sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 82.0

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО: АКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)

© 2018

Пирятинская Т.Е,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Школа № 41 «Гармония» Самара (Россия)
Трошинская О.В.,
учитель русского языка и литературы
ГБНОУ СО «Самарский региональный центр для одарённых детей» Самара (Россия)

Аннотация: Современное общество выдвигает новые требования к школе, к метапредметным результатам. В данной статье конкретизируются особенности педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, уточняются эффективные методические приемы данной технологии на уроках русского языка и литературы, описываются основные правила приема «Печа-Куча».
Ключевые слова: текст; критическое мышление; образовательная технология; вызов; осмысление; рефлексия; умение; обучающийся; учитель; приёмы; Печа-Куча.

Сегодня нас окружают тексты. Они везде: в объявлениях на улице, рекламе в магазине, в метро, в смс-сообщениях, чатах… Меняется образование – меняются тексты. Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. Возникает вопрос о воспитании компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира, а значит, возникает вопрос о том, какие тексты мы будем читать для этого и как мы это будем делать, то есть возникает вопрос о технологии.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». В связи с этим перед школой стоит задача сформировать следующие метапредметные умения:
– теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т. п.);
– навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
– критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т. п.);
– творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
– качества мышления (гибкость, антиконфоризм (неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов), диалектичность, способность к широкому переносу и т. п.).
Своеобразным стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление. Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их выборе. Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает чёткую заданность целей и способов их достижения.
В качестве признаков образовательной технологии можно выделить следующее:
– технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, а в её основе лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
– технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
– функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной основе с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
– поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися;
– органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Остановимся подробнее на технологии развития критического мышления как успешно применяемой на практике.
Использование методов критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у обучающихся коммуникативную компетентность, благодаря которой будущий выпускник будет социально мобилен, адаптирован к требованиям современного общества.
Формирование коммуникативной компетентности должно осуществляться в деятельностной форме, при которой усиливается практическая направленность обучения. Именно поэтому учителю необходимо предусмотреть такую организацию учебного материала и учебного процесса, которая позволяет гибко вводить новые элементы содержания образования в учебный процесс и интегрировать элементы содержания образования и учебные курсы.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и др. [1].
Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию коммуникативности, критического мышления, рефлексивности, креативности, мобильности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации обучающихся. Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии.
Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. Через эту стадию обучающийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации).
Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию, осмыслить её и соотнести с уже имеющимися знаниями. Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, информации учеником обобщению полученной информации, усвоению нового знания, новой, формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три вышеописанные стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия – «рефлексия» – есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Приведём примеры наиболее эффективных, с нашей точки зрения.
Приём № 1 «Что я знаю»:
1) озвучивание темы учителем;
2) в течение 3-х минут обучающиеся записывают на листке ответы на вопрос: «Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?»;
3) обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём № 2 «Свободное письмо»:
1) озвучивание темы учителем;
2) в течение 3-х минут обучающиеся записывают на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
3) обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём № 3 «Ассоциация»:
1) озвучивание темы учителем;
2) ответы на вопросы: «О чём может пойти речь на уроке?», «Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?»;
3) все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил: учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или изобразив это в качестве рисунка.
Приём № 4 «Ключевые слова»:
1) озвучивание темы;
2) предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Обучающиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Приём № 5 «Верно – не верно»:
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Приём № 6 «Перепутанные логические цепочки»:
1) на доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них – с ошибками;
2) группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Приём № 7 «Кластер»:
– обучающимся предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления).
Приём № 8 «Корзина идей, понятий, имен»:
– используется на стадии вызова, когда каждый обучающийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1–2 минуты), потом идёт обсуждение этой проблемы в паре (2–3минуты), а дальше «все знания по порядку складываются в корзину», причём, действительно все: и правильные, и неправильные.
Приём № 8 «Пометки на полях» (Инсерт):
– учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» – если считают, что это им известно;
«–» – если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» – если то, что прочитали, является новым;
«?» – если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Приём № 9 «Взаимоопрос»:
– обучающиеся читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала
Приём № 10 «Взаимообучение»:
– в группах из 4–8 человек по очереди обучающиеся играют роль учителя:
• суммируют содержание абзаца;
• придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
• разъясняют, что непонятно;
• дают задания для чтения следующего абзаца.
Приём № 11 «Синквейн»:
– этот приём позволяет обучающимся проявлять своё творчество и выразить своё отношение к изучаемому явлению, развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Приём № 12 «Диаграммы сравнения»:
– учитель группам даёт задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах; отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Приём № 13 «Самоанализ»:
– самоанализ позволяет обучающемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ:

