sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

© 2018

Пахомов А.А.,
учитель географии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт использования современных образовательных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации учащихся.
Ключевые слова: современные образовательные технологии; урок и внеурочная деятельность по географии; мотивация учащихся.

В соответствии с Концепцией развития географического образования в Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования приоритетным направлением является формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
В начале 2014–2015 учебного года в 7 классах администрация школы провела мониторинг на выявление сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД). Результат показал, что у 30% учащихся низкий уровень сформированности познавательных и регулятивных УУД. Как показало психологическое исследование (методика М.Н. Лукьяновой, Н.В. Калининой), главным фактором, влияющим на низкий уровень сформированности УУД, является невысокий уровень мотивации к изучению географии. В связи с этим возникает необходимость повышения мотивации обучающихся к изучению предмета. Мотивация в свою очередь сказывается на качестве знаний.
Так как многие учащиеся нашей школы выбирают географию в качестве предмета для сдачи ОГЭ, то недостаточно высокое качество знаний и низкий уровень сформированности познавательных и регулятивных УУД не позволят, на мой взгляд, сдать экзамен на высокий балл. Поэтому возникает проблема между требованиями ФГОС на высокий образовательный результат и средним уровнем обученности и мотивации учащихся по географии.
Основная идея собственного педагогического опыта состоит в том, что использование средств продуктивных образовательных технологий системно-деятельностного подхода позволит повысить мотивацию и достигнуть высокого образовательного результата учащихся, в том числе и при сдаче ОГЭ.
Цель – повышение мотивации учащихся по географии в основной школе для достижения высокого уровня освоения программы средствами современных образовательных технологий.
Обучаясь на дистанционных курсах и занимаясь самообразованием (вступления на методическом объединении образовательной  организации), я пришел к выводу, что одни из главных способов реализации моей идеи – это использование следующих образовательных технологий, методов и подходов:
– проблемное обучение;
– обучение в сотрудничестве;
– метод проектов;
– дистанционные образовательные технологии или электронное обучение;
– здоровьесберегающий подход в обучении.
Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают искать пути решения поставленной проблемы, открывая новые знания самостоятельно. Таким образом, идет развитие познавательных УУД.
Например, на уроке в 7 классе по теме «Разнообразие природы Земли» поставлена проблема: Почему природа Земли разнообразна?
Прочитав текст, обучающиеся наметили пути решения поставленной проблемы, предложили свои гипотезы и  привели доказательства в поддержку собственного мнения. Затем в результате коллективного обсуждения с использованием метода дискуссии выработали правильное решение проблемы.
Технология обучения в сотрудничестве предполагает обучение в парах и малых группах. В результате у детей формируются коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. К примеру, на уроке в 8 классе по теме «Реки России» обучающиеся работают в малых группах. У каждой группы задание описать реку по плану и выступить со своим результатом. Задания распределяются между всеми участниками группы. Каждый участник группы описывает свой пункт из плана, после учащиеся обсуждают в группе полученные индивидуальные результаты. В итоге, описав и обсудив все пункты, у группы получается полная характеристика заданной реки, которая озвучивается классу. В процессе выполнения задания обеспечивается дифференцированный подход к каждому ребенку, предоставляется индивидуальный пакет вопросов и заданий с учетом уровня развития познавательных способностей и уровнем сформированности УУД.
Использование метода проектов позволяет формировать навыки публичного выступления, умения обрабатывать и представлять информацию, делать обоснованные  выводы, доказывать собственное мнение. Так, на уроках в 7 классе, изучая государства, использую данную технологию. Дети совместно готовят мини-проект изучаемого государства по плану и выступают с презентацией. Проект посвящен государству, расположенному на изучаемом материке. Презентация проекта оформляется дома, а защита осуществляется на уроке.
На уроках в 9 классе, изучая межотраслевые комплексы (Машиностроительный комплекс России, Агропромышленный комплекс России), тоже можно использовать данную технологию. Обучающиеся дома готовят проекты по каждому межотраслевому комплексу и выступают на уроках.
При использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения у учащихся повышается познавательный интерес к предмету. Также повышается эффективность урока за счет наглядности. Возможность продемонстрировать процессы и явления, которые невозможно увидеть в реальности. Применение технологии возможно на всех типах и любых этапах урока. В своей работе я применяю презентации (собственные продукты), видеофрагменты или полнометражные фильмы (готовые продукты).
Например, на уроках в 7–9 классах, использую задания с сайта https://geo-oge.sdamgia.ru/ (Решу ОГЭ география). Это позволяет закреплять материал по пройденным темам и параллельно включать в / вести подготовку к ОГЭ по географии. На уроке используется ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Опыт своей работы считаю целесообразным представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «Образование»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Пахомов

Алексей Александрович
pakhomov_school2@mail.ru

ГБОУ СОШ №2

п.г.т. Усть-Кинельский

http://kinel-school2.ru/

Учитель географии

5 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и средняя школа, уроки географии.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в создании эффективной системы, позволяющей расширить и углубить базовый уровень изучения географии и достигнуть повышенного уровня сформированности УУД у учащихся.

Актуальность: география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики.

Эффективность

Потенциальная полезность заключается в освоении учащимися конкретных приемов и методов в учебно-познавательной деятельности.

Надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и применение их в дальнейшей жизни: выборе профессии, сохранении собственного здоровья, сохранения природы. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы, работы в парах и группах.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует концепции ФГОС ООО.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов (банк тестов, практических заданий) и наличием определенной материально-технической базы (наличие ноутбука, проектора, программного обеспечения, а также наличие Интернета в кабинете географии).  

