sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37

ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2018

Правдина О.В.,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры воспитательных технологий
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В последние десятилетия одной из актуальных проблем является проблема школьного насилия несовершеннолетними детьми. В статье рассматриваются результаты теоретического изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Раскрываются результаты исследования с целью выявления степени распространенности буллинга среди современных подростков и изучения их опыта участия в нём, отношения подростков к явлению буллинга в образовательной организации. Необходимость разработки и реализации в школах программ профилактики буллинга, ориентированных как на учащихся, так и на их родителей и педагогический коллектив школы.
Ключевые слова: насилие; буллинг; образовательная среда; профилактика.

В последние десятилетия одной из актуальных проблем является проблема школьного насилия несовершеннолетними детьми. В современных образовательных организациях, как отмечают учёные (И.В. Волкова, Н.М. Моисеева, М.В. Сафронова, Д.Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида [1; 2;, 3].
Серьезные опасения учёных, педагогических работников и общественности вызывает тот факт, что в последние годы наблюдается снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга. Зафиксировано также, что в 40% российских школ буллинг имеет место.
Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и целой группы [4].
Насилие может носить как единичный, так и длительный характер и проявляться, как правило, в форме физического или психологического насилия. С нашей точки зрения, понятием, наиболее точно отражающим ситуацию насилия в образовательной среде, является буллинг. Рассмотрим данный феномен более подробно.
Определение D. Olweus показывает, что буллинг отличается от случайной драки или ссоры между двумя людьми примерно одинаковой силы [1]. В случае буллинга и «обидчик», и «жертва» – части одной и той же взаимодействующей социальной группы.
Согласно заключению Heald (1994), буллинг – длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.
Буллинг – это форма насилия, которая имеет место в школе. Arora (1994), исследуя ситуацию буллинга в школьной среде, пришел к выводу, что буллинг – поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между молодыми людьми в школе, которые являются причиной появления чувства обиды или стресса [5].
В психологической литературе под термином «школьная травля» (school bullying) принято понимать целую совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, затрагивающих процесс длительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [6].
Besag (1989) предположил также, что буллинг – поведение, которое может быть определено как неоднократное нападение – физическое, психологическое, социальное или вербальное – теми, чья власть формально или ситуативно выше, на тех, кто не имеет возможности защититься, с намерением причинить страдание для достижения собственного удовлетворения. Это определение подчеркивает особый аспект намерения «обидчика» [7] .
Таким образом, согласно результатам исследований, буллинг – сложная проблема. Он не является обособленным поведением, которое основано на таких переменных, как статус, власть или конкуренция. Это социальное поведение, проявляющееся в относительно устойчивых группах и способное вовлекать других. Буллинг включает в себя несоответствие силы и власти, что приводит жертву в состояние, в котором она не способна эффективно защищаться от отрицательных воздействий.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что буллинг в школьной среде может быть вызван совокупностью индивидуально-личностных и социальных факторов. Индивидуально-личностными факторами, способствующими возникновению буллинга, выступают такие характеристики школьника, как: агрессивность, слабая учебная мотивация и успеваемость, низкий уровень воспитанности, ранняя половая жизнь, ранняя судимость, склонность к доминированию [1; 6; 7]. При этом мотивами буллинга могут служить зависть, месть, самоутверждение, борьба за власть, желание быть в центре внимания, стремление удивить, разрядиться и «приколоться», чувство неприязни [6].
