sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.857

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2018

Прошкина О.И.,
учитель биологии высшей категории
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области (Россия).

Аннотация: Выработка у учащихся проектно-исследовательских навыков позволяет познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими, способствует формированию самостоятельной позиции учащегося, развивает универсальные учебные действия; активизирует познавательный интерес обучающихся, реализовывает связь обучения с жизнью. В статье показана необходимость включения элементов учебного исследования в урочную и внеурочную деятельность.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность; экологическая культура; компетенции; универсальные учебные действия; познавательный интерес.

Приоритетным направлением модернизации российского образования на современном этапе выступает повышение воспитательного и развивающего потенциала предметного обучения. ФГОС ООО выдвигает «в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (УУД). Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта» [1, с. 15].
Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими.
Роль биологии как школьного учебного предмета в достижении данной цели является ведущей, приоритетной.
Для меня всегда было важно вызвать у учащихся устойчивый интерес к природе и проблемам её охраны; сформировать систему прочных и глубоких   знаний о природе, способах её защиты и устойчивого развития; сформировать нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; включить как можно больше учащихся в экологически грамотную деятельность в природной среде. За много лет своей педагогической деятельности пришла к убеждению, что самыми благоприятными условиями экологического образования взрослеющей личности выступает проектно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность способствует формированию самостоятельной позиции учащегося, развивает универсальные учебные действия; активизирует познавательный интерес обучающихся, реализовывает связь обучения с жизнью.
Исследовательской деятельность способна развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения.
Многолетний опыт показал, что большинство моих учащихся не владеют способами поисково-исследовательской деятельности. Данной проблемой в педагогике занимались многие учёные: М.В. Кларин, А.С. Обухова, Е.С. Полат, А.С. Обухова, А.И. Савенков, К.А. Халатян и др.
Основная характеристика исследовательского обучения в сопоставлении с традиционным определяется изменением позиции учащихся в учебном процессе, её инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь, вытекают ориентиры и условия поисковой деятельности.
«Процессуальная ориентация» выражается в «обучении мышлению», освоении процедур поисковой деятельности, эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода и результатов учебно-познавательной деятельности. Необходимо включать каждого учащегося в самостоятельную исследовательскую деятельность (проблема, гипотезы, поиск фактов, анализ фактов, выводы).
На первом этапе работы я сама поднимаю проблему, ставлю цель, показываю пути решения этой проблемы. Пятиклассники, которые приходят ко мне изучать биологию, как правило, не готовы к исследованиям, им трудно увидеть проблему, трудно заставить себя думать, даже над тем как объединиться в группы. Они долго пытаются попасть в группу, где ничего не нужно делать, но это невозможно, потому что здесь каждый должен внести свой, хоть и минимальный вклад в общую работу, в решение проблемы. Со временем формируются устойчивые группы, где школьники быстро способны распределить роли, и вместе выполнить то или иное исследовательское задание. Как правило, в группе ребятам решать проблемы легче и интереснее, обучение происходит через общение, сотрудничество, коллективно-распределительную деятельность. В какой-то момент кто-то из ребят в группе начинает ощущать, что у него недостаточно знаний для успешной работы и это сказывается на общем результате. Вот тут и возникает ситуация, которая подталкивает этих ребят узнать, найти, выучить необходимую информацию, то есть внутренний познавательный мотив! Появляется интерес к изучаемому вопросу, повышается познавательная активность, растёт средний балл по предмету. Группы формируются по желанию, поэтому обучающиеся чувствуют себя комфортно. При желании школьники могут переходить из одной группы в другую. Через год ребята уже осознанно в начале года объединяются в группы, у них появляется желание работать именно в такой форме, они говорят, что это интересно и результативно.
Изучая многообразие жизненных форм растений в 6 классе, я сразу начинаю приобщать их к исследованиям. Например, мы выходим на экскурсию, и я озвучиваю проблему. Выясняю у ребят, насколько она актуальна, выдвигаем гипотезу, ставим цель, ищем пути решения. Затем создаём группы, каждая группа получает задание (один из путей решения проблемы иначе одна из задач исследования), каждая группа приступает к решению задачи. Такие уроки я часто провожу на пришкольном учебно-опытном участке. Ребята могут свободно передвигаться в пределах обозначенной мною территории. Для подведения итогов урока иными словами выводов или результатов исследования мы или возвращаемся в кабинет или подводим итоги здесь же на площадке.
Имея большой опыт организации проектно-исследовательской  деятельности школьников, считаю целесообразным представить его в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «Образование»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Прошкина Ольга Ивановна

