sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК: 372.851

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

© 2018

Зимовец Т.И.,
учитель математики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы им. Героя Советского Союза Елисова Павла Александровича муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области (Россия)

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме личностного и познавательного развития учащихся в ходе исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности с использованием проблемно-поискового метода обучения. В статье рассмотрены основные методы математического исследования, наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях, рассматриваются уровни исследовательского обучения, а также использование цепи последовательных приемов для решения поставленной задачи, в зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах.
Ключевые слова: модернизация; развитие творческих способностей; инновационные методы; личностное развитие; организация исследовательской деятельности; проблемно-поисковый метод; лабораторные и практические работы исследовательского характера.

В условиях инновационного развития и модернизации российского образования исследовательская деятельность учащихся является одним из наиболее эффективных методов обучения. При проведении занятий внеурочной деятельности учителя успешно используют в своей работе разные методы и формы, которые способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, активности и творческих способностей. Это необходимо потому, что современные изменения, происходящие в обществе, требуют от каждого выпускника школы новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.
Согласно стандарту второго поколения цели и образовательные задачи представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.
Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных не только снизить учебные перегрузки учеников, но и дать им навык самообразования на основе знания о системе наук.
К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию первооткрывателей, добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при которой для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.
Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. У учащихся формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. Общество заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками. Такие качества формируются у учащихся в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность школьников – это процесс решения ими творческой, исследовательской задачи, направленный на получение новых знаний. Исследовательскую работу школьников я организую на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.
Исследовательский метод обучения рассматривался в русской школе с начала ХIХ века. Известный педагог – математик Шорох-Троцкий в книге «Геометрия в задачах» писал, что нельзя излагать учащимся данный раздел математики в совершенно готовом виде. Он указывал, что занятия математикой могут быть для ученика занимательны только тогда, когда они требуют от него посильного и планомерного труда, требуют умственной работы, а не заучивания слов на память. Большое внимание этому методу уделяли такие математики, как Извольский, Брадис, Репьёв.
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Исследовательский метод я применяю в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной проблемы. Формы задания при таком методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок. Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Следуя этому методу, учитель не сообщает учащимся готовых, подлежащих усвоению сведений, а подводит их к самостоятельному переоткрытию соответствующих предложений и правил.
Каждый ученик за время обучения в основной школе должен приобрести опыт выполнения заданий исследовательского характера.
Этот метод можно применять в трех направлениях:
– включение элементов поиска;
– раскрытие познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;
– организация целостных исследований, осуществляемых учащимися самостоятельно, но под моим руководством и наблюдением учителя. При этом у школьников максимально раскрываются возможности сотрудничества, сотворчества, в результате чего ими в течение учебной деятельности были достигнуты высокие результаты, что отражено в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Зимовец Татьяна Ивановна

szimovec@yandex.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы им. Героя Советского Союза Елисова Павла Александровича муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

Учитель математики

 

35 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения: основная и старшая школа, уроки математики.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна заключается в обеспечении высокого качества обучения, необходимого для творческой самореализации обучающихся. Она состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся, в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на развитие познавательной и творческой активности обучающихся с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, их индивидуально-творческих возможностей и мотивов.

Актуальность инновационного опыта по внедрению исследовательской деятельности обучающихся в образовательный процесс состоит в том, что он направлен на получение результатов образования, заявленных в стандартах нового поколения, способствует достижению целей обучения, которые выражаются в развитии познавательных способностей, самостоятельности и саморазвитии учащихся.

Потенциальная полезность опыта заключается в том, что учащиеся получат больше возможности приобрести опыт исследования и участия в исследовательских проектах и научно-практических конференциях различного уровня. Благодаря этому учащиеся смогут приобрести высокий уровень сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей, которые необходимы для успешной самореализации.

Надежность используемого опыта: обеспечивается стойкая мотивация к изучаемому предмету, заинтересованность в высоких результатах своей учебной деятельности, сформированность прочных метапредметных связей.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, который способствует развитию творческой личности, готовой к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию, развитию готовности учащихся к самоопределению и выбору профессии, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. Исследовательская деятельность полностью соответствуют возможностям потребителей опыта – образовательных учреждений, учителей.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Исследовательская деятельность при изучении математики.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является направленность деятельности обучающихся на самостоятельное решение новой для них проблемы с применением элементов научного исследования, на выработку навыков исследовательских умений, которые ставят ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Традиционно сложилось так, что на уроках учащиеся привыкли получать готовые знания, не проверяя их, а просто запоминая.