Основными социальными факторами, провоцирующими буллинг среди школьников, являются:
– семейное неблагополучие (низкий социально-экономический статус, смена родителя (появление мачехи, отчима или опекуна), внутрисемейные конфликты, регулярное наблюдение проявлений агрессии в ближайшем окружении, семейное и сексуальное насилие, гиперопека или гипоопека);
– конфликтогенная среда в классном или школьном коллективе (наличие в классе признанного «лидера», острый конфликт между обучающимися, провокационное поведение учителей (унижение, саркастические высказывания, угрожающие жесты, привилегированное отношение и т. д.));
– отсутствие контроля за поведением обучающихся со стороны школьного персонала (например, отсутствие желания противостоять властолюбивому поведению учащихся);
– трансляция насилия в СМИ [1; 6; 7].
С целью выявления степени распространенности буллинга среди современных подростков и изучения их опыта участия в нём нами совместно доцентом кафедры педагогики и психологии факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета Натальей Львовной Быковой было проведено исследование на базе одной из средних общеобразовательных школ Ленинского района г.о. Самара. В анкетировании приняли участие 60 обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет: 20 учащихся 6-го класса, 20 учащихся 7-го класса и 20 учащихся 8-го класса. Вопросы анкеты были разработаны на основе опросника диагностики насилия и буллинга в школе в модификации Н.Л. Быковой и анкеты «Изучение отношения учеников школы к буллингу» О.В. Правдиной.
Согласно обобщенным результатам анкетирования более половины школьников (54%) признают, что проблема буллинга иногда имеет место в системе школьных взаимоотношений; 31% считают, что она достаточно широко распространена; 5% полагают, что она распространена очень широко. Лишь 4% учащихся считают, что данная проблема в школе отсутствует.
Под буллингом большинство участников опроса понимают многократное повторение следующих действий: требовать и отбирать деньги (62%), угрожать и оскорблять кого-либо, портить чужие вещи (63%), толкнуть, поставить подножку, пнуть, дать подзатыльник кому-либо (59%), напоминать о болезненных событиях и негативных качествах кого-либо (54%), закрывать в кабинете, туалете, раздевалке и т. д., дразнить и насмехаться над кем-то (51%), ударить кого-либо (45%). В меньшей степени школьники связывают с буллингом такие действия, как: подстраивать неловкие ситуации для кого-либо (40%), писать на стенах и партах непристойные слова о ком-либо, раскрывать чужие секреты (41%), специально задеть или зацепить кого-либо, распространять слухи и сплетни о ком-то (37%), отказываться дружить, выгонять из компании, брать чьи-то вещи без спроса (32%), игнорировать, объявлять бойкот (26%).
По мнению респондентов, основными причинами, побуждающими школьников к травле других, являются: боязнь показаться слабым (58%), самоутверждение в кругу сверстников (47%), неудачи в учебной деятельности (36%), отсутствие препятствий для подобного поведения со стороны окружающих (31%), лидерство в классе или компании (29%), плохое отношение учителей (28%).
Следует отметить, что большинство школьников осознаёт опасные последствия буллинга. По их мнению, человек, подвергающийся травле в течение длительного времени, может испытывать снижение самооценки (63%), трудности в обучении с другими сверстниками (52%), депрессию (47%), агрессию по отношению к другим (38%), боязнь посещать школу (41%), одиночество (26%), безысходность (23%), чувство вины в случившемся (21%). С точки зрения 12% участников опроса, ситуация травли может сделать жертву «сильнее», «социально закалить».
По данным анкет, 12% школьников в настоящее время считают себя жертвами буллинга. Наибольшее число из них обучается в 8 классе (23%). В 6 классе травлю испытывают 9% учащихся, тогда как в 7 классе – 5%. При этом, как видно в таблице, насильственные действия по отношению к себе в большей степени испытывают юноши (13%), чем девушки (11%).

