sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.853

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© 2018

Кондратьева А.Ю.,
заместитель директора по УВР, учитель физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 с углубленным изучением отдельных предметов», Самара (Россия)

Аннотация: В статье ставится вопрос о необходимости использования новых педагогических технологий для реализации учебных задач и улучшения качества образования.
Ключевые слова: смешанное обучение, ротация станций, дистанционное обучение.

Школа сегодня как никогда нуждается в инновациях. Мир вокруг нас стремительно меняется, во многом благодаря тому, что экономика и общество все больше зависят от прорывных технологий. Образование не исключение. Но появились ли новые педагогические технологии, обеспечивающие ускоренное, глубокое и гарантированное формирование компетенций, овладение знаниями и навыками? Чем принципиально отличается современная школа от школы, придуманной Яном Амосом Каменским? Возникла ли обновленная «Великая Дидактика»? Действительно, школа отвечает за формирование человека, члена общества. И сохранение установившихся социальных моделей способствует сохранению традиций. Но всякая традиция ограничена своей эпохой и формирует людей, способных жить в ней. Сегодня мы живем в постиндустриальном обществе, которое опирается на наукоемкие технологии, информацию и знания как на основной производственный ресурс. В условиях высокой доступности информации наиболее ценными качествами становятся:
– способность к комплексному решению проблем;
– критическое мышление;
– креативность;
– умение продуктивно взаимодействовать с коллегами;
– эмоциональный интеллект;
– умение учится на протяжении всей жизни;
– умение принимать решение;
– ответственность.
Все эти качества успешно формирует физика. И в связи с этим я обозначила для себя ведущей идеей своего педагогического опыта формирование информационной культуры личности ребенка.
Но в своей педагогической практике мне пришлось столкнуться с противоречием. С одной стороны, физика не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. Но с другой стороны, из-за обильного материала и нехватки времени, материал для школьников становится в тягость, и как следствие, падает мотивация.
Пройдя конкурсный отбор, я вошла в состав участников Восьмой научной школы для учителей физики, которая проходила с 1 по 8 ноября 2015 г. в Европейской Организации Ядерных Исследований (ЦЕРН), г. Женева, Швейцария. Миссией CERN является сокращение расстояния между школой и фундаментальной теоретической и экспериментальной физикой. Организаторы выявили острую нехватку качественно подготовленных физиков и инженеров и обозначили для нас, учителей, участников данного мероприятия, главную цель – развитие экспериментальных умений и мотивацию школьников на изучение естественных наук.
Встает вопрос: как можно при двух часах физики в неделю, например в 7 классе, построить работу так, чтобы каждый ребенок на уроке смог поработать самостоятельно теоретически, экспериментально, в группе и получил оценку своей работе?
Для решения данной проблемы я использую на уроках модель смешанного обучения.
Описание работы по этому направлению отражено в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта   «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Кондратьева Алена

Юрьевна,

kondrateva163@gmail.com

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №154 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самары

http://xn--154-5cd3cgu2f.xn--p1ai/

Заместитель директора по УВР,

учитель физики

6 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и   средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – использование технологии смешанного обучения на уроках физики.

Актуальность. Проблема современного общества состоит в острой нехватке качественно подготовленных физиков и инженеров, а значит перед современными педагогами стоит главная цель – это развитие экспериментальных умений и мотивация школьников на изучение естественных наук. Для достижения данной цели я использую на уроках модель смешанного обучения.

Эффективность:

- потенциальная полезность. Во-первых, мне как физику важнее научить ребят наблюдать и объяснять явления происходящие вокруг, а не слушать о них. Видеть закономерности, выявлять причинно-следственные связи, а не писать лекции под диктовку, уметь самостоятельно проводить опыты и исследования, а не читать о них в учебнике. Но с другой стороны, отказываться от теории мы не можем, вот и оказывается, что, разделив на составляющие части, а затем, смешав это уже в новом формате, мы можем получить в будущем специалиста, соответствующего ФГОС, а это уже и вторая причина. Деятельностный характер смешанного обучения отлично прослеживается на каждом этапе;

- надёжность. С каждым годом мои ученики все больше выбирают физику как предмет для сдачи ОГЭ. Виден рост творческих работ и проектов, что говорит о повышении мотивации к обучению. Формирование компетентностей подготавливает детей к взрослой жизни. Заметно повышается мотивацию к изучению физики;

