sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 745

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ

© 2018

Леонтьева И.А.,
учитель технологии
МБОУ Школа № 86 г.о. Самара (Россия)

Аннотация: Проблема работы с  учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В статье рассматриваются формы и методы работы с детьми; условия, благоприятствующие развитию гражданских качеств посредством ресурсов краеведения предмета «Технология», построения адекватной запросам личности образовательной траектории.
Ключевые слова: образовательные ресурсы краеведения; индивидуальная работа; исследовательская деятельность.

Там, где предается забвению культурное и
историческое прошлое страны, неизменно
начинается нравственное разложение нации.
Д.С.Лихачев

В истории педагогики всегда уделялось большое внимание краеведческой работе как условию успешного воспитания у школьников гражданско-патриотических качеств. Декоративно-прикладное искусство – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка [1, с. 117–118]. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек. К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье. Существенный вклад в развитие школьного краеведения внес К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший «родиноведческий принцип» в обучении и воспитании [2, с. 4].
Целесообразно как можно больше времени уделять различным формам краеведческого воспитания как в учебное, так и во внеучебное время.
Хочется выделить принципы универсальности основных направлений духовно-нравственного воспитания и личностно-ориентированного подхода, предполагающего использование особых форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Народным творчеством занимаюсь более 25 лет, в 1995 г мной написана авторская программа «Горница», после успешной апробации программа рекомендована к преподаванию в дошкольных учреждениях города и области.
Заняться проблемой сохранения и восстановления самарских ремесел я решила после общения с архитектором Самары В.Г. Каркарьяном. Ваган Гайкович посвятил большую часть жизни этой проблеме, жители нашего города даже не задумываются о плачевном состоянии деревянного зодчества, через 10 лет в  Самаре может не остаться неповторимого деревянного кружева.
Меня как гражданина и педагога давно волнует проблема культурного наследия Самары, а точнее плачевное состояние памятников архитектуры  старого города. Конечно, не в силах педагога технологии изменить сложившуюся ситуацию, но еще возможно захватить тот уникальный, сохранившийся материал деревянного кружева на улицах Самары, и воспитать чувство уважения и гордости в наших детях, сохранить и возродить утраченные ремесла самарской резьбы. Я считаю, что необходимо как можно раньше начинать работать в данном направлении, пока дети находятся в школе и душа ребенка восприимчива к истокам малой Родины, еще возможно раскрыть генетическую память в пальцах. Возможно, что для кого-нибудь из них резьба станет любимым увлечением или смыслом жизни (будущей профессией).
Современные школьники Самары знакомы с историей нашего города, есть замечательные результаты в области краеведения, но ниша возрождения ремесел Самары осталась незаполненной на уровне школы.
Основным направлением модернизации российского образования, утвержденного Правительством Российской Федерации, является развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей.
Внедрение в образовательный процесс современных технологий, методов обучения, краеведческого материала открывает значительные возможности для повышения качества обучения в свете Концепции модернизации российского образования. Это совпадает с Концепцией технологического образования, основной задачей которого является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности на основе научных знаний по созданию материальных и духовных ценностей, что позволит каждому учащемуся раскрыть свой творческий потенциал, а в последствии реализовать свои личные планы.
Интеграция изложенных идей позволила мне сконструировать модель педагогического взаимодействия «Учитель-ученик», в котором отражено постепенное изменение педагогического кредо учителя: «Я над вами» на «Я вместе с вами» и как моделирование содержания предмета «Технология»  краеведческим материалом способствует развитию гражданских качеств школьников.
Стратегии обогащения содержания образования:
– «Стратегия ускорения»;
– «Стратегия интенсификации»;
– Стратегия «индивидуализация обучения;
– Стратегия «обучение мышлению».
Основные направления деятельности:
– ознакомление учащихся с историческим прошлым Самары и области, традициями, обычаями и фольклором населения Самарской области (не только русских), для формирования целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщения к общечеловеческим ценностям;
– организация экскурсий в музеи Самары и области для формирования стойкой духовно-нравственной позиции и потребности в духовном обогащении;
– проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
– проведение Вахты Памяти, организация шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и тыла, участие в благоустройстве города;
– выполнение исследовательских работ учащихся по этнографии, культурологии, краеведению, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, технологии и участие в конференциях, олимпиадах, выставках и др.;
– пробуждение интереса учащихся к возрождению самарских видов резьбы;
– учебно-познавательные экскурсии по историческим местам;
– сбор этнографических и других материалов, сопоставление их с современными работами мастеров;
– знакомство с памятниками природы, архитектуры, старины на основе упоминания их в литературных произведениях и историко-биографических источниках;
– составление технологических карт и путеводителей;
– написание технико-исторических хроник, изучение современного процесса выполнения резьбы;
– проведение народных праздников.
– восстановление культурного потенциала через активизацию внимания к содержанию и форме технологического образования. Краеведение играет особую роль в воспроизводстве традиций русского творчества, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к «правде жизни», сохранении высших духовных ценностей.
Краеведение – специфическая область знания о творчестве, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения. Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к «малой родине». Краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут по программе предмета «Технология», поспособствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному творчеству. Материал по краеведению стал предметом внимания учащихся не только на уроках технологии, но и на внеклассных занятиях: компьютерные презентации, создание Web-сайтов, экскурсии, интервьюирование, встречи с интересными людьми.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении учащихся.
В Законе РФ «Об образовании» особо отмечено, что при составлении учебной программы дается возможность включить национально-региональный компонент. Президентская программа «Новая школа» призвана обеспечить активное и полноценное включение обучающихся в экосистему, социальную и культурную среду.
Пользуясь такими возможностями, раскрыты пути решения поставленных задач. Их реализация помогает приобщать детей к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов, так как народные промыслы в России – предмет национального престижа.
Программа по технологии предполагает разработку учителем модульных блоков планирования, исходя из материальной базы школы может быть выбрана технология обработки. В связи с тем, что механическая обработка отсутствует в нашей школе и во многих других школах области и страны (из-за отсутствия станков) то было бы правильно оставить изучение механообработки только теоретически, а оставшиеся часы выделить на ручную обработку древесины, соединить их с «Художественной обработкой древесины» и эти часы пустить как единый блок.
Введение ресурсов краеведения прививает чувство уважения и преклонения перед мастерами предыдущих поколений и чувство гордости перед потомками , тем самым решая сразу несколько задач образования и воспитания детей. Каждому из них хочется прикоснуться к прекрасному, попробовать свои руки и пальцы при выполнении сложной работы, а быть может и оставить и оставить след в истории города Самары и России.
Свой инновационный опыт наглядно можно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Леонтьева Ирина

