sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.1

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Сорокина И.В.,
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий  кафедрой  педагогики и психологии
Кутузова О.Б.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Cтатья посвящена опыту работы по научно-методическому сопровождению применения технологического подхода в профессиональной деятельности педагогов общего образования. Рассмотрена новая система требований к учителю в соответствии с современной нормативно-правовой базой. Обоснована необходимость применения технологического подхода в общем образовании.
Ключевые слова: общее образование; технологический подход; образовательный  процесс; научно-методическое сопровождение.

Современный этап реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) предъявляет новую систему требований к профессиональной деятельности педагогов. В профессиональном стандарте педагога общеобразовательной организации определены две обобщённые трудовые функции: «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ…» [1, c. 2]. Это означает, что педагог должен методически грамотно составлять рабочую программу по преподаваемому предмету, проектировать и проводить урок, используя современные образовательные технологии, ориентируясь на результативность образовательного процесса. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 48 указано, что педагог обязан «применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания» [2, с. 45]. В свою очередь среди академических прав и свобод педагога в этом же законодательном акте в статье 47 отмечается «свобода преподавания; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания» [2, с. 43]. Каждый педагог должен правильно понимать свои права и обязанности. В данном случае одно следует из другого. Учитель имеет свободу выбора средств обучения, образовательных технологий, методов и приёмов оценивания результатов обучения, но необходимо помнить, что этот выбор должен быть обоснованным, с учётом требований современной нормативно-правовой базы и тенденций развития образования.
Сегодня очевидна необходимость использования новых подходов к организации образовательного процесса, к целеполаганию, оцениванию деятельности обучающихся, отбору содержания образования. Современный учитель должен так организовывать образовательный процесс, чтобы формировать умения обучающихся самостоятельно отбирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения. Новые знания не должны даваться учителем в готовом виде, а должны открываться школьниками в ходе различных видов деятельности. А. Дистервег отмечал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» [3]. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, ориентированных на достижение не только традиционных предметных результатов, но и метапредметных, необходимых школьнику для дальнейшего развития, а также личностных, представляющих особую значимость для самоопределения и самосовершенствования, позволяет учителю получать высокую результативность образовательной деятельности. Технологический подход в образовании предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Опыт работы с педагогами Самарской области показал наличие серьезных профессиональных дефицитов в части применения технологического подхода в образовательном процессе. Часто учитель знает сущность современных образовательных технологий, но не умеет их применять в практике своей работы. Кроме того, большинство педагогов не могут методически грамотно разработать и оформить проект урока, используя технологический подход. Педагоги нуждаются в профессиональной помощи, методическом сопровождении их работы в указанном направлении.
С целью повышения профессионального уровня педагогов в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее – СИПКРО) разработана и реализуется программа повышения квалификации «Технология педагогического проектирования современного урока». В ходе освоения программы слушатели курсов разрабатывают паспорт, технологическую карту урока в рамках современной образовательной технологии и, тем самым, повышают свою технологическую компетентность. Для повышения квалификации руководителя, его  заместителя, методистов образовательной организации в СИПКРО апробирована программа «Методика анализа современного урока». Эта программа направлена на формирование профессиональной готовности специалистов общего образования к переходу от поэлементного анализа урока к системной, критериально-уровневой аналитической деятельности, обеспечивающей повышение качества проведения уроков в контексте требований ФГОС ОО. В ходе занятий слушатель проводит письменный анализ предложенного преподавателем видео-урока с использованием установленной методики, устно обосновывает свои оценочные суждения с помощью требований ФГОС ОО. В качестве методической помощи педагогам предлагаются методические пособия, разработанные преподавателями кафедры педагогики и психологии. Востребованность указанных курсов педагогами ещё раз подчёркивает значимость и необходимость такой формы методической помощи с целью успешной  реализации ФГОС ОО.
В рамках научно-методического сопровождения реализации ФГОС ОО СИПКРО ежегодно проводит региональную научно-практическую конференцию «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики». Конференция проходит по нескольким секциям. Специалисты кафедры педагогики и психологии  СИПКРО третий год подряд организуют работу секции учителей начальной, основной и средней школы в новом формате. Заседание секции проходит в одной из образовательных организаций г.о. Самара в форме «круглого стола». В 2018 году секция проходила на базе МБОУ Гимназии «Перспектива» г.о. Самара и была названа «Повышение результативности учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью применения современных образовательных технологий и формирующего оценивания». Место проведения секции было выбрано не случайно. Гимназия «Перспектива» в течение нескольких лет была городской инновационной  площадкой, а 2018 году стала Региональной инновационной площадкой по теме «Методическое обеспечение применения формирующего оценивания познавательных УУД обучающихся в образовательной деятельности педагога». В работе секционного заседания конференции приняли участие 93 педагога, из них 33 человека из Самарской области, остальные – из города Самары.
Самый большой интерес у участников конференции вызвали открытые уроки педагогов гимназии «Перспектива» с применением современных образовательных технологий и формирующего оценивания. Были представлены различные образовательные технологии. Например, на уроке