sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 433.93.930

МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2017

Шишкина Е.В.,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 1 г.о. Похвистнево (Россия)

Аннотация: Статья посвящена технологии модульно-редуктивного обучения, цель применения которой заключается в том, чтобы усилия каждого ученика направить на активную самостоятельную познавательную деятельность с целью глубокого и осознанного понимания исторического и обществоведческого материала и, как следствие, на развитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизовать свои морально-волевые усилия на достижение цели в учебе.
Ключевые слова: модуль; учебный элемент; техника активно-продуктивного чтения; техника сжатия информации; техника обратной связи; техника интерактивного обучения; проектная технология.

THE MODULE-REDUCTIVE TECHNOLOGY IN HISTORY LESSONS AS MEANS OF DEVELOPING INDEPENDENT LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

© 2017

Shishkina E.V.,
a teacher of history and social science, a teacher of the highest qualification category
State general educational institution average comprehensive school of the urban district Pokhvistnevo (Russia)

Abstract: The article is devoted to the technology of module-reductive learning. It refers to a student-centered technology and its essence lies in the fact that the efforts of each student to send to active independent cognitive activity with the purpose of deep and informed understanding of the historical and social science material. And as a consequence on personal development and on nurturing a culture of communication, ability to mobilize their moral and volitional efforts to achieve the objective in the study.
Keywords: module; learning element; the technique of actively productive reading; the technique of information compression; the technique of feedback; the technique of interactive learning; design and technology.

Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Долгие годы в школе учебный процесс был сведен к тому, что от учителя к ученику передавались знания, умения и навыки. Но современная жизнь доказала, что этого недостаточно. Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Однако изменения, происходящие в сегодняшней школе, ставят учителя в сложные условия: ему необходимо ориентироваться в огромном количестве современных инновационных технологий, идей и направлений. Как утверждают дидакты и методисты, существует более шестидесяти методов обучения [1, c. 50]. Как выбрать из них самый нужный и продуктивный? Для выбора оптимальных методов в конкретной педагогической ситуации были предложены два подхода. Первый подход – изучить образовательные новинки и пробовать применить лучшую или несколько наиболее надежных на практике. Второй подход – заимствовать лучшие методики из разработок ведущих методистов, то есть. использовать своего рода педагогические шпаргалки. Однако не всегда даже самые лучшие образцы чужого педагогического опыта можно применить в неизменном виде. Получается, что в любом случае от методического творчества и выбора учителю не уйти, так как именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку самостоятельной личности к будущей жизни. Условно их можно разделить на предметно-ориентированные и личностно-ориентированные [2, с. 90].
К основным личностно-ориентированным инновационным методам в образовании на сегодняшний день относятся: методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, модульно-редуктивное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод творческих заданий и т. д. Но нужно понимать, согласно Н.И. Запрудскому, что личностно-ориентированные технологии в чистом виде таковыми не являются, так как не соответствуют некоторым требованиям. В частности для них «невозможно диагностически задать, описать результаты обучения. Сложно осуществить контроль достижения целей, которые относятся к психическим процессам в сознании человека» [1, c. 15].
Редукция – это методологический прием в логике, математике и других дедуктивных науках, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому, понимаемому [3, c. 15]. Основные принципы редуктивного образования в отечественной педагогике обозначили М.А. Балабан и Г.О. Аствацатуров [4].
Согласно мнению М.А. Балабана, сама природа позаботилась о человеке. Наличие у живых существ ювенильного гена – модератора, который позволяет затормозить любой процесс роста, к которому организм еще не готов, прямо влияет на процесс усвоения знаний. «Опора на силовое запоминание чужого знания (= текста) в классно-урочной школе заставляет ее игнорировать» [3, c. 13]. В условиях современного информационного общества уже не играет большой роли постоянное и быстрое накопление знаний и сведений, актуальность которых быстро устаревает.
Одновременно большой объем усвоенных знаний приводит к уменьшению маневренности, сужению возможностей мыслительных операций с ними. Поэтому авторы технологии утверждают, что задачей школьного образования является не ускорение, а наоборот – «максимально замедлить реализацию умственного и духовного потенциала каждого ученика, чтобы дать ему возможность полностью созреть в самых выгодных для развития его личности условиях» [4, c. 16]. Продуктивное обучение «неизбежно ведет к утрате генетической идентичности самой личности ученика» [4, c. 14], так как является замкнутой системой получения ЗУНов извне – из учебника, от учителя и т. п. Редуктивное обучение является открытой системой, потому что личное знание формируется при прямом творческом участии (а не под силовым воздействием, как при репродуктивном обучении) чужого личного опыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием [3, c. 22].
В основу модульно-редуктивной технологии обучения заложен ряд приемов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учеников
1. Техника активно-продуктивного чтения.
2. Техника сжатия информации.
3. Техника обратной связи.
4. Технология рейтинга.
5. Технология целеполагания.
6. Проектная технология.
7. Техника интерактивного обучения.
Традиционное понимание модульного обучения как блоковой (модульной) подачи материала выглядит следующим образом:
– лекция – урок изучения нового материала,
– семинар, исследование, лабораторная работа – уроки совершенствования знаний, умений и навыков,
– коллоквиум, зачет – контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений.
В редуктивной технологии идет ориентир на многомерную модель работы с учебной информацией на всех этапах ее усвоения и трансформации. Однако сохраняют свое значение важнейшие компоненты модульного обучения, такие как алгоритмический подход в обучении, определённым образом оформленные дидактические материалы, рейтинговая система оценивания, таксономия учебных целей и задач. Основным дидактическим материалом в режиме модульно-редуктивного обучения являются индивидуальные матрицы. Они выдаются каждому ученику и состоят из алгоритма учебных задач, направленных на самостоятельное творческое усвоение учебного материала, создание целого ряда продуктов ученической учебной деятельности.
Тем не менее, можно утверждать, что, используя алгоритмический подход, присущий модульной и модульно-блочной технологиям, редуктивная составляющая наполняет урок совершенно другим содержанием. В первую очередь, провоцируя учащихся на критическое отношение к предлагаемой им порции информации.
В этой парадигме учебный материал является средством совершения учениками ряда мыслительных, творческих операций. Ученик словно поднимается над учебным материалом, «примеряет» его под себя. Он не просто последовательно выполняет учебные задачи, но и сам их создает: формулирует вопросы, составляет тесты, кроссворды, резюме и т. п. [3, c. 45].
Таким образом, по моему мнению, можно утверждать, что приемы технологии интерактивного обучения существенным образом расширяют возможности модульно-редуктивной. С успехом исправляя такие недостатки большинства технологий, как недостаток живого общения, незначительная доля коллективной мыследеятельности и меньший воспитательный потенциал.
Использование этих приемов позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.
Опыт можно продемонстрировать в виде информационной карты инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Шишкина Елена Владимировна

lenakopunkina@mail.ru

ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево

Учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории

19 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: содержание, методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в обеспечении высокого качества обучения, необходимого для самореализации учащихся.

Актуальность. В книге «Школа для XXI века», американский педагог Ф. Шлехти, ссылаясь на опросы бизнесменов, подчеркивал, что на вопрос «Что вы хотите от школы?», он получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». То есть знающие как учиться, как находить необходимые источники информации, в том числе исторической, как с ними работать, как повышать свою квалификацию. Работа в расширяющемся информационном поле требует от человека постоянного осмысления, оценки, критического отношения к имеющейся информации. Всему этому должна научить школа. В соответствии с новыми образовательными стандартами (ФГОС) актуальны не столько знания и умения, сколько способность их приобретать и усваивать. Я, как учитель школы начала XXI века, стремлюсь отвечать на вызовы времени и готовить ученика, способного и желающего учиться всю жизнь.

