sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.5

ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ»

© 2018

Белкин А.В.,
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры исторического и социально-экономического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье определяется понятие «проблемный вопрос» и его соотношение с понятием «дискуссионный вопрос» и «главный вопрос», пред-лагается классификация проблемных вопросов, обозначается стилистическая основа алгоритма их формулирования и рассматривается применение к одной теме – «Первая российская революция 1905–1907 гг. Политические реформы», а также предлагаются варианты заданий.
Ключевые слова: проблема; предпосылка вопроса; проблемный вопрос; дискуссионный вопрос; главный вопрос.

Актуальность формулирования и использования проблемных вопросов на уроках истории в условиях внедрения ФГОС вызвана изменением подхода к преподаванию в целом и трудностями у педагогов и методистов, возникающими при этом переходе. ФГОС провозглашает в качестве основной идеи «умение учиться». Акцент с репродуктивной деятельности переносится на активный самостоятельный поиск и анализ информации учащимся, в итоге приводит к более эффективному усвоению информации и формированию прочных знаний (знание – систематизированная, усвоенная информация) по предмету. В этой связи проблемный вопрос становится одним из основных средств в методическом инструментарии учителя. Однако практика показывает, что им, а подчас и методистам, не всегда удается точно сформулировать проблемный вопрос.
В советской методической литературе 1960-х –1980-х  гг. активно разрабатывался проблемный метод в обучении истории. Выдающиеся методисты И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Г. Дайри, П.В. Гора, М.И. Махмутов, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская сформулировали и развили основные принципы данного подхода, который органично согласуется с методологией современного ФГОС. В частности, в работе 1975 г. М.И. Махмутов раскрывает алгоритм формулирования проблемных вопросов и приводит примеры проблемных вопросов, содержание которых отражает господствующую в СССР формационную концепцию исторического процесса и исторического познания К. Маркса [1, с. 131].
В современной педагогической литературе следует выделить работу Л.А. Котловой и И.Е. Крапоткиной, которые заостряют внимание на функции проблемного вопроса как учебной проблемы или учебной задачи, а не на сущности. Тем не менее, авторы, опираясь на опыт О.И. Горбовской (1977 г.), предлагают в рамках системно-деятельностного подхода типы учебных заданий, которые возможно использовать при ответе на проблемный вопрос [2].
Целью данной статьи, учитывая все вышесказанное, является выявление алгоритма формулирования проблемного вопроса на уроке истории и, в качестве примера, его использование при изучении темы «Первая российская революция 1905–1907 гг. Политические реформы».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) раскрыть понятие «проблемный вопрос и его соотношение в дидактике с однородными понятиями: «главный вопрос» и «дискуссионный вопрос»; 2) создать классификацию проблемных вопросов; 3) предложить варианты проблемных вопросов и учебных заданий к ним по теме «Первая российская революция 1905–1907 гг. Политические реформы».
Понимание сущности проблемного вопроса, на наш взгляд, прямо вытекает из определения проблемы. Мы будем исходить из положения, что проблема есть осознание невозможности достичь цели имеющимися в наличии у субъекта средствами. Проблемный вопрос в этом смысле – это проблема, сформулированная в вопросительной форме.
Все проблемы (проблемные вопросы) при изучении истории следует разделить на две группы: академические (научные) и учебные (гражданские). Академические решаются в области методологии (понятий и соотношений между ними), а также в области источниковедения (поиск всех источников). Целью академической истории является достижение научной истины. Целью гражданской истории, которая преподается в школе, становится воспитание гражданина. В связи с этим учебные проблемы уже решены не только и не столько в науке, сколько в политике. Их образовательной задачей можно определить самостоятельный поиск учеником доступного и изученного историками-профессионалами и методистами исторического материала, а также усвоение новой информации, а в конечном счете, формирование УУД. Таким образом, в дидактике проблемный вопрос – это реальное учебное противоречие, для разрешения которого учащемуся необходимо найти и использовать достаточное количество известных средств.
В этой связи важно соотношение понятий главный, дискуссионный и про-блемный вопрос. В Концепции нового УМК по Отечественной истории в качестве одного из требований к учебнику говорится: «В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос и подобрать необходимые аргументы» [3]. Как известно, аргументы используются при отстаивании своей позиции в рамках дискуссии. Это означает, что главный вопрос в начале параграфа должен быть дискуссионным (дискуссионный вопрос – спорное суждение, требующее осмысления и предполагающее приведение аргументов в поддержку одной из точек зрения). При этом в рамках дискуссии возможно три всеобщих варианта ее разрешения: 1) признание одной из точек зрения; 2) компромисс; 3) признание самого вопроса неразрешимым. Проблемный же вопрос предполагает поиск средств (аргументов) для разрешения уже решенного в науке и политике противоречия, то есть признания устоявшейся точки зрения. Таким образом, дискуссионный вопрос требует решения нерешенной проблемы или неразрешимой проблемы (вариант исторического моделирования: «что было бы.., если бы…?») и формирует коммуникативные и познавательных УУД для подтверждения (аргументами) определенной точки зрения на проблему. Проблемный вопрос предполагает выполнение последовательных учебных действий для решения уже решенной проблемы. Такое понимание позволяет провести параллель между дискуссионным вопросом и исследовательским проектом, а также между проблемным вопросом и проектом, реализуемыми в рамках ФГОС.
Создание классификации проблемных вопросов подразумевает выделение признака, по которому проводится их разделение. В качестве признака представляется целесообразным избрать содержание предпосылки вопроса (вопрос – это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся. Исходная информация в вопросе называется предпосылкой [4, с. 80]). В этом случае все проблемные вопросы следует разделить на: 1) вопросы, связанные с содержанием понятия; 2) вопросы, связанные с содержанием исторической ситуации. Рассмотрим выделенные виды на примере изучения темы «Первая российская революция 1905–1907 гг. Политические реформы».
Примером проблемного вопроса, связанного с содержанием исторической ситуации может стать вопрос «6 августа 1905 г. Николай II издал манифест об учреждении Государственной Думы. Почему значительная часть представителей либерального и революционного лагеря высказалась за бойкот Думы, несмотря на то, что организация первого парламента в России – это был прогрессивный шаг?» [2, с. 284]. В вопросе есть предпосылка, которая характеризует историческую ситуацию, и требование уточнить – «почему же…».
Вопрос, связанный с содержанием понятия по избранной нами теме, может формулироваться так: «Почему историки называют события 1905–1907 гг. в России революцией?». Данный вопрос в качестве предпосылки имеет понятие революция. Последовательная работа с ним должна привести к ответу на проблемный вопрос и развивать не только познавательные, но и регулятивные УУД.
Примерами учебных заданий, отражающих ход решения проблемы могут стать предложенные варианты.
Задание 1 (на формулирование понятия).
Составьте из предложенного списка слов определение революция. Учитывайте, что в списке есть лишние и пропущенные слова.
Природа, глубокий, явление, качественный, изменение, познание, разви-тие, количественный, общества, революционный.
Здесь важно, что учащиеся при выполнении данного задания могут предложить разные варианты ответа, но обязательно содержащие один необходимый элемент.
Варианты ответа:
РЕВОЛЮЦИЯ – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания.
РЕВОЛЮЦИЯ – качественное изменение в развитии каких-либо явлений.
Задание 2 (на поиск информации в тексте).
Используя пункт 1 «Причины революции» §5 учебника, выделите в тексте словосочетания и заполните таблицу «Россия накануне 190  г.».

