sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 378.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ МЕТОДА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

© 2018

Довгий М.А.,
магистр, учитель истории и обществознания
МБУ «Лицей №76» г.о. Тольятти Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается  повышение правовой культуры педагогов на основе метода теоретического моделирования. Отмечается противоречие между сложившейся системой правового обучения педагогических работников и положениями государственной политики в области профессионального образования. На основе разработанной модели рассматриваются основные принципы, педагогические условия, структура и содержание повышения правовой культуры педагогов.
Ключевые слова: правовая культура; профессиональные компетенции; педагог; модель повышения правовой культуры; правовое обучение; повышение квалификации; мотивация педагогов; Профессиональный стандарт; профессиональное образование; педагогические условия повышения правовой культуры.

Актуальность темы на теоретическом уровне состоит в законодательной деятельности государства, государственном заказе в повышении правовой культуры педагогов. Федеральный государственный стандарт рассматривает формирование у выпускника вуза по педагогической профессии целого комплекса профессиональных компетенций, но правовая, как таковая, отдельно не выделяется. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного среднего общего образования), среди основных знаний педагога, указывает на необходимость владеть нормативной документацией по вопросам обучения и воспитания ребенка, а также Трудовое законодательство и Конвенцию о правах ребенка [1, с. 118].
Актуальность темы на практическом уровне связана с затруднениями педагогов в реализации государственных правоприменительных актов. Анализ материалов периодической печати, судебной практики свидетельствуют о многочисленных правонарушениях в сфере образования. Актуальность данной темы на социальном уровне обусловлена потребностью общества в педагогах как специалистах, знающих и соблюдающих права детей, способных защитить свои права обладающих правовой информацией и юридической грамотностью, умеющих ориентироваться в многочисленных юридических источниках, применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях, защищать свои гражданские права, знать и защищать права ребенка. Вопросы, связанные со структурой, содержанием профессиональной правовой составляющей и условиями ее формирования и развития в процессе профессиональной деятельности специалистов в области образования, освещаются в работах отечественных исследователей: A.П. Андреева, В.И. Байденко, В.А. Болотова, Т.Г. Браже, A.A. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, О.М. Карпенко, A.M. Митяевой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, A.B. Хуторского, B.Д. Шадрикова, а также в трудах зарубежных ученых: Ф. Вайнерта, Ж. Делора, Б. Оскарссона, Дж. Равенна, В. Хутмахера и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с изм.), Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование» (бакалавр) (2010 г.), Письмо Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» № 391/11 от 19.03.1996 г. и др.
При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований указанных авторов следует отметить, что выделенная нами проблема формирования правовой культуры педагогов на основе метода теоретического моделирования недостаточно разработана и требует большего внимания со стороны представителей фундаментальной науки. В этой связи актуальность исследования связана с нечеткостью определения правовой культуры в профессиональной деятельности педагога, ее структуры и неразработанностью критериев и уровней ее сформированности на практике.
Профессиональный стандарт, как инструмент кадровой политики, опирается на профессиональное образование педагогического работника в системе координат личностного и профессионального роста, является важным звеном в решении задач кадрового обеспечения образовательного процесса. Рассматривая профессиональный стандарт с точки зрения личностно ориентированного подхода, необходимо отметить повышенное внимание его разработчиков к личности педагога: наличия необходимых для профессиональной деятельности компетенций, развитию культуры личности педагога, готовности к профессиональной деятельности с учетом новых преобразований в российском образовании.
Таким образом, существует противоречие между сложившейся системой повышения квалификации педагогических работников, в которой недостаточное внимание уделяется развитию правовой культуры и современными требованиями к уровню правовой культуры педагогов, как необходимого компонента их профессиональной деятельности.
Разрешение данного противоречия возможно при условии использования метода теоретического моделирования [2, с. 1076]. Это позволит изучить структуру и содержание объекта исследования, его основные свойства и методы деятельности, предоставит возможности для теоретического осмысления и научного прогнозирования правовой культуры педагога как объекта исследования.
Метод теоретического моделирования заключается в исследовании результатов, в том числе и образовательных процессов при помощи построения идеальной модели. Изучив характерные черты реальных образовательных процессов и тенденций, можно смоделировать требуемое состояние изучаемой системы [3, с. 7]. Но для полной реализации модели необходимо ее соединение с практикой. Модель является заместителем реального объекта, что позволяет теоретически изменять ее состояние и проследить результаты экспериментальных процессов, не затрагивая моделируемого объекта. Строилась модель с опорой на Профессиональный стандарт, нормативно-правовую составляющую деятельности педагога в условиях модернизации системы образования, и опирается на ряд принципов профессионального образования: природосообразность, гуманизм, гуманитаризация, научность, гражданственность.
В правовом обучении педагогов необходимо придерживаться основ правовой культуры, формировать правовое мышление, навыки работы с нормативно-правовой документацией, знакомство педагогов с правовым образовательным пространством [4, с. 6].