Эффективность:

- потенциальная полезность происходит социализация личности, так как каждый обучающийся может выступить в роли рецензента, критика, оппонента, соотнести собственные образовательные результаты с результатами других. Учащиеся смогут приобрести высокий уровень сформированности метапредметных результатов, необходимых для успешной самореализации;

- надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и опыта в дальнейшей жизни: выборе профессии, умении отстаивать свою точку зрения в коллективе. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы с дополнительными источниками информации, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что способствует идеологии ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Но при работе возникает ряд трудностей.

Для учителя: распечатывать большое количество материала, подбирать необходимые документы, систематизировать работу с датами и терминами, проверять большой объём письменной работы, подбирать и готовить разнообразные задания. От учителя разработка модульного урока требует максимальной концентрации сил: тщательной проработки учебного материала, правильного определения содержания, объема, последовательности учебных элементов, формулирования комплексной дидактической цели (КДЦ), где указывается, что ученик должен знать, уметь, понять к концу урока; входного, промежуточного и выходного контроля; умения прогнозировать результаты урока, предвидеть возможные вопросы учащихся и их ошибки. Для учащихся: сопоставлять различные источники, обобщать большой объём материала и делать выводы, составлять конспекты, правильно распределять время работы, оценивать свою работу и работу товарищей.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Модульно-редуктивная технология на уроках истории как средство развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3. Ведущая   педагогическая идея

В условиях всё нарастающих объёмов информации, в том числе и учебной, приоритетным является поиск педагогических средств и технологий, позволяющих сжимать информацию. После тщательного изучения методической литературы я остановилась на модульно-редуктивном методе обучении.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Предметы история и обществознание отличают вариативность учебных планов школ, альтернативные учебники и программы, но в соответствии с новыми образовательными стандартами (ФГОС) необходимо достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объёма учебного материала, незавершённость формирования демократической идеологии, разрушение ранее существовавших стереотипов – всё это создаёт определённые трудности в преподавании предмета. В процессе обучения детей я столкнулась с такой проблемой: обучающие испытывают затруднения при работе с различными источниками информации.

Новое средство обучения. Логичным завершением работы с текстом я считаю выполнение заданий на сервисе LearningApps.org, здесь можно проверить умений самостоятельной работы с различными источниками информации и умения усваивать и анализировать новый материал; активизация познавательной деятельности; контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.

Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Они ориентированы на получение высоких предметных и метапредметных результатов обучения по истории и обществознанию.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Передо мной встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решить эти трудности. Наиболее приемлемой оказалась технология модульного обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению урока.

Составляю модуль данного урока, делаю распечатку по количеству учащихся. В начале изучения блока провожу мотивационно-установочную беседу, поясняющую содержание каждого модуля данного блока. Учащиеся получают от меня рекомендации по работе над модулями блока. Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Предлагается применять следующие УЭ.

  • УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
  • УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т. д.
  • УЭ-2 и т. д. – отработка учебного материала.
  • УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

Организация учебного процесса: используя алгоритмический подход, присущий модульной и модульно-блочной технологиям, редуктивная составляющая наполняет урок совершенно другим содержанием. В первую очередь, провоцируя учащихся на критическое отношение к предлагаемой им порции информации.

В основу модульно-редуктивной технологии обучения заложен еще ряд приемов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учеников.

1. Техника активно-продуктивного чтения.

2. Техника сжатия информации.

3. Техника обратной связи.

4. Техника интерактивного обучения.

5. Проектная технология.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной, тем самым усиливать её качество и эффективность, применяя всю систему методов, приёмов и форм организации познавательной деятельности учащихся.

