sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.874

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОТЕРАПИИ

© 2017

Широнина Е.Л.,
член Творческого союза художников России и Международной Федерации художников, член Профессионального союза художников России, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории
МБОУ Школа № 29 г.о. Самара (Россия)

Аннотация: Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации.
Ключевые слова: мотивация; нетрадиционные техники рисования; изотерапия.

NCREASE OF MOTIVATION OF PUPILS, INCLUDING THOSE WITH DISABILITIES (HIA), THE ARTS LESSONS AND IN THEIR FREE TIME USING NON-TRADITIONAL DRAWING  TECHNIQUES AND ELEMENTS OF IPOTERAPII

© 2017

Shironina E.L.,
a member of the Creative Union of artists of Russia and International Federation of artists, member of the Professional Union of artists of Russia, art teacher the highest qualification category
MBOU School № 29 g.o. Samara (Russia)

Abstract: The Formation of motivation of learning is that issues of development and upbringing of the individual. Therefore, the problem of learning motivation is one of the Central issues in pedagogy and educational psychology. This problem is actual for all participants of the educational process: students, parents and teachers. Fine art as one of the subjects of the secondary school occupies an important place in the education of students, and hence may contribute to the development of learning motivation.
Keywords: motivation; non-traditional painting techniques; the isotopes-rape.

Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру. Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Достаточно часто приходится слышать фразу: «Все дети не могут быть художниками». Однако почему же тогда с самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире через изображения, через рисунки. Одна из самых любимых игрушек детей это – цветные карандаши.
Ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие через образ, как настоящий художник. И я стараюсь начинать урок с твёрдым убеждением, что все дети одаренные от природы и талантливые.
Изобразительное искусство помогает ребенку в самовыражении и проявлении своей индивидуальности. Для того чтобы облегчить процесс самовыражения (природные художественные способности даны не каждому) я применяю в своей работе нетрадиционные приемы изображения. Это дает каждому ребенку возможность выразить свои эмоции и чувства.
Для большей эффективности я включаю ребенка в разнообразные виды деятельности. Изобразительным искусством с применением нетрадиционных техник рисования дети занимаются на уроке, во время внеурочной деятельности и во внешкольной работе. Каждый из этих видов деятельности предоставляет свои педагогические возможности.
В процессе моей педагогической деятельности был составлен и реализован проект, который представляет собой одно из направлений работы по здоровьесбережению школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству, курса «Нетрадиционные техники рисования». Ключевым понятием проекта является техника изотерапии как часть арттерапии. В течение 3 последних лет разрабатывалась система работы с детьми с целью коррекции эмоционального состояния посредством  изотерапии и нетрадиционных техник рисования. Актуальность проекта состоит в том, что интересующее нас направление – изотерапия способна воздействовать на нервную систему подростка, преобразуя негативные эмоции в позитивные, тем самым способствуя оздоровлению организма.
Данный проект включает в себя специально разработанную авторскую программу по внеурочной деятельности и методические рекомендации к занятиям. Проект успешно реализуется третий год, имеет положительные результаты и включает в работу всех участников педагогического процесса, а также способствует повышению мотивации учащихся.
Данный аспект можно продемонстрировать в виде информационной карты инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Широнина Елена Леонидовна

Sharmartistel@yandex.ru

МБОУ Школа № 29 г.о. Самара

http://29-school.ru/

Учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории

16 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная и основная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта: как учитель изобразительного искусства я должна не только обучить учащегося (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) основам знаний по предмету, а также активизировать его творческую деятельность. При этом облегчить способы самовыражения возможно с помощью нетрадиционных техник рисования и создать условия для коррекции эмоционального состояния методами арт-терапии (изотерапии).

Актуальность: повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования. Использование элементов арт-терапии (изотерапии) способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Эффективность.

Потенциальная полезность направлена на повышение мотивации к обучению, активизацию самостоятельной творческой деятельности, творческого самовыражения и снятию эмоционального напряжения.

Надёжность проявляется в том, что выразительные свойства живописи, а именно цвет, мазок, помогают ребенку передать свое отношение к миру, свои эмоции и чувства, ребенок рисует общую картину понимания мира, а главное, живопись помогает ребенку творчески самовыразиться и не потерять свою индивидуальность. Моя задача – помочь ему в этом, обучить доступным способам самовыражения. Для того чтобы облегчить процесс самовыражения (природные художественные способности даны не каждому), я применяю в своей работе нетрадиционные приемы изображения. Это дает каждому ребенку, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможность выразить свои эмоции и чувства, как в урочное, так и во внеурочное время.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что он направлен на реализацию качественного и эффективного обучения изобразительному искусству обучающихся с разными образовательными потребностями, повышению мотивации, развитию творческой активности обучающихся.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность учащихся по изобразительному искусству.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Повышение мотивации учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время с использование нетрадиционных техник рисования и элементов изотерапии.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление и применение эффективных способов повышения мотивации обучающихся, в том числе с ОВЗ, на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Современное общество благодаря научно-техническому прогрессу развивается быстрыми темпами и диктует новые требования развития личности в нашей стране. Общие задачи обучения: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.

