могу утверждать, что она позволяет решить одну из важных задач ФГОС – отказ от пассивных методов обучения, замена их на активные (при которых учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока) и интерактивные (ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения) методы обучения. Именно такой подход активная позиция обучающихся – позволяет создать условия для полноценного личностного развития ребенка, в том числе для формирования самостоятельности в выборе способов деятельности ориентированных на определенный результат, для осуществления оценивания результатов деятельности, что и лежит в основе представленного опыта.

Ограничения.

Представленный опыт является специфическим для предметной области информатика. Данная система может быть использована для построения педагогической системы в рамках иной предметной области, однако потребуется внести некоторые изменения, особенно в направлении применения технологии проектной деятельности, так не все учебные дисциплины располагают достаточным временным ресурсом в урочной деятельности на реализацию данной технологии.

Трудоёмкость и риски.

Реализация представленного инновационного опыта является трудозатратной для педагога, особенно в вопросе применения технологии электронного и дистанционного обучения, предполагающей разработку качественных электронных образовательных ресурсов.

Основной риск меньший, по сравнению с традиционными методами, контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения, особенно при реализации технологии проектной деятельности и принципа практико-ориентированного обучения.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо создать ряд условий.

Материально-техническое обеспечение:

наличие ученических компьютеров с выходом в сеть Интернет;

наличие интерактивной доски либо альтернативной техники.

Учебно-методическое обеспечение:

создание системы учебных заданий, соответствующих требованиям представленного инновационного опыта;

создание электронных образовательных ресурсов посредством сервисов Интернет, в частности в системе дистанционного обучения Moodle.

Личностно-профессиональные качества педагога:

принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой (при необходимости);

навыки работы с сервисами сети Интернет и дистанционными образовательными системами.

8. Результат изменений

Глобальный результат:

Сформированность качеств обучающихся по окончанию школы, соответствующих качествам личности, отраженным в портрете выпускника основной школы и/или средней школы.

Частные результаты:

Повышение учебной мотивации, которую можно оценить на основе таких индикаторов: успеваемость и качество знаний по предмету «информатика и ИКТ», результаты ОГЭ и ЕГЭ, участие в конкурсных мероприятиях (учебных, творческих, метапредметных).

Динамика сформированности УУД у обучающихся.

Динамика личностных результатов обучающихся.

Уровень достижения планируемых результатов:

Качество знаний (стабильно высокий средний балл по каждому классу от 4.1 до 4,6):

Средний балл ОГЭ по информатике за 2016, 2017 год выше окружного и областного среднего балла.

Результат участия в конкурсных мероприятиях по информатике и метапредметных (с использованием средств ИКТ) за последние 5 лет: международный уровень – 4 призовых места, всероссийский уровень – 3 призовых места; областной уровень – 22 призовых места; окружной уровень – 32 призовых места; районный уровень – 40 призовых мест. Наблюдается положительная динамика участия в конкурсных мероприятиях.

По результатам школьного мониторинга личностного развития обучающихся 9 и 11 классов имеются следующие результаты: «Наличие позитивного личностного роста или (и) наличие стабильно высоких личностных результатов у 100% обучающихся».

9. Публикации о представленном ИПО

Методическое пособие для учителей и воспитателей. Самара. Офорт. 2017 год. ISBN 978-5-473-01136-4. В сборнике представлено 3 работы.

Методическое пособие для учителя. Самара. Офорт. 2016 год. ISBN 978-5-473-01059-6. В сборнике представлено 3 работы.

Сборник методических материалов. Самара. Офорт. 2015 год. ISBN 978-5-473-01004-6. В сборнике представлено 7 работ.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года». Лауреат областного этапа. 2017 год.

2. Областной конкурс профилактических программ и проектов в номинации «Программы социально-активной деятельности учащихся, альтернативной наркотизации и другим девиациям». Дипломант 1 степени. 2016 год.

3. Областной конкурс «Открытый урок». Дипломант 2 степени. 2016 год.

4. Фестиваля методических идей молодых педагогов Самарской области. Лауреат. 2010 год.