Опыт участия юношей и девушек в буллинге (по данным анкетирования)

Вопросы анкеты

Юноши

(30 чел.)

Девушки

(36 чел.)

Травят ли тебя самого:

 

 

-

да

13%

11%

-

нет

77%

80%

-

затрудняюсь с ответом

10%

9%

Травили ли тебя когда-либо в прошлом:

 

 

-

да

50%

39%

-

нет

50%

61%

Ты когда-нибудь учувствовал(а) в травле другого ученика:

 

 

-

нет

57%

83%

-

да, несколько раз

36%

17%

-

затрудняюсь с ответом

7%

Согласно результатам анкетирования 44% школьников являлись жертвами буллинга в прошлом: 54% учащихся 8 класса, 32% учащихся 7 класса и 45% учащихся 6-го класса. При этом буллингу подвергались в прошлом больше юноши (50%), чем девушки (39%). Наиболее часто по отношению к ним совершались следующие действия: их ударяли и специально задевали (24%), брали их вещи без спроса (21%), дразнили, насмехались над ними (17%), угрожали и оскорбляли в устной или письменной форме, портили их вещи, отказывались с ними дружить, выгоняли из компании, напоминали о болезненных для них событиях или их негативных качествах (14%).
Значительная часть школьников, подвергшихся насильственным действиям со стороны других учащихся, указывают на их неоднократный характер: 14% учащихся испытывали травлю каждую неделю, 14% – несколько раз в месяц, 10% – каждый месяц, 7% – несколько раз в год. В качестве основных причин травли в отношении себя школьники называют: игнорирование своего обидчика (27%), оценивание себя «выше» других учащихся (14%), частые ссоры с другими учениками (10%), симпатию учителя (3%), неординарную внешность (3%) и особое материальное положение (3%). При этом 40% школьников не могут определить причины буллинга по отношению к ним.
Анкета также показала, что  21% школьников в ситуации травли своего сверстника ничего не делают, считая, что это не их дело. 12% из них полагают, что агрессивные действия в отношении их одноклассника справедливы, так как он их заслужил. Удивляют ответы 6% школьников, которые являлись наблюдателями со стороны. Более того, 7% участников опроса признались, что снимали происходящее на телефон.
Результаты анкетирования показывают, что, оказавшись в ситуации буллинга в отношении себя, большинство школьников попытались бы её разрешить: 41% учащихся напрямую бы противостояли ей, 26% рассказали бы о случившемся родителям, 21% постарались бы объяснить обидчику, что так поступать нельзя, 13% поделились бы проблемой с учителями, 2% обратились бы к школьному психологу.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что буллинг в подростковой среде в настоящее время является серьезной проблемой, влекущей негативные психологические, социальные и соматические последствия. Учащиеся 6, 7 и 8-х классов достаточно хорошо знакомы с проблемой травли в детском коллективе и сети Интернет, а также осознают его опасные последствия. Юноши чаще, чем девушки, выступают в роли обидчиков, равно как и испытывают насильственные действия по отношению к себе.
Явление буллинга в образовательной среде все больше становится международной проблемой. После того, как D. Olweus в конце 70-х гг. провел первое изыскание по предотвращению проблемы буллинга, было проведено много исследований, которые позволили глубже понять проявления буллинга, поведение в ситуации буллинга и факторы, его вызывающие [8]. К сожалению, данная проблема до сих пор не получила должного внимания в нашей стране.
Вместе с тем, проведенное исследование выявляет острую необходимость разработки и реализации в школах программ профилактики буллинга, ориентированных как на учащихся, так и на их родителей и педагогический коллектив школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова И.В. Характеристика подросткового буллинга и его определение // Вестник Минского университета. 2016. № 2. С. 26–33.
2. Моисеева Н.М., Сафронова М.В. Проблема профилактики буллинга в школьной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Т. 24. № 2. С. 114–121.
3. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Науковедение. 2014. № 3. С. 155–162.
4. Быковская Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1. С. 221–229.
5. Кривцова С.В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2015. Т. 2. № 3. С. 52–59.
6. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 90–92.
7. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 7. С. 51–54.
8. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 3. С. 138–143.

THE PROBLEM OF BULLYING AS A FACTOR IN THE PREVENTION OF VIOLENCE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

 © 2018

Pravdina O.V.,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of educational technologies Department
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: In recent decades, one of the urgent problems is the problem of school violence by minors. The article discusses the results of theoretical study of the problem of bullying in foreign and domestic studies. The article reveals the results of the study in order to identify the extent of bullying among modern adolescents and to study their experience of participation in it, the attitude of adolescents to the phenomenon of bullying in an educational organization. The need to develop and implement in schools bullying prevention programs aimed at both students and their parents and the teaching staff of the school.
Keywords: violence; bullying; educational environment; prevention.