sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА

© 2018

Демина Наталия Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ № 21 г.о. Чапаевск Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье представлен опыт работы по изучению новых словарных слов в начальных классах в наглядной интересной форме. Представленный материал можно использовать как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеклассных мероприятиях. Для работы над словарными словами используется электронный словарь словарных слов по русскому языку для 1 класса.
Ключевые слова: электронный словарь; словарные слова; русский язык; начальная школа.

Существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией. Написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить около непроверяемых 198 словарных слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают, что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы развития речи учащихся. Работа над словом на начальной ступени школьного обучения, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, должна стать той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку является актуальной и заслуживает не меньшего внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.
Цель работы: помочь учителю начальных классов в наглядной интересной форме проводить работу над изучением новых словарных слов.
Инновационная значимость моей работы заключается в том, что собранный и обобщенный материал можно использовать как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеклассных мероприятиях, которые проводятся в начальных классах.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, насколько целесообразно она построена.
Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить.
Процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.
Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет, в свою очередь, способствовать более глубокому усвоению и прочному запоминанию.
Я использую для работы над словарными словами электронный словарь словарных слов по русскому языку для 1 класса. Мое пособие, состоит из 5 презентаций – блоков, связанных между собой с помощью гиперссылок с презентациями, включающими следующие виды упражнений:
– метод графических ассоциаций (мнемотехника);
– выделение безударной гласной ударением и цветом;
– использование языкового материала;
– проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком.
Рассмотрим некоторые из видов:
1. К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Суть его заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки, ребуса, загадки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
2. Выделение безударной гласной ударением и цветом. Слово показывается на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место цветом и постановкой знака ударения после того, как ученики сами произнесли слово и устно проработали «сильное» и «опасное» место в слове. В этом случае ученики сами вывели новое знание, а не получили готовый результат от учителя. Выделение безударной гласной цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной цветом (использовались ручки с зелёным стержнем).
3. Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:
– Толкование слова;
– К истокам слова;
– Однокоренные слова;
– Сочетаемость слов;
– Синонимы – антонимы;
– Когда так говорят?
Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
Пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.
А. Учитель читает одну из загадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
Б. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
В. На экране появляется карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Г. Учитель предлагает решить орфографические задачи, какую букву в слове надо запомнить и почему? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Где можно уточнить написание этого слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо при письме запомнить.
Д. Под руководством учителя дети подбирают к изученному слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом.
Е. Под руководством учителя дети знакомятся с лексическим значением слова, используя толковый словарь.
Ж. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.
На основании представленных упражнений система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом.
А. Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывания ребуса.
Б. Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.
В. Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.
Г. Делается запись словарного слова, при этом буква опасного места выделяется зелёным цветом.
Д. Параллельно с этим ведётся работа с языковым материалом: подбор однокоренных слов, сочетаемость, составление предложений, подбор загадок, пословиц и поговорок с данным словарным словом.

ELECTRONIC DICTIONARY OF THE RUSSIAN LANGUAGE FOR 1-ST GRADE

© 2018

Demina N.V.,
the teacher of initial classes
GBOU OOSH № 21, Chapaevsk, Samara region (Russia)

Abstract: The article presents the experience of studying new vocabulary words in primary school in an interesting form. The presented material can be used both at the lessons of the Russian language during the dictionary work and at extracurricular activities. To work on vocabulary words using the electronic dictionary vocabulary words in the Russian language for 1st grade.
Keywords: electronic dictionary; dictionary words; Russian language; primary school.