- перспективность. Работа в русле обозначенной ведущей идеи педагогического опыта – формирование информационной культуры личности ребенка дает конкретный результат по окончании школы: мои выпускники – преимущественно позитивные коммуникабельные люди с активной жизненной позицией. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность способствует воспитанию человека думающего, умеющего публично выступать, задавать вопросы по существу и отвечать на них.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Обязательна ИКТ-компетентность педагога. Знание и использование таких ресурсов, как: доступ, хранение и управление ресурсами, инструменты для создания и организации учебного контента, инструменты для коммуникации, обратной связи, создания сообществ, инструменты для сотрудничества, инструменты планирования и контроля учебной деятельности, виртуальные доски, среда дистанционного обучения.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Смешанное обучение как средство формирования информационной культуры личности.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта: смешанное обучение – это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. Применение смешанного подхода   при изучении физики на ступенях основного общего и среднего общего образования повышает мотивацию и образовательные результаты школьников.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. С одной стороны, физика не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. Но с другой стороны, из-за обильного материала и нехватки времени, материал для школьников становится в тягость, и как следствие падает мотивация.

Новое средство обучения – технология смешанного обучения.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация учебного процесса.

Одной из особенностей организации образовательного процесса на моих уроках является создание единой личностно-ориентированной образовательной системы, которая предполагает, что ученик занимает центральное положение в образовательной системе. На уроках я придерживаюсь личностно-ориентированного и деятельностного подходов, стремлюсь развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; помогать личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Пытаюсь строить образовательный процесс на учебном диалоге и при этом учитывать индивидуальное проявление учеником избирательности по отношению к содержанию, виду и форме учебного материала, проявление мотивации, стремления использовать полученные знания самостоятельно.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Во-первых, мне как физику важнее научить ребят наблюдать и объяснять явления происходящие вокруг, а не слушать о них. Видеть закономерности, выявлять причинно-следственные связи, а не писать лекции под диктовку, уметь самостоятельно проводить опыты и исследования, а не читать о них в учебнике. Но с другой стороны, отказываться от теории мы не можем, вот и оказывается, что, разделив на составляющие части, а затем, смешав это уже в новом формате, мы можем получить в будущем специалиста соответствующего требованиям ФГОС, а это уже и вторая причина. Деятельностный характер смешанного обучения отлично прослеживается на каждом этапе.

Трудоёмкость и риски Организация образовательного процесса в логике системно-деятельностного подхода (в которой выстроен ФГОС) предполагает, что меняются принципы планирования. Планирование результатов в смешанном обучении начинается «от конца», от тех результатов, которые должны сформироваться у учащихся к концу изучения темы.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учителем должен быть освоен методический инструментарий, система методических приемов и теоретической базы теории автора в школьном ее применении.

Наиболее эффективно использование представленного опыта в классах физико-математической направленности.

8. Результат изменений

Наличие победителей и призеров на предметной олимпиаде и научно-практической конференции районного, городского и областного уровней.

Высокий уровень мотивации, выражающийся в желании выполнять научно-исследовательские работы по физике, участвовать в предметной олимпиаде, посещать кружки и факультативные занятия.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Кондратьева А.Ю. Сборник методических разработок уроков физики для общеобразовательной школы. Самара : МБОУ «Школа № 154» г.о. Самара, 2016. 35 с.

2. Кондратьева А.Ю. Методика применения смешанного обучения в современной школе. Самара : МБОУ «Школа № 154» г.о. Самара, 2016. 55 с.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Проведение открытого урока на II городском практическом семинаре для молодых педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений г.о. Самара «Методические аспекты современного урока».

2. Проведение открытого урока на IV городском практическом семинаре для молодых педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений г.о. Самара «Методические аспекты современного урока».

3. Проведение мастер-класса на Фестивале методических идей молодых педагогов в Самарской области.

4. Проведение мастер-класса Всероссийский семинар «Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» как средство повышения квалификации педагогов».

5. Выступление с докладом на Конференции лауреатов Всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии Фонда «Династия».

6. Выступление с докладом на Конференции участников Международной школы для учителей физики с ОИЯИ г. Дубна.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.
2. ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом  Министерства образования и науки РФ 17.12.2010 № 1897).

MIXED TRAINING AS A MEANS OF THE FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF PERSONALITY

© 2018

Kondrateva A.Y.,
deputy director for educational work, physics teacher
Municipal budgetary educational institution "School №154 with in-depth study of individual subjects" Samara (Russia)

Abstract: The article raises the question of the need to use new pedagogical technologies for the implementation of educational tasks and the improvement of the quality of education.
Keywords: blended learning; station rotation; distance learning.