sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 331.3:9

О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2018

Манюхин И.С.,
кандидат исторических  наук, доцент,
заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Пивоварова М.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 78 г.о. Самара (Россия)
Артамонов М.А.,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 29  г.о. Сызрань (Россия)
Котерина Л.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа № 38 имени гвардии полковника Косырева М.И.» г.о. Самара (Россия)
Семенова И.А.
учитель истории и обществознания
ГБОУ СО СОШ  п. Комсомольский м.р. Кинельский Самарской области (Россия)

Аннотация: Статья посвящена реализации учебно-методического комплекса по отечественной истории в Самарской области. Выявлены основные трудности, возникающие при ее внедрении: объем содержания; синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории; реализация на практике методологических исторических и системно-деятельностного подходов.
Ключевые слова: федеральные образовательные стандарты, учебно-методический комплекс по отечественной истории, историко-культурный стандарт, отечественная история, всеобщая история, региональная история, системно-деятельностный подход.

Учебно-методический комплекс по отечественной истории (далее – УМК) включает в себя концепцию исторического образования и историко-культурный стандарт (далее – ИКС). История создания и характеристика этого важного документа уже была описана в работах одного из авторов [1; 2; 3]. С 2015 г. методологические подходы и содержание ИКС составляют основу содержания и требований к ЕГЭ по истории, а с 2016 г. – новых линеек учебников. Важнейшим изменением в историческом образовании с введением нового УМК является поэтапный (с 6 по 10 классы) переход с концентрической на линейную систему образования [4]. В 2018–2019 гг. этот переход происходит в 8 классах школ Самарской области. За истекший срок накопился определенный опыт работы по новому стандарту как на уровне кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО, так и на уровне педагогов-историков образовательных организаций. Появилась возможность дать оценку тем сложностям, которые возникают на этом пути и описать их в данной статье. Отметим, что к ним можно отнести: объем содержания; синхронизацию курсов отечественной и всеобщей истории; реализацию на практике методологических сугубо исторических и педагогического системно-деятельностного подходов.
1. Объем содержания. Россия – единственная в мире страна, где школьники одновременно изучают историю отечественную, всемирную (всеобщую) и региональную. Объем материала очень велик, и именно это создает дополнительные сложности для его усвоения. История изучается с древнейших времен до современности – 2012 г. Вот как выглядит новая хронология в ИКС:
6 класс – Раздел I. От Древней Руси к Великому княжеству Московскому.
7 класс – Раздел II. Россия в XVI-XVII вв.: от Великого княжества к Царству.
8 класс – Раздел III. Россия в конце XVII-XVIII вв.: от Царства к Империи.
9 класс – Раздел IV. Российская империя XIX – начала XX вв.
10 класс – Раздел V. Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.
10 класс – Раздел VI. Советский Союз в 1920–1930-е гг.
10 класс – Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
10 класс – Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
10 класс – Раздел IX. Российская Федерация в 1991–2012 гг.
11 класс – История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни).
Представленная ниже таблица дает представление об элементах исторического содержания (понятиях и терминах, персоналиях и датах), которые необходимо освоить обучающимся.

Таблица 1.

№ п/п

Раздел

Понятия

и термины

Персоналии

События и даты

I

От Древней Руси к Великому княжеству Московскому

51

56

57

II

Россия в XVIXVII вв.: от Великого княжества к Царству

28

43

60

III

Россия в конце XVIIXVIII вв.: от Царства к Империи

30

68

79

IV

Российская империя XIX начала XX вв.

26

145

76

V

Россия в годы «Великих потрясений». 19141921 гг.

37

22

37

VI

Советский Союз в 19201930-е гг.

64

68

47

VII

Великая Отечественная война. 19411945 гг.

29

59

33

VIII

Апогей и кризис советской системы. 19451991 гг.

76

71

68

IX

Российская Федерация в 19912012 гг.

34

18

23

Всего

 