На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен /не доволен

Урок для меня показался

коротким /длинным

За урок я

не устал /устал

Мое настроение

стало лучше /стало хуже

Материал урока мне был

понятен /не понятен

полезен / бесполезен

интересен /скучен

Домашнее задание мне кажется

интересным /неинтересным

лёгким /трудным

Приём № 14 «Эссе»:
– эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет обучающимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Учащемуся предлагается ответить на вопросы: «Что узнал и чему научился на уроке?», «Что хотел бы узнать?».
Приём № 15 «Печа-Куча»:
– создание презентации (PowerPoint) только с 20 слайдами, каждый из которых показан только 20 секунд. Приём «Печа-Куча» придуман для современного слушателя, обделенного временем и способностью к концентрации. Важно и то, что за 400 секунд ни одна тема не успеет наскучить обучающемуся.
Основные правила приема «Печа-Куча».
1. Общая продолжительность вашего выступления не должна превышать 6 минут 40 секунд.
2. Для презентации можно использовать не более 20 слайдов. Таким образом, максимальная длительность демонстрации одного слайда не должна превышать 20 секунд.
3. Слайды сменяются автоматически.
4. Не тяните кота за хвост. Начинайте с главного, акцентируйте внимание на теме вашей презентации.
5. Выберите свой темп. Во время выступления не забывайте дышать.
6. Начинайте с истории. Это может быть история появления вашего проекта, инициативы, организации. Но помните, что всю историю надо уложить в один слайд. Вам надо выделить самое главное!
К примеру, ваша презентация может начаться так: «История моего проекта «Поделись едой» началась, когда на мою голову упало яблоко. В буквальном смысле. Кто-то выкинул его из окна, оно стукнуло меня по макушке, а потом покатилось по асфальту. «Какая непростительная трата продуктов», – подумал тогда я».
7. Шутите. Не бойтесь добавить в свое выступление несколько шуток. Главное, правильно их подобрать и не оставлять все на импровизацию. Ваша главная задача не развеселить аудиторию, а рассказать о себе или проекте. Нужно заинтересовать слушателей!
Технология развития критического мышления через чтение и письмо открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
И. Загашев и С. Заир-Бек утверждают: ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей [2].
Развитие критического мышления на уроке является подготовкой людей для жизни в современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 12 (декабрь). С. 91–95. URL: http://e-koncept.ru/2013/13259.htm.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб. : Альянс «Дельта», 2003.

УДК 82.0

THE TECHNOLOGY OFDEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING: ACTIVE METHODOLOGICAL TECHNIQUES (FROM THE EXPERIENCE OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER)

© 2018

Piryatinskaya T.Е.,
Russian language and literature teacher
School № 41, Samara (Russia)
Troshinskaya O.V.,
Russian language and literature teacher
Samara regional center for talented children Samara(Russia)

Abstract: Modern society is making new demands on the school, on meta-subject results. This article defines concretely the peculiarities of the pedagogical technology for the development of critical thinking through reading and writing, clarifies the effective methodological procedures of this technology in the Russian language and literature classes, describes the basic rules for the "Pecha-Kucha" method.
Keywords: text; critical thinking; educational technology; challenge; comprehension; reflexion; skill; learning; teacher; techniques; Pecha-Kucha.