sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.5

ПАМЯТКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

© 2018

Манахова Н.М.,
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Каждый пользователь Интернета должен знать об угрозах, которые подстерегают его на просторах глобальной сети, и уметь обезопасить свой компьютер и себя от негативных действий злоумышленников. Особую опасность Интернет представляет для детей. Важно научить детей правилам безопасной работы в глобальной сети. Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности, участников образовательного процесса и специальная подготовка педагогов в сфере безопасного поведения в мире компьютерных технологий и Интернета. В данной статье представлено одно из эффективных средств просвещения родителей по медиабезопасности детей – памятка.
Ключевые слова: медиабезопасность детей; правила безопасной работы в глобальной сети; памятка.

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Однако доступность и проницаемость глобальной коммуникационной сети дает возможность и для нежелательных воздействий. Сегодня количество пользователей российского сектора сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. На основании этого стоит обратить внимание на такое понятие, как «медиабезопасность».
В научной литературе наряду с понятием «медиабезопсность» употребляется как его синоним «информационная безопасность». Мы поддерживаем мнение  ученых А.С. Быкадоровой и Е.В. Шаповаловой, которые различают их: информационная безопасность – это защищенность информации, а медиабезопасность – это защищенность пользователей от недостоверной информации [1, с. 54].
В широком смысле медиабезопасность – это деятельность, направленная на защиту интересов гражданского общества от появления и распространения недостоверной информации в сети Интернет, способной негативно повлиять на социальные процессы. В узком смысле медиабезопасность – это деятельность по обеспечению личной безопасности пользователя в сети Интернет, которая позволяет ему не только распознать недостоверную информацию, но и, используя механизмы саморегуляции интернет-среды, предотвращать распространение вредоносной информации [1, с. 54].
Обеспечение безопасности детей и подростков, по мнению О.Н. Мазиной, признается одной из основных стратегических задач нашего государства [2, с. 81–84]. Так, согласно федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) информация, оправдывающая противоправное поведение;
6) информация, содержащая нецензурную брань;
7) информация, содержащая информацию порнографического характера;
8) информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего [3].
У интернета нет собственника, так как он является совокупностью сетей, которые имеют различную географическую принадлежность. Нет хозяина, нет цензора, полная свобода действий. Каждый желающий может размещать информацию как полезного свойства, так и информацию, которая может навредить её пользователям.
Следить за безопасностью в Интернете некому. Поэтому, каждый пользователь Интернета должен знать об угрозах, которые подстерегают его на просторах глобальной сети, и уметь обезопасить свой компьютер и себя от негативных действий злоумышленников. Особую опасность Интернет представляет для детей. Важно научить детей правилам безопасной работы в глобальной сети.
Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности, участников образовательного процесса и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов, в сфере безопасного поведения человека – специалиста и школьника в мире компьютерных технологий и Интернета. Интернет может стать максимально безопасным и удобным для использования для подрастающих поколений.
Большое значение в этом играют родители, которые должны осознавать свою роль в обеспечении безопасности детей в сети Интернет. Надо напоминать родителям о том, что без содействия взрослых, дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам; что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора.
В данной статье мы хотим представить одно из эффективных, на наш взгляд, средств просвещения родителей по медиабезопасности детей – памятка.
Памятку определяют в словарях русского языка как книжечку, содержащую короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь; в научной литературе как средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции. Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
У памяток как средства просвещения есть свои преимущества:
– используются в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению;
– воздействуют на конкретные группы людей, определенную аудиторию, что дает наибольший эффект;
– дешевы и просты в изготовлении и распространении.
Важный аспект памятки о медиабезопасности заключается в побуждении участников образовательного процесса (родителей, детей) к определенным действиям, направленным на профилактику проблем, связанных с интернет-угрозами, и формирование сознательной установки на правильное использование сети Интернет.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток по медиабезопасности:
1. Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс действий по предотвращению интернет-зависисмости и т. п.).
2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (обязанности родителей по профилактике интернет-зависимости детей).
3. Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, как провести физкультминутку для глаз и снять напряжение при долгой работе за компьютером; способы быстрого снятия стресса или искусство расслабления, и т. п.).
4. Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях (например, разъясняется, почему нельзя нарушать установленные требования безопасности и что может произойти при их нарушении).
5. Памятка-стимул (социальная реклама), доминантой которой является стимулирование человека, раскрытие перспектив его деятельности и т. п. Доминантой является стимулирование человека на безопасное использование Интернета (например, сопоставление жизни с Интернетом и без него).
6. Памятка «вопрос-ответ».
Памятка для родителей по медиабезопсности детей в сети Интернет состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя факты по проблеме. Второй блок – советы, рекомендации, алгоритм, инструкцию действий в определенных случаях. По содержанию второго блока можно определить, к какому типу относится данная памятка. Третий блок – информация об адресах и телефонах специализированных учреждений помощи и т. п.
Представляем примеры памяток для родителей по медиабезопасности детей в сети Интернет, разработанные педагогами на курсах повышения квалификации:

20-08

Памятка № 1. Памятка-стимул

20-09

Памятка № 6. Памятка-совет, рекомендация

Специальные классные часы необходимо посвятить беседам с родителями о правилах обеспечения безопасности их детей в работе с Интернетом дома и обеспечить их дополнительной информаций в виде памяток, которые напомнят родителям о том, чтобы они, подтверждая данную учителем информацию, также рассказали своим детям о существовании злоумышленников и о потенциальных опасностях Интернета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быкадорова А.С., Шаповалова Е.В. Медиабезопасность как актуальное направление медиаобразовательной деятельности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). C. 53–57.
2. Мазина О.Н., Гараева Е.А. О модернизации системы защиты и обеспечения прав и интересов детства // Образование и общество. 2014. № 2 (85). С. 81–84.
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29 декабря 2010 г., № 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // КонсультантПлюс: Высшая школа: учебное пособие. Электронные текстовые данные (400Мб). [М.]: КонсультантПлюс, 2004–2013. Выпуск 19: К весеннему семестру 2013. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

THE MEMO AS AN EFFECTIVE MEANS OF EDUCATING THE PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE MEDIA SECURITY OF CHILDREN ON THE INTERNET

© 2018

Manakova N.M.,
the candidate of pedagogical Sciences, head of chair of methodology of physical culture and health improvement and preventive work
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: Every Internet user should be aware of the threats that lie in wait for him in the vast global network, and be able to protect your computer and yourself from the negative actions of intruders. The Internet is especially dangerous for children. It is important to teach children the rules of safe work in the global network. One of the ways to solve this problem can be education of the public, participants of the educational process and special training of teachers in the field of safe behavior in the world of computer technology and the Internet. This article presents one of the effective means of educating parents on media safety of children – memo.
Keywords: mediaasset children; rules for safe operation in a global network; memo.