sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.376.5

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2018

Фомина С.А.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены педагогические технологии, методы и формы работы, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса с различными категориями обучающихся.
Ключевые слова: инклюзивное образование; индивидуализация; социально-педагогическая поддержка; дифференцированный подход.

В Федеральном Законе «Об образовании» инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Федеральные государственные  образовательные стандарты общего образования ставят перед учителем задачу организации образовательного процесса таким образом, чтобы каждый учащийся смог реализовать свой потенциал, работать и развиваться в индивидуальном режиме. Между тем, существуют противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и навыков, зависящих от субъективных мотивов обучения; между заказом воспитать социально активную личность и пассивностью большинства обучающихся. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации обучения, которая является одним из главных условий построения личностно-ориентированного образовательного процесса. Сегодня в школе актуальным является знание и своевременное реагирование на проблемы конкретного ученика, перенос акцента с фронтальной работы на самостоятельную, обеспечение возможности выбора каждому обучающемуся. За последние 3 года контингент обучающихся школы пополнился за счет детей, воспитывающихся в приемных семьях, и стало очевидно, что дети этой категории  нуждаются в дополнительной социально-педагогической поддержке. По результатам диагностик Б.Н. Филлипса, Г. Айзенка большинство обследованных – это дети с нарушением эмоционально-психической сферы: для них характерны высокая тревожность, замкнутость, пассивность. Таким образом, актуальность проблемы в том, что и приёмные, и одарённые дети представляют «группу риска»; они не способны без специальной социально-педагогической поддержки справиться с имеющимися трудностями и поэтому нуждаются в адресной помощи.
В рамках инновационного опыта была разработана и апробирована система индивидуальной и групповой работы с обучающимися разных категорий на уроках и во внеурочной деятельности на основе разноуровнего обучения: созданы комплексные и индивидуальные программы, индивидуальные  образовательные маршруты для обучающихся разных категорий. В результате каждый обучающийся был включён в ту деятельность, в которой он может реализовать себя, раскрыть себя для других, стать успешным.
Условия преподавания в сельской школе с небольшой наполняемостью классов создают возможности для постоянного наблюдения за ребенком, изучения индивидуальных особенностей каждого, а также организации образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации в единстве урочной и внеурочной деятельности. Во всех классах учатся дети разных категорий – и приёмные дети, и одарённые, причём, среди приёмных есть и слабоуспевающие, и одарённые, и склонные к девиантному поведению. Все они разные, поэтому и учить их надо по-разному: требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. На наш взгляд, именно дифференцированный подход позволяет учитывать эту разницу, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работы и  необходим на всех этапах обучения. На уроках используется внутренняя уровневая дифференциацию, предполагающая, что школьник, обучаясь по одной программе, имеет право усваивать материал на различных планиру¬емых уровнях: обязательном, повышенном и творческом, тем самым, решается задача – довести слабых обучающихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности обучающихся возросла, а помощь учителя уменьшилась. Одарённые ученики выполняют задания повышенной трудности, нестандартные работы творческого характера, что позволяет им максимально