sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.851

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© 2018

Романова Т.А.,
учитель математики
ГБОУ СОШ с. Надеждино м.р. Кошкинский Самарской области (Россия)

Аннотация: Чтобы наш ученик был успешным в будущем, сегодня нужно уделять достаточное внимание формированию ИКТ-компетентности. В статье представляется система использования учебно-лабораторного оборудования на уроках математики, организация учебной деятельности по развитию ИКТ-компетенции учащихся, способствующая повышению качества обученности. Особое внимание уделяется использованию ИКТ-технологий в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: ИКТ-технологии; электронные образовательные ресурсы; мониторинг знаний, ИКТ-компетенции; ОВЗ.

В настоящее время является актуальным формирование информационно-коммуникационной компетенции. В каждой школе реализуется Программа развития универсальных учебных действий, которая содержит описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетенции.
Применяемые ИКТ-технологии помогают мне создавать необходимые условия для познавательной деятельности, исследовательской, самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета, способствуют выработке самооценки, формированию ИКТ-компетенции обучающихся. Чаще всего в рамках своих уроках использую:
–  мультимедийные презентации;
–  образовательные порталы в сети Интернет;
–  современное учебно-лабораторное оборудование: интерактивная доска с программным обеспечением Smart Notebook, документ-камера, система PRO-Class, ноутбуки;
–  участие в дистанционных олимпиадах по математике;
–  включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
–  ИКТ-технологии во внеклассной и внеурочной деятельности.
Знакомство с историей математики на уроках я организую через «Информационную минутку». Заблаговременно предлагаю учащимся найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, используя различные источники информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Организованные мною «Информационные минутки» способствуют формированию компетенций: поиска и передача информации, презентации выполненной работы, основам информационной безопасности в сети Интернет.
В учебной деятельности детям предоставляю возможности:
– поиска информации в учебнике, библиотеке, сети Интернет (на уроках выделяю время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым или фронтальным обсуждением);
– публичного выступления с компьютерным сопровождением;
– классифицировать и сравнивать материал из нескольких источников;
–  строить и анализировать графики, таблицы, схемы, диаграммы.
Четвертый год в моем классе активно используется интерактивная доска. Дети учатся работать с интерактивными таблицами, схемами, моделями, делать записи, выполнять построения с помощью интерактивной линейки, транспортира, циркуля.  
Подготовленные мною презентации в программе Smart Notebook выводят взаимодействие учащихся с учителем  на новый уровень. Подтверждение тому – призовые места в окружных конкурсах профессионального мастерства, в региональном конкурсе на лучший сценарий урока по эффективному использованию учебно-лабораторного оборудования: 3 место в 2015 году и 2 место в 2016 г.
Развитие информационных технологий привело к появлению электронных образовательных ресурсов для определения качества достижений учащихся.
На разных этапах процесса обучения организую мониторинг знаний и навыков с помощью ЭОР: как при развитии навыков устного счета, при систематизации знаний учащихся, подготовке к контрольной или зачетной работе эффективно использую онлайн-тестирования. Дети активно, с неподдельным интересом выполняют задания на сайте Onlinetestpad (http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx). На данном сайте присутствуют серии тестов, разработанные лично мною (по математике для 5, 6 классов, алгебре и подготовке к ГИА).
Тесты в презентациях создаю сама и использую в своей практике уже несколько лет. Они удобны тем, что не требуют выхода в Интернет. Дети имеют возможность проходить их многократно. А какие они бывают счастливые, если «компьютер» им ставит оценку «отлично»! С помощью составленных тестов можно проводить различный контроль по форме организации: индивидуальный, групповой или фронтальный. К концу урока я могу проанализировать усвоение проверяемых знаний и навыков, и поставить перед собой задачи на следующий урок.  
ЭОР для учащегося – это, прежде всего, возможность действительно научиться. Часто я использую ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (далее – ФЦИОР).
Работая с модульными системами, дети учатся самостоятельно с помощью ЭОР получать знания, формировать и развивать  предметные умения.
Использую различные интерактивные открытые модульные системы (далее – ОМС): информационные, практические занятия, модули контроля. Визуализация заданий способствует более качественному усвоению темы урока.
Согласитесь, что выполнение заданий в картинках учащимися 5–6 классов способствует повышению мотивации к предмету. Данные модули предоставляют детям возможность для самообразования, самоконтроля; реализуют дифференцированный подход, индивидуальное обучение; формируют умение учиться.
Используя «статистику» выполнения ОМС, можно быстро провести анализ: сравнив время, затраченное на выполнение каждого задания, количество используемых подсказок и попыток.
Практикую выполнение заданий с сайта ФЦИОР в качестве домашнего задания. Ссылки на ЭОР размещаю в АСУ РСО в разделе домашнего задания. Срин-шоты с результатами дети присылают мне через социальную сеть «ВКонтакте», а утром показывают решение в тетрадях.
Невозможно повысить качество обучения без тесного взаимодействия с родителями. Здесь система АСУ РСО и выступает как инструмент эффективного взаимодействия. Родители могут зайти на сайт, познакомиться с заданием, проконтролировать успешность выполнения, усвоение изучаемой темы.
Последние 3 года я активно использую Систему контроля и мониторинга качества знаний PRO-Class. Применение системы PRO-Class позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материала каждым учащимся. Таких тестов у меня уже тоже целая коллекция. Большинство из них размещено на странице собственного сайта. Представив их на новый окружной конкурс, я стала победителем в номинации «Лучшая инновационная разработка» окружного конкурса методических идей «Моя инновация».
Оценить результаты работы мне позволяет Многоуровневая система оценки качества образования в АСУ РСО. Полученные результаты я оперативно довожу до учащихся и родителей на родительских собраниях.
В сочетании с активными формами обучения  использую приемы моделирования. Например, на уроках геометрии раздаю детям вырезанные квадраты разных размеров. Сгибая их, дети могут самостоятельно или в парах сформулировать свойства квадрата: «Диагонали квадрата равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и делят углы квадрата пополам». Моделирование при решении геометрических задач в старших классах помогает учащимся определится с построением алгоритма решения, развивает пространственное представление.
Информационные технологии помогают организовать исследовательскую деятельность учащихся. Это открывает обучающимся возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Ежегодно мои ученики становятся призерами районных и окружных научно-практических конференций по математике. А в 2017 году нам удалось с ученицей 8 класса в соперничестве с крупными школами, с обучающимися 10-11 классов стать лауреатами региональной программы «ВЗЛЕТ» и войти в губернаторский реестр одаренных детей.
Представленная система работы позволяет добиваться высоких результатов обученности, что подтверждается результатами ГИА и ЕГЭ. Средний балл ОУ по математике (профиль) выше регионального.