При переходе на новые образовательные стандарты возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, стиль общения с учениками на уроке, требования к результатам.

Стандарты второго поколения подразумевают изменение ситуации на уроках и во внеурочной деятельности так, чтобы дети самостоятельно добывали знания. Наряду с применением традиционных, требуется и поиск наиболее эффективных методик и форм работы учителя, использование которых позволяет решать выдвинутые модернизацией образования задачи перед образовательным учреждением. Современные технологии обучения и воспитания должны не просто способствовать усвоению новой информации, но и формировать интеллектуальные умения, активизировать мыслительную деятельность, помогать учащимся «конструировать собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

Использование СОТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития личности.

В настоящее время к выпускникам школ предъявляются большие требования. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим. Поэтому одним из важных моментов при обучении школьников математике, является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний. Это условие развивающего воздействия обучения на учащегося.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с основной проблемой – низкая познавательная и самостоятельная активность учащихся. В результате многолетней работы в школе я пришла к выводу, что наибольший эффект в работе с детьми дают информационно-коммуникативные, игровые и исследовательские технологии.

Проведение учащимися исследований повысит мотивацию к изучению математики, даст возможность добиться основных результатов обучения по новым образовательным стандартам.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся, необходимо создать новые условия образовательной деятельности:

- от умения транслировать и формировать программный объём знаний-к умениям решать творческие задачи, к умению осуществлять деятельность;

- от знаниевого подхода к личностно-деятельностному, способствующему развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний;

- способствовать развитию творческой одарённости;

- использовать активные методы обучения.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере деятельности.

Идея изменений заключается в том, что исследовательские умения ставят ученика в активную позицию деятельного субъекта, когда он самостоятельно генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Деятельностный подход развивает личностные компетентности, то есть: формирует мышление, умения, способности, межличностные взаимоотношения и ценностное отношение к здоровью.

Исследовательский метод предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. Изучение некоторых тем основано на введении элементов исследовательской работы. Учащиеся становятся активными участниками урока и получают возможность самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Исследовательская деятельность создаёт ситуацию успеха для каждого ученик и основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях. Она имеет следующие задачи:

- развивать навыки грамотного и свободного владения знаниями;

- формировать умение самостоятельно постигать,   оценивать и интерпретировать полученные результаты;

- воспитывать уважение к ценностным позициям других людей;

- активизировать творческое мышление и воображение.

Исследовательский метод предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. Изучение некоторых тем основано на введении элементов исследовательской работы.

На уроках можно проводить практические работы, в ходе выполнения которых учащиеся смогут выводить формулы и правила, выполнять задания с элементами исследования.

Для выявления одаренности, творческого потенциала учащихся можно использовать методики диагностики одаренности (по А.И. Савенкову), тест «Оценка уровня творческого потенциала личности» (по А.С. Шарову), по тесту «Векслера».

6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Развитие творческого потенциала является актуальным в современной педагогике. На уроках математики приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в активную деятельность. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения. Открытия, совершённые самостоятельно в ходе проведённых исследований, развивают творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенности в себе, адекватную самооценку, умение сотрудничать с партнёрами, мотивацию достижений, высокую работоспособность.

Исследовательская деятельность является интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности. В процессе ее осуществления учащиеся создают новые для себя образовательные продукты и посредством этого развивают свои творческие способности.

На уроках предпочтительны разноуровневые групповые и индивидуальные задания, ориентированные на творчески одарённых учащихся. Задача учителя – создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований. Исследовательские задачи могут быть разными по форме: от небольших текстовых задач до заданий на длительные изыскания. Главное заключается в том, что поставленную проблему ученик решает сам, осуществляя все имеющиеся основные этапы.

I. Подготовительный этап (погружение в исследование).

1. Выбор темы и её конкретизация (актуальность).

2. Определение цели и формулирование задач.

3. «Мозговой штурм» (выдвижение гипотез).

4. Поиск источников информации.

5. Изучение опыта ведения исследовательской деятельности.

II. Поисково-исследовательский этап.

1. Определение источников информации.

