sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

© 2018

Мясникова Н.С.
ГБОУ Самарской области СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области,
Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области (Россия)

Аннотация: Создание модели социального партнёрства стало той новой образовательной и воспитательной средой, где проходит формирование ценностной сферы обучающихся, становление и развитие компетентного гражданина России. В данной статье представлено описание личностного развития младшего школьника в условиях модели социального партнерства.
Ключевые слова: личностное развитие младшего школьника; социальное партнерство; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

В психолого-педагогической литературе уделено большое внимание развитию личности, но надёжных средств и условий в практике жизни недостаточно. Как недостаточно и времени, отводимого на уроке для формирования и развития личностных качеств школьника. Само содержание материала по предметам в большей степени нацелено на развитие интеллектуальных способностей ученика и в меньшей – на формирование его саморазвития. Данная проблема стала для меня актуальной.
В рамках ФГОС психолого-педагогического сопровождения первоклассников совместно с психологической службой школы провела диагностическое обследование по методике А.В. Захаровой, которое показало достаточно высокий процент склонности к эгоцентризму – 43%, завышенной самооценке – 47%; около 65% осознают свою уникальность и лишь 35% осознают сходство с другими людьми. Это говорит о том, что большая часть детей живёт своими личными интересами и потребностями, у них нет ориентира на нравственную, общественно значимую деятельность.
Определив сферу интересов детей класса по методике Н.П. Нечаева, была очень удивлена, что такие, казалось бы, энергичные дети имеют пассивные интересы.

20-10

Кроме этого, обратила внимание, что у младших школьников (в силу их возрастных особенностей) нет опыта взаимодействия с окружающим миром, а социализация носит стихийный характер.
Тем самым обозначилась проблема несоответствия образа ученика идеям, заложенным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в ФГОС.
Для решения данной проблемы в первую очередь считаю необходимым и важным развивать социальное партнерство как совместную деятельность, направленную на согласование интересов и решение проблем. При этом указанная деятельность может осуществляться как постоянно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций.
Для этой цели мною был разработан долгосрочный воспитательный проект: «Я, ты, он, она, вместе – целая страна! Социальное партнёрство как средство формирования у школьников мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни».
Суть данного проекта заключается в объединении усилий школы и различных институтов социума, создании системы их эффективного взаимодействия по воспитанию детей. Исходя из этого, стратегическая цель проекта – системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения ими базовых социокультурных ценностей, для его позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.
Проект по социализации учащихся строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, отечество, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование. А также ориентация на вечные абсолютные ценности, такие как мир, природа, искусство, человечество, добро, истина, красота. Проект направлен на развитие и воспитание обучающегося как компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Реализация проекта должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на патриотические чувства, ценности гражданского общества, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них российской гражданской идентичности, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.
В чём я вижу проявление Социального партнерства в школе? Прежде всего, в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Предполагалось, что такая деятельность расширит круг общения всех участников образовательного процесса, позволит учащимся получить социальный опыт и будет способствовать формированию их мировоззрения.
Механизм реализации модели социального партнёрства.
– Апробация модели интеграции ресурсов школы и институтов социума.
– Инновационные мероприятия, совместные совещания с институтами социума о ходе и промежуточных результатах проекта.
– Мониторинг обследования качества личности школьника и оценки эффективности модели образовательного пространства.