Предлагаю подробнее остановиться на некоторых аспектах представленного инновационного опыта.
Свою педагогическую систему строю на осознании того, что высокий образовательный результат достижим только в триединстве обучения, воспитания и развития. В свой педагогической деятельности я реализую ряд принципов, направленных на формирование собственного «Я» ребенка. Реализацию каждого принципа обеспечивает определенный набор образовательных технологий и методов.
Принцип 1. «Я – достойный человек»
Я верю, все хорошее, что мы посеем в детскую душу, обязательно даст всходы во взрослой жизни. Если человек чувствовал доброе и уважительное отношение к себе, то он будет транслировать это и на окружающих. Во время образовательного  процесса я стараюсь создать условия, в которых каждый ребенок ощущает признание собственной уникальности и ценности, видит искренний интерес к его личности, чувствует себя комфортно в образовательном процессе, обязательно находится в ситуации успеха. Для реализации данного принципа применяю:
1. Здоровьесберегающие технологии
Рассматривая понятие здоровья, можно выделить несколько составляющих, а именно: физическое здоровье, психологическое здоровье, нравственное здоровье. В рамках урочной деятельности стараюсь организовать работу по всем направлениям.
Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды, уровнем физического здоровья.
С целью сохранения физического здоровья использую следующие методы и приемы: рациональная организация занятий; проведение физминуток и гимнастики для глаз; разработка заданий, предполагающих двигательную активность; регулярная смена видов деятельности обучающихся; организация занятий внеурочной деятельности с высоким уровнем двигательной активности, на свежем воздухе; соблюдение норм СанПиН .
Психологическое здоровье – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с жизненными стрессами, продуктивно работать.
С целью сохранения психологического здоровья обучающихся использую следующие методы и приемы: создание благоприятного психологического климата на занятиях; применение личностно-значимых способов учебной работы, соответствия методик обучения возрастным возможностям и индивидуальным темпераментным особенностям школьников, создание благоприятной обстановки в детском коллективе.
Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит  в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека, иметь твердую установку на здоровый образ жизни. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.
Для укрепления нравственного здоровья использую следующие методы и приемы:
– на уроках и занятия внеурочной деятельности придерживаемся положения: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе»;
– реализация воспитательного потенциала темы урока;
– выполнение тематических практических работ по различным важным общечеловеческим вопросам.
2. Технология дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Эта технология – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди разные, обладают индивидуальными способностями и интересами. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность выполнять задание на желаемом уровне сложности, находится в ситуации успеха.
Для реализации технологии дифференцированного обучения использую следующие методы:
1) уровневая дифференциация:
ряд учебных заданий (в зависимости от темы урока и целесообразности применения) предлагаются на 2-3 уровнях сложности;
2) тематическая дифференциация:
при выполнении ряда практических работ требования предъявляются к техническим характеристикам продукта, а тему и содержание обучающиеся выбирают сами. При этом имеют возможность работать в собственном режиме и на уровне, соответствующем их интересам и способностям.   
Принцип 2. «Я – разумный и самостоятельный человек»
Я не говорю своим ученикам, как учить, что учить, как делать, я лишь стараюсь создать условия, чтобы они смогли сами себе дать ответ на большинство возникших вопросов. В этом мне помогает технология проблемного обучения, основоположником которой является педагог Ждон Дьюи.
3. Технология проблемного обучения.
Образовательный процесс стараюсь организовать так, чтобы ключевой фразой было: «Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?», вместо: «Сегодня на уроке вы узнаете». Для того чтобы эта фраза была уместна, использую следующий метод - создание проблемных мотивирующих ситуаций, которые я разделила на следующие группы:
ситуация «Верю – не верю» (факт, требующий проверки);
ситуация «Чтобы это значило?» (эффект неожиданности, появление на первый взгляд неуместного предмета или информации);
ситуация «А это кому-то нужно» (принятие учебной деятельности как личностно или общественно значимой).
Активную деятельность обучающихся, направленную на разрешение проблемного вопроса, строю на основе метода – создание учебных ситуаций.