Умения выявлять задачи построения гражданского государства, акцентировать внимание обучающихся на социально-экономических и политических процессах, выработку стойкой гражданской позиции предполагает принцип гражданственности, так как гражданское образование выступает как необходимый фактор социально-значимого образования педагогов, формирование ответственности перед законом и обществом за вою профессиональную деятельность [5, с. 46].
Таким образом, перечисленные принципы, составляющие основу модели совершенствования правовой культуры педагога в профессиональной деятельности ориентированы на государственный запрос педагогического работника как авторитетной, социально значимой личности в обществе [6, с. 226].
Спроектированная нами модель совершенствования правовой культуры педагога представляет собой системный, состоящий из взаимосвязанных компонентов, которые реализуются в профессиональной деятельности и включает следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный.
Рассмотрим подробнее компоненты модели повышения правовой культуры педагога.
Целевой компонент модели определяет мотивы, целевые установки модели, характеристику социального заказа личности педагога, обладает способностью к самосовершенствованию и самореализации. Педагогу в современной образовательной организации необходимо применять правовые нормы в профессиональной деятельности, транслировать правовые нормы и ценности другим участникам учебно-воспитательного процесса, стремиться к реализации соответствия социального и государственного заказа Педагог должен быть готов к совершенствованию своей правовой культуры, обладать достаточной профессиональной мотивацией.
Содержательный компонент, рассматривается как системообразующее звено, включающее теоретическую основу права, базовыми представлениями о законодательстве правоприменении, основных законах педагогической юстиции [7, с. 53]. Содержательный компонент модели наполняется в результате совершенствования правовой культуры, информационная насыщенность дополняется технологичностью подходов и технологизацией самого содержания системы обучения.
Деятельностный компонент модели определяет смысл деятельности педагога по совершенствованию правовой культуры, а также непосредственно содержание деятельности по ее повышению: аудиторные занятия, включающие лекционный материал, практические и лабораторные занятия и внеаудиторные, такие как социально значимая деятельность, непосредственное решение ситуативных правовых задач, правовая социализация.
Оценочно-аналитический компонент модели включает самооценку результатов деятельности педагога, аналитическую работу по факторным показателям обучения: мотивации педагога к правовому образованию и самообразованию, психологическая и профессиональная готовность к деятельности по повышению правовой культуры, анализ средств и методов деятельности для достижения адекватных результатов работы по совершенствованию правовой культуры педагога [8, с. 64].
Результативный компонент модели предполагает наличие условий для сформированности компетенций, определяемых рамками Профессионального стандарта, определяет параметры успешности функционирования и развития модели совершенствования правовой культуры педагога.
Модель дает возможность представить процесс совершенствования правовой культуры педагога как систему взаимосвязанных элементов. В процессе проектирования модели совершенствования правовой культуры педагога учитывалась специфика целей и условий учебно-воспитательного процесса, учитывались целевые установки и задачи учебно-воспитательного процесса, структурировалось содержание обучения на каждом этапе обучения [9, с. 143].
При построении модели необходимо было также соблюсти и ряд организационно-педагогических условий, среди которых важнейшими являются: обеспечение мотивационно-ценностной готовности педагогических работников к повышению правовой культуры, вовлечению педагогических работников в процесс совершенствования содержания профессионального правового знания, создания в рабочем пространстве педагога правовой среды [10]. Соблюдение данных условий предполагает использование средств и методов повышения правовой культуры, различных форм и методов аудиторных и внеаудиторных занятий, стимулирование познавательной и творческой деятельности, использованию современного материально-технического обеспечения, возможности проведения диагностики качества профессионального обучения педагогов в рамках программы обучения.
Отметим, что содержание процесса формирования правовой культуры педагогов предполагает и выделение элементов содержания, таких, как знаниевый, оценочный, социальный, коммуникативный, а сама модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности строится поэтапно и включает следующие этапы: диагностический, подготовительный, формирующий, оценочный.
Диагностический этап предполагает проведение исследования существующей проблемы, где с помощью диагностических методик выясняется уровень существующей правовой базы педагогов и их готовность к совершенствованию правовой культуры.
Подготовительный этап предполагает проведение определенных мероприятий к повышению правовой квалификации: анализ диагностики, отбор содержания учебного материала, деление на группы, актуализация материалов обучения.
На формирующем этапе реализуется непосредственно процедура обучения: аудиторные и внеаудиторные занятия, педагогам предлагаются различные формы заданий, в том числе ситуационные. Итогом формирующего этапа является защита аттестационной работы в группах, сформированных на подготовительном этапе.
Необходимо отметить и тот факт, что спроектированная модель охватывает весь образовательный процесс: от целевой и мотивационной составляющей, включая необходимые для ее функционирование педагогические условия, через содержание, включающее наполняемость правовыми знаниями и умениями, к результативному, включающему сформированный уровень правовой культуры (Приложение 1).
Спроектированная нами модель может применяться для организации курсовой подготовки педагогов в системе повышения квалификации.
Основные идеи и результаты опыта работы представлены в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Довгий Марина Андреевна