 

Результаты ЕГЭ (средний балл по ОУ)

Математика (профильный уровень)

Математика (базовый уровень)

2015 г.

61

5,0

2018 г.

52

4,7

Средний балл ОГЭ по математике в 2016 году – выше регионального.
Считаю эффективным представить свой опыт работы в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Романова Татьяна Александровна romanova_t_a@mail.ru

ГБОУ СОШ с. Надеждино м.р. Кошкинский

http://nadezdino.yartel.ru

Учитель математики

28

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в систематическом   использовании цифровых образовательных ресурсов, учебно-лабораторного оборудования, информационно-коммуникативной технологии для повышения мотивации обучающихся, качества обученности.

Актуальность. В настоящее время является актуальным формирование информационно-коммуникационной компетенции. В каждой школе реализуется Программа развития универсальных учебных действий, которая содержит описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетенции.

Эффективность:

Потенциальная полезность заключается в создании необходимых условий для подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации выпускников, для активизации познавательной деятельности, исследовательской, самостоятельной работы учащихся, повышения мотивации к изучению предмета, способствуют выработке самооценки у обучаемых.

Надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и умений в дальнейшей жизни. Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Чтобы наш ученик был успешным в будущем, сегодня нужно уделять достаточное время формированию ИКТ-компетентности.

Перспективность. Подготовить учащихся к профессиональному образованию, профессиональному выбору (в том числе в профессиях связанных с математикой), научить совершенствовать самого себя.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических приемов и дидактических материалов, позволяющих использование имеющейся материально-технической базы: наличием ПК, интерактивной доски, ученических ноутбуков, систему контроля и мониторинга знаний PRO-class, документ-камеры, наличие Интернета в кабинете математики. Опыт не требует материальных затрат

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Применяемые ИКТ-технологии в урочной деятельности.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Повышение качества обученности через формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках математики.

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является использование учебно-лабораторного оборудования, цифровых образовательных ресурсов в целях создания условий для организации познавательной деятельности, организация мониторинга знаний и навыков обучающихся на разных этапах процесса обучения.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия:

между социальным заказом общества, родителей и потенциальными возможностями ученика;

между обучением группы учащихся и обучением каждого отдельного ученика согласно требованиям ФГОС и ГОС основного общего и среднего общего образования.

