sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Горбунова Н.Г.,
учитель английского языка
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 4 имени И.И. Миронова города Новокуйбышевска Самарской области (Россия)

Аннотация: Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным, наряду с экзаменами по русскому языку и математике. Министр просвещения РФ Ольга Васильева считает, что выпускники российских школ должны не только сдавать экзамен, но и свободно говорить, общаться и писать на иностранном языке. Но это невозможно без проявления интереса к предмету. Таким образом, ведущей педагогической идеей моего опыта работы является формирование познавательных интересов к иностранному языку для достижения предметных результатов.
Ключевые слова: педагогические технологии; познавательный интерес; подготовка к экзамену.

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, то есть владение умениями критического и творческого мышления [1, с. 5].
Задача учителя – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои творческие и практические способности, и, следовательно, обеспечить высокое качество организации образовательного процесса. Добиться положительных результатов в обучении можно лишь с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий. Среди многообразия педагогических технологий наиболее ценными для реализации поставленных целей и задач, на мой взгляд, являются:
- технология сотрудничества;
- игровые технологии;
- проектно-исследовательские технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- дистанционные образовательные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Исходя из всего сказанного, ставлю перед собой следующую цель: через применение отобранных мною технологий способствовать формированию познавательных интересов к английскому языку.
Достижение поставленной цели я планирую через реализацию следующих задач:
– повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и дифференциации;
– использование перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на государственную итоговую аттестацию;
– интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий;
– развитие социокультурной компетенции обучающихся;
– сохранение здоровья учащихся.
Используемые мною технологии способствуют созданию на уроках атмосферы внимания, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности, формируют метапредметные компетентности.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса. Эта технология предполагает распределение всех связанных с этим функций – организация класса, объяснение и инструктированиие, контроль, оценивание, помощь отстающим между учителем и учениками. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле» [2]. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Я подвожу ребят к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока, совместно с ними проговариваем цели. Что касается отбора содержания, предлагаю им широкий спектр упражнений по теме, которые мои обучающиеся также вправе выбирать. Уже в течение пяти лет применяю на своих уроках оценочные листы, которые дети заполняют с удовольствием, объективно оценивая себя и своих одноклассников.
В.А. Сухомлинский сказал: «Игра – искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, с. 22]. Игра – это путь познания ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс [4, с. 34].
Мои обучающиеся начальной школы с удовольствием учат скороговорки, рифмовки для физкультминуток на английском языке, играют в такие игры как: «Снежный ком», «Игра в мяч», «Животные», «Угадай название», «Рассказ по рисунку», «Поезд», «Передай вопрос», «Запретное число» и т. д.
Учащиеся пятых – шестых классов предпочитают игры-соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, побеждать соперника. Дух соревновательности, желание самоутвердиться – прекрасные мотивы для изучения языков. Викторины, конкурсы, путешествия – это те игровые формы, которые я использую для этого.
Игры развивают у моих учеников интерес к работе, придают уверенность в своих силах, учат общению. Так, у моих ребят развивается умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива, что формирует социально-трудовые, коммуникативные, ценностно-ориентированные и информационные компетенции.
Актуальность проектно-исследовательской технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях [5, с. 106]. Более того, на государственной итоговой аттестации обучающиеся должны владеть не только языковой, но и социокультурной компетенцией, которую они демонстрируют в разделах «Говорение» и «Письмо».
Следует отметить, что в ходе работы над проектом, актуальны все виды речевой деятельности – чтение, аудирование, говорение и письмо. Структурируя проект, ученики наполняют его содержанием, определяют тематику страничек, распределяют ответственность и роли и приступают к сбору фактического материала.
На этом этапе у школьников формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать. Чтение текстов, прослушивание аудиоматериалов и просмотр видеофильмов побуждают учеников к устной речи, что приводит к обогащению словарного запаса.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. Опыт работы подсказывает, что в группе всегда есть обучающиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы. Деятельность обучающихся носит целенаправленный, осмысленный характер. Осуществляется взаимодействие ребят друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, обучающиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
