sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 91.372.857

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

© 2018

Тимофеева Т.В.,
учитель биологии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 «ОЦ» г. Нефтегорска м.р. Нефтегорский Самарской области (Россия)

Аннотация: Статья посвящена развитию познавательных интересов школьников через применения технологий и методов, способствующих активизации учащихся, формированию ценностных ориентиров, на примере уроков биологии.
Ключевые слова: познавательный интерес; метод активного обучения; аксиологический подход; системно-деятельностный подход.

Требования времени таковы, что школа должна готовить своих учеников к полноценной активной жизни, профессионально успешной, духовно и нравственно богатой, с четким осознанием своего места и гражданской позиции в ней. В процессе своей педагогической деятельности столкнулась с проблемой  низкой познавательной активности у учащихся к изучению предмета. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников.
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную активность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях).
Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
В нашей школе активно применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование; познавательная игра; дискуссия; поощрение.
Детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Действительно, переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшим движении вперёд. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать биологию и после уроков.
Игровые технологии помогают учителю формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить веру в свои силы, а это, в свою очередь, может привести к успехам в учёбе и в жизни.
Применения технологий и методов, способствующих активизации учащихся, формированию ценностных ориентиров. Поэтому на практике организуются, такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Применение активных методов способствует разнообразному (индивидуальному, групповому, парному) изучению учебных вопросов и проблем, активному взаимодействию учителя и обучающихся, живому обмену мнениями между ними, повышает мотивацию к учению биологии, трудный материал становится более доступным, а урок более интересным.
При организации системно-деятельного подхода на уроках биологии мною используются следующие технологии.
Технология личностно-ориентированного обучения основана на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения, как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 6 классе при изучении гипотез эволюции растений, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.
Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематике капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника.
Технология проблемно-диалогового обучения. Данная технология позволяет осуществлять не только обмен информацией, но и  сформировать познавательную мотивацию. Создать ситуацию успеха на уроке, способствует развитию умений слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы. При изучении вирусов говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.
Технология проектного обучения. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
В 7 классе в курсе «Зоологии» ребята выполняют самостоятельные рисунки животных, или используют рисунки-раскраски, приготовленные мною заранее. Эта работа способствует повышению мотивации обучающихся, тренировке зрительной памяти, расширению их кругозора.
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.
Аксиологический подход позволяет создать систему ценностного отношения к здоровью. Применение здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению здоровья, что является фундаментом успешности усвоения материала, развития учащихся, формирования УУД. Сохранению духовно-нравственного здоровья учащихся способствуют внеклассные мероприятия духовно-нравственного содержания, курса «Занимательная биология».
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Системная работа в этом направлении на уроках биологии позволила добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места в олимпиадах, становятся призерами и победителями научных конференций регионального уровня, возрос интерес к изучению биологии.
Опыт работы целесообразно представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника   регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ   ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Тимофеева Татьяна Васильевна

999.6667@mail.ru

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Нефтегорска «Образовательный центр» муниципального района Нефтегорский Самарской области

schoolneft3.ru

учитель биологии

11 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: средняя и старшая школа, уроки биологии и внеурочной деятельности.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в проектировании развивающего пространства на уроке: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного деятеля; формирование ценностно-смысловых установок.

Актуальность: от воспитания Человека зависит будущее России. Поэтому нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование потребности творить, быть активным деятелем и компетентной личностью продиктованы социальным заказом, ФГОС, Концепцией развития биологического образования в России.

Эффективность

Потенциальная полезность создать такие условия, чтобы ученик на уроке был деятелем, творцом. Чтобы каждый урок был направлен не только на достижение предметного и метапредметного результата, но и на всестороннее развитие личности. «Уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» (ФГОС).

Надёжность опыта заключается в использовании, полученных знаний и опыта в дальнейшей жизни: выборе профессии, сохранении собственного здоровья, сохранения природы. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы с дополнительными источниками информации, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы.

Перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, который соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует больших материальных затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Системно-деятельностный подход как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии.

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта: через системно-деятельностный и аксиологический подходы к всесторонне развитой компетентной, творческой личности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия между необходимостью развивать у учащихся интерес к биологии и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; обилие информации в жизни ученика, когда школьник часто принимает роль пассивного слушателя, не анализируя ее.

Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, ведение индивидуального мониторинга и выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика.

Новые условия образовательной деятельности.

Инновационный опыт будет эффективен при соблюдении следующих условий:

- организации системы работы по формированию у школьников познавательной активности;

- использование современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать познавательную мотивацию;

- учёт возрастных, психологических особенностей развития учащихся;

- создание единого школьного информационного пространства.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Для создания условий для формирования всесторонне развитой активной творческой личности в процессе обучения, в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования:

- технология АМО (активных методов обучения);

- технология интерактивного обучения (технология модерации);

- дистанционные образовательные технологии;

- технологии электронного обучения.

Сущность ИПО. Ведущей идеей представляемого инновационного опыта   является создание условий для активной познавательной деятельности учащихся и развития их творческого потенциала через использование современных образовательных технологий.

Организация учебного процесса. Организуются такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода. Методика интегрированного обучения позволяет реализовать аксиологический подход в обучении. Главный герой урока – ученик.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Заключается в проектировании развивающего пространства на уроке: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного деятеля; формирование ценностно-смысловых установок.

Ограничения отсутствуют. Удобство в том, что данная разработка может работать на каждом уроке биологии с 5 по 11 классы как один из видов деятельности.

Трудоёмкость и риски. Требует перестройки традиционной системы обучения, что связано со значительными затратами труда учителя. Меньший, по сравнению с пассивными методами, контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

- системное использование современных технологий на всех этапах образовательного мероприятия;

- принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

- изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

- прохождение курсов повышения квалификации, связанные с данной темой;

- наличие ПК с выходом в Интернет.

8. Результат изменений

Применение инновационных методик и современных образовательных технологий позволило добиться высоких предметных и метапредметных результатов:

- расширение коммуникативных способностей, раскрытие потенциала

- развитие навыков самооценки;

- совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся;

- сформированность потребности в здоровом образе жизни;

- повышение информационной культуры учащихся

Таким образом, применение многоплановых действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся к учению и как результат привело к высокому предметному, метапредметному результатам, формированию совокупности УУД.

Сформированность личностных УУД

(Смыслообразование: мотивация)

по методике А.Д. Андреева ( Мотивация к учению)

5-11 классы, май 2018 г.

Сформированность

учебных мотивов

Частично сформированы

учебные мотивы

Недостаточная сформированность учебных мотивов

82%

10%

8%

Анкетирование показало, что у учащихся повысился уровень познавательной деятельности на уроках биологии.

24

Уровень познавательной деятельности.

25

Качество знаний и уровень обученности.

Успеваемость учащихся 100 %, качество знаний повышается с каждым годом.

9. Публикации о представленном ИПО

1. «Методическая разработка урока по биологии по теме «Заключительный урок по изучению курса биологии о человеке в 8 классе». Выходные данные: Сборник методических материалов по итогам окружного конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ», выпуск №3 / составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. Нефтегорск, 2016. 113 с.

Название методического издания: Сборник методических материалов по итогам конкурса «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ».

2. Программа элективного курса «Экологическая культура школьников». Выходные данные: Сборник методических материалов: из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа, выпуск №2 / составители : А.П. Бережнова, С.В. Павлова. Нефтегорск, 2017. 114 с.

Название методического издания: Сборник методических материалов. Из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа выпуск № 8.

3Деятельностный подход как средство развития интереса к дисциплинам естественно-научного цикла на примере  биологического образования с использованием ЭОР.

Выходные данные: Сборник методических материалов: из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа, выпуск № 4 / составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. Нефтегорск, 2017. 85 с.

Название методического издания: Сборник методических материалов. Из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа выпуск № 4.

10. Публичные   представления ИПО на   конкурсных мероприятиях

1. Окружной конкурс педагогического мастерства «Самая классная классная!!!» «Классный руководитель 5-9 классов». Призер 2010.

2. Призёр окружного конкурса профессионального мастерства на лучшую методическую разработку в 2016 г.

3. Окружной конкурс «Учитель года-2018 Юго-Восточного образовательного округа» Победитель.

4. Зональный этап конкурса «Учитель года-2018» Победитель.

5. Региональный конкурс «Учитель года-2018» Лауреат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2011. 48 с.
2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии : методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. М. : «5 за знания», 2007. 128 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковик, 1999. 944 с.
4. Пасечник В.В. Сборник заданий по биологии. 5–11 классы. М. : Дрофа, 2014. 184 с.

THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH AS A MEANS OF ENHANCING STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY IN BIOLOGY LESSONS

© 2018

Timofeeva T.V.,
biology teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 3 "OC", the city of Neftegorsk municipal district Neftegorsky Samara region (Russia)

Abstract: The article deals with the development of cognitive interests of schoolchildren through the use of technologies and methods that contribute to the revitalization of students, the formation of value orientations, using the example of biology lessons.
Keywords: cognitive interest; active learning method; axiological approach; system-activity approach.