Новое средство обучения. Учебно-лабораторное оборудование: интерактивная доска, систему контроля и мониторинга знаний PRO-class, документ-камера, ресурсы сайта ФЦИОР.

Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования информационно-коммуникативных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Они ориентированы на получение высоких предметных и метапредметных результатов обучения по математике.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

На современном уроке уделяется внимание формированию ИКТ-компетенции, умения учиться, формированию осуществлять контроль и оценку собственных достижений.

Организация учебного процесса.

В рамках своих уроках использую:

мультимедийные презентации;

образовательные порталы в сети Интернет;

использую современное учебно-лабораторное оборудование: интерактивная доска с программным обеспечением SmartNotebook, документ-камера, система PRO-Class, ноутбуки;

участие в дистанционных олимпиадах по математике;

подготовка и организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

В учебной деятельности детям предоставляю возможности:

– поиска информации в учебнике, библиотеке, сети Интернет (на уроках выделяю время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым или фронтальным обсуждением);

публичного выступления с компьютерным сопровождением;

классифицировать и сравнивать материал из нескольких источников;

строить и анализировать графики, таблицы, схемы, диаграммы

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Системное использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с со здоровьесберегающими технологиями позволяет получить высокие предметные и метапредметные результаты обучения.

Ограничения: умение педагога работать с программным обеспечением Smart Notebook, PRO-class, PowerPoint, умение создавать и редактировать интерактивные тесты (например: On lain Test Pad). При отсутствии материально-технической базы и навыков работы педагога с учебно-лабораторным оборудованием воспроизвести данный опыт невозможно.

Трудоёмкость и риски: Много времени необходимо для подготовки к урокам (презентации в программах Smart Notebook и PowerPoint, интерактивных тестов. При использовании технических средств есть риск проведения урока более низкого качества из-за технических неполадок оборудования или временного отсутствия электроснабжения.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Полномасштабное использование собственных ЭОР, ресурсов сайта ФЦИР, интернет-ресурсов требует наличия образовательной среды с основными составляющими:

физическая среда (собственно аудитория с правильным освещением, вместимостью, расположением рабочих мест, микроклиматом);

наличие интерактивной доски SMART Board, ноутбука с программным обеспечением, мулимедийный проектор;

наличие системы контроля и мониторинга знаний PRO-class с программным обеспечением, мулимедийный проектор;

психологическая среда (позитивные взаимоотношения между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой).

8. Результат изменений

Средний балл ЕГЭ - 2018г. и 2015 г. по математике - выше регионального. 100% успеваемость обучающися в ОГЭ – 2018. Средний балл ОГЭ по математике в 2016 году выше регионального. Ученица по результатам участия в региональной программе «ВЗЛЕТ» входит в Губернаторский реестр одаренных детей Самарской области.

9. Публикации о представленном ИПО

Дерево успеха // Всероссийский научно-педагогический журнал «Академия педагогических знаний». 2018. № 5 (май) С. 236.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

«Учитель года Самарской области – 2018» январь- февраль 2018 г.

Региональный конкурс (СИПКРО) методических материалов по реализации воспитывающей деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) июнь 2018 - победитель в номинации.

Окружная НПК (по СЗУ) «Актуальные аспекты реализации ФГОС: эффективнее педагогические и управленческие практики как ресурс качества образования» март 2018 г.

Окружная (СЗУ) интернет-конференция «Тенденции развития образования в условиях информационного общества» ноябрь 2017 г.

«Окружной конкурс методических идей «Моя инновация» октябрь 2017 г. (победитель).

