sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 82.0

СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАССКАЗА И.А. БУНИНА «ВОРОН»)

© 2018

Родионова Н.А.,
доцент кафедры преподавания языков и литературы, кандидат филологических наук
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Абаева Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Мирный, Самарская область (Россия)

Аннотация: Одна из главных проблем современного образования заключается в неумении детей вдумчиво читать текст и извлекать из него нужную информацию и перерабатывать её в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. В связи с этим использование стратегии смыслового чтения на уроках становится актуальным в работе учителя-словесника. На примере анализе рассказа И.А. Бунина «Ворон» в статье рассматриваются стратегии смыслового чтения: приёмы «Облако тегов», «Корзина идей», «Тонкие и толстые вопросы» и другие. Внимание уделено в равной степени анализу языка и анализу сюжета произведения. Делается вывод о том, что смысловое чтение помогает понять все уровни текста – информационный, смысловой и концептуальный.
Ключевые слова: чтение с остановками; смысловое чтение; облако тегов; корзина идей; тонкие и толстые вопросы.

Одной из актуальных тенденций в развитии современного образования является стремление к непрерывному самообразованию личности. Однако потребность в самообразовании тесно связана с умением вдумчиво читать и извлекать нужную информацию из прочитанного текста. Это становится возможным только при полном понимании всех уровней текста – информационного, смыслового и концептуального.
Главное умение, которое должно сформироваться у современного выпускника средней школы, – это потребность в непрерывном самообразовании и умение учиться.
Учитель-филолог сталкивается с проблемой: современные дети не умеют вдумчиво читать текст. В современных условиях «информационной перенасыщенности» дети читают быстро, много, но поверхностно. Качество такого чтения весьма низкое.
В связи с этим актуальным становится обучение детей смысловому чтению. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и концептуальной стороны произведения [1].
Основная стратегия смыслового чтения сводится к тому, чтобы читающий воспринимал: 1 – информацию, содержащуюся в художественном произведении на фактологическом уровне (то есть учащийся может пересказать сюжет, назвать героев, охарактеризовать их характеры и взаимоотношения), 2 – информацию, эксплицитно не выраженную (подтекст) и наконец, концептуальный смысл произведения (авторский замысел) [2].
Отметим, что одним из приемов «смыслового чтения» является приём «чтение с остановками». Представим примерную модель анализа художественного текста с использованием названного приема (на примере рассказа И.А. Бунина «Ворон») [3].
На первом этапе анализе (стадия «Вызов») необходимо задавать предтекстовые вопросы, чтобы создать интерес к изучаемому тексту, а также актуализировать внимание к подтекстовой информации. Учитель может поделиться своими впечатлениями о произведении, рассказать краткую историю создания или интересные подробности о произведении [4].
Учитель объясняет основные принципы работы на уроке.
Художественное произведение строится по определенным правилам, и мы можем проследить по ходу сюжета, как изменяется образ героя или проявляются черты характера персонажа. Таблица заполняется при работе с текстом в течение урока, горизонтально расположены элементы сюжета, вертикально – персонажи.