2. Коррекция сроков и графиков.

3. Изучение методик.

III. Трансляционно-оформительский этап.

1. Работа над презентацией.

2. Оформление исследования.

3. Работа над текстом защиты.

IV. Доработка исследования с учетом замечаний и предложений.

Подготовка защиты исследовательской работы.

V. Заключительный этап. Защита исследования.

Исследовательская деятельность - это один из видов творческой деятельности учащихся, характеризующейся рядом особенностей.

1. Она связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением.

2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста.

В учебном исследовании главным является получение учащимися субъективно новых знаний, то есть являющихся новыми и личностно значимыми для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п. Это наиболее сложный уровень и результатом этой работы является научно-исследовательские работы учащихся.

Для достижения положительного эффекта лучше использовать следующие формы работы:

- групповая – основана на работе творческих групп при выполнении заданий;

- коллективная – данная форма работы используется для сплочения классного коллектива и помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения;

- индивидуально-дифференцированная – для ее осуществления можно использовать карточки с дифференцированными заданиями. Индивидуальная форм используется и при выполнении проектов, исследовательских работ.

Новизна опыта заключается в развитии исследовательских умений в рамках системно-деятельностного подхода, формировании личностных компетенций школьника.

Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены в Федеральном государственном образовательном стандарте, в котором подчеркнуто, что развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Каждый ученик проходит своеобразный путь в своем развитии, принимая посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, в результате вовлечения его в активную познавательную деятельность.

К знаниям, полученным в ходе исследований, ученики относятся бережно и помнят их всю жизнь.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Умение учителя организовать исследовательскую деятельность обучающихся в учебном процессе становиться неотъемлемым элементом его профессиональной компетенции. Важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.

Используя исследовательский метод, учитель делает процесс обучения более наглядным и динамичным. Эффективное использование исследовательского метода на уроке и наличие необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс обучения исследовательской технологии   позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.

Для его реализации необходимо учитывать ряд принципов: сотрудничество обучаемых и обучающих; творческий подход и личностные качества учителя. Кроме того, важно понимание учителем «сверхзадачи» каждого урока: не предложение готовой информации, а создание проблемной ситуации, которую необходимо решить.

Главная задача – развивать и воспитывать личность ученика посредством деятельности, прививать навыки работы в команде. В центре исследовательской деятельности находится ученик, способный проявить активность; демократичность, толерантность. Необходимо наличие алгоритма использования приемов преподавания на каждом конкретном уроке, обоснование и тщательная проработка всех этапов деятельности.

Реализация исследовательского метода требует от учителя:

- организаторского, творческого мастерства, увлеченности своим предметом;

-освоение педагогом сущности исследовательского метода через изучение педагогической, психологической, методической литературы;

- разработку системы уроков и внеурочной деятельности с включением активных методов обучения (мозговой штурм, проблемное обучение);

-создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам;

- включение обучающихся в работу по выполнению практических заданий и исследовательских работ;

- владение педагогом и учащимися ИКТ-технологиями.

Для реализации исследовательского метода и обеспечения развития исследовательских навыков и умений учитель должен владеть комплексом инструментов проблемно-ориентированного обучения на уровне, позволяющем их активное применение, а также обладать определенными знаниями и подготовкой для применения исследовательской деятельности.

8. Результат изменений

В результате использования образовательных технологий наблюдается положительная динамика уровня обученности и результативности участия учащихся в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня.

Результатами применения данной технологий стали:

-уровень обученности 100%:

- высокие качественные показатели успеваемости.

Ежегодно учащиеся сдают математику в качестве выпускного экзамена:

-по результатам ЕГЭ: успеваемость – 100%, средний балл – 60,3 (что выше среднего балла по региону и округу);

- по результатам ОГЭ - успеваемость – 100%, качество знаний – 87%, средний балл – 3,6 (что выше среднего балла по региону и округу).

Также наблюдаются активизация самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе, повышение качества проектной и исследовательской деятельности, участие в творческих конкурсах. Учащиеся ежегодно становятся победителями и призерами различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике и Международных, Всероссийских, Областных научно-практических конференции школьников.

Статус мероприятия

Название мероприятия

Учебный год

Результат

участия

Международные

Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия».

