sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

© 2018

Бахарева С.А.,
учитель русского языка и литературы
МБУ «Школа № 89», Тольятти (Россия)
Апевалина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБУ «Школа №56» г.о. Тольятти (Россия)
Димурина О.А.,
учитель русского языка и литературы
МБУ «Школа № 94», Тольятти (Россия)

Аннотация: Автор выделяет следующую задачу предметного курса – сформировать у учащихся представление о литературе как об одном из видов искусства, отражающем жизнь при помощи слова, и стремится показать, что литература – это наука со своими законами развития, в основе которой лежат традиции и новаторства. В статье особое внимание уделяется орфографическому написанию слов во время ответа на поставленные вопросы задания.
Ключевые слова: дистанционное обучение; образование; материал; образовательные результаты; универсальные учебные действия; индивидуализация; интернет-технологии.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание. Дистанционное обучение – это одна из форм обучения, а информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Таким условием и является дистанционное обучение, цель которого заключается в создании условий детям-инвалидам для получения качественного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием интернет-технологий.
Дистанционное образование полностью (или частично) осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а это значит, что данная форма образования предполагает использование в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, методов и средств обучения, включая образовательные массивы сети Интернет [1].
Индивидуализация – вот главная особенность дистанционного обучения, которая подчёркивает его эффективность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В структуру курса «Русский язык» и «Литература» включены компоненты для представления информационного (теоретического) материала, закрепления пройденного материала на предметно-практическом уровне, диагностики учебных достижений (см. таблицу 1

Таблица 1. Виды учебных занятий и способы их реализации

Вид учебного занятия

Примеры реализации при дистанционном обучении

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Изучение учебного материала информационной части дистанционного курса (чтение текста, просмотр иллюстративного материала, просмотр графики и видео, трехмерных объектов и анимаций, прослушивание звука и др.)

Практикум

Выполнение интерактивных заданий практической части дистанционного курса.

Лабораторное занятие

Работа с интерактивными моделями и виртуальными лабораториями.