Элемент сюжета/ персонаж

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Примечание

(цвет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе формулирования цели и задач урока необходимо акцентировать внимание учащихся на главном вопросе урока: какие приёмы использует И.А. Бунин для раскрытия образов в рассказе?
Далее необходимо активизировать ассоциативное мышление учащихся, воспользовавшись приёмом «Облако тегов». Учитель предлагает назвать возможные ассоциации с названием рассказа («Ворон») и фиксирует их на доске. (Примерные ответы: мрачный, чёрный цвет, опасность, предсказание будущего, неприятный, страх, жесткость, мудрость, птица и так далее).
Вторая стадия урока – «осмысление» – предполагает прочтение текста «с остановками».
Для того чтобы совершенствовать навык выразительного чтения, учитель просит прочитать вслух первый отрывок из рассказа.
Затем учитель задает вопросы, целью которых является анализ образов героев, в первую очередь, – отца рассказчика, «Ворона». Параллельно в таблице ведется краткая запись основной информации о героях.
– О каком персонаже идёт речь в рассказе? (Об отце, «вороне»).
Предлагается выполнить задания:
1. Найдите в тексте эпитеты, описывающие внешность главного героя («невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный, большеносый»). Какой цвет преобладает в его облике?
2. Найдите эпитеты, в значении которых отражается характер этого персонажа («…не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого…»).
Необходимо подвести учащихся к самостоятельной формулировке вывода по прочитанному фрагменту. («Главный герой – неприятный, жесткий человек, внешность которого напоминает ворона. Преобладающий цвет в описании его облика – чёрный»).
Чтобы охарактеризовать отношение сына к отцу, предлагается выполнить следующее задание: найти отдельные слова и словосочетания, в которых проявляется отношение сына к отцу («…грустно подумал: а папа похож на ворона…»; «К счастью, я больше полугода жил в Москве…»).
Практическая работа под руководством учителя подводит итог анализу первого отрывка рассказа. Учащиеся заполняют таблицу.

Элемент сюжета/ персонаж

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Примечание

(цвет)

Отец

(ворон)

Неприятный человек

 

 

 

 

Чёрный

Сын

Не любит отца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для перехода к анализу второго отрывка предлагается задание: высказать предположения, что «совсем неожиданного» могло произойти в доме такого человека, как отец героя. Ответить на этот вопрос учащиеся должны, опираясь на заполненную таблицу.
Далее, используя приём «Корзина идей», фиксируем на доске варианты развития событий («отец изменится в лучшую сторону», «чья-то смерть», «появление жены у отца», «сын встретит свою любовь» и так далее).
После прочтения вслух второго фрагмента рассказа учащиеся анализируют высказанные ими предположения. Учитель отмечает те, которые оказались верными, и зачеркивает ошибочные.
Для того чтобы активизировать процесс рефлексии в этот момент, предлагаются следующие вопросы:
– Какие предположения оказались верными? Почему возникли ошибочные предположения? Что помогло вам предсказать дальнейшее развитие событий?
Воспользовавшись приёмом «Тонкие и толстые вопросы», учитель активизирует обсуждение фрагмента.
– Какое событие послужило завязкой действия? (Появление в доме молодой девушки Елены, няни сестры героя).
– Как вела себя Елена в доме отца? (Робела, стеснялась).
Для более глубокой и вдумчивой работы предлагаются задания, связанные с анализом текста.
– Найдите отдельные слова и фразы, описывающие поведение девушки («… до чего была пуглива, как робела при отце!»; передавала отцу чай «дорожащей рукой»).
– Какой цвет преобладает в описании внешности Елены? (белый – «белокурая девушка в лёгкой белой блузке»).
– Если отец – тяжёлый человек – метафорически обозначен автором  образом ворона, то какие ассоциации вызывает  Елена? («птичка», «голубка», «белый лебедь»).
– Как изменяется образ отца? Назовите черты «неузнаваемости» отца («… не кидал тяжких взглядов, то и дело что-нибудь говорил, даже пытался шутить…»).
– Какой новый цвет появляется в одежде отца? Что он символизирует? (Красный – «тужурка на красной подкладке». Символ страсти, любви).
Уместным будет задание, связанное с анализом языковых средств фрагмента. Это позволит не только обратить внимание учащихся на выразительность языка, но и внимательно изучить важнейший для сюжета рассказа момент – момент зарождения чувств между героями.
Задание заключается в необходимости найти в тексте оксюморон, который описывает странное чувство, возникающее между героями, и объяснить его смысл. («Радостный страх» – зарождающееся между героями чувство, которое приносит не только радость, но и страдания из-за страха перед отцом).
Под руководством учителя продолжается практическая работа – заполнение таблицы.