На мой взгляд, модульное обучение обладает рядом преимуществ перед традиционным обучением:

  • умственная работа учащихся чётко организована;
  • из огромного блока исторического материала выделено главное и второстепенное;
  • усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся;
  • стимулируется самоконтроль и самооценка, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях и развить умения и навыки;
  • гарантируется достижение результатов обучения;
  • паритетные отношения учителя и учащихся;
  • возможность работы учащихся в парах, группах;
  • возможность делового общения с товарищами;
  • «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.
  • наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Модульно-блочная технология должна применяться не эпизодически, а как система. Важнейшие принципы модульно-блочной системы:

  • сжатие материала (особенно в том случае, если фактология изучается не первый год),
  • чёткая мотивация всех этапов работы (всех модулей);
  • мобильность (то есть возможность варьировать модули в зависимости от материала или класса);
  • самостоятельность и индивидуализация обучения (используются самоучение, самоконтроль, самоорганизация);
  • сокращение учебного времени без ущерба для глубины знаний;
  • практическая направленность в смысле отработки умений и навыков с помощью различных видов упражнений: практикумов, собеседований, зачётов, творческих работ, тестирования).

Ограничения Компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – все это призвано акцентировать внимание учеников, повысить мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка. Применение ИКТ нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников

Трудоёмкость и риски. В целом, опыт показал, что учащимся эта система обучения пришлась по душе, хотя она требует от учителя большой предварительной работы: он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью школьников, а от ученика – напряжённого труда, готовность к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности минимума знаний, и общих учебных умений и навыков.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо учитывать следующее:

– модульно-блочная технология должна применяться не эпизодически, а как система;

– принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

– изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

– прохождение курсов повышения квалификации, связанных   с данной темой;

– наличие ПК с выходом в Интернет для выполнения заданий на сервисе LearningApps.org.

8. Результат изменений

Показателями можно считать следующие достигнутые предметные результаты:

повышение уровня обученности по предмету;

умение извлекать информацию из различных источников;

рост познавательной активности и интереса к предмету «история».

17 38 1

17 38 2

Средний балл по предметам вырос по истории с 3,9 до 4,5, по обществознанию с 4.4 до 4.9.

О достижении метапредметных результатов можно судить по развитию у обучающихся умений представлять результаты своей деятельности в форме презентаций, рефератов, эссе; коллективно работать, сотрудничать, аргументировано доказывать свое мнение; владению навыками работы с информацией, в целом развитию умений учиться. Идя в ногу со временем, уже с 5-го класса все учащиеся нашей школы в обязательном порядке занимаются проектной деятельностью, работая над проектами в 5-ом классе в парах, в 6-ом – в группах.

Одним из внешних критериев формирования умений является качество исследовательских работ, представленных на конкурсах различного уровня. Показателями можно считать следующие достигнутые результаты: повышение уровня обученности по предмету

1. Городской этап окружного конкурса творческих работ учащихся «Интеллект. Творчество. Фантазия». III место.

2. Окружные Патриотические чтения «Листая страницы войны». Победитель.

3. XV Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения по направлению «Исследовательская работа». III место.

4. VI ежегодный региональный конкурс «Документ в современном мире». Диплом I степени.

5. Городской конкурс «Юный краевед». III место.

6. Окружной конкурс «В профессию через науку». Призеры.

7. Областной конкурс «Взлет». I место.

9. Публикации о представленном ИПО

Публикации на nsportal.ru

1. Обществознание

А. Рабочая карточка интегрированного урока «Вечные ценности».

Б. Технологическая карта урока обществознания в 7 классе Тема: «Что значит жить по правилам».

2. Право.

Разработка урока по праву «Наказание».

3. Разное.

Контрольная работа «Комплект рабочих материалов учителя истории и обществознания, для осуществления обучения учащихся с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов программ».

Публикации в профсоюзном сборнике «Трудовые правоотношения».

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Окружной конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель 2017». Лауреат, 2017 г.

2. Окружной конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель 2017». Победитель, 2017 г.

3. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года». Лауреат областного этапа. 2017 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах. М.: Академия, 2006. 156 с.
2. Запрудский Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя. Мн.: Сэр-Вит, 2003. 287 с.
3. Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания. Волгоград: Учитель, 2009. 127 с.
4. Балабан М.А. От «продуктивной» к «редуктивной» этике образования // Школьные технологии. 2004. №5. С. 12–16.