marina.dovgy@yandex.ru

Государственное

бюджетное общеобразовательное

учреждение «Лицей №76» городского

округа Тольятти

Самарской области http://school76.tgl.ru

Учитель

истории и обществознания

высшей квалификационной категории,

классный руководитель

19 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: педагогический коллектив.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: совершенствование правовой культуры педагогов.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна результатов исследования состоит в том, что:

разработана модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный компоненты; реализация предложенной модели повышения правовой культуры педагогов призвана обеспечить высокое качество повышения профессиональной правовой культуры;

– разработана программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога»;

экспериментально доказана эффективность совершенствования правовой культуры учителя в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.

Актуальность темы состоит в законодательной деятельности государства, государственном заказе в повышении правовой культуры педагогов. В соответствии и действующим Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования, выпускник вуза должен знать основные международно-правовые акты, знать и использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности, знать основы социальной политики, а также соблюдать права и интересы обучающихся.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в овладении педагогами основами правовой культуры способами действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования;

- надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: ежегодно увеличивается количество педагогов, повышающих правовую культуру путем прохождения курсов повышения квалификации;

- перспективность опыта заключается в том, что государственная политика в сфере правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, юридической грамотности, преодоление правового нигилизма в первую очередь в образовательной среде.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует больших материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Повышение квалификации работников образования.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Совершенствование правовой культуры педагогов на основе метода теоретического моделирования

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание новых условий для повышения правовой культуры педагогов.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Выявленные недостатки определили следующие противоречия:

- на социально-педагогическом уровне между возрастающей потребностью общества в юридически компетентных педагогических кадрах и сложившейся традиционной системой подготовки работников педагогических профессий, не обеспечивающей формирования правовой культуры в процессе обучения;

- на научно-теоретическом уровне между необходимостью формирования правовой культуры в деятельности работников образования и недостаточной разработанности, отсутствия единства научных подходов к данной проблеме;

- на нормативно-правовом уровне между необходимостью введения нормативно-правовой документации, профессиональных стандартов, новых видов договоров и отсутствия системы обучения педагогических кадров;

- на научно-методическом уровне между потребностью формирования правовой культуры в профессиональном обучении работников образования и отсутствием в педагогической теоретической науке модели процесса формирования правовых качеств, а также неразработанностью педагогических условий формирования модели.