За 28 лет работы у меня накопился большой опыт работы как с одаренными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Последние изменения, внесенные в стандарты, направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. Обучение детей с ОВЗ на уровне основного общего образования осуществляется в соответствии с ФГОС основного общего образования по адаптированным образовательным программам.
Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают особую ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать его познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся с ОВЗ. Дети становятся активными участниками урока.
Использование ИКТ на уроках позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения. Наличие к учебном классе учительского ноутбука безгранично расширяет эти возможности. Эффективно использую собственный ноутбук на этапах закрепления как индивидуальный компьютер для ребенка с ОВЗ в период, когда весь класс выполняет более трудные задания. Среди особенностей опыта организации работы по формированию ИКТ-компетенции обучающихся целесообразно выделить следующие моменты.
1. Составляю задания в программе Microsoft Word: «восстанови правило», «выполни по образцу», «найди ошибки», «восстанови алгоритм действий», «вычисли» и т. д. Работая с алгоритмами, ученик вписывает пропущенные слова, перемещает строки, нумерует. Выполнение заданий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: классификация объектов, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей, подведение под понятия, построение логической цепи рассуждений. Ученик учится работать с информацией, приобретает навыки работы с программным обеспечением.
2. Предлагаю ученику выполнить подготовленные Тесты в программе PowerPoint или Excel. Дети имеют возможность проходить их многократно. Сегодня в каждом классе нашей школы есть точка доступа в Интернет. Следовательно, существует возможность в рамках индивидуальной работы при систематизации знаний учащихся, подготовке к контрольной или самостоятельной работе, к ГИА эффективно использовать ЭОР онлайн-тестирования, в том числе ресуры ФЦИОР.
3. В последнее время часто в качестве индивидуального занятия ученикам 8, 9 классов предлагаю выполнить задания на Образовательном портале для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ» https://math-oge.sdamgia.ru/?redir=1. В каталоге заданий нахожу тему, которую на данном уроке изучает класс, далее ребенок сам учится находить, выбирать задания в подкаталогах. При выполнении ученик может воспользоваться пояснением или подробным решением, сравнить полученный ответ, решить аналогичные задания по образцу.
4. Одним из эффективных примеров использования учебно-лабораторного оборудования при реализации адаптированной программы является работа с Системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass. Решая тесты со всем классом, получив положительную оценку, ученик может адекватно оценить свои возможности, провести самоанализ.
5. На уроке часто такие ребята отказываются выходить к интерактивной доске, а во время коррекционно-развивающих занятий они с интересом выполняют задания.
Безусловно, что на одном уроке ученик не работает за ноутбуком более 15 минут. Необходимо соблюдать требования СанПиНа, учитывать психологическое и физическое состояние ребенка, применяя здоровьсберегающие технологии.
Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.
Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. А также решают следующие задачи:
– формирование и развитие ИКТ-компетентности;
– коррекция психического здоровья;
– индивидуализация и дифференциация обучения;
– повышение эффективности обучения;
– интеграция детей в информационное пространство ресурсов Интернет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в интегрированном классе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе. Практика показала, что в процессе активного применения учебно-лабораторного оборудования на уроке повышается мотивация и интерес у ребенка к обучению, активизируется и повышается познавательная, мыслительная деятельность, повышается качество результатов деятельности.
Об эффективности использования ИКТ при обучении детей с ОВЗ я рассказала на окружной интернет-конференции в ноябре 2017 года и окружной научно-практической конференции «Актуальные аспекты реализации ФГОС: эффективнее педагогические и управленческие практики как ресурс качества образования» в марте 2018 г. Мой опыт в рамках конференций вызвал большой интерес и был востребован.
Свой опыт работы я ежегодно представляла на региональных научно-практических конференциях с 2013 по 2016 год, организованных СИПКРО в секции «математики».
Представленная система работы использования учебно-лабораторного оборудования на уроках математики, организация учебной деятельности по развитию ИКТ позволяет добиваться высоких результатов обученности, что подтверждается результатами ГИА и ЕГЭ.
Результат своей работы я вижу в том, что мои ученики получают образование в ведущих ВУЗах Самары на бюджетной основе, находят себя в различных профессиях (в том числе связанных с математикой).
А сегодня я передаю свой опыт двум выпускникам, которые вернулись в свою родную сельскую школу (где всего 15 учителей) и работают учителями математики и информатики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» с изменениями; ФГОС ООО (приказ МоиН РФ от 17.12.2010 г. № 373 с изменениями).
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.
4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, 2013.

IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING THROUGH THE FORMATION OF ICT COMPETENCE OF PUPILS AT THE LESSONS OF MATHEMATICS

© 2018

Romanova T.A.,
mathematic teacher
GBOU SOSH  v. Nadezhdino, Koshkinsky municipal district, Samara Region (Russia)

Abstract: In order for our student to be successful in the future, today we need to pay sufficient attention to the development of ICT competence. The article presents a system for the use of teaching and laboratory equipment in mathematics lessons, the organization of training activities for the development of ICT competence of students to improve the quality of learning. Special attention is paid to the use of ICT technologies in teaching students with special needs.
Keywords: ICT technologies, electronic educational resources, knowledge monitoring, ICT competence, HIA. students with special needs.