2016-2017 уч. год

1 место и

2 место

Международная олимпиада по основам наук по предмету математика

2014-2015 уч. год

1 место в очном финальном этапе

Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»

2016-2017 уч. год

1 место

3 место

2015-2016 уч. год

2 место

Всероссийский

Физико-математическая олимпиада МФТИ Московский физико-технический институт (государственный университет)

2015-2016 уч. год

2 место и

3 место

2016-2017 уч. год

1 место

Всероссийский форум «Инженер – профессия творческая»

2016-2017 уч. год

3 место

Региональный

Областной конкурс «Взлет» исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Самарской области

2015-1016 уч. год

1 место (дистанционный этап)

3 место (очный этап)

Окружной

Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету математика

2014-2015 уч. год

Призер – 2 место

2015-2016 уч. год

Призеры- 2 и 3 место

2016-2017 уч. год

Призеры- 2 и 3 место

Блиц-олимпиада «Окружная математическая перестрелка»

2015-2016 уч. год

2 место и

3 место

 

«Окружная математическая перестрелка»

2016-2017 уч. год

1 место

Окружной весенний турнир «МИФ»

2016-2017 уч. год

1 место

В результате применения исследовательского метода в обучении увеличивается количество призеров конкурсов и олимпиад различного уровня.

Олимпиады. Конкурсы.

Победители олимпиад и конкурсов различного уровня

05

Применение исследовательских и ИКТ-технологий позволило детям качественно выполнить исследовательские проекты, которые изданы в Международном Школьном Вестнике №3 2016 г. и на сайте Российской Академии Наук (РАН).

9. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

«Исследовательская деятельность учащихся на уроках с использован ием проблемно-поискового метода обучения как фактор развития творческих способностей», Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Издательский дом «Первое сентября», http://festival.1september.ru/authors/236-518-620.

«Программа элективного курса «Математика в сельском хозяйстве», опубликована на сайте infourok.ru, 2015 г. на сайте РЦМО в банке элективных курсов, 2016 г.

«Применение исследовательских методов на уроках и во внеурочной деятельности» опубликована на сайте СИПКРО в материалах областной научно-практической конференции «Реализация ФГОС общего образования Самарской области», 2015.г.

«Игра как средство активизации познавательной деятельности» опубликована на сайте СИПКРО в материалах областной научно-практической конференции «Реализация ФГОС общего образования Самарской области», 2016.г..

Всероссийский конкурс методических разработок «Инновации педагогики – 2015». Участник.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

XV Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций. г. Отрадный. Мастер – класс по теме «Реализация концепции развития математического образования в образовательной организации»- 2017 г.

Мастер-класс в рамках окружного конкурса «Золотой фонд образования». г. Отрадный. Победитель с занесением в книгу Почёта «Золотой фонд образования». Диплом победителя. Именное свидетельство отличия. – 2011 г.

Конкурс педагогических работников образовательных учреждений на присвоение премии Кинель–Черкасского района. Победитель–2008г.

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2014». Победитель в номинации «Шаг в науку», 2014 г.

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2015». Победитель в номинации «Профессионал своего дела», 2015 г.

Победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках   Приоритетного национального проекта «Образование», 2018 г.

