sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© 2018

Баликоева Е.Н.,
учитель музыки и искусства
ГБОУ лицей с. Хрящевка, м.р. Ставропольский Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье описываются возможности  нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения через социальное проектирование. Предлагается система построения образовательного процесса, которая позволяет строить патриотическое воспитание на активной основе через целесообразную практическую деятельность учащихся с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание; нравственное воспитание; социальное проектирование; ФГОС.

Тема патриотизма во все времена занимала особое место в обществе во всех важнейших сферах его деятельности. Проблема прослеживается в событиях последнего времени, которые подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, на формирование чувств патриотизма. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, так как это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В основу ФГОС положены новые идеологические установки, методологической основой которых является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания». Эти изменения требуют нового подхода в формировании гражданско-патриотического и нравственного сознания учащихся. Нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, горячо любящие свою Родину.
Новый стандарт акцентирует внимание на необходимости использования проектной деятельности, современных образовательных технологий, которые в настоящее время занимают лидирующее положение. Именно они легли в основу моей работы по патриотическому воспитанию школьников.
Внедрение ФГОС предполагает широкие возможности внеклассной работы по проектной деятельности, обеспечивая индивидуальные потребности обучающихся Разработанная мною программа «Россияне» направлена на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через социальное проектирование. Предлагается система построения образовательного процесса, которая позволяет строить патриотическое воспитание на активной основе через целесообразную практическую деятельность учащихся с использованием информационных технологий. Реализация программы предполагает совместную деятельность педагогов, родителей, различных общественных организаций. Организация процесса формирования социально-ориентированной личности требует использования современных воспитательных технологий. Наиболее эффективной является технология социального проектирования. Социальное проектирование – это та инновационная деятельность, которая способна помочь школьнику социализироваться в современном обществе. Социальный проект позволяет проявить самостоятельность, организаторские способности, умение работать в команде. Работа над проектами – это способ формирования общих УУД:
– организационных (регулятивных),
– интеллектуальных (познавательных),
– оценочных (личностных),
– коммуникативных.
Цель социального проектирования: привлечение внимания к актуальным социальным проблемам местного сообщества (школы, микрорайона); включение в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Задачи: приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социализация личности.
Разделы:
1. Выбор проблемы.
2. Сбор и анализ информации.
3. Разработка собственных вариантов решения проблемы.
4. Реализация плана действий.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят важнейшие задачи перед всеми образовательными учреждениями – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи. На протяжении 10 лет я являюсь педагогом дополнительного образования. За время работы созданы и реализованы различные проекты гражданско-патриотической, экологической направленности. Предлагаю познакомиться с некоторыми из них.
Проект «Солдат всегда солдат». Ежегодно 15 февраля отмечается официальная памятная дата в Российской Федерации, призванная почтить память воинов-интернационалистов, исполнявших интернациональный долг за пределами границ своей Родины. В нашем селе живут люди, которые воевали в Афганистане. Они заслуживают внимания и уважения, но мы мало знаем о них, также недостаточно материала о воинах-интернационалистах в музее Воинской славы.
Цель: формирование гражданственности и патриотизма у школьников через создание документального мультимедийного продукта о земляках воинах-интернационалистах. В рамках проекта были организованы встречи с воинами-афганцами и их родственниками, проведены классные часы, викторины, тематические мероприятия, собраны фото, документальный и наградной материал, пополнены и вновь написаны биографии, описаны места боевых действий. Проектная группа посетила музей Воинской славы. Партнеры по проекту: администрация села, депутатский корпус «Единая Россия», центр «Гражданин» г.о. Тольятти, сельская библиотека, военно-учетный стол. На основе собранного материала оформлен печатный и  электронный банк данных, который лег в основу создания фильма о воинах-интернационалистах. В окружном этапе научно-практической конференции школьников проект занял первое место.
Проект «Ветеран, живущий рядом». Данный проект – это уникальная возможность для учеников из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения ее сыновей.
Цель: сбор документального материала о ветеранах Великой Отечественной войны, оказание им посильной помощи.
Цель данного проекта обусловлена проблемой – отсутствие информации о ветеранах Великой Отечественной войны. Имелись только их списки и адреса проживания. Для реализации данного проекта были организованы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, их родными и близкими. В лицее прошли тематические мероприятия «Поклонимся великим тем годам», «Фронтовики, наденьте ордена». Были оформлены стенды с фотографиями ветеранов. Школьники оказывали знаки внимания ветеранам, поздравляя их с Днем рождения, Днем защитника Отечества, Днем Победы и другими праздниками. Систематически оказывали посильную помощь. В результате проекта был собран материал: фото ветеранов, биография, место участия в боевых действиях, ранения, награды. Во время работы над проектом формируются черты личности школьника: активность, коммуникативность, ответственность, коллективизм, формируются нравственные понятия.
