sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.035.6

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СО-ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Будамишина Т.Е.
учитель иностранного языка
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 г.о. Чапаевск Самарской области (Россия)

Аннотация: Проблема гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. В статье ставится вопрос о необходимости формирования гражданско-патриотического сознания в рамках воспитательной работы.
Ключевые слова: воспитание; здоровый образ жизни; патриотизм; самосознание; гражданская идентичность; эмоционально-ценностный компонент; гражданский долг; стандарты ФГОС.

Воспитание гражданско-патриотического самосознания – основа воспи-тательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. В своей работе я столкнулась с проблемой низкого уровня гражданской идентичности, когда стала классным руководителем 7 класса. Кроме того, у большой группы детей эмоционально-ценностный компонент был слабо сформирован.

           Уровень развития                 Уровень сформированности
    эмоционально-ценностного          гражданской идентичности
              компонента 

01

Необходимость изменения ситуации и формирования гражданско-патриотического сознания в рамках воспитательной работы заставила меня выделить основные задачи и направления в работе, а также искать формы и методы работы с детьми, которые способствовали бы гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Было выделено 4 основных направления работы: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое.

Духовно-нравственное направление

Задачи

Формы работы

Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям.

Проведение совместных внеклассных мероприятий.

Родительские собрания.

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях.

Дни здоровья.

Смотр строя и песни.

Посещение профилактических спектаклей.

Дни профилактики, встречи со специалистами.

Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни

Дежурство в школе, субботники

Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания.

Посещение парадов Победы.
Участие в акции «Бессмертный полк».

Культурно-историческое направление

Задачи

Формы работы

Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы.

Классные часы

Благоустройство могилы Неизвестным летчикам

Гражданско-правовое направление

Задачи

Формы работы

Формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.

Посещение школьного зала боевой славы.

Классные часы.

Развитие реально действующего школьного самоуправления.

Помощь учителю в организации классных праздников, привлекая одноклассников к подготовке и проведению мероприятий.

Военно-патриотическое направление

Задачи

Формы работы

Изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города.

Посещение краеведческого музея.

Встречи с ветеранами локальных войн, ВОВ, и тружениками тыла.

Поздравления ветеранов с Днем победы.

Одной из задач явилось также создание органа школьного самоуправления, так как достижение результатов возможно только при участии детей в самоуправлении. Органы самоуправления выполняют важную функцию формирования ценностей в жизни человека такие, как формы общественного сознания и бытия. Составляющей частью уровня воспитанности каждого учащегося является осознание каждым прав  и обязанностей человека в обществе.
Воспитывая гражданина, необходимо его включение в процесс активного участия во всех классных и школьных делах. Для определения структуры органа необходимо решить следующие задачи:
1) привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни;
2) формирование активной жизненной позиции;
3) социализация личности ребёнка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе;
4) воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся.
Орган самоуправления класса – актив класса. Во главе классного самоуправления – лидер.

Каждый сектор работает по конкретному направлению:

 

Учебная группа

сбор информации об учебном процессе;

проверка дневников, учебников;

подготовка и участие в предметных неделях.

Деловая группа

подготовка и проведение:

вечеров отдыха, праздников;

интеллектуальных игр, конкурсов;

театральных постановок.

 

Сюрпризная группа

написание статей о различных мероприятиях;

изготовление стенгазет, буклетов;

сбор информации.

Трудовая группа

проведение субботников;

организация помощи по благоустройству территории.

Наряду с постоянным органом самоуправления в коллективе создаются различные временные органы самоуправления – рабочие творческие группы, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся.
Следующей не менее важной задачей работы классного руководителя является вовлечение родителей в совместную деятельность (сотрудничество) по воспитанию учащихся.
Семья всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем, молодежь нередко отрицает опыт родителей, культуру общения в семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – увеличивается число детских неврозов, растет страх и, как следствие, – происходит снижение успеваемости ребенка или вообще его отторжение от школы. Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
Задачи взаимодействия классного руководителя и семьи.
1. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффектив-ного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
2. Формирование активной педагогической позиции родителей.
3. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей
4. Активное участие родителей в воспитании детей.
5. Повышение педагогической  культуры  родителей.
Результаты положительных изменений отражены в карте инновационного опыта.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Будамишина Татьяна

Евгеньевна., busya.82@mail.ru

ГБОУ СОШ № 10

г.о. Чапаевск

Самарской области

Учитель иностранного языка

16

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: среднее общее образование

Масштаб изменений: локальный

Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – использование в работе авторских программ и методов по патриотическому воспитанию школьников.