Данные противоречия способствовали выявлению проблемы: при каких педагогических условиях повышение правовой культуры педагогов будет наиболее эффективным?

Новое средство обучения: при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость изменения подходов к преподаванию. На государственном уровне определена необходимость повышения правовой культуры педагогов. Новым средством выступает программа совершенствования правовой культуры педагогического коллектива.

Новые условия образовательной деятельности. Современный учитель, это не только учитель-предметник, это и кризисный менеджер, который должен защитить себя, и в тоже время – должен уметь представлять интересы свои, учеников и родителей. Зачастую учитель, не владеющий необходимыми правовыми знаниям, уязвим, не защищен.

Заметим, что проблема формирования правовой культуры в педагогической деятельности является одной из приоритетных задач профессионального образования.

В настоящее время, государственная политика в сфере правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, юридической грамотности, преодоление правового нигилизма в первую очередь в образовательной среде. В этих условиях педагог становится участником правовой политики государства. С правовой грамотностью педагога связана реализация потребностей общества в становлении правовой культуры обучающихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Повышение уровня правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности будет успешным, а педагоги будут мотивированы в повышении уровня правовой культуры если:

- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности;

- спроектирована модель совершенствования правовой культуры педагогов;

- сформирован критериально-измерительный инструментарий для определения эффективности повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности.

Образовательной технологией в данном случае выступает метод теоретического моделирования, ранее не использовавшийся в данном направлении.

Организация учебного процесса.

При организации учебного процесса большую долю занятий составляет практическая деятельность педагогов.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Данный опыт позволяет дополнить теорию и методику повышения правовой культуры педагогов новой программой повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», а также определить организационные, содержательные и методические основы профессиональной подготовки и обучения.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски заключаются в затратах труда и времени педагогов

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия реализации изменений заключаются в следующем:

результаты инновационного опыта и разработанная на их основе программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций позволяют дополнить существующую практику повышения квалификации педагогических работников;

разработанная и апробированная программа повышения квалификации профессионального развития педагогов позволила повысить мотивацию педагогов к совершенствованию собственной правовой культуры;

материалы инновационного опыта могут быть использованы при организации системы повышения квалификации педагогических работников специальностей в учреждениях различных ступеней образования

8. Результат изменений

Уровень правовой культуры педагогов и степень готовности к его повышению устанавливался с использованием методик: методики В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой, методики В.П. Симонова «Выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки», методики определения уровня саморазвития В.И Андреева.

Процесс оценивания включал индивидуальную оценку эффективности профессионально-педагогической деятельности, овладение необходимыми компетенциями, правовыми знаниями, навыками и владением нормативно-правовой базой российского образования, а также готовности педагогов к продолжению профессионального обучения. Количество педагогов, принимавших участие в исследовании, осталось таким же, как и на констатирующем этапе эксперимента – 64 человека.

В результате самоанализа уровень владения правовой культурой составил выше 30%, педагоги отметили высокий уровень знаний в области Профессионального стандарта и выразили надежду на повышение своей дальнейшей квалификации в данной области.

Педагоги отметили осведомленность нововведений в области трудового права, высказали свое отношение к нововведениям в российском образовании. Респондентов данной группы, несмотря, на высокие показатели уровня владения нормативно-правовой базой российского образования и трудового права, выразили желание повышать свою квалификацию в правовой области и совершенствовать уровень своей правовой культуры.

9. Публикации о представленном ИПО

Довгий М.А. Актуальные проблемы правового образования в педагогической среде // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогик: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 декабря 2015 г, г. Челябинск)./ в 2 ч. Ч. 1. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 147-150.

Довгий М.А. Формирование правовой культуры педагога // Вестник Гуманитарного института Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2 (18). С. 12–14.

Довгий М.А. Гражданско-правовое просвещение как фактор формирования правовой среды в современной образовательной организации // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей Международной научно-практической конференции/ под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2016 С. 72-77.

Довгий М.А. Нормативно-правовое обеспечение процессов информатизации в образовательной организации // Инфо-Стратегия 2016: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов конференции. Самара, 2016 С. 358-360.