proshkina 1959@mail.ru

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области

kryar.yartel.ru

учитель биологии

33 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: на всех ступенях общего образования.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта в применении исследовательских технологий   на практико-ориентированных уроках, что вызывает особый интерес у всех   участников образовательного процесса. Как правило, исследования имеют продолжения во внеурочной деятельности и дают выход на дополнительные исследования и участие в научно-практических конференциях.

Актуальность. Исследовательская деятельность способствует формированию самостоятельной позиции учащегося, развивает универсальные учебные действия; активизирует познавательный интерес обучающихся, реализовывает связь обучения с жизнью. Исследовательская деятельность способна развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения.

Эффективность: Появляется интерес к изучаемому вопросу, повышается познавательная активность, растёт средний балл по предмету.  

Потенциальная полезность.

Учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, генерируют новые идеи, развивают способность взять на себя ответственность за достижение поставленных целей.

Надёжность.

Опыт опирается на научность теоретической базы, а также обеспечивает стабильно высокие предметные и метапредметные результаты обучающихся.

Перспективность.

Учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, у них формируется исследовательская компетенция.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует серьёзных материальных затрат. Требуются значительные затраты времени.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Работа с одарёнными детьми.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Научно-исследовательская деятельность учащихся.

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся как условие формирования у них экологической культуры и развития интеллектуальных способностей.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

В условиях конкуренции в процессе создания наукоемких продуктов и услуг требуются специалисты, не только обладающие профессиональными знаниями, но и способные генерировать новые идеи и обеспечивать их практическую реализацию. Они должны обладать способностями к инновациям, к критическому анализу информации, обладать поведенческими компетенциями. Как правило, учащиеся не владеют способами поисково-исследовательской деятельности. В школе в рамках предметного обучения необходимо формировать у обучающихся исследовательские компетенции.

Новые условия образовательной деятельности.

Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Организация образовательного процесса.

Основная характеристика исследовательского обучения определяется изменением позиции учащихся в учебном процессе, её инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь, вытекают ориентиры и условия поисковой деятельности.

Обучение процедурам исследовательской деятельности способствует технология проблемного обучения, которая напрямую способствует интеллектуальному развитию обучающихся.

Технология развития критического мышления учит ребят извлекать информацию из различных текстов, анализировать и структурировать её. Составляем кластеры, граф-схемы. Эти формы работы я использую при обобщении полученных знаний

Используя информационно-коммуникационные технологии, я учу ребят пользоваться поисковыми системами, анализировать полученные данные, строить графики, диаграммы. Потому что, не владея этими навыками, обучающиеся не смогут подготовить презентацию, сделать обзор литературы, выводы по проделанной исследовательской работе, подготовить защиту проекта. При работе в группах всегда найдётся ученик, который владеет такими навыками, он помогает другим ребятам получить эти навыки, то есть выступает в роль тьютера.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Для работы формируются группы учащихся с одинаковым уровнем знаний, познавательной активности, уровнем интеллекта.

Ограничений нет.

Трудоёмкость и риски

Подготовка инструкций для выполнения работы, материалов и оборудования, много индивидуальной работы с обучающимися, которые готовят индивидуальные проекты, выступления.

Рисков нет. В любом случае эта деятельность детям полезна.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

1. Желание педагога ставить перед собой задачи и решать их.

2. Курсы, помогающие педагогу выстроить собственную траекторию работы с обучающимися:

   «Организация педагогического сопровождения ученического исследования в образовательном учреждении» - СИПКРО.

   «Руководство научно-исследовательскими работами учащихся» - НП Цент развития образования, науки и культуры «Обнинский полис».