Анатольевна

llleeerrraaa@mail.ru

МБОУ Школа № 86 г.о.Самара

Учитель технологии высшей категории

28 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: средняя и старшая школа, уроки технологии, внеурочная деятельность.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы работы со всеми учащимися.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – формирование потребности в углубленном изучении исторического и культурного наследия родного города; овладение формами и приемами научно исследовательской работы; приемами выполнения самарской, домовой резьбы; формирование умений и навыков культуры общения; формирование чувства любви к культурному и историческому наследию малой родины, чувство ответственности; развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний, умение преодолевать трудности, развивать коммуникативные качества, творческую активность.

Актуальность – проблема сохранения и развития народной культуры в современных условиях. Чрезвычайно важно и необходимо введение в уроки гуманитарного, эстетического, трудового циклов в общеобразовательных учреждениях национально-регионального компонента. Это в значительной степени может ускорить возрождение народной культуры. Конечно, не в силах педагога технологии изменить сложившуюся ситуацию, но еще возможно захватить тот уникальный, сохранившийся материал деревянного кружева на улицах Самары, и воспитать чувство уважения и гордости в наших детях, сохранить и возродить утраченные ремесла самарской резьбы. Я считаю, что необходимо как можно раньше начинать работать в данном направлении, пока дети находятся в школе и душа ребенка восприимчива к истокам малой Родины, еще возможно раскрыть генетическую память в пальцах. Возможно, что для кого-нибудь из них резьба станет любимым увлечением или смыслом жизни (будущей профессией). Современные школьники Самары     знакомы с историей нашего города, есть замечательные результаты в области краеведения, но ниша возрождения ремесел Самары- осталась незаполненной на уровне школы.

Потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования.