По окончании работы, дети представляют результаты своего труда. Форма презентации может быть любой и выбирается самими обучающимися.
Необходимо отметить, что мои ученики выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Я считаю, это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Интерес представляют такие темы, как «Праздники», «Животные», «Хобби», «Место, где я хотел бы жить», «Мир вокруг нас», «Моя семья», «Москва», «Лондон» и другие. Самые удачные проекты мы публикуем затем на сайте для одаренных детей «Алые паруса».
С помощью метода проектов на уроке мы с обучающимися достигаем сразу несколько целей: расширяем словарный запас, закрепляем изученный лексико-грамматический материал, создаем на уроке атмосферу праздника, украшая кабинет иностранного языка красочными проектами.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 16), с планом реализации программы развития школы наша образовательная организация внедряет в образовательный процесс школы дистанционные образовательные технологии.
Для осуществления дистанционного обучения использую программную среду Moodle, в которой я создаю свои курсы. С помощью системы ДО Moodle осуществляю подготовку школьников к государственной итоговой аттестации; углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; обучение детей, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени; дополнительное образование по интересам.
Внедрение ИКТ на своих уроках осуществляю по следующим направлениям:
- создаю презентации к урокам;
- работаю с ресурсами Интернет;
- использую готовые обучающие программы по английскому языку;
- общаюсь с коллегами из разных городов с помощью сети Интернет;
- использую электронный журнал для тесной связи с родителями;
- имею свой собственный сайт http://nsportal.ru/natalya-gennadevna-gorbunova;
- пользуюсь электронной почтой;
- создаю дидактический материал для уроков (варианты заданий, памятки, схемы, демонстрационные таблицы и т. д.);
- готовлю детей к экзамену.
За счет использования информационно-коммуникативные технологий в системе выросла активность детей на уроке, повысился уровень внимательности, запоминания материала.
Использование современных педагогических технологий способствует развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Применение ИКТ в моей работе основывается на использовании лицензионных дисков и материалов сети Интернет. Моя роль состоит в том, чтобы адаптировать их к изучаемой теме, а также в соответствии с технологией личностно-ориентированного подхода, к языковому уровню учащихся. В используемых мною мультимедийных материалах представлены курсы английской фонетики, лексики и грамматики.
На сайте http://www.fipi.ru/ и https://en-oge.sdamgia.ru/ представлен уникальный материал для подготовки к экзамену по английскому языку. Начиная с 8 класса, провожу с обучающимися работу, связанную с решением вариантов, аналогичных экзаменационным. В 2016–2017 учебном году средний балл на ОГЭ у моих обучающихся выше территориальных и региональных значений.
Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения. Компьютерные технологии, а именно – Интернет оказался сегодня как нельзя более, кстати, при изучении иностранных языков [6, c. 6]. Будучи учителем английского языка, я с уверенностью могу сказать, что мне необходимо огромное количество информации об англоговорящих странах (Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии). Ведь, именно на уроках иностранного языка мы проходим и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнивать, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира, в нашей стране и в Самарской области. Например, при изучении темы «Путешествие по Британии», я даю информацию из сети Интернет о достопримечательностях этой страны. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. При изучении темы «Проблемы окружающей среды» учащиеся находят в Интернете сведения о решении этой проблемы в англоязычных странах: в США, в Канаде, в Австралии и готовят проекты или презентации. При этом ребята получают не только обширный страноведческий материал, но и знакомятся с путями решения проблем.
Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, не только познавательный интерес к предмету и уровень мотивации учащихся, но и авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Проанализировав причины школьных болезней, пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Продумывая каждый этап урока, ставлю цель – обеспечение школьников возможностью сохранения здоровья на своих уроках. Для достижения цели здоровьесбережения, мною применяются следующие средства:
- создаю психологически комфортную атмосферу, всегда встречаю с улыбкой;
- на каждом уроке провожу 1–2 физминутки, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;
- при планировании урока обязательно чередую виды деятельности;
- провожу беседы о режиме дня, правилах гигиены и правильном питании средствами иностранного языка;
- провожу родительский лекторий с целью пропаганды здорового образа жизни.
Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья, позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.  
Результатом применения вышеуказанных технологий служат высокие результаты учебной деятельности.
Свой педагогический опыт считаю целесообразным представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА   ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного   национального проекта   «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес эл. почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Горбунова Наталья Геннадьевна

