sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

«ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ»
(ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА)

© 2018

Буряк Мария Викторовна
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков м.р. Большечерниговский Самарской области (Россия)
Шейкина Светлана Анатольевна
ГБОУ СОШ с. Васильевка имени Героя Советского Союза м.р. Ставропольский Самарской области (Россия)

Аннотация: Ресурс представляет собой комплект из 12 флеш-презентаций и тетради-тренажера для подготовки обучающихся четвертых классов к предметным олимпиадам по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру. Ресурс может быть использован при организации внеурочной деятельности учащихся, а также на занятиях предметного кружка как при индивидуальной, так и при фронтальной работе. Целью разработки является создание условий для интеллектуального развития ребенка на основе использования системы развивающих заданий.
Ключевые слова: предметные олимпиады; олимпиадные задания; тетрадь-тренажер; интеллектуальное развитие обучающихся.

Методические рекомендации для работы с ресурсом «Олимпиадные задания» (тренажер для обучающихся 4 класса).

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности и творческий потенциал, развить самостоятельность – одна из основных задач современной начальной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады и творческие конкурсы. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения и познавательной активности.
Основная цель разработки данного ресурса – создание условий для интеллектуального развития ребенка на основе использования системы развивающих заданий. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
– формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
– развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
– развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;
– развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
– формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
– формирование навыков применения полученных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
Актуальность разработки связана с возможностью в ходе ее реализации развивать интеллектуальные общеучебные умения учащихся, необходимые для дальнейшей самореализации ребенка, а также связана с необходимостью поддержки одаренных детей, развития их интеллектуального потенциала и формирования социально активной творческой личности.
Целесообразность данной разработки обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков логического мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и заключается в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять различные виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию; формируют творческое, логическое и нестандартное мышление. Задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и к учебе в целом.
Инновационность разработки заключается в том, что ее может использовать не только учитель, но и родители, заинтересованные в подготовке ребенка к олимпиаде, поскольку текстовый тренажер сопровождается интерактивными тренажерами с подсказками (возможностью объяснить решение того или иного задания).
Метапредметными результатами работы с представленным ресурсом является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
– планировать учебную деятельность на внеурочном занятии;
– высказывать свою версию решения учебной задачи, пытаться предлагать способ её проверки;
– определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и с одноклассниками.
Познавательные универсальные учебные действия:
– делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
– добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
– выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
– владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
– слушать и понимать речь других; вступать в беседу на учебном занятии и в жизни;
– совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
– выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты реализации разработки разделены по предметным областям.
В предметной области «Математика» учащимся представится возможность овладеть способностью на более высоком уровне:
– понимать и объяснять решение нестандартных задач;
– читать и строить вспомогательные модели к задачам;
– уметь решать комбинаторные задачи различных видов с помощью таблиц и графов;
– находить вероятности простейших случайных событий; определять виды отношений между понятиями; устанавливать ситуативную связь между понятиями; находить закономерности в окружающем мире и математике;
– осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
В предметной области «Филология» учащимся представится возможность овладеть на более высоком уровне:
– представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
– умениями применять орфографические правила на практике;
– умениями применять правила постановки знаков препинания;
– умениями находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения;
– освоением необходимого уровня читательской компетенции.