Надёжность опыта обеспечивается сохранением мотивации к изучению технологии, стабильностью результатов обучения: на протяжении нескольких лет учащиеся являются победителями и призёрами различных конкурсов, научно-практических, проектных конференций разного уровня.

Перспективность: комплексное использование образовательных ресурсов краеведения, разнообразных дистанционных форм организации внеурочной деятельности учащихся является эффективным механизмом формирования творческой личности, развития личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способности к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Не секрет, что предмет «Технический труд» («Индустриальные технологии») в школах преподают женщины – непрофессионалы. Уроки проходят без практической отработки умений и навыков технологических операций. Небольшое количество учителей-мужчин не могут решить данную проблему. Изучение, исследование и выполнение самарской домовой резьбы на уроках технологии просто необходимо, без этого невозможно формирование духовно-нравственных качеств учащихся в процессе изучения народных ремесел на уроках технологии посредством использования ресурсов краеведения.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся.

– Работа со всеми учащимися.

– Работа с одаренными учащимися.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Моделирование содержания предмета «Технология» средствами краеведения как один из факторов развития гражданских качеств школьников.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея опыта заключается в индивидуализации и дифференциации обучения, способных обеспечить обучающимся всех условий для развития и применения своих способностей. Планомерное формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий на уроках технологии и во внеурочной деятельности посредством применения ресурсов краеведения, современных технологий.

Реализация предполагает развитие мыслительной и практической деятельности, ценностного отношения к своей стране, региону, городу, семье, активизации познавательного интереса к предмету, развитию творческого потенциала школьников, за счет краеведческой ориентации и региональной направленности технологического содержания программы.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия:

1) между стремлением учителя привлечь учащихся к активному изучению народных традиций и отсутствием внутренней мотивации к деятельности;

2) между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным единым планом и режимом образовательной школы;

3) между необходимостью развития отношения учащихся к общечеловеческим ценностям и отсутствием достаточного количества времени отведенного программой на их формирования средствами краеведения;

4) между ориентацией нового содержания на развитие исследовательских и поисковых навыков и традиционными методами обучения, ориентированными на передачу новых знаний.

Новое средство обучения – авторская программа «Горница», модуль «Потомки самарских мастеров», программа внеурочной деятельности «7Я».

Новые условия образовательной деятельности:

обеспечить качественно новый уровень образования, способствующий формированию теоретической и практической компетентности учащихся в области технологического краеведения, развитие навыков и умений, необходимых для исследовательской работы. Системно-деятельностный подход в образовании основан на принципе деятельности. Для его реализации учитель должен создавать на уроке и во внеурочной деятельности такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ: основными являются методы творческого
характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

«Стратегия ускорения». Предполагает увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала. В качестве ориентира служит традиционный для существующей культурно-образовательной традиции темп обучения.

«Стратегия интенсификации». Предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, говоря точнее, повышения интенсивности обучения.

Стратегия «индивидуализация обучения».

Организация учебного процесса:

1. Построение системы управления учебно-воспитательным процессом согласно поставленной цели.

2. Использование ресурсов краеведения и метода проектов во всем образовательном процессе школы.

3. Интеграция основного и дополнительного образования на основе краеведения и   применения метода проектов:

Во внеурочной и внеклассной деятельности:

– разовые формы деятельности: конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, краеведческие вечера, выставки, предметные недели;

– системные формы деятельности: краеведческие исследования, социальные проекты, выпуск газет, мультимедийных произведений и т. п., экскурсии, театрализованные представления;

– организация поисковых экспедиций;

– проведение краеведческих исследований во время туристских походов;

– совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода;

– изучение родного края во время проведения экскурсий;

– семейное краеведение.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна заключается в системно организованной учебной деятельности, направленной на развитие не только творческих способностей школьников, но и гражданской позиции средствами краеведения, создание психолого-педагогических условий для их реализации, в которой ведущая роль принадлежит личностно-ориентированному, проблемному и проектному обучению.

Новизна идеи состоит в том, что практическое краеведение способствует:

– обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся;

– формированию умения соотносить нравственные идеалы самарских мастеров, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

– совершенствованию деятельности учащихся: умений и навыков проведения исследования, владение приемами и навыками резьбы не ниже IIIII уровня;

– практическому применению полученных знаний.