На уроках и внеклассных занятиях целесообразно включать мини-исследования, задачи творческого характера.
Например, учитель ставит перед классом проблему (задачу, теорему), а затем путём целесообразных вопросов подводит их к решению проблемы. Суть такой работы в том, что учащиеся самостоятельно (лишь в общих чертах спланировано) ищут решение поставленной проблемы. Учитель только наводит их путём последовательно поставленных заданий на самостоятельное обнаружение того или иного математического факта, а дети уже «открывают» сами решение задачи.
Как в процессе работы учёные-математики пользуются особыми математическими средствами и научными методами исследования, так и ученики на уроках и внеклассных занятиях с помощью учителя ставятся в положение первооткрывателей математических истин.
Выделено 5 основных методов математического исследования.
1. Наблюдение и опыт. Например, чтобы познакомить учащихся с понятием периметра и площади равновеликих многогранников, рассматриваются модели, таблицы, выполняются специальные задания, проводится сравнительная характеристика. Учителю остаётся только обобщить увиденное и подвести детей к выводу.
2. Сравнение – установление сходства или различия объектов изучения. Сравнивать можно формулы в алгебре или многогранники в геометрии (при этом учитель чётко должен выделить свойства, по которым нужно проводить сравнение). В результате ученики сами приходят к нужным выводам. Результат: 1) лучшее запоминание; 2) метод сравнения облегчает изучение сходных процессов.
3. Анализ и синтез – широко применяется в алгебре при решении текстовых задач, в геометрии при доказательстве теорем и решении задач на построение.
4. Обобщение и специализация. Выделяется какое-нибудь свойство, принадлежащее множеству объектов и объединяющее их воедино, при этом происходит формирование теоретического мышления.
5. Абстрагирование и конкретизация – выработка умений отвлечься от несущественных свойств и выявление нужных свойств для данного исследования.
Конечно, на практике многие эти методы применяются в совокупности.
Строя урок математики на основе исследовательского метода нужно:
1) поставить вопрос перед учащимися (с целью пробуждения интереса к проблеме);
2) чётко сформулировать проблему (задачу);
3) обсудить условие, характеризующее её;
4) обсудить план решения (поэтапно) задачи;
5) исследовать полученное решение, обсудить результаты, выявить новые знания;
6) применить новые знания на других задачах для их усвоения;
7) обсудить возможное обобщение результата;
8) рассмотреть возможность более рационального решения поставленной задачи;
9) подвести итоги работы; обсудить возможность перспектив применения новых знаний.
Приобретая «вкус» к исследованиям, учащиеся начинают уже сами открывать новые способы решения задач, а не ждать готовых указаний. Следовательно, возрастает интерес, развивается мышление. Конечно, проблему нужно ставить перед детьми соответственно их этапу обучения, чтобы она была понятна и разрешима.
При исследовательском и проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в ход занятия развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание рассматриваемого материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов: создание проблемной ситуации; организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению; выбор рационального способа решения проблемы; обобщение полученных результатов; формирование выводов.
Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Учитель не должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их, шаг за шагом находить, открывать, исследовать новое.
В зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах учащихся, можно использовать различные приемы:
– индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением, при этом развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся;
– прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности;
– частично-поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера;
– исследовательская деятельность учащихся, которая может выполняться в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных занятиях;
– цель и назначение проблемно-исследовательского метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и познакомить их с методами исследования. Проблемная ситуация служит толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной учителем ситуации затруднения, на поиск решения поставленной проблемы, в роли которой может выступать проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос.
Во время поиска ответов на поставленные вопросы школьники учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.
Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях, существует три уровня исследовательского обучения.
1. Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
2. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.
3. Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.
Так, при проведении занятий внеурочной деятельности по математике, наряду с заданиями исследовательского характера, учащимся предлагаются лабораторные и практические работы, которые носят исследовательский характер. Такие работы можно проводить на внеклассных занятиях, например, таких как «Старинные меры длины на Руси», «Лист Мёбиуса», «Часовые пояса», «Шоколад», «Пояс астероидов» и др., а также при изучении многих тем, например, при изучении тем: «Вписанные и центральные углы» (8 класс), «Сумма углов треугольника» (7 класс), «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» (7 класс), «Теорема Пифагора» (8 класс) и др. Именно на уроках и занятиях  внеурочной деятельности начинается приобщение к исследовательской работе, например, практическая работа «Составление сметы ремонта».
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, а добывать знания самостоятельно.
В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.
Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к открытиям учеников. Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие занятия, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.
Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.
Это стало возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.
Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1.
2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. Ростов на Дону : «Учитель», 2007.
3. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2001.
4. Стандарты второго поколения. М. : «Просвещение», 2010.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS USING PROBLEM-SEARCH METHOD OF TRAINING AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES.

© 2018

Zimovets T.I.,
teacher of the highest category
State Secondary School №1 v. Kinel-Cherkassy, Kinel-Cherkassy district, Samara region (Russia)

Abstract: The article is devoted to actual topic of pupils’ personal and informative development in the course of the research activity on the lessons and after – hours activities with use of the problem – searching method of teaching. The article is examined the basic methods of mathematical research, along with the methods of organization of pupils’ research activity in the classes, levels of research training as well as the use of a chain of successive techniques for solving the problem depending on pupils’ individual qualities of thenking at different age stages.
Keywords: modernization; the development of creative skills; innovative methods; personal development the organization of research activity; problem – searching method; laboratory and practical research work.