реализовать и развить свои способности. Домашние задания и оценка знаний также дифференцируются. Обязательно на каждом уроке используются карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для взаимопроверки и самопроверки. Новый материал повышенной сложности разъясняется учителем. Сведения на уже известном ученикам материале изучаются самостоятельно. Но при любой форме изучения нового материала используются возможности для дифференциации. Таким образом, разноуровневое обучение даёт возможность каждому ученику использовать право выбора, добиваться усвоения учебной программы, а учителю – оказывать адресную помощь.
Рост количества приёмных детей в школе побудил нас к созданию системы работы по социально-педагогической поддержке этой категории на основе индивидуализации воспитания каждого ребенка, а также основных принципов: принятие ребенка таким, как он есть; создание каждому ситуации успешности; включение каждого в ту деятельность, в которой он может реализовать себя, раскрыть себя для других. Автором предлагаемого опыта разработана программа «Система социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в приёмных семьях», на основе которой был реализован воспитательный проект, направленный на оказание помощи детям-сиротам успешно адаптироваться в семье, в школе, почувствовать себя полноправными гражданами села. Были организованы виды деятельности, в которых приёмные дети смогли получить опыт «предпринимательства», волонтёрства, а также опыт участия в терапевтической деятельности (уход за животными, выращивание растений как методы лечебной педагогики). В процессе адресной помощи использовались такие коррекционно-профилактические, педагогические методы и приёмы воздействия, как: убеждение, ролевое проигрывание, социальные пробы, методы арттерапии, а также метод формирования саногенного мышления (по методике Ю.Н. Орлова). Ведущей технологией стало социальное проектирование: через участие в социальном проекте приёмные дети не только получают позитивный социальный опыт, но и осознают собственную значимость как  граждан в решении социальных проблем, получают навыки проектного мышления. Воспитанники приёмных семей приняли участие в реализации таких социально-значимых проектов, как: «Зимний сад»; «Сквер памяти нашего села», «Спасём реку Чагру». Эффективно используется и школьный краеведческий музей: создав мини-проекты  по музейным экспозициям: «Я остаюсь среди людей»; «Археологические памятники родного села»; «Село мое родное», ребята представили их в обзорных экскурсиях, выступив в роли экскурсоводов. Учитывая, что у приёмных детей при первичной диагностике выявлен ряд проблем, связанных с психологическим здоровьем (высокий уровень тревожности), была разработана психокоррекционная программа, направленная на устранение имеющихся проблем. Сюда вошли аутотренинговые и релаксационные игры, упражнения, направленные на развитие эмоциональной стабильности, адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей, а также на снятие тревожности.
В работе с одарёнными детьми используется следующий алгоритм: выявление таких детей, разработка индивидуальной программы, диагностика личностного и интеллектуального развития обучающегося (индивидуальный план); консультации для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка; демонстрация интеллектуальных достижений обучающихся; формирование системы самообучения одарённого ребёнка. Используются разнообразные формы работы с одаренными: участие в олимпиадах, конкурсах; творческие мастерские; портфолио личностных достижений; элективные курсы по краеведческой исследовательской деятельности; работу по индивидуальным планам; проектную деятельность. В результате произошёл рост победителей конкурсов разного уровня. Описание опыта работы можно отразить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Фомина Светлана Александровна