Сферы жизни общества

Состояние

Экономическая

 

Политическая

а) внутренняя;

б) внешняя.

 

Социальная

 

Правовая

 

Заполнение этой таблицы фиксирует в сознании учащихся алгоритм анализа процессов общественной жизни.
Задание 3 (на поиск и анализ новой и уже имеющейся информации).
Прочитайте отрывок из Манифеста «Об усовершенствовании государ-ственного порядка» в параграфе 5 учебника и, опираясь на таблицу «Россия накануне 1905 г.», ответьте на вопрос: «В каких сферах жизни общества про-изошли изменения и какие»?
Такая последовательность заданий обеспечивает поиск и использование достаточного количества известных средств для ответа на проблемный вопрос.
В результате исследования темы можно сделать следующие выводы:
– в дидактике проблемный вопрос – это реальное учебное противоречие, для разрешения которого учащемуся необходимо найти и использовать до-статочное количество известных средств;
– главный вопрос урока может быть как проблемным, так и дискуссион-ным, при этом дискуссионный вопрос в дидактике является понятием более широким;
– по содержанию предпосылки проблемные вопросы делятся на следую-щие виды: 1) вопросы, связанные с содержанием понятия; 2) вопросы, связанные с содержанием исторической ситуации;
– изучение темы «Первая российская революция 1905–1907 гг. Политические реформы» возможно с использование обоих видов предложенных вопросов, которые формируют и развивают познавательные и регулятивные УУД;
– в основе алгоритма проблемного вопроса лежит стилистическая кон-струкция, содержащая слово «почему».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М. : Педагогика, 1975.
2. Котлова Л.А., Крапоткина И.Е. О технологии проектирования проблемных вопросов // Проблемное обучение в современном мире. VI Международные Махмутовские чтения: сборник статей. Под редакцией: Е.Е. Мерзон, В.Л. Виноградова, Р.Ф. Ахтариевой, В.А. Мартыновой. Елабуга : Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский филиал, 2016. С. 181–186.
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории [Электронный ресурс] URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата обращения: 23.08.2018).
4. Кузина Е.Б. Практическая логика. М.: Триада, Лтд, 1996.

FORMULATION AND USE OF THE PROBLEM QUESTION ON THE LESSON OF HISTORY ON THEME: «THE FIRST RUSSIAN REVOLUTION 1905-1907. POLITICAL RE-FORMS »

© 2018

Belkin A.V.,
Senior Lecturer, Ph.D.
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article defines the notion “problem issue” and its relationship with the notion “debatable issue” and “main issue”, proposes a classification of problematic issues, designates the stylistic basis of the algorithm for their formulation, and considers the application to one theme “First Russian Revolution of 1905-1907 Political reforms ”, and also offers options for tasks.
Keywords: problem; premise of the question; problem issue; discussion question; main question.