Элемент сюжета/ персонаж

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Примечание

(цвет)

Отец

(ворон)

Неприятный человек

Изменяется, влюбляется

 

 

 

Чёрный

Красный

Сын

Не любит отца

Влюбляется

 

 

 

 

Елена

(голубка)

-------

Робкая, нерешительная

 

 

 

Белый

По ходу развития действия между героями складывается ситуация, которую можно охарактеризовать одним словосочетанием.
– Как называется сложившая между героями ситуация? (Любовный треугольник).
– Какие отношения сложились у главного героя с отцом? (сложные, как у соперников, а не близких людей).
И анализ текста, и развитие сюжета стремятся к кульминации. В этот момент необходимо заострить внимание ребят на самом важном моменте сюжета. Анализ кульминационного момента привносит в наше понимание образов героев новые факты, происходит осознание их истинной природы, выявляются некоторые черты характера, на которых до этого момента мы, возможно, не акцентировали внимание.
– Какое событие стало кульминационным? (эпизод, в котором отец застал сына и Елену в объятиях друг друга).
В таблице фиксируется всё, что произошло с персонажами в кульминационный момент.

Элемент сюжета/ персонаж

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Примечание

(цвет)

Отец

(ворон)

Неприятный человек

Изменился, влюбился

Любовный треугольник

Узнаёт, негодует

 

Чёрный

Красный

Сын

Не любит отца

Влюбляется

Медлит, не решается

 

 

Елена

(голубка)

____

Робкая, нерешительная

Желает открыться

 

Белый

Перед прочтением финального эпизода необходимо вспомнить всё, что говорилось о персонажах ранее. Используя материал таблицы, учащиеся высказывают свои предположения о том, как может закончиться рассказ.
Уместно использовать приём «Корзина идей». На доске записываются высказанные варианты финала рассказа. («Отец позволит сыну быть счастливым», «отец выгонит сына и Елену из дома», «выгонит только сына», «молодой человек и Елена уедут из дома отца и будут счастливы»).
Как правило, высказываются два полярных мнения: отец позволит сыну и Елене быть вместе либо сам женится на девушке. Но если мы обратим внимание ребят на записанную в таблице информацию, то развязка рассказа станет очевидной. После чтения заключительного эпизода необходимо проанализировать высказанные ранее предположения о том, чем закончится рассказ.
Предлагается ответить на вопросы:
– Какие цвета преобладают в описании Ворона и его жены? (Красный). Найдите детали в описании внешности Елены, которые подчёркивают её «принадлежность» ворону («рубиновый крестик», «пунцовый бархат», «рубиновый аграф»).
– Какой эпизод вспоминается нам? О чём это говорит? (Эпизод, в котором ворон рисует воображаемый портрет Елены, подчёркивая детали красного и чёрного цветов – «платье чёрного атласу», «платье пунсового бархату», «рубиновый крестик». Эти детали подчёркивают, что отец с самого начала не исключал возможности жениться на Елене).
Сделанные выводы отображаются учащимися в таблице.

Элемент сюжета/ персонаж

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Примечание

(цвет)

Отец

(ворон)

Неприятный человек

Изменился, влюбился

Любовный треугольник

Узнаёт, негодует

 

Чёрный

Красный

Сын

Не любит отца

Влюбляется

Медлит, не решается

 

_____

Елена

(голубка)

____

Робкая, нерешительная

Желает открыться

 

Белый

Красный

На заключительной стадии урока – рефлексии – необходимо вернуться к главному вопросу, сформулированному в начале, – какие приёмы использует И.А. Бунин для раскрытия образов в рассказе?
Для ответа на этот вопрос необходимо заполнить таблицу до конца. Ребятам нужно ответить на «толстые» и «тонкие» вопросы учителя.
 – Как закончилась эта история для отца и Елены? (Отец женился на Елене, то есть добился своей цели, победил. Елена вышла замуж и, по-видимому, довольна своей жизнью).
– Как вела себя Елена в театре? Как она выглядела? Найдите детали в образе Елены, которые подчёркивают, что она довольна своей жизнью («держась легко и стройно», «оживлённо озиралась кругом», «тонкие, но уже округлившиеся руки»).
– Как сказался финал истории в жизни сына? («Покинул дом отца, нашёл работу, отказался от своей любви, так как не боролся за Елену»).
– Какие ассоциации вызывает образ сына? (Птенец, выпорхнувший из гнезда, так как он покинул дом отца и начал жить самостоятельно).

