sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ЛИСТОВ С QR-КОДОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2018

Хлынцева Юлия Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ 5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье описаны возможности использования в учебном процессе QR-кодов – одной из современных технологий, применяемой в мобильном образовании.
Ключевые слова: информационные технологии; QR-коды; начальная школа.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовить ответственного выпускника, который сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах, будь то наука, творчество, экономика. Если составить портрет современного ученика, то можно увидеть, что всё большее место в жизни современных детей занимают новые технологии. Ребёнок берёт с собой в школу две-три тетради, смартфон или планшет. Таким образом, можно сказать, что ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации посредством своих гаджетов.
Распространено мнение, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают ученика от его учебной деятельности. Но в современном мире будет уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов?
В.А. Сухомлинский отмечал: «Страшное это дело – безделье за партой». А что подразумевалось известным педагогом под словом «безделье»? А что подразумевается нами под определениями «активные приёмы и методы обучения»? Активный метод обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся сотрудничают друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
В.А. Сухомлинский отмечал важность самого процесса учения, акцентировал внимание на том, что монологическая речь учителя провоцирует это самое «безделье», когда ученик должен принять как данность информацию, преподнесённую учителем, и в этот момент ученик лишён возможности активизировать свои личные механизмы восприятия информации. А наш современник, грузинский математик Гурама Беришвили на одной из конференций сказал, что «на уроке должен работать ученик, а если учитель всё рассказывает стоя у доски, то это есть не что иное, как педагогическая лень». Поэтому только тогда можно говорить об эффективности обучения, когда взаимообучение и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, активные приёмы и формы на уроках применяются повсеместно.
Как организовать учебный процесс, чтобы осуществить эту самую активную деятельность на каждом уроке? Вовлечь в неё ученика, наполнить эту деятельность определённым учебно-познавательным содержанием, сохраняя при этом эффективность как дидактической составляющей учебного процесса, так и приёмов, методов и форм работы? Опираясь как на свой опыт, так и на опыт других коллег, в том числе и зарубежных, могу с уверенностью сказать, что это должен быть инновационный педагогический сценарий, такой как перевёрнутый класс, проектное и исследовательское обучение, обучение, основанное на заданиях, а использование в учебном процессе QR-кодов – одной из современных технологий, применяемой в мобильном образовании, увлекает пользователей мобильных гаджетов.
С какой же целью я использую QR-коды на уроке? Я хотела изменить способ организации учебной работы на уроке, и QR-коды выступили в качестве моего незаменимого помощника. Я могу делегировать часть своих функций QR-кодам и предоставить учащимся больше самостоятельности.
Целевое назначение продукта – обеспечение активной самостоятельной учебной деятельностью через обучение, основанное на заданиях рабочего листа с использованием QR-кодов.
Суть инновации - в организации уроков по новому сценарию с использованием рабочих листов и цифровых инструментов. При построении урока для обучения, основанного на заданиях, учитель создаёт рабочий лист с использованием QR-кода, способствующий развитию учебной самостоятельности ученика.
Учебная самостоятельность означает, что ученик сам может понять, в чём его проблемы, чему он должен научиться, какие ресурсы для этого нужны и как спланировать свою работу. Может сам оценить, с помощью QR-кода, получилось у него или не получилось что-то, и поставить себе учебные задачи. Если ученик всё это умеет, он сможет легко переучиваться в будущем.
Рабочий лист учит стратегии самостоятельной работы. Ученик должен понимать, что каждое задание можно где-то проверить: в учебнике, у учителя или одноклассников, в Интернете.
Целесообразность использования рабочего листа в том, что он формирует способность воспринимать проблему не как трагедию, а как задачу, способность самостоятельно учиться, способность что-то делать в незнакомых для себя условиях, способность объединяться и вместе решать проблему.
Методические рекомендации для работы с продуктом.
Созданные мной рабочие листы – это учебные материалы, которые позволяют ученику самостоятельно (без прямого участия учителя и в совместной работе с другими учащимися) и, работая в своем темпе, изучать учебную тему или ряд тем.
Создавая рабочий лист, я ставлю цель, которой все задания этого листа должны соответствовать, а также учитываю ряд вопросов:
1. Как учащиеся поймут, каким образом выполнять задания?
2. Где найдут учебный материал, чтобы справиться с этим заданием?
3. Совместно или индивидуально будут работать?
4. Есть ли подсказка и где?
Поэтому рабочий лист должен представлять последовательность этапов, в рамках которых учащиеся выполняют задания от простого – к сложному, играя определённую роль, ведь игровая деятельность важна в начальной школе.
При подборе заданий для рабочего листа я стараюсь включить в них задания, где учащиеся должны поработать и руками, и головой, сконструировать: вырежи, распредели и наклей, сложи из бумаги, согни трубочки и понаблюдай. Люблю включать в рабочие листы такие задания, чтобы прослеживалась межпредметная интеграция, например в рабочем листе по окружающему миру можно встретить задания по русскому языку. После каждого задания обязательно идёт самопроверка, которая зашифрована в виде QR-кода. Иногда зашифровывается сразу готовый ответ, в других случаях – напоминание о правиле в учебнике, ссылка на интерактивный тест по теме в Интернете, совет, который учащиеся выполняют, считав код. В нашем классе есть Wi-Fi, поэтому можно легко использовать различные интерактивные инструменты. Все интерактивные инструменты, применяемее мною в рабочих листах, интересные и яркие (см. Приложение 1).
Для рабочего листа важно придумать «легенду», зачем выполнять эти задания? Не просто найти длину ломаной, а помочь футболисту Ивану стать хорошим игроком и рассчитать траекторию полёта мяча, стать участником Кулинарной академии, совершить космическое путешествие и т. д.
Все мои рабочие листы содержат QR-код, потому что мне важно, чтобы у учеников на уроке был быстрый доступ к учебным ресурсам, а QR-код – это самый быстрый и простой способ (два клика, 4 секунды – и у ученика есть доступ к интерактивным приложениям, подсказкам по теме, видео, полезным ресурсам, сервисам для голосования, тестам, викторинам, домашним заданиям). Мои рабочие листы прошли апробацию, учащиеся на уроках были активны, а результаты изучения темы меня порадовали (см. примеры рабочих листов Приложения 2 – 8).
В конце урока обязательна и очень важна обратная связь с учащимися. Это необходимый компонент процесса учения и обучения. И здесь опять приходят на помощь QR-коды! Моментальная система опроса https://www.plickers.com помогает быстро увидеть, насколько хорошо обучающиеся поняли новую тему, а у кого она вызвала затруднения.
Как работает Plickers?
Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому учащемуся выдаётся по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. На экране демонстрируется вопрос теста, который я составляю для конкретного урока, учащийся выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной вверх. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
При таком построении учебной работы у учителя появляется время и возможность поддержать развитие каждого ученика и уделить больше внимания тем, кто в этом нуждается. Работая с учащимися таким образом, я выстраиваю урок в соответствии с новыми образовательными стандартами.

60


THE USE OF WORK SHEETS WITH A QR CODE IN THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL SCENARIO IN THE CLASSROOM IN ELEMENTARY SCHOOL

© 2018

Klintsova Y.V.,
the teacher of initial classes
GBOU SOSH 5 «OC «Leader» g.o. Kinel of Samara region (Russia)

Abstract: The article describes the possibility of using QR-codes in the educational process – one of the modern technologies used in mobile education.
Keywords: information technologies; QR-codes; primary school.