Проект «Наследники Победы» стал продолжением предыдущего.
Цель: сохранение исторической памяти, преемственности поколений через создание Книги памяти об участниках Великой Отечественной войны. Данный социальный проект включал в себя исследовательскую и поисковую деятельность учащихся. Работа с интернет-ресурсами на сайтах «Подвиг народа», «Мемориал» требовала усидчивости, сосредоточенности, обобщения и систематизации полученного материала. В данном проекте были задействованы почти все учащиеся лицея, родительская общественность, социальные структуры. Были собраны: фотографии военных лет, награды, документы, которые легли в основу создания Книги памяти. Продукт данного проекта – создание Книги памяти в печатном и электронном варианте. В акции «Бессмертный полк» приняли участие и односельчане – 1300 человек. Созданы 4 фильма, 36 презентаций. В лицее оформлен «Уголок Славы». В областном конкурсе «Гражданин» проект стал победителем в номинации «За высокий патриотизм».
Проект «Мое село – прошлое, настоящее и будущее». Многое связывает человека с местом, где он вырос и родился. Прежде чем стать гражданином страны, нужно стать гражданином своей малой родины. Проблема: недостаточная информация жителей об истории села. Есть только краткие сведения в сети Интернет. Поэтому возникла объективная необходимость разработки летописи по истории села и разработка экскурсии по  его достопримечательностям. Перспективы развития внутреннего туризма в Самарской области сельской направленности актуальны в наше время.
Цель проекта: изучить историю родного края с дальнейшей разработкой летописи и экскурсионного маршрута. В проекте были задействованы социальные структуры села, библиотека, Дом культуры. Много сведений о селе Хрящевка было найдено в Краеведческом музее г. Тольятти. Настоящей находкой стала рукопись Н. Невзорова об истории села.
Результативность проекта. Полученный материал из различных источников способствовал расширению знаний и формированию интереса учащихся к истории села. Школьники научились извлекать информацию из различных источников, систематизировать ее. Создан проект брошюры в электронном и печатном варианте. Созданы презентации, сценарии классных часов, внеклассных мероприятий. Разработан экскурсионный маршрут, рекламный видеоролик. На областном конкурсе «Мой край – земля Самарская» проект стал победителем.
Проект «Экологическая тропа». Как известно, экологические проблемы в настоящее время наблюдаются повсеместно. Существуют они и в нашем селе Хрящевка Ставропольского района, Самарской области, расположенном на живописном берегу Куйбышевского водохранилища. Это загрязнение территории лесопосадки, пляжной зоны и вывоз бытового мусора, озеленение села, качество питьевой воды. Данный проект направлен на улучшение чистоты села и прибрежной зоны. Партнеры, единомышленники: администрация села, социальная защита, центр экологии Ставропольского района, «ООО СУМ-ТРАНС», родительский комитет лицея. В ходе проекта прошло анкетирование и социальный опрос жителей села, анализ СМИ. Далее были составлены письма – обращения к администрации села об улучшении экологической обстановки. В частности, вывоза бытового мусора. Совместные тематические мероприятия с сельской, районной библиотекой: «В защиту природы», конкурс экологических плакатов, семинар «Экологические проблемы, пути их решения», экологический флешмоб. В лицее прошли мероприятия: «Мое село – моя малая родина», фотоконкурс «Времена года», «Уголок России – отчий дом». В рамках проекта прошли акции: «ЧИП (чистота и порядок», «Цветочный калейдоскоп». В акции «Чистый берег» приняли участие школьники, родители, представители администрации, депутатского корпуса партии «Единая Россия». В лицее был создан «Экологический патруль». Результатом проекта стал договор с организацией г. Тольятти ООО «СУМ-ТРАНС» о вывозе бытового мусора с территории села. В настоящее время установлены повсеместно контейнеры для мусора, вывоз которого осуществляется регулярно. В окружном конкурсе социальных проектов данный проект стал победителем.
В результате проведения социальных проектов патриотической направленности создана электронная база УМК, в который вошли: методические рекомендации педагогам, разработки классных часов, тематические мероприятия, викторины, тесты, презентации, видеоролики, фильмы и др. Систематизированный, структурированный материал находится в свободном доступе для учащихся и педагогов. Электронная база постоянно пополняется.
Следует отметить также повышение уровня активности школьников в участии в конкурсах различного уровня – от окружной научно-практической конференции – до всероссийской олимпиады. Важным фактором является повышение уровня гражданско-патриотического и нравственного сознания, о чем свидетельствуют результаты проведенного мониторинга.
Конечно, от учителя требуется профессионализм и творчество, желание раскрыть способности каждого ребенка – вот все это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации воспитательного процесса в школе не могут существовать. Таким образом, навыки исследовательской и проектной работы помогут выпускнику быть успешным, коммуникабельным, творческим, инициативным, социально-адаптированным. Социальное проектирование в условиях введения ФГОС, несомненно, играет ведущую роль в воспитании личности подрастающего поколения.

CIVIL–PATRIOTIC AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN SOCIAL PLANNING IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF FSES

© 2018

Balikoeva E.N.,
music and art teacher
GBOU Lyceum S. Khryashchevka, M. R. Stavropol Samara region (Russia)

Abstract: the article describes the possibilities of moral and Patriotic education of the younger generation through social design. The system of construction of educational process which allows to build Patriotic education on an active basis through expedient practical activity of pupils with use of information technologies is offered.
Keywords: civil-Patriotic education; moral education; social design; FSES.