В предметной области «Окружающий мир» учащимся представится возможность овладеть на более высоком уровне:
– сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
– целостным, социально-ориентированным взглядом на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
– умением наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных объектов;
– навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;
– основами экологической грамотности.
Ресурс представляет собой комплект из 12 флеш-презентаций и тетради-тренажера для подготовки обучающихся четвертых классов к предметным олимпиадам по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру. Ресурс может быть использован при организации внеурочной деятельности учащихся, а также на занятиях предметного кружка.
В данной серии представлены следующие модули:
– Олимпиадные задания. Русский язык. 3 варианта;
– Олимпиадные задания. Литературное чтение. 3 варианта;
– Олимпиадные задания. Математика. 3 варианта;
– Олимпиадные задания. Окружающий мир. 3 варианта.
Виды упражнений для подготовки к олимпиаде по математике в 4 классе:
– задачи на нумерацию многозначных чисел,
– геометрические задачи,
– логические задачи,
– текстовые задачи повышенной сложности,
– комбинаторные задачи.
Виды упражнений для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе:
– задания на определение звукового состава слова,
– задания на постановку ударения в словах,
– занимательные задания по словообразованию,
– изменение имен существительных по числам и падежам,
– анаграммы,
– фразеологизмы,
– шарады,
– задания на определение лексического значения слова,
– задания на постановку знаков препинания в сложном и простом предложении с однородными членами предложения,
– задания на определение грамматической основы в сложном и простом предложении.
Виды упражнений для подготовки к олимпиаде по окружающему миру в 4 классе:
– задания на знание основных понятий по курсу «Окружающий мир»;
– занимательные вопросы по темам «Удивительный мир растений» и «Удивительный мир животных»;
– задания на узнавание природных зон и экосистем по описанию;
– задания на определение фактических ошибок в текстах по окружающему миру;
– задания на группировку понятий и соотнесение их к родовому понятию по темам «Живая и неживая природа», «Полезные ископаемые», «Материки и океаны», «Природные зоны» и т. д.;
– блиц-турнир.
Виды упражнений для подготовки к олимпиаде по литературному чтению в 4 классе:
– задания на знание авторов и названий их произведений;
– задания на соотнесение русских народных пословиц и пословиц народов мира;
– задания на определение средств художественной выразительности в стихотворных произведениях;
– задания на знание основных понятий по курсу «Литературное чтение»;
– задание на определение автора, названия и главных героев прочитанных произведений по отрывку из произведения;
– задания на соотнесение названия басен и крылатых выражений, которые в них встречаются;
– задания на знание псевдонимов детских писателей, творчество которых изучается в начальной школе.
Порядок работы с электронным ресурсом при фронтальной работе.
1. Учитель выбирает модуль  для выполнения.
2. Обучающиеся выполняют последовательно предложенные задания коллективно или индивидуально под руководством учителя.
Инструкция по управлению электронным ресурсом.
1 слайд – титульный (содержит название модуля и название презентации).
– При щелчке на кнопку с номером варианта открывается первое задание.
– Обучающиеся выполняют задание. В ресурсе предусмотрены задания на вписывание ответа и задания на одиночный выбор из предложенных вариантов. Правильность выполнения заданий на вписывание, учащиеся могут с помощью кнопки.
При нажатии на эту кнопку появляются слова «Верно» или «Неверно».
При выполнении заданий на выбор ответа учащимся достаточно сделать свой выбор, нажав на кнопку с выбранным вариантом ответа, после чего появляются слова «Молодец» или «Неверно».
– Правильный ответ учащиеся могут увидеть, нажав на кнопку.
– Учитель нажимает на кнопку перехода на следующий слайд.
– На последнем слайде каждого варианта можно увидеть количество правильных и неправильных ответов. Повторить выполнение заданий учащиеся могут с помощью кнопки.
– Завершение работы по кнопке – с любого слайда.

«CONTEST TASK» (TRAINER FOR STUDENTS OF CLASS 4)

© 2018

Buryak M.V.
GBOU SOSH OTS POS Poles M. R. bol'shechernigovskaya Samara region (Russia)
Sheikina S.A.
SBOU SOSH S. Vasilevka named after the Hero of the Soviet Union M. R. Stavropol Samara region (Russia)

Abstract: The Resource is a set of 12 flash presentations and exercise books to prepare students of the fourth grade for the subject Olympiads in the Russian language, literary reading, mathematics and the world. The resource can be used in the organization of extracurricular activities of students, as well as in the classroom subject circle as an individual, and in front work. The purpose of the development is to create conditions for the intellectual development of the child through the use of a system of developmental tasks.
Keywords: subject Olympiads; Olympiad tasks; exercise book; intellectual development of students.