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по географии.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование современных образовательных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации учащихся.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является повышение мотивации и достижение образовательного результата учащихся, в том числе и при сдаче ОГЭ через использование средств продуктивных образовательных технологий системно-деятельностного подхода.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия между:

– необходимостью развивать у учащихся интерес к географии и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению;

– между обучением группы учащихся и обучением каждого отдельного ученика согласно требованиям ФГОС общего образования.

Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, ведение траектории индивидуального развития ученика.

Новые условия образовательной деятельности. Для эффективности инновационного опыта следует организовать систему работы по формированию у школьников познавательной активности; использовать современные образовательные технологии, нестандартные формы работы в учебной и внеурочной деятельности; учитывать возрастные и психологические особенности развития учащихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи в учебном процессе используются современные образовательные технологии:

– дифференцированное и обучение;

– разноуровневое обучение;

метод проектов;

дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;

здоровьесберегающий подход в обучении.

Организация учебного процесса осуществляется таким образом, чтобы обучающие через выполнение практических заданий и решение задач, могли получать новые знания и умения, приобретать коммуникативные навыки.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Использование современных образовательных технологий направлено не только на повышение мотивации учащихся, но и на повышение качества образования, а также на формирование ценностно-смысловых установок.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски связаны с переходом от традиционной системы обучения к системе обучения по ФГОС, что связано со значительными затратами времени для подготовки к занятиям.

 

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта требуется:

– принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

– системное использование современных образовательных технологий на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

– прохождение курсов повышения квалификации, связанные с данной темой;

– создание методической копилки с дидактическими материалами к образовательным мероприятиям;

– наличие ПК с выходом в Интернет, наличие интерактивной доски.

8. Результат изменений

Работа по повышению мотивации, реализуемая с помощью современных образовательных технологий дает только положительные результаты:

1. Уровень мотивации (7-9 классы) с 2014 по 2017 год (по методике М.Н. Лукьяновой, Н.В. Калининой)

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 А (2014-2015)

54%

29%

17%

8 А (2015-2016)

39%

31%

30%

9 А (2016-2017)

23%

32%

45%

Динамика

-31%

+-3%

+28%

7 Б (2014-2015)

58%

29%

13%

8 Б (2015-2016)

45%

33%

22%

9 Б (2016-2017)

32%

34%

34%

Динамика

-26%

+5%

+21%

7 В (2014-2015)

54%

31%

15%

8 В (2015-2016)

38%

35%

27%

9 В (2016-2017)

25%

37%

38%

Динамика

-29%

+6%

+23%

2. Результаты ОГЭ по географии за три года.

Учебный год

Средний балл по школе

Средний балл по округу

Средний балл по региону

2014/2015

-

-

-

2015/2016

4,2

3,1

3,4

2016/2017

4,2

3,95

3,9

21

3. Достижения учащихся в олимпиадах и конференциях.

Год

Название мероприятия

Результат участия

Международный уровень

2015

IX Открытая Международная научно-исследовательская конференция

Победитель

2017

XI Открытая Международная научно-исследовательская конференция

Победитель

Региональный уровень

2016

Всероссийская олимпиада

школьников по географии

Призер

2016

Областная научная конференция школьников

Призер

Окружной уровень

2016

Областная научная конференция школьников

Победитель

2016

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Победитель

Призер

9. Публикации о представленном ИПО

1. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии // Научный журнал «Самарский научный вестник».

2. Работа школы-фестиваля «Лучшая земля» как один из способов организации рекреации школьников» // Материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки, к.г.н., Г.В. Обедиентовой «Эколого-географические проблемы регионов России».

3. Различные приемы использования журнала «Вокруг света» на уроках географии с целью повышения познавательного интереса к предмету // Сборник методических материалов (работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области – 2104). ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский РЦ».

4. Изучение специфики модельных регионов в ходе работы регионоведческой школы «Лучшая земля» // Сборник материалов окружного семинара «Развитие учительского потенциала как дорожная карта профессионального роста молодого педагога». ГБОУ ДПО ЦПК «Кинельский Ресурсный центр» Самарской области.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных   мероприятиях

1. 2014 год. Фестиваль методических идей молодых педагогов в Самарской области. Методическая идея урока «Различные приемы использования журнала «Вокруг света» на уроках географии с целью повышения познавательного интереса к предмету». Победитель.

2. 2016 год. Окружной конкурс авторских рабочих программ преподавателей естественно-научного цикла по внеурочной деятельности в номинации «География». Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Географ-следопыт». Победитель.

3. 2016 год. Окружной этап областного конкурса «Молодой учитель». Победитель, диплом I степени.

4. 2016 год. III Областной конкурс «Молодой учитель». Победитель, диплом II степени.

5. 2017 год. Конкурс молодых педагогов в Самарской области. Победитель.

6. 2017 год. Всероссийский конкурс молодых педагогов «Образование: будущее рождается сегодня» в номинации «Методические разработки уроков». Лауреат I степени.

7. 2018 год. Конкурсный отбор лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. ФГОС основного общего образования (утвержден 17.12.2010, № 1897).
3. Алексеев С.В. Дифференциация в обучение предметов естественнонаучного цикла. Ленинград, 1991.
4. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии : методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. М. : «5 за знания», 2007. 128 с.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF GEOGRAPHY FOR THE PURPOSE OF INCREASING MOTIVATION OF STUDENTS

© 2018

Pakhomov A.A.,
geography teacher
State budgetary educational institution Samara region secondary school №2 with in-depth study of individual subjects p.t. Ust-Kinel g. Kinel Samara region (Russia)

Abstract: This article describes the innovative experience of using modern educational technologies in geography lessons in order to increase the motivation of students.
Keywords: modern educational technology; lesson and extracurricular activities in geography; student motivation.