В практике современной школы учитель нередко сталкивается с проблемой полного равнодушия к результатам обучения со стороны школьников. Неуклонно растет число детей, характерной особенностью которых является неспособность вступить в открытые доверительные отношения.

Ребенок, никогда не познавший радости творчества в учении, не пережившего гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Многие дети, не демонстрирующие высоких результатов, могут почувствовать себя успешными на уроках изобразительного искусства, что способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. В ряде исследований было доказано, что знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся при их применении в конкретных ситуациях. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве теоретических положений от умения применить их на практике.

Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Одна из главных задач современного образования – повышение мотивации учащихся на уроках. В процессе изучение курса изобразительного искусства необходима взаимосвязь многих фактов для развития творческой личности. В результате повышается мотивация учащихся, увеличивается качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.

Новое средство обучения.

Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе – моя основная задача как учителя. Хорошо проведенный урок – это возможность обретения детьми новых сил и радостного осознания успеха.

На уроках изобразительного искусства я пытаюсь разнообразить изобразительную деятельность детей. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники. (Печать природных форм, авкатипия, монотипия, граттаж, пластилинография, пуантилизм, рисование точками, пальцами и т. д.) Важную роль здесь играет изотерапии – система здоровьесберегающих воздействий, основанных на занятиях изобразительным творчеством.

Изотерапия как методика применения нетрадиционного рисования с целью коррекции эмоционального состояния ребенка, в том числе и с ОВЗ, основана на сочетании различных видов деятельности, что способствует уменьшению перегрузок на организм ученика.  

Мною был разработан педагогический проект «Изотерапия во внеурочной деятельности. Нетрадиционные техники рисования», проводилась диагностика эмоционального состояния детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, с целью его коррекции средствами изобразительного искусства. Данный проект включает в себя специально разработанный комплекс методических разработок, авторскую программу по внеурочной деятельности. Проект успешно реализуется третий год, имеет положительные результаты и включает в работу всех участников педагогического процесса.

В рамках данного проекта в начале учебного года мною было проведено исследование детских рисунков учеников 6 класса на тему «Моё эмоциональное состояние». Необходимо было выразить своё эмоциональное состояние с помощью абстрактных образов, линий, цветовых пятен и т. д.

В одном классе дети выполняли задание цветом, с помощью красок. В результате 50% учащихся использовали темные цвета, доминировали сочетания красных и черных оттенков, что говорит о тревожности и подавленном состоянии. При данном исследовании и интерпретации был использован цветовой тест М. Люшера.

В другом классе данное задание выполнялось с помощью графических средств выразительности (карандашом). В результате около 40% учащихся использовали в своем рисунки остроугольные треугольники, стрелки, ломаные линии, резкие штрихи, зачастую перечеркивающие все изображение, что тоже говорит о тревожности, неуверенности подростков. Кроме того, по результатам психологического тестирования, регулярно проводимого педагогом-психологом в начале учебного года, у 54% подростков проявляется страх самовыражения.

Новые условия образовательной деятельности.

На уроках я применяю индивидуально-коллективную работу с использованием нетрадиционных техник рисования, по общему эскизу, где каждый ребенок делает какой-то фрагмент, деталь. Дети осознают, что «мой труд вливается в труд моего коллектива», «я равный среди равных». Неуспешных в такой работе нет и быть не может: каждый выбирает деталь по силам. А вместе получается единое произведение. В результате повышается мотивация и самооценка ребенка.

Коллективное творчество детей, в том числе с ОВЗ, на уроке, во внеурочной и внешкольной деятельности формирует коммуникативные универсально-учебные действия, направленные на осуществление межличностного общения, умение слушать, вести диалог, в соответствии с поставленными целями и задачами организовывать и планировать работу в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение. Итоговый результат совместной работы, осознание своей значимости в общем деле поднимает личностную самооценку ребенка. Планирование работы, определение последовательности выполнения промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, внесение необходимых дополнений и коррективов, оценка сделанного на этапе рефлексии формирует регулятивные УУД. При создании коллективных панно происходит процесс сотворчества детей.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация учебного процесса

1. Здоровьесберегающие технологии.

Занятия изотерапией как пассивные, так и активные, помогают учащемуся, особенно подростку, выстроить адекватную систему защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.

2. Технология развивающего обучения.

Работая над проблемой повышения мотивации, развития творческих способностей учащихся на уроках, я использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся, формирующие активную жизненную позицию.

3. ИКТ и ЭОР

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Многие дети, не демонстрирующие высоких результатов, могут почувствовать себя успешными на уроках изобразительного искусства, что способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом.

Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности.

1. Затронуть эмоциональное состояние учащихся. Затронуть эмоциональное состояние помогут музыкальные произведения, так как большое воздействие на детей производит музыка. Изображение мелодии с помощью нетрадиционных техник рисования. Метод спонтанного рисования. Пальцевая живопись. Эта нетрадиционная техника приносит положительный результат во многих отношениях – снимает страх перед ошибкой, снимает напряжение. Мазки или печати создаются фалангами пальцев, испачканных в краске. Пальцевая живопись также включает в себя рисование пластилином.

2. Формирование интереса к искусству. Игровые приемы обучения позволяют активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс.

Важны коллективные и групповые формы работы, соревнования, метод открытый, дифференцированный подход к каждому ученику, вовлечение в различные виды деятельности, нетрадиционные техники рисования.

3. Применение информационно-коммуникативных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства. В настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека.

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства позволяет:

активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;

применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды;

применение компьютеров на уроках ИЗО создаёт эмоциональный настрой, что в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества

4.Осознание учащимися собственного успеха.

Каждый ученик понимает успех по-своему. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам.

Важно воодушевить учащегося, объяснить, что каждый из них талантливый. Важно, чтобы после проведенного занятия в душе каждого ребенка остался праздник творчества.

В профориентации учащихся, наверное, ни одна из школьных дисциплин не имеет столько областей применения, как область искусства. Начиная от художника, дизайнера, декоратора, архитектора и заканчивая просто ценителем искусства.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Преподавая свой предмет, в первую очередь, задумываюсь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Для этого необходимы:

1. Наличие оснащенного кабинета изобразительного искусства.

2. Личностные качества учителя – чувство такта, меры, наблюдательность и изобретательность во взаимоотношениях с детьми, уравновешенность и искренняя любовь к детям – не могут не привлекать учащихся к общению с педагогом.

8. Результат изменений

Об эффективности того или иного метода обучения могут говорить результаты урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Предметные результаты – это участие и победы в районных, городских и областных конкурсах рисунков.

Но для меня как учителя более важным являются личностные результаты. У детей появилась мотивация заниматься творчеством на уроке и на внеурочных, необязательных для ребят занятиях.

Результативность внедрения СОТ и уровень сформированности УУД отслеживался при помощи кодификатора УУД. Проводился мониторинг по предмету «изобразительное искусство» с целью определения уровня сформированности универсальных учебных действий у выпускников основного начального образования.

Общий уровень сформированности предметных УУД.

17 37 1

Результативность деятельности подтверждается не только повышением мотивации к учебе (особенно это отражается на слабых учениках), но и ростом числа участников олимпиад, научно-практических конференций и творческих конкурсов.

Динамика участия в конкурсах, выставках и конференциях.

17 37 2

 

Динамика среднего балла по АСУ.

17 37 3

Динамика посещения учащимися занятий по внеурочной деятельности.

17 37 4  17 37 5


9. Публикации о представленном ИПО

1. Текстовые задания на уроках изобразительного искусства: познавательные и коммуникативные УУД // V Открытая городская научно-практическая конференция «Новое поколение». Материалы конференции. Самара. 2016. 87 с.

2. Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская. Нетрадиционные техники рисования» // Сборник авторских программ внеурочной деятельности и элективных курсов: из опыта работы педагогического коллектива МБОУ Школы № 29 г.о. Самара. Самара, 2016. 35 с.

3. Каталог картин // Творческий союз художников России. Самарская региональная организация. Самара, 2014. 44 с.

4. Художественные работы // Образование в современной школе. Общественно-политический и научно-методический журнал. № 1-2. 2016. 2 с.

5. Методические рекомендации к проведениям занятий по изотерапии во внеурочной деятельности // Свидетельство о публикации в электронном СМИ № ДВ-540317 от 20.03.2016 https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-povedeniyam-zanyatiy-po-izoterapii-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-966676.html

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-60625 от 20.01.2015.

6. Текстовые задания на уроках изобразительного искусства // Информационно-просветительский портал «Виртуальный центр искусств» http://allworldart.ru/materialy-nauchno-prakticheskojj-konferencii-novoe-pokolenie/

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017». Победитель окружного этапа. Лауреат областного этапа.

2.VI городской конкурс профессионального педагогического мастерства «Фестиваль педагогических проектов: От здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения – к здоровью нации». Победитель, 2 место.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. М.: ВЛАДОС, 2007.
2. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие. М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007.
4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
6. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. СПб, 2005.
7. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, 2001.
8. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. №9.
9. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М.: Гиппо, 2003.
10. Массанова М.В. Изотерапия как фактор формирования личности дошкольника // Актуальные задачи педагогики : материалы VI международной научной конференции (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015.
11. Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. М., 2013.