   «Проектно-исследовательская деятельность» - НП Цент развития образования, науки и культуры «Обнинский полис».

3. Необходимо признаться, что традиция объяснительно-иллюстративного обучения сильнее и уже сложилась устойчивая методическая система и стратегия преподавания, где преобладали монологическое объяснение учителя и чёткая инструкция выполнения учебных заданий учащимися.

Освоение методики организации проектно-исследовательской  

деятельности учащихся я начала с изучения научной

литературы. Оказалось, что данной проблемой в педагогике занимались многие учёные: М.В. Кларин, А.С. Обухова, Е.С. Полат, А.С. Обухова, А.И. Савенков, К.А. Халатян и др.

8. Результат изменений

Результативность деятельности

В конце 6 класса было проведено анкетирование, которое позволило сделать вывод: постоянное включение учащихся в поисково-исследовательскую, аналитическую и проектную деятельность способствует повышению уровня развития интеллектуальных способностей учащихся.

22

Многие ребята заинтересовались исследовательской работой, начали проводить индивидуальные исследования. Написали исследовательские проекты, выступают с ними на научно-практических конференциях, занимая призовые места, активные участники и победители научно-образовательной программы «Взлёт».

9. Публикации о представленном ИПО

1. https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-estestvennonauchnoe-obrazovanie-shkolnikov-cherez-issledovatelskuyu-deyatelnost-kla-1133760.html Естественно-научное образование учащихся через исследовательскую деятельность

2.http://rc.yartel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7812:123456789&catid=32&Itemid=195 Научное общество учащихся – средство организации стартапов.

10.Публичные   представления ИПО на   конкурсных мероприятиях

1. Международный конкурс «Педагогика XXI век».

2. Областной фестиваль педагогов, работающих с одарёнными детьми, с участием детей и демонстрацией их достижений «Изумруды».

3. Окружной конкурс методической продукции по профессиональной ориентации и планированию профессиональной карьеры.

Изучение биологии невозможно без исследовательских проектов, поэтому технология проектного обучения прочно вошла в мою преподавательскую деятельность.
Если рассмотреть программу биологии 6 класс, то здесь уроки с использованием проектной технологии можно применить при изучении темы:
– Многообразие жизненных форм растений;
– Условия прорастания семян;
– Побег, его строение и развитие;
– Плод. Разнообразие и значение плодов:
– Вегетативное размножение растений и его использование человеком;
– Рост и развитие растений;
– Совместная жизнь организмов в природном сообществе;
– Смена природных сообществ и её причины.
Также можно использовать проектную технологию при изучении семейств растений.
Изучая тему «Условия прорастания семян», обучающиеся с удовольствием закладывают опыты и наблюдают, делая выводы из полученных результатов.
На таких уроках мы учимся ставить цели исследования, искать пути достижения поставленных целей, выдвигать гипотезы, подтверждать или опровергать их.
Результативность деятельности.
В конце 6 класса было проведено анкетирование, которое позволило сделать вывод, что постоянное включение учащихся в поисково-исследовательскую, аналитическую и проектную деятельность способствует повышению уровня развития интеллектуальных способностей учащихся.
Многие ребята заинтересовались исследовательской работой, начали проводить индивидуальные исследования. Написали исследовательские проекты, выступают с ними на научно-практических конференциях, занимая призовые места, активные участники и победители научно-образовательной программы «Взлёт».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2009. 39 с.

NATURALLY-SCIENTIFIC EDUCATION OF STUDENTS THROUGH RESEARCH ACTIVITIES

© 2018

Proshkina O.I.,
biology teacher of the highest category
State budgetary educational institution Samara region secondary school with. Krasny Yar municipal district of Krasnoyarsk, Samara region Samara (Russia)

Abstract: Developing design and research skills for students allows them to experience the world through mastering and transformation in constructive cooperation with others, contributes to the formation of an independent position of the student, develops universal learning activities; activates the cognitive interest of students, realizes the connection of training with life. The article shows the need for the inclusion of elements of educational research in the homework and extracurricular activities.
Keywords: Design and research activities; ecological culture; competences; universal learning activities; cognitive interest.