Довгий М.А. Особенности повышения правовой культуры педагога в условиях перехода на Профессиональный стандарт педагога // Новая наука: стратегии и векторы развития: материалы Международной научно-практической конференции (8 апреля 2017 г. Магнитогорск) Стерлитамак: АМИ, 2017. № 4.

Довгий М.А. Основные подходы к понятию «правовая культура»// «Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года»": материалы XXXIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017.

Ахметжанова Г.В., Довгий М.А. Совершенствование правовой культуры педагогов на основе метода теоретического моделирования // Балтийский гуманитарный журнал. Калининград. №2 (19), 2017. С. 118-122.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Победитель конкурсного отбора лучших учителей ПНПО – 2018.

Диплом за I место (в личном зачете) в Региональном конкурсе программ элективных курсов в системе профильного обучения в номинации «Расширение границ нескольких дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору» (г. Самара, 2015).

Сертификат участника мастер-класса «Реализация технологического подхода в процессе изучения гуманитарных дисциплин» (Тольятти, 13-15 апреля 2016).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). 124 с.
2. Белянкова Е.И. Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1074–1076.
3. Болотова Е.Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 4–9.
4. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12. С. 6.
5. Белякова Н.В. Профессиональная мобильность педагогических кадров как показатель их успешности в условиях перехода на стандарты нового поколения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2013. № 2. С. 46.
6. Пулина А.А. Профессиональная мобильность педагога как условие инновационного развития современной школы // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 224–230.
7. Копылова И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 51–54.
8. Евплова Е.В. Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 62–65.
9. Жарылгасова П.Е., Кокшеева З.Т. Профессиональная компетентность педагога // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7–2. С. 142–143.
10. Сальников В.П. Теория права и государства:  лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. : Юрист, 1997. 286 с.

 

Приложение 1. Модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности

Социальный заказ

 

Методологическая основа: подходы

аксиологический, деятельностный, системный, социологический,   информационно-семиотический

Педагогические условия:

мобильность, системность, информационная насыщенность, индивидуализация

КОМПОНЕНТЫ

Целевой

Цель: создание условий для мотивации к совершенствованию правовой культуры педагогов

Задачи: совершенствование правовой культуры педагогов, формирование правовых знаний, умений, развитие профессионально значимых качеств

Содержательный:

 

Знаниевый

  • познавательный интерес
  • мотивация
  • система правовых знаний как основа правовой культуры

Оценочный

  • отношение к праву (уважение к закону, правовые убеждения педагогов)

Социальный

  • социально-активное правовое поведение педагогов
  • формирование навыков правового поведения

Коммуникативный

  • готовность к правовому воспитанию школьников
  • готовность к правовому просвещению родителей

 

Деятельностный:

  • аудиторные занятия: лекционные, практические и лабораторные занятия
  • внеаудиторные занятия
  • социально значимая деятельность
  • решение ситуативных правовых задач
  • работа с правовой документацией

Оценочно-аналитический:

самооценка результатов деятельности, аналитическая работу

Результативный:

  • сформированная гражданская позиция
  • знаниевая составляющая
  • мотивация на продолжение обучения
  • умения и навыки работы с правовыми источниками
  • понимание методов деятельности в соответствии с требованиями Стандарта

Уровни сформированности правовой культуры

низкий, средний, высокий

Результат:

педагог со сформированной правовой культурой


IMPROVING THE LEGAL CULTURE OF THE TEACHER BASED ON THE METHOD OF THEORETICAL MODELING

© 2018

Dovgy M.A.,
master, teacher of history and social studies
MBU «Lyceum № 76», Togliatti, Samara region (Russia)

Abstract: The article considers the increase of teachers’ legal culture based on the method of theoretical modeling. There is a contradiction between the existing system of pedagogical workers’ legal education and the provisions of the state policy in the field of vocational education. On the basis of the developed model, the basic principles, pedagogical conditions, structure and content of improving the legal culture of teachers are considered.
Keywords: legal culture; professional competence; teacher; model of legal culture enhancement; legal education; professional development; teacher’s motivation; professional standard; vocational education; pedagogical conditions for improving legal culture.