sveta.fomi@yandex.ru

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области

учитель русского языка и литературы

37 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – создание новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка специальных комплексных и индивидуальных программ, индивидуальных образовательных маршрутов на основе принципа индивидуализации сопровождения каждого обучающегося.

Актуальность опыта заключается в том, что и дети-сироты, и одарённые дети представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья, школа, адаптироваться в современном обществе, и поэтому нуждаются в социально-педагогической поддержке. Кроме этого, актуальность определяется требованиями ФГОСа, предусматривающими необходимость организации учебно-воспитательного процесса в целях удовлетворения особых образовательных потребностей отдельных категорий детей, в том числе одарённых и воспитывающихся в приёмных семьях.

Эффективность

Потенциальная полезность: рассматриваемая система обучения и воспитания: 1) существенно усиливает роль самостоятельного образования, инициативность учащихся; 2) с формированием компетентного ученика в современной школе может быть создана образовательная среда для общего развития ребенка, для формирования социально адаптированной личности; 4)   способствует повышению уровня усвоения учебного материала; 5) приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в коллективе за счет групповой организации работы; 6) обеспечивает возможность самореализации учащихся в процессе обучения, повышения самооценки учащихся.

Надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения; на протяжении пяти лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических конференций различного уровня.

Перспективность педагогического опыта обеспечивается его направленностью на решение задач федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется требованиями, предъявляемыми к материально-технической базе и программно-методическому обеспечению образовательного процесса.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность с различными категориями обучающихся

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса с различными категориями обучающихся

3. Ведущая педагогическая идея

Организация обучения и воспитания на основе дифференцированного подхода и индивидуализации образовательного процесса

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. ФГОС ОО ставят перед учителем задачу организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый учащийся смог реализовать свой потенциал, работать и развиваться в индивидуальном режиме. Между тем, существуют противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и навыков, зависящих от субъективных мотивов обучения; между заказом воспитать социально активную личность и пассивностью большинства обучающихся. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации обучения, которая является одним из главных условий построения личностно-ориентированного образовательного процесса. Сегодня в школе актуальным является знание и своевременное реагирование на проблемы конкретного ученика, перенос акцента с фронтальной работы на самостоятельную, обеспечение возможности выбора каждому обучающемуся.

Новое средство обучения: при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять требования к результатам обучения. Отсюда инновационность определяется разработанной автором программы по теме: «Система социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в приемных семьях», авторских программ внеурочной деятельности по историческому краеведению «История родного села», лингвистическому краеведению «Диалектная лексика села», социальному проектированию «Я – гражданин», программы психокоррекционных занятий.

Новые условия образовательной деятельности: разработана и апробирована система индивидуальной и групповой работы с обучающимися разных категорий на уроках и во внеурочной деятельности на основе разноуровнего обучения; разработаны и реализованы комплексные и индивидуальные программы, индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся разных категорий; и одарённые, и дети-сироты вовлечены в ту деятельность, в которой он может реализовать себя, раскрыть себя для других, стать успешным; организовано взаимодействие с участниками образовательного процесса по вопросам создания «безбарьерной» образовательной среды для каждой категории учащихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Технология критического мышления, позволяющая научить школьников ставить цель, планировать деятельность, оценивать результат, то есть формировать у обучающихся регулятивные действия. Технология проектной и исследовательской деятельности используется мною на уроках и во внеурочной работе. Сначала создаю условия для формирования исследовательских умений: мотивированность, целенаправленность, систематичность, творческую среду, психологический комфорт, учет возрастных особенностей. Затем провожу работу по развитию исследовательских умений. Исследование помогает ученикам самостоятельно добывать знания, использовать и печатные источники, и электронные носители информации, и Интернет. Здесь важны все этапы работы над проектом: выбор темы, разработка плана действий, формулировка проблемных задач, отбор литературы, разработка проекта, оформление результатов, публичная презентация и рефлексия. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) использую на уроках закрепления предметных УУД; на уроках обобщающего повторения; на уроках-лекциях; уроках-зачётах. Продумываю варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами. Технология смешанного обучения (Blended Learning) является новейшей технологией дистанционного обучения, которая сочетает традиционную очную форму и онлайн-технологии, ориентирует на новый образовательный стандарт, на достижение планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных. Я использую в работе две модели «Смешанного обучения»: «перевернутый класс» (на дом задаётся предварительное ознакомление с материалом в форме учебного видео, схем, карт, а на уроке – отработка материала); «ротация станций» (деление класса на зоны, три группы проходят три станции через смену деятельности: за компьютером, фронтальной с учителем и индивидуальной над проектом). Данная технология, обеспечивая индивидуализацию, интеграцию обучения в двух средах (онлайн-обучение и традиционное), способствует формированию всех видов УУД. Технология разноуровневого обучения, в рамках которого предполагается разный уровень учебного материала, т.е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах А, В, С;) Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Организация образовательного процесса. В своей практике я использую внутреннюю уровневую дифференциацию обучения, предполагающую, что школьник, обучаясь по одной программе, имеет право усваивать материал на различных планиру­емых уровнях: обязательном, повышенном и творческом.  Сначала провожу диагностику учебных способностей и делю обучающихся на группы: 1 - «Творчество» - высокий уровень; 2 -«Развитие» - средний уровень; 3 - «Решение» - низкий уровень. Моя задача – довести слабых обучающихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности. Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности обучающихся возросла, а помощь учителя уменьшилась. К оценке знаний подхожу дифференцированно, т.е. учитываю индивидуальные особенности обучающихся.Многие задания предлагаю ученикам на выбор. Домашние задания даю тоже дифференцированные: для 1) легко усваивающих материал, 2) испытывающих определенные затруднения, 3) имеющих существенные пробелы в знаниях. Проверку домашнего задания провожу дифференцированно. Если домашнее задание не выполнено, я даю возможность выполнить подобные задания на уроке. Практикую также работу в парах, когда одарённый ученик выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю и работу групп, получающих дифференцированные задания повышенной сложности, а слабые отрабатывают навык через тренировочные упражнения под руководством учителя, так как им требуется больше времени. Разноуровневое обучение даёт возможность каждому ученику использовать право выбора, добиваться усвоения учебной программы, а учителю – оказывать адресную помощь.