Актуальность: Воспитание гражданско-патриотического самосознания – основа воспитательной системы школы. Содержание этого процесса – совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Эффективность:

потенциальная полезность заключается в повышении уровня гражданского самосознания учащихся.

надёжность обеспечивается стабильностью результатов воспитанности: уровень личностного роста находится на высоком уровне; уровень гражданской идентичности повышается, учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня.

перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к патриотическому воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, но требует значительных затрат труда, времени учителя.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Воспитательная деятельность

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем гражданского сознания и отсутствием системы воспитания гражданской идентичности.

Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования гражданско-патриотического сознания.

Новые условия образовательной деятельности. Привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Организация воспитательного процесса.

Программа включает в себя следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное направлениеоспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни), культурно-историческое направление (формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы), военно-патриотическое направление (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города), гражданско-правовое направление (формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности).

Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектовкак способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Используются технологии, предусмотренные ФГОС общего образования.

Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД, в том числе личностных УУД.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски: применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня личностного роста и гражданской идентичности.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации инновационного опыта необходимо:

создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами;

готовность к организации конструктивного взаимодействия;

стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста.

внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов.

8. Результат изменений

Результаты внедрения программы:

повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

формирование гражданской грамотности учащихся;

внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;

возрождение духовных ценностей школьников;

улучшение условий для формирования патриотических чувств.

Для анализа состояния воспитательной работы в классе были выделены следующие параметры:

уровень личностного роста (методика, авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев);

уровень развития эмоционально-ценностного компонента (методика «Незаконченный тезис»);

уровень сформированности гражданской идентичности.

Уровень личностного роста:

Критерии

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Отношение к семье

Устойчиво - позитивное

38%

40%

40%

Ситуативно-позитивное

45%

45%

48%

Ситуативно-негативное

17%

14%

11%

Устойчиво-негативное

0%

1%

1%

Отношение к Отечеству

Устойчиво - позитивное

25%

25%

27%

Ситуативно-позитивное

40%

42%

42%

Ситуативно-негативное

25%

25%

23%

Устойчиво-негативное

10%

8%

8%

 

9. Публикации о представленном ИПО

12 статей, 1 методическое пособие, в том числе:

Методический сборник для учителей английского языка «Формирование гражданско-патриотического сознания на уроках английского языка в старших классах», г.о. Чапаевск; ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Чапаевск, 2016.

«Дань уважения павшим героям нашей Родины», Вестник образования Юго- Западного образовательного округа № 5, 2016.

«Формирование гражданско-патриотического сознания дошкольников», https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/266143-formirovanie-grazhdansko-patrioticheskogo-soz.html, 2017

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Конкурс лучших учителей на денежное поощрение в рамках реализации ПНПО 2018 – победитель.

Конкурс лучших учителей на денежное поощрение в рамках реализации ПНПО 2016, 2017 – участник.

Международный профессиональный конкурс «Педагогическое мастерство» лауреат.

Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Открытый урок», 2015 участник

Способ дальнейшего совершенствования воспитательного процесса заключается в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов методов воспитания, современный учитель может успешно реализовать поставленные перед ним цели и задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домченко Е.А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 9.
2. Царенкова Ю.В.Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/506871/  (дата обращения 24.03.2015).
3. Чиркунова А.Е., Сорокина И.Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2014. № 21.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 / (дата обращения 04.10.2018)

FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STU-DENTS IN EXTENSIVE ACTIVITY

© 2018

Budamishina T.E.
foreign languages teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 10 Chapayevsk of the Samara region (Russia)

Abstract: The problem of the civil formation of the younger generation is one of the most urgent in modern education. Civil-patriotic education involves the formation of civic competence through the moral education of adolescents. The article raises the question of the need to form a civil-patriotic consciousness in the framework of educational work.
Keywords: education; healthy lifestyle; patriotism; self-awareness; civic identity; emotional value component; civic duty; GEF standards.