375

550

480

В результате изучения школьник в идеале должен знать 375 понятий и терминов, 550 персоналий, 480 событий и дат. Из перечисленного перечня по степени сложности для запоминания на первом месте стоит список персоналий, втором – перечень понятий и терминов, на третьем – список дат и событий. Сопоставимый объем материала школьник должен усвоить и по всеобщей истории, стандарт которой уже прошел общественную экспертизу, но пока не утвержден. Сюда приплюсуем и содержание регионального компонента. В результате получаем объем материала, более чем в два раза превосходящий объем, заложенный в ИКС по отечественной истории.
Отметим, что в задачу исторического школьного образования входит не просто механическое заучивание материала, а развитие исторического мышления, основанного на понимание процессуальности и внутренней логики исторического процесса, лежащих в его основе причинно-следственных связей, понимание специфики истории России в контексте мировой истории и особенностей региональной истории Самарского края. Опыт авторов показывает, что достичь необходимого баланса содержания очень сложно. Даже учитывая приоритетность отечественной истории изучать «по остаточному принципу» содержание всеобщей истории и региональной истории не получается. Так, в кодификаторе ЕГЭ закреплено 111 элементов всеобщей истории, которые входят в перечень проверяемых на экзамене. Содержание регионального компонента входит в областные ВПР и в задания этапов самарских олимпиад школьного и муниципального уровней. Кроме этого, региональная история составляет основу программ по краеведению, активно реализуемых во внеурочной деятельности, широко представлена в материалах окружных и областных научно-практических конференций с участием школьников.
Задача учителя при освоении такого объема материалы состоит в том, чтобы выделить главные ключевые темы и события, акцентировать на них внимание в ходе преподавания предмета.
2. Трудность, связанная с синхронизацией курсов отечественной и всеобщей истории, является временной, характерной для переходного периода внедрения новых линеек по истории. Суть ее – в отставании внедрения УМК и новых линеек учебников по всеобщей истории. Большинство регионов России, в том числе Самарская область, третий год реализуют новые стандарты по отечественной истории и одновременно учатся по «старым» учебникам по всеобщей истории. Линейный принцип преподавания отечественной истории вступает в противоречие с принципом концентров, сохраняющимся в истории всеобщей. Если ранее школьники изучали весь курс истории России с 6 по 9 классы, а затем повторяли ее в 10-11 классах, то теперь в соответствии с ИКС они проходят весь курс с 6 по 10 классы. В 11 классах предоставляется выбор из двух курсов: «Россия и мир», «История России до 1914 г.». Происходит разнобой в изучении материала, нарастающий с каждым годом. Наибольшие сложности в 2018–2019 гг. возникают при переходе на линейную структуру в 8 классе, так как учебник по всеобщей истории для 7 класса будет использоваться как в 7-ом, так и 8-ом классах. Это обстоятельство приводит к дефициту учебников, трудностям в разработке рабочих программ и проектировании курсов.
3. Реализация на практике методологических сугубо исторических и педагогического системно-деятельностного подходов связана с существенными изменениями в подходах к преподаванию.
С введением ИКС изменилась стратегия преподавания курса истории России. Разработчики стандарта заявили о смене приоритетов курса и отказе от доминирования государственно-политической истории в сторону большего изучения истории культуры, человека в его историческом измерении [5]. Нами был проведен контент-анализ текста ИКС, который со всей очевидностью показывает, что это удалось сделать лишь отчасти. В таблице 2 представлены данные контент-анализа содержания историко-культурного стандарта, которые дают определенные представления об основных подходах и направленности стандарта. В основу процедуры положены ключевые термины и понятия, связанные с содержанием таких направлений, как государственно-политические отношения (политика, военный действия, власть), экономические отношения (экономика, модернизация), культурные отношения (культура, искусство в разных его проявлениях, культура повседневности и быт), религиозные отношения (церковь, религия, духовность).

Таблица 2.