Адресная помощь приёмным детям во внеурочной деятельности: рост количества приёмных детей в школе побудил нас к созданию системы работы по социально-педагогической поддержке этой категории на основе индивидуализации воспитания каждого ребенка, а также основных принципов: принятие ребенка таким, как он есть; создание каждому ситуации успешности; включение каждого в ту деятельность, в которой он может реализовать себя, раскрыть себя для других. Я приняла участие в эксперименте на базе СИПКРО и разработала программу «Система социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в приёмных семьях», на основе которой был реализован воспитательный проект, направленный на оказание помощи детям - сиротам успешно адаптироваться в семье, в школе, почувствовать себя полноправными гражданами села. Являясь руководителем проекта, я осуществляла адресную помощь приёмным детям как на уровне школы, так и класса: были организованы виды деятельности, в которых приёмные дети смогли получить опыт «предпринимательства» и   волонтёрства. В процессе адресной помощи использовались такие коррекционно-профилактические, педагогические методы и приёмы воздействия, как: убеждение, ролевое проигрывание, социальные пробы, методы арттерапии, а также метод формирования саногенного мышления (по методике Ю.Н. Орлова). Ведущей технологией стало социальное проектирование: через участие в социальном проекте приёмные дети не только получают позитивный социальный опыт, но и осознают собственную значимость как   граждан в решении социальных проблем, получают навыки проектного мышления. Подготовку к созданию социального проекта осуществляю на занятиях элективного курса «Я – гражданин» по авторской программе. Эффективно используется и школьный краеведческий музей: создав мини-проекты по музейным экспозициям: «Я остаюсь среди людей»; «Археологические памятники родного села»; «Село мое родное», ребята представили их в обзорных экскурсиях, выступив в роли экскурсоводов. Учитывая, что у приёмных детей при первичной диагностике выявлен ряд проблем, связанных с психологическим здоровьем (высокий уровень тревожности), мною как руководителем проекта была разработана психокоррекционная программа, направленная на устранение имеющихся проблем. Сюда вошли аутотренинговые и релаксационные игры, упражнения, направленные на развитие эмоциональной стабильности, адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей, а также на снятие тревожности.

Адресная помощь одарённым детям во внеурочной деятельности: в работе с одарёнными я опираюсь на такие принципы, как: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Использую следующий   алгоритм работы с одарёнными: выявление одарённых детей, разработку индивидуальной программы, диагностику личностного и интеллектуального развития обучающегося (индивидуальный план); консультации для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка; демонстрацию интеллектуальных достижений обучающихся; формирование системы самообучения одарённого ребёнка. Поскольку в нашей школе отсутствует возможность тьюторской, психологической службы, то роль тьютора, то есть помощника в выстраивании образовательной траектории, беру на себя. Использую разнообразные формы работы с одаренными: участие в олимпиадах, конкурсах; творческие мастерские; портфолио личностных достижений; элективные курсы по краеведческой   исследовательской деятельности; работу по индивидуальным планам; проектную деятельность. Используя технологию исследовательской деятельности, организую создание краеведческих исследований на занятиях элективных курсов. На занятиях использую модель «смешанного обучения» - «ротацию станций», которая очень удобна для работы над исследованиями обучающихся разного возраста.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. В основе разработанной системы обучения и воспитания лежат положения, ставшими приоритетными: формирование универсальных учебных действий, индивидуальная работа с различными категориями учащихся, формирование у учащихся положительного отношения к учению, нарастание мотивации к учению.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски: перестройка традиционной системы обучения, значительные затраты труда, времени педагога.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учителем должен быть освоен методический инструментарий (инновационные технологии, система интегрированной оценки достижений учащихся с учетом требований стандартов второго поколения)