Структуру дистанционного урока помогли определить ряд особенностей: самостоятельная работа учащегося в домашних условиях, отсутствие строгих временных рамок урока и возможность неоднократно обращаться к материалу в целях его полного усвоения.
Теоретические материалы представляют собой обязательный объем содержания курса. По своей сути это систематизированное и структурированное по разделам изложение информации по предмету с выводами, контрольными вопросами и заданиями для самопроверки. Форма подачи изучаемого материала может быть различной.
Лекционный материал – теоретический материал урока, разбитый на темы. Каждая новая тема помещается на отдельную интернет-страницу. Страница лекционного материала может содержать текст, изображения, различные списки, формулы, таблицы, ссылки на глоссарий, на другие элементы курса (задание или тест), ссылки на любые загружаемые файлы или на каталог файлов, ссылки на другие интернет-страницы, видеофрагменты, аудиофрагменты, flash-ролики, презентации. Такой материал помогает сделать урок не только обучающим и развивающим, но и насыщенным, интересным и увлекательным.
Задания различны. Работа с глоссарием совершенствует умение работать со словарём и обогащает лексикон учащегося. Тестовые задания помогают быстро оценить свои знания по пройденной теме. Выполнение заданий со свободным вводом ответа или выбором ответа на поставленный вопрос помогает лучше усваивать учебный материал.
Например, задание: допиши пропущенные слова.
ИНСТРУКЦИЯ: Вставь пропущенные слова в тех же падежах, в каких они должны стоять в предложениях, и нажми кнопку «Отправить».
Внимательно следи за орфографией - правильностью написания!
1. Одним из способов познания мира является…
2. … создаёт свои произведения при помощи холста, кисти, красок.
3. Искусство построения разных зданий и их обустройства называется …
4. Мрамор, бронзу, глину и другие материалы использует для создания образов …
5. Вид искусства, отображающий жизнь при помощи слова – это …
На наш взгляд, наиболее эффективно основные цели обучения реализуются через лекцию с элементами деятельности: после каждого раздела основного материала даются вопросы для самопроверки, которые могут быть представлены в виде тестов с вариантами ответов или задач. В зависимости от правильности ответа обучающийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Это отражено в системе построения дистанционного урока. Обратите внимание на инструкцию: «Если ты верно ответил на поставленный вопрос, то сможешь продолжать урок дальше, а если нет, тебе придётся вернуться на текущую страницу для повторной попытки».
Вопросы могут быть различных типов: в открытой (короткий ответ или эссе) или закрытой форме (выбор, множественный выбор, верно/неверно, на соответствие). Вопросы также могут содержать изображения, видео, музыку. Структура дистанционного урока позволяет активно использовать интеграцию литературы и русского языка с другими учебными предметами: историей, музыкой, краеведением, географией, изобразительным искусством. Создание образа под музыку, путешествие в прошлое писателя или поэта, виртуальное посещение музея, картинной галереи, – всё это возможно в дистанционном уроке. Организованная подобным образом подача материала способствует формированию универсальных учебных действий учащихся и достижению планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных).
Обращение к собеседнику («Юный друг!», «Путешественник!») и построение урока в форме диалога способствуют установлению виртуального (дистанционного) контакта с учащимся, превращают ведение урока в простое и непринуждённое общение.
Обязательным условием дистанционного урока является чередование работы с компьютером и учебным пособием. Этот приём помогает педагогу выбрать необходимый для изучения темы материал и познакомить с ним учащегося.
Дистанционный курс русского языка в 5 классе разработан в виртуальной обучающей среде Moodle в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, модифицирован по количеству часов и содержанию для очно-дистанционной формы обучения детей с ОВЗ. Каждый дистанционный урок в среде Moodle содержит формируемые УУД на уроке, инструктивные элементы, информационный блок.
Задача предметного курса – сформировать у учащихся представление о русском языке, имеющем систему норм, отражающем жизнь при помощи слова; показать, что русский язык – это наука со своими законами развития, в основе которой лежат традиции и новаторства.
Модули – уроки составлены на основе КТП для 5 класса в соответствии с ФГОС. Дистанционный курс в виртуальной обучающей среде Moodle содержит пояснительную записку, панель инструментов визуального редактора и инструкцию по работе в системе. Учебные материалы сопровождаются необходимыми пояснениями и инструкциями.
Курс разбит на разделы в соответствии с КТП. В начале каждого урока вступительное слово учителя с целями и задачами, обязательна мотивация. Основной элемент в системе «Глоссарий», в данном курсе «Узелок на память». «Узелок на память» позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Курс разбит на разделы в соответствии с КТП. Внутри каждого раздела используются элементы «Задание», «Лекция», «Тесты», «Рабочая тетрадь», «Камера хранения», «Словари». Используются  внешние ресурсы и дополнительные материалы.
Дистанционный курс по литературе (виртуальная обучающая среда Moodle) разрабатывается в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений (автор В.Я. Коровина), модифицируется по количеству часов и содержанию для очно-дистанционной формы обучения детей с ОВЗ.
Задача предметного курса – сформировать у учащихся представление о литературе как об одном из видов искусства, отражающем жизнь при помощи слова; показать, что литература – это наука со своими законами развития, в основе которой лежат традиции и новаторства.
Весь дистанционный курс литературы в 5, 6, 7, 8, 9 классах представлен как путешествие по КНИГОГРАДУ. Данная форма уроков обусловлена возрастными и психологическими особенностями учащихся.
При составлении урока тщательно отбираются и комбинируются методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности, поэтому наш урок отличается от традиционного учебного занятия. Лекции и теоретический материал разбит на страницы (в соответствии с нормами СанПиН ), имеет функциональные кнопки. В любой момент ребенок может завершить урок или продолжить изучение материала, нажав кнопку «Далее». Обязательна и смена деятельности учащегося: теория – видео или аудиофайл – практика – тест – домашнее задание.
К практической части или к контролю знаний – особый подход. Для каждого этапа урока авторы-составители подбирают разные контрольно-измерительные материалы: тестирование, задания с альтернативными ответами, задания с множественным выбором, задания с выражением ответа в виде восстановления частей предложений, фигур и т. д.