Понятия и термины

Количество упоминаний в ИКС

Политика, политический и производные от них

156

Государство, государственные и производные от них

128

Война, военные и производные от них

79

Власть, властные и производные от них

77

Всего

440

Экономика, экономические и производные от них

101

Модернизация

15

Всего

116

Культура, культурные и производные от них

85

Искусство

15

Литература, литературные и производные от них

18

Живопись

12

Архитектура

13

Скульптура

3

Быт, бытовые и производные от них

41

Повседневность

21

Всего

208

Церковь, церковные, церковный

20

Религия, религиозный

10

Духовный

1

Всего

31

Статистический анализ представленных терминов и понятий однозначно указывает, что государственно-политические отношения играют в содержании историко-культурного стандарта основную роль. Так, количество упоминаний со словами политика, государство, власть, война и производных от них составляет 440 или 55% от общего числа. Термины и понятия производные от слова культура и ее аспектов представлены в содержании ИКС 208 раз (26%). Термины и понятия, характеризующие экономику, зафиксированы 116 раз (15%). Понятия и термины, связанные с религией – 31 раз (4%).
Таким образом, можно отметить, что заявленные разработчиками стандарта приоритеты на самом деле не отражают в полной мере его содержание. Основным элементом содержания стандарта при изложении истории России в школе по-прежнему осталась государственно-политическая история. Уменьшилась роль экономической истории, существенно возросла роль истории культуры, более широко стала освещаться история церкви, в основном православной. Как отразились эти изменения на деятельности учителя? Какие трудности в связи с этим возникают?
Известно, что учителя со студенческой скамьи изучают в основном государственно-политическую историю, и в этом плане курс изучения в основе остался прежним. Однако значительные трудности возникают при освоении культурного компонента из-за того, что в вузах история культуры изучалась «по остаточному принципу». Между тем, новые учебники, материалы ЕГЭ и олимпиад включают в себя многочисленные задания на проверку знаний по культуре (знание архитекторов, художников, писателей, поэтов, ученых и их трудов и др.). По сути, учителям приходится заново осваивать конкретный историко-культурный материал.
Само изучение истории культуры рассматривается в новом УМК как диалог между культурами и народами, населяющими Россию. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что история Россия есть история всех народов и наций, входящих или когда-то входивших в Российское государство [6]. Перепись 2010 г. зафиксировала наличие на территории современной России 184 народов. Но это лишь современное демографическое и этнополитическое состояние, которое исторически менялось. Иная демографическая и этническая ситуация была в эпохи Древнерусского государства, Российской империи, СССР. Как учесть эту многонациональность как фактор истории и как должна выглядеть многонациональная история России в школьном курсе? Отчасти, этот вопрос решен в учебниках издательства «Просвещения», где есть разделы, посвященные истории отдельных регионов и населяющих их народов в разное историческое время. Например, в учебнике 7 класса есть раздел «Народы России XVII в.». В линейках учебников «Дрофа» и «Русское слово» таких разделов нет. Учителю самому приходится на практике реализовывать принцип «многонациональности российской истории».
Многонациональный компонент в наиболее развернутом виде должен быть представлен при проектировании и реализации регионального компонента, присутствовать в рабочих программах по краеведению. Известно, что история заселения и освоения Самарского края связана с историей русских, башкир, чувашей, татар, мордвы, немцев, поляков, евреев, украинцев и других народов. Здесь учителям приходится опираться в основном на работы Л.В. Храмкова [7; 8], которые, при всех их достоинствах, не являются пособиями по исторической этнографии/этнологии. Вузовская подготовка специалистов, бакалавров, магистрантов историков также крайне мало внимания уделяет истории этносов. Поэтому требования нового УМК в части реализации на практике положения о «многонациональном характере отечественной истории» полностью не выполнимы.
Существенные изменения в работе педагогов происходят с внедрением системно-деятельностного подхода, что заложено в требованиях ФГОС и УМК. Переход от так называемого «знаниевого» подхода к деятельностному предполагает субъект-субъектные отношения в отношениях учитель-ученик. Повышение активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности достигается за счет выполнения ими самостоятельно большого объема разного рода заданий. Задача учителя в данном случае сводится к организации деятельности учеников, разработке, подборе заданий, а также в совершенствовании процедур оценивания и контроля. Отметим, что дисциплина методика преподавания истории, а также педагогическая практика при учебе в вузе не дают преподавателю твердых основ для овладения навыками нового подхода. Поэтому учителю в данном случае приходится много времени тратить на повышение своей квалификации путем прохождения курсов и самостоятельной работы.
В заключение отметим, что выявленные трудности в реализации УМК и ИКС свойственны, скорее всего, не только их реализации в Самарской области, но и на других территориях Российской Федерации, поскольку они отражают наметившийся разрыв между требованиями нового стандарта и уровнем подготовки учителей историков.

UNIVERSAL EDUCATION ACTION: THEORY AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION IN THE HISTORICAL SCHOOL

© 2018

Manyikhin I.S.,
candidate of historical sciences, associate professor,
Head of  Department historical and socio-economic education Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)
Pivovarovа M.V.,
history and social studies teacher
Municipal budget educational institution of secondary educational school №78 g.o. Samara (Russia)
Artamonov M.A.,
history and social studies teacher State budgetary educational institution secondary schoole №29 g.o. Syzran (Russia)
Koterina L.V.,
history and social studies teacher
Municipal budgetary educational institution school № 38 named after the guard colonel Kosyreva M.I. g.o. Samara (Russia)
Semenova I.A.,
history and social studies teacher
State budget educational institution of the samara region secondary shool of the settelement komsomolskiy m.a. kinelsky of the samara region (Russia)

Abstract: The article is devoted to the implementation of educational and methodical complex on national history in the Samara region. The main difficulties encountered in its implementation are identified: the volume of content; synchronization of courses of national and universal history; implementation of methodological, historical and system-activity approaches in practice.
Keywords: federal educational standards, educational and methodical complex on national history, historical and cultural standard, national history, general history, regional history, system-activity approach.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Манюхин И.С. Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования // Известия Самарского научного центра РАН. Самара : Изд-во СНЦО РАН, 2016. Т. 18. № 3. С. 118–123.
2. Манюхин И.С., Белкин А.В., Андрамонов Д., К. Введение нового УМК по отечественной истории : учебно-методическое пособие. Самара : СИПКРО, 2017. 68 с.
3. Манюхин И.С. Историко-культурный стандарт: анализ содержания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. № 6 (72) 2017. Часть 2. Тамбов : Грамота, 2017. С. 185–188.
4. Учебно-методический комплекс по отечественной истории. Федеральный портал «История России» [Электронный ресурс]: URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата обращения: 01.10.2016).
5. Петров А.Е. Комментарии к концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13. С. 4–9.
6. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года Москва [Электронный ресурс]: URL: http://news.kremlin.ru/news/17536 (дата обращения: 22.02.2013).
7. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Самара : Самарский университет, 2007. 345 с.
8. Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара : Самарский университет, 2006. 389 с.