17 36 1

Принцип 3. «Я – творец»
Приобщение учащихся к созидательной деятельности позволяет решить ряд вопросов обучения и воспитания. Я стараюсь показать своим ученикам, что приобретение навыков работы на компьютере не является самоцелью, напротив, компьютер – это универсальный инструмент для решения различных жизненных и учебных вопросов. Направив свои знания и энергию в правильное русло, можно создать качественные, а самое главное полезные электронные продукты в противовес множественному «информационному мусору», представленному на просторах сети Интернет.
Предметная область «информатика», являющаяся синтезом многих наук, представляет собой благодатную почву для реализации практико-ориентированного подхода в обучении.
4. Практико-ориентированный подход
Для реализации принципа практико-ориентированного обучения реализую следующие приемы:
– построение учебного материала на основе жизненных ситуаций и положений различных дисциплин;
– создание электронных продуктов с метапредметным содержанием.
Данный прием позволяет учащимся работать в зоне своих интересов, расширять знания не только по информатике, но и интересующей теме.
5. Технология проектной деятельности.
Выполняя практическую работу, некоторые обучающиеся проявляют особый интерес к выбранному направлению, в результате часто получаются очень интересные и полезные работы, многие из которых перерастают в исследовательские и проектные, в том числе социальной направленности. При этом имеют место быть как индивидуальные, так и коллективные работы.
6. Технологии электронного и дистанционного обучения.
Описанные выше применяемые технологии, особенно дополняющие друг друга технологии дифференцированного обучения и проектной деятельности, предъявляют особые требования к продуктивной организации образовательного процесса, так как различные по тематике и уровню исполнения работы  требуют различных временных затрат. При этом еще важным моментом является индивидуальный темп работы обучающихся. В итоге, очевидно, вырисовывается очень важная проблема – временной ресурс каждому ребенку требуется различный, а урок одинаков для всех – 40 минут. Решить данную проблему мне помогает система дистанционного обучения MOODLE. Созданный мною сайт в данной системе содержит как полностью разработанные элективные курсы, так и материалы отдельных уроков.  
Каждый обучающийся в процессе урока может работать с материалами занятия в индивидуальном темпе, а также обратиться к ним и во внеурочное время. Основная особенность построения образовательных курсов – включение материала разного уровня сложности, дополнение курсов материалом, выходящим за рамки базового курса информатики, для учащихся имеющих высокий уровень мотивации и высокую скорость усвоения учебного материала.
7. Информационно – коммуникационные технологии.
Информационные технологии использую в двух направлениях:
– Средство обучения и/или сопровождения образовательного процесса.
Для проведения уроков разрабатываю собственные электронные образовательные ресурсы, а также использую электронные приложения к учебникам.
– Средство организации созидательной деятельности обучающихся (инструмент создания электронных продуктов обучающимися).
При изучении различных тем включаю в сценарий урока учебные задания, направленные на использование различных сервисов Интернет, что выходит за рамки базового курса информатики. Данный прием использую не только в образовательных целях – расширение знаний в области ИКТ, но и в воспитательных – демонстрация возможностей Интернет для продуктивной деятельности в альтернативу многим бесполезным и небезопасным сервисам и  ресурсам сети.
Принцип 4. «Я – ценитель»
Умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность других людей – залог будущего успеха, потому что: формирует умение анализировать, а значит, и планировать предстоящую работу; дает возможность корректировать работу в положительную сторону; защищает от эмоциональных расстройств; учит организовывать совместную деятельность.
8. Авторская методика формирования навыков самооценки и взаимооценки.
Уже на протяжении семи лет я реализую авторскую методику, направленную на развития навыков самооценки и взаимооценки, включающую 8 форм работы, внедряемых поэтапно.
Формы работы:
1. Анализ работы на уроке. 2. Самопроверка теста, самостоятельной работы. 3. Взаимопроверка работ. 4. Самооценка на основе сопоставления с образцом или критериями. 5. Разработка критериев к работе. 6. Оценивание работы на основе самоанализа и анализа работы одноклассниками и учителем. 7. Публичная презентация и обсуждение. В рамках данного мероприятия каждый ребенок (или группа в случае коллективной работы) выступает в роли докладчика, презентуя свою работу, в роли критика, выделяя лишь слабые стороны одной из работ одноклассников, и в роли защитника, обозначая лишь достоинства одной из работ. 8. Накопительная оценка.
Таким образом, представленная система работы позволяет решить одну из актуальных задач современного образования – создание благоприятных условий для личностной и социальной самоидентификации обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)