– Можно ли было ожидать такую развязку? Обратимся к содержанию заполненной таблицы. (Черты характеров персонажей – жесткий отец добился своей цели, нерешительный сын не боролся за любовь, робкую Елену ворон убедил в своей правоте, подчинил себе).
На этом этапе необходимо вернуться к «облаку тегов» – ассоциациям с названием рассказа, названным в начале урока, перед прочтением текста, и отметить те предположения, которые оказались верными («мрачный, чёрный цвет, опасность, предсказание будущего, неприятный, страх, жёсткость»).
В конце урока целесообразно актуализировать «личностную рефлексию» учащихся.
– Как часто в течение урока сбывались ваши предсказания? Почему? (Высказываются мнения о связи вдумчивого чтения, анализа характеров и возможности предсказания дальнейших событий ).
– Каким был главный вопрос нашего урока? (Какие приёмы использует И.А. Бунин для раскрытия образов в рассказе?)
– Можете ли вы теперь ответить на него? (Цветообозначения, тропы и художественные приемы: эпитет, сравнение, оксюморон, метафора, символ – помогают раскрыть образы героев).
– Теперь вы поняли, почему рассказ называется «Ворон»? (Это главный персонаж, который ради достижения своих целей подчинил себе Елену и разорвал отношения с сыном).
– Как бы вы поступили на месте героев?
Домашнее задание предлагается выбрать из вариантов, предложенных учителем, самостоятельно. Возможные варианты:
А. Письменная работа:
Придумать письмо от имени героя:
– Елены (почему вышла замуж?)
– Героя (почему не боролся за любовь?)
– Ворона (как добивался своей цели?)
Б. Представить текст в виде цветовой таблицы.
– Герой – цвет – символика.
В. Предложить другой финал рассказа и объяснить, почему вы решили его изменить.
Итак, стратегия смыслового чтения позволяет осуществить многоаспектную интерпретацию смысла текста: его фактуальной стороны («любовный треугольник»), подтекстовой («победа силы денег над чувством») и концептуальной (авторское сожаление о том, что новое время не рождает сильных героев) [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом. М. : Неолит, 2016. 369 с.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : Наука, 1981. 125 с.
3. Бунин И.А. Собрание сочинений в 6-ти томах. М. : Художественная литература, 1984. Т. 5. 324 с.
4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М. : Баласс, 2013. 128 с.
5. Родионова Н.А. Портретная характеристика литературного персонажа как текстообразующий фактор Бунинского рассказа // Вестник Самарского государственного университета: Издательство «Самарский университет». 2000. № 1. 98 с.

УДК 82.0

STRATEGIES FOR SEMANTIC READINGAT LITERATURE LESSON ANALYSING I. A. BUNIN’S STORY ‘THE RAVEN’

© 2018

Rodionova N.A.,
Candidate of Philology, associate professor of teaching languages and literature
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)
Abaeva E.V.,
Russian and Literature teacher
State-financed educational institution Secondary comprehensive school v. Mirny, Samara region (Russia)

Abstract: One of the main problems of modern education is the children’s inability to read the text thoughtfully, find the necessary information in it and convert this information according the communicative-cognitive task. Therefore, the use of the semantic reading strategy in the classroom is of current interest among Russian and Literature teachers. Analyzing I.A. Bunin’s story «The Raven», the strategy of semantic reading, which include such techniques as «Tag Cloud», «Basket of ideas», «Thin and thick questions» and others, is considered in the article. The article pays attention both the language analysis and the plot analysis. It makes a conclusion that the semantic reading helps to understand all levels of the text – informational, semantic and ideological.
Keywords: reading with pauses; semantic reading; tag cloud.