Использование дистанционных технологий в уроке – это удобно, современно, своевременно. Но необходимо помнить, что русский язык и литература – это обязательные учебные предметы, при обучении которым невозможно обойтись без живого слова. Это значит, что составной частью урока являются задания, направленные на развитие навыков устной и письменной речи учащихся. Поэтому и в дистанционном уроке существует форма электронной тетради, в которой ученик может выполнять различные задания, предложенные в ходе урока. Например, после просмотра видеоролика ученик может рассказать в электронной тетради, какие образы возникали на экране по ходу рисунка. Прослушивание звукового файла, выразительное чтение и его анализ способствует развитию навыков чтения с выражением.
Особое внимание уделяется орфографическому написанию слов во время ответа на поставленные вопросы задания. Это немаловажно для развития орфографической зоркости учащегося, навыков пунктуационного письма и повышения уровня грамотности.
Нужно отметить, что обязательными в уроке являются паузы в работе ученика, тем более с ОВЗ. Это может быть зарядка для глаз (упражнение или стереокартинка), упражнения для рук, музыкальная пауза и т. д. Такие минуты отдыха помогают учащемуся не только сосредоточиться, но и переключиться с одного вида деятельности на другой, развивают воображение, моторику рук. Вот один из примеров такого рода паузы:
Если ты устал, юный путешественник, то я предлагаю отдохнуть. Представь, что ты в лесу. Закрой глаза и под звуки пения птиц попробуй мысленно пройти по лесным тропинкам.
Отдохнул? Вот теперь можно продолжать путешествие.
Дистанционные уроки личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, её организацию, постановку цели и задач обучения. Методы дистанционного обучения базируются на основе деятельностного обучения, включающего индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы. Каждый ребенок работает в своем темпе, в зависимости от индивидуальных особенностей, способностей и потребностей.
Всем известно, что оценка – это критерий, который использует учитель, чтобы определить уровень обученности воспитанника. В дистанционном уроке учащийся может сам себя оценить. Например, после прохождения материала и выполнения ряда заданий ученику предлагается следующий шаг: «Чтобы посмотреть оценку за прохождение урока, нажми кнопку "оценка"». Это является не только хорошим стимулом к успешному освоению материала, но и мотивирует ребёнка на получение высокой оценки.
Необходимым условием дистанционного обучения является чередование дистанционных и очных уроков, что способствует вовлечению учащегося с ОВЗ в образовательный процесс [1]. Очень важна преемственность очных и дистанционных занятий. Она прослеживается в методических рекомендациях, составляемых педагогами, разрабатывающими дистанционные уроки: на какие вопросы обратить внимание, как подготовиться к тесту, какие страницы в учебнике необходимо прочитать.
Нужно отметить, что дистанционные уроки отвечают требованиям ФГОС. Это и активное вовлечение учащегося в учебную деятельность, и формирование универсальных учебных действий, и достижение планируемых результатов. Учащийся, выполняя задания, оценивая свою деятельность, сразу может видеть результат.
Следовательно, данная разработка может быть использована не только для обучения детей с ОВЗ, но и в обычных классах общеобразовательной школы. Такая апробация идёт в городе Тольятти. Надо заметить, что учащимся нравятся уроки с использованием дистанционных технологий. Да и родители благодарны педагогам за то, что дети с пользой проводят время за компьютером. Ведь дома они тоже могут работать по теме урока.
Технология дистанционного обучения активно используется тольяттинскими педагогами в программе «Одарённые дети». Такой элемент дистанционного курса, как дополнительные материалы расширяет представления учащегося о предмете, углубляет знания по его отдельным темам.
Организация самостоятельной работы учащихся на дому и в образовательном учреждении способствует формированию познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Структура дистанционного урока помогает учителю организовать и работу с отстающими детьми в целях ликвидации пробелов по пропущенным темам. Если ребёнок болеет, он может поработать дома в системе, получить оценку и отправить её учителю. Это и безболезненно, и результативно.
Таким образом, предмет русский язык и литература с использованием цифровых образовательных ресурсов становится для учащихся интересным, занимательным и развивающим.
Принцип интеграции и дифференциации в обучении, развитие навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности, освоение различных видов заданий, развитие и совершенствование навыков их выполнения, формирование умений учащихся работать с текстами разных стилей и типов, – всё это помогает сформировать у учащихся целостное представление о данных учебных предметах [2].
А это значит, что дистанционные технологии, используемые при изучении литературы, в сочетании с очными уроками способствуют формированию личностных универсальных учебных действий.
Ребята начинают понимать, что это наука со своей историей и теорией, где действуют законы рода, жанра; где знание терминологии и умение владеть ею развивает и совершенствует речевые навыки; где традиции и новаторства лингвистов, писателей и поэтов, разделённых временем, помогают представить языковой и литературный процесс в общем и целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : методическое пособие. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 167 с.
2. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 143 с.

FEATURES OF REMOTE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES THE TECHNIQUES OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES FOR TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES

© 2018

Bakhareva S.A.,
Russian language and literature teacher
School № 89, Togliatti (Russia)

Apevalina E.N.,
Russian language and literature teacher
School № 56, Togliatti (Russia)
Dimurina O.A.,
Russian language and literature teacher
School № 94, Togliatti (Russia)

Abstract: The Author identifies the following task of the subject course - to form students' understanding of literature as one of the types of art that reflects life with the help of the word, and seeks to show that literature is a science with its own laws of development, which are based on tradition and innovation. The article pays special attention to the spelling of words during the answer to the questions of the task.
Keywords: distance learning; education; material; educational results; universal educational actions; individualization; Internet technologies.