Данная работа отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, инструментом целевого формирования способности ребенка осваивать социокультурные ценности и развивать свой творческий потенциал и влияет на положительную мотивацию школьников.

Преимущество перед другими методиками обучения:

1) возможность достичь результата в кратчайшие сроки;

2) реализация в рамках классно-урочной системы;

3) нет необходимости требовать большего количества часов, чем заложено в учебном плане;

4) позволяет в равной степени работать с учащимися, мотивированными на достижение данного образовательного результата и немотивированными на него;

5) нет необходимости требовать дополнительной поддержки действий от родителей;

6) применение данного опыта другими учителями технологии различных регионов России.

Ограничений нет.

Трудоёмкость и риски: нежелание некоторых педагогов работать по данным направлениям.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Приобщить молодежь к культуре своего народа посредством ресурсов краеведения такая задача стоит передо мной. Ведь уроки технологии предоставляют большие возможности для воспитания любви к малой родине, пробуждения познавательного интереса к истории родного края.

Как учитель технологии я должна дать каждому мальчику первоначальные умения и навыки определенного вида декоративно-прикладного искусства. В будущем он сам решит: заниматься этим ремеслом дальше или нет. Но приобретенный навык останется с ним на всю жизнь и обязательно пригодится. Дети любой национальности с удовольствием занимаются резьбой. От них требуется только желание и терпение, а от меня – профессионализм и мудрость.

Для успешной реализации опыта необходимо:

– высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями;

– принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

– изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

– прохождение курсов повышения квалификации, связанных с ЭОР, дистанционными технологиями, технологиями системно-деятельностного подхода;

– наличие станков, инструментов, ноутбуков;

– наличие программного обеспечения, позволяющего проводить эксперименты, моделирование, конструирование.

8. Результат изменений

Результаты:

1. Компетентность коммуникации выполнения самарских видов резьбы не ниже II уровня для всех учащихся.

2. У учащихся появился интерес к самарским памятникам деревянного зодчества.

3. Работа в программах POWER POINT, Art CAM for Education.                                     Применение их к резьбе, составление чертежей для работы.

4.Четко обозначено место самарского деревянного зодчества в системе цивилизации и показано влияние географических факторов на ее становление.

5. Сформирована потребность участия в общественно-значимой деятельности своей школы, своего поселка, своего города (участие   в исследованиях, праздниках, викторинах, олимпиадах, вечерах общения, конференциях, экскурсиях, возрождение народных ремесел.) Осознание своего «Я» как части города, поселка, школы. Формирование патриотического и гражданственного воспитания.

6. Проведение уроков по данной методике вошло в систему.

12

13

Результаты:

1.Повышение качества образования и воспитания школьников.

2.Развитие интереса школьников к истории родного края, русской культуре, народным традициям.

3.Овладение навыками поисковой и проектной работы, умениям научно-исследовательской работы.

4. 365 мест на олимпиадах, конкурсах и конференциях.

14

9. Публикации о представленном ИПО

1. 1998 год, СИПКРО, кафедра «Русский дом», брошюра «Народное творчество в дошкольном учреждении».

2.Сборник «Открытый урок» 2012, 2013, 2014, 2015 гг.

3.Сборник «Инфоурок»2017, Технологическая карта. Конспект урока технологии «Резьба по дереву».

4. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Потомки самарских мастеров» ФГОС, (сайт «Инфоурок»).

5. Конспект урока по технологии. 5 класс. «Выпиливание лобзиком» (сайт «Инфоурок»).

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

«Лидер Самарского образования2018», призер.

«Учитель года Самарской области2018», призер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
2. Румянцев Н. Социально-гражданское воспитание с педагогической точки зрения // Вестник воспитания. 2016. № 8.

MODELING THE CONTENT OF THE SUBJECT «TECHNOLOGY» MEANS LOCAL HISTORY AS ONE OF THE FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL QUALITIES OF STUDENTS

© 2018

Leontievа A.I.,
technology teacher
MBOU School № 86 g.o. Samara (Russia)

Abstract: The problem of working with students is extremely relevant for modern Russian society. The article deals with the forms and methods of work with children, the conditions conducive to the development of civic qualities through the resources of local history of the subject «Technology», the construction of adequate to the needs of the individual educational trajectory.
Keywords: educational resources of local lore, individual work, research activity.