20-11

Следует сказать, что спустя 3 года с момента начала реализации проекта, возникла идея в его преобразовании, расширении рамок участников проекта. Исполняя обязанности начальника лагеря, совместно с педагогом-организатором школы Бычковой Н.Д., мы разработали и апробировали модель социального партнёрства в летнем лагере с дневным пребыванием детей в разновозрастном коллективе в июне 2016 г. Успешную реализацию проекта подтверждают итоги мониторинга Поволжского Управления образования и науки Самарской области: лагерь занял 1 место в Волжском районе.
Ожидаемые результаты.
Будет создано новое образовательное пространство для участников проекта: «Я, ты, он, она, вместе – целая страна! Социальное партнёрство как средство формирования у школьников мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни», которое повысит качество воспитательного процесса.
Участники проекта получат возможность успешно адаптироваться к жизни в современном обществе, приобретут социальный опыт.
У обучающихся сформируются ключевые компетенции (коммуникативные, информационные, социальные, автономизационные, нравственные):
– будут уважать и принимать ценности семьи и общества;
– будут готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
– проявят активную жизненную позицию, инициативность, лидерские и организаторские способности, умение принимать решения в разных жизненных ситуациях, коммуникабельность, толерантность и т. п.;
– будут любознательными, активно и заинтересованно познающими мир, в том числе с помощью ИКТ-технологий.
Ожидаемый воспитательный эффект:
– участники воспитательного проекта будут проявлять активность, лидерские качества, будут являться инициаторами интересных и нужных дел не только в своём классном коллективе и на территории школы, но и на территории посёлка, а может, и района, что приведёт к реальному росту социальной активности обучающихся;
– будут примером для остальных обучающихся, их положительный опыт будет способствовать расширению числа участников проекта и созданию в образовательном учреждении благоприятной для успешной социализации среды.
Механизм оценки достижения ожидаемых результатов.
Диагностические исследования по методике А.В. Захаровой; «Сфера интересов» Н.П. Нечаева, «Изучение уровня социализированности обучающихся» М.И. Рожкова; а также диагностики, направленные на изучение интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в коллективе; анкетирование для определения уровня воспитанности.
Создание Портфолио обучающихся
Показатели для внешнего мониторинга: благодарности и грамоты, полученные детьми; активность обучающихся в организации и участии интересных и нужных дел на территории школы и посёлка.
Практические результаты проекта:
– Реализованы социальные проекты «Здоровое питание», «Наш цветущий Рощинский», «Гражданин» «Туристическая тропа», «Проблемы в жизни инвалидов нашего посёлка», «Строительство снежного городка для малышей» «Семь+Я за экологию», «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД».
– Созданы условия для получения умений и навыков в выращивании рассады цветов, в уходе за клумбой на пришкольном участке и территории детского сада.
– Были туристические пешие маршруты.
– У школьников формировалась компьютерная грамотность, навыки по технологии переплётных работ, по созданию тематических книг для дошкольников.
– Создана площадка поисковой и исследовательской деятельности с целью пополнения фонда школьного музея материалами по теме: «Дети войны», улучшения качества окружающей среды.
– Эффективно функционирующая социальная модель, созданная на основе интеграции (объединения) ресурсов школы и социальных институтов в воспитании детей.

Диагностическое исследование «Сфера интересов»

20-12

Из показателей видно, что в ходе реализации проекта повысился уровень самовоспитания, что свидетельствует о развитии личности ребёнка; сочетание активных и пассивных интересов стало более гармоничным.
Изменились и результаты диагностического исследования «Изучение уровня социализированности обучающихся» по методике М.И. Рожкова.
Стартовое диагностическое исследование выявило высокую степень социализации у 3 учащихся, среднюю – у 16 и низкую – у 8 учащихся.
В результате реализации проекта более половины коллектива показали высокую степень социализации (56%), средняя степень развития социальных качеств у оставшихся 44%.
Об успешности воспитательного процесса, наверное, лучше скажут не графики и сухие цифры, а глаза ребёнка. Ребёнка способного сочувствовать и сопереживать, быть сопричастным  к событиям вокруг происходящим.
Чувство гордости за своих воспитанников переполняет сердце, когда они сами, не по твоей указке, спешат творить добро… Дима Ляпин (читаю об этом в газете, он сам не хвалился) стал ходить зимой по выходным к церкви – помогать расчищать территорию от снега. Максим (ребёнок с ОВЗ) стал юнармейцем. Вика и Лера до сих пор ходят к малышам в детский сад, организуют с ними игры во время прогулки. Кирилл Балакин помогает маме ухаживать за своей сестрой (она инвалид детства), выступает с концертами в составе хора, который организовали пожилые женщины нашего посёлка. Убеждаешься, что результат есть, когда читаешь сочинение Федотовой Даши «Здравствуй, Золотая рыбка!», которая пишет о том, что она будет счастлива, если исполнятся желания других людей. Не случайно её работа заняла 2 место в областном этапе Международного Пушкинского конкурса.
За годы выполнения проекта мы (огромная заслуга родителей – самых главных и значимых партнёров) создали ту социально-образовательную среду, в которой комфортно развиваются дети с разной сферой интересов, чувствуя себя защищенными, нужными для школы и региона, принося нам такие значимые победы. Создание модели социального партнёрства стало той новой образовательной и воспитательной средой, где проходит формирование ценностной сферы обучающихся, становление и развитие компетентного гражданина России. Именно изменение условий образовательной среды стало главной причиной достижения успехов в социальных проектах, творческих конкурсах детей, их воспитании на базовых национальных ценностях. За ними потянулись и другие дети. Приобретая организаторские навыки, чувство ответственности, любовь к порученному общему делу, они становятся лидерами в классах, и их положительный опыт способствует расширению круга социально активных школьников.

PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNGER PUPILS IN TERMS OF THE SOCIAL PARTNERSHIP MODEL

© 2018

Myasnikova N.S.
SBOU of the Samara region SOSH «OTS» p.g.t. Roshchinsky m.r. Volzhsky of the Samara region, Volga region Department of the Ministry of education and science of Samara region (Russia)

Abstract: The creation of a model of social partnership has become a new educational environment where the formation of the value sphere of students, the formation and development of a competent citizen of Russia. This article describes the personal development of younger students in the model of social partnership.
Keywords: personal development of the younger schoolboy; social partnership; spiritual and moral development and education of students.