gorbunovanat79@mail.rumailto:taumov@yandex.ru

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Миронова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ГБОУ ООШ № 4 г.Новокуйбышевска)

http://school4nsk.ru/

Учитель английского языка

16 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения – начальная и основная школа;

Масштаб изменений – локальный;

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Представленный опыт направлен на решение проблемы повышения уровня владения английским языком.

Новизна инновационного опыта заключается в оптимизации учебного процесса, саморазвития личности, дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, а также в обеспечении высокого качества обучения.

Актуальность: использование современных образовательных технологий в образовательном процессе способствует повышению мотивации к изучению английского языка.

Эффективность:

- потенциальная полезность опыта в использовании современных образовательных технологий, позволяющих обучающимся не только усваивать определенную сумму знаний, но и развивать личность.

- надёжность связана с апробацией технологий на уроках и внеурочной деятельности, положительной рецензией; ростом количества участников предметных олимпиад и конференций различных уровней; пособия распространяются и используются педагогами школы и округа.

- перспективность опыта заключается в его постоянном самосовершенствовании педагогом и желании использовать в работе современные образовательные технологии.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Преподаватель должен владеть ИКТ и интерактивными технологиями, а также быть уверенным пользователем ПК и ресурсов сети Интернет.

Трудоёмкость освоения инновационного опыта определяется необходимостью создания методических пособий, а также материально-технической базы кабинета английского языка, куда входят:

- учительский ПК и ученические ноутбуки;

- скорость сети Интернет не менее 100 Мбит / сек.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка с целью повышения качества образования.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание обучающей среды, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои творческие и практические способности, и, следовательно, обеспечить высокое качество организации образовательного процесса.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Поиск наиболее эффективных средств коммуникации продиктован осознанием следующих противоречий, которые связаны:

- с большим объёмом языкового материала в учебных пособиях и сжатыми сроками реализации учебной программы;

- с большим объёмом языкового материала в учебных пособиях и низким уровнем сформированности у обучающихся общеучебных умений и универсальных способов деятельности.

Размышления над данными противоречиями помогли сформулировать проблему: обучающиеся не всегда способны воспринять новый языковой материал продуктивно и в короткий срок, что приводит к низкому уровню овладения языковым материалом, а, следовательно, к низкому уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся.

5.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация учебной деятельности

Использование в работе современных образовательных технологий играет огромную роль в образовательной деятельности, повышая её эффективность и улучшая качество знаний обучающихся, увеличивается познавательная мотивация к учёбе, облегчается овладение сложным материалом, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе.

Среди многообразия педагогических технологий наиболее ценными для реализации поставленных целей и задач, на мой взгляд, являются:

- технология сотрудничества;

- игровые технологии;

- проектно-исследовательские технологии;

- информационно - коммуникативные технологии;

- дистанционные образовательные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Исходя из всего сказанного, ставлю перед собой следующую цель: через применение отобранных мною технологий способствовать формированию познавательных интересов к английскому языку.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Система работы основана на принципах развивающего и воспитывающего обучения и направлена на развитие познавательной активности школьников.

1. Показать, что обучение – это не просто способ получения информации, которая может быстро изменяться, это умение найти информацию, отсеять от ненужной, перевести ее в опыт собственной деятельности.

2. Сформировать у школьников умение использовать приобретенные на уроках знания в конкретной ситуации; понимание того, каким способом можно получить дополнительные с ведения по теме; умение использовать полученные знания и навыки в других областях учебной и внеучебной деятельности.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски:

Трудоемкость для учителей, которые будут использовать мой опыт, возможно, будет заключаться в следующем: учитель должен иметь компьютер дома; владеть элементарной компьютерной грамотностью; компьютер учителя должен иметь выход в Интернет; находить необходимую информацию в Интернете; уметь установить диск или программу на компьютер и быстро находить на нем нужную информацию, чтобы не затрачивать на это много времени; уметь сам составлять презентации.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для реализации опыта требуется:

- принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения;

- разработка системы уроков с включением активных методов обучения;

- создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам;

- высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями.

- прохождение курсов повышения квалификации, связанные с данной темой;

- системное использование ИКТ технологий на всех этапах образовательного мероприятия;

- наличие ПК с выходом в Интернет.

8. Результат изменений

Результатом применения вышеуказанных технологий, форм, методов и средств служат высокие результаты учебной деятельности.

Наличие победителей и призеров на предметной олимпиаде и научно-практической конференции территориального и регионального уровней.

02

Высокий уровень мотивации, выражающийся в желании выполнять научно-исследовательские работы по английскому языку, участвовать в предметной олимпиаде, посещать кружки и факультативные занятия.

03

Применив методику К.Н. Волкова, определила уровень развития познавательного интереса обучающихся.

9. Публикации о представленном ИПО

Личный сайт http://nsportal.ru/natalya-gennadevna-gorbunova

http://www.zavuch.ru/methodlib/227/132701/

Обучение чтению на уроках английского языка: пособие для начальных классов / Н.Г. Горбунова – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2016. – 20 с.

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Победитель конкурсного отбора лучших учителей – ПНПО – 2018.

Общероссийский конкурс методических разработок «Игровые технологии на уроках английского языка» – победитель.

Территориальный конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп» – призер.

Территориальный конкурс профессионального мастерства «Учитель года» – призер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М. : Изд-во Просвещение, 2005. 12 с.
2. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська школа, 1974. 288 с.
4. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М. : Изд-во Панорама, 2006. 62 с.
5. Китайгородуева Г.А. Методика интенсивного обучении М. : Изд-во Просвещение 2003. 152 с.
6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 5–8.

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS TO IMPROVE EDUCATION QUALITY

© 2018

Gorbunova N.G.,
the English teacher of a
State budget educational institution of the Samara region of the main comprehensive school № 4 named after I.I. Mironov town Novokuibyshevsk urban district Novokuibyshevsk of Samara region (Russia)

Abstract: Federal educational standards suggest that from 2022 the English exam will be the third compulsory along with the exams in Russian and mathematics. Olga Vasilyeva, the Minister of Education and Science of the Russian Federation, believes that graduates of Russian schools should not only take the exam, but also speak, communicate and write in a foreign language fluently. However, this is impossible without an interest in the subject. Thus, the leading pedagogical idea of my work experience is the formation of cognitive interests in a foreign language in order to achieve results in the subject.
Keywords: pedagogical technologies, cognitive interest, preparation for the exam.