8. Результат изменений

Систематизированная адресная работа с одарёнными детьми имеет положительные результаты: наблюдается позитивная динамика количества победителей и призеров научно-практических конференций разного уровня:

Учебный год

Уровень

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Динамика

Территориальный

1

2

3

+2

Региональный

2

3

5

+3

Международный

-

-

1

+1

Эффективность адресной работы с приёмными детьми подтверждается диагностикой. Показатели уровня тревожности (Тест школьной

тревожности Филипса). Как свидетельствует повторная диагностика,

уровень школьной тревожности у приёмных детей снизился с 33% до 10%.

Приемные дети принимают активное участие в решении проблем местного социума:

26

Таким образом, в результате адресной помощи   произошли позитивные изменения: личностный рост, социальная активность, снижение школьной тревожности.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Фомина С.А. Работа с одарёнными детьми в условиях сельской малокомплектной школы // Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Самара: Издательство «СНЦ», 2018. Стр.167.

2. Фомина С.А. Наследие Великой победы как фактор патриотического воспитания школьников // Международный научный журнал «Школьная педагогика». № 3 (06)/2016. 000 «Издательство Молодой учёный». С. 11-14.

3. Фомина С.А. Социальное проектирование как средство социализации приёмных детей. Самара: ГБУ ДПО СО «Большеглушицкий ресурсный центр»: ООО «РАКС-С», 2016. С. 244.

4. Фомина С.А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы // Поделюсь опытом. Методический сборник. г.о. Чапаевск; ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Чапаевск, 2016. С. 19-22.

Опыт работы представлен в монографии и в 2 методических пособиях:

1. Методика педагогического сопровождения приёмных детей: Монография / Светлана Фомина.- Издательские решения, 2017. 80 с.

2. Фомина С.А. Социально-педагогическая поддержка детей, воспитывающихся в приёмных семьях: Из опыта работы сельской школы. Методическое пособие. Издательские решения, 2017. 78 с.

3. Фомина С.А. Современные технологии на уроках литературы. Издательские решения, 2016. 160 с.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

Инновационный опыт представлен на конкурсных мероприятиях, в том числе:

1. Победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2008, 2011, 2018 году в рамках ПНПО.

2. Победитель Областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости в 2018 году.

3. Призёр 2 степени Всероссийского конкурса эссе «Моё призвание-педагог» в номинации «Школьное образование».

4. Победитель Окружного конкурса «Лидер в образовании – 2014».

5. Призёр Окружного этапа регионального конкурса программ элективных курсов в системе профильного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. ФГОС основного общего образования (утв. 17.12. 2010 г., № 1897).
3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. 1996.Выпуск 6.
4. Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. Вологда, 1999.
5. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии, 1980, № 4.
6. Щуркова Н.Е. Методы педагогического взаимодействия. М. : Педагогика, 1989.

INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS WITH VARIOUS CATEGORIES OF STUDENTS

© 2018

Fomina S.А.,
teacher of Russian language and literature
GBOU SOSH village of Revoluce-Ivanivka M. R. Krasnoarmeyskaya (Russia)

Abstract: The article deals with pedagogical technologies, methods and forms of work that provide individualization of the educational process with different categories of students.
Keywords: inclusive education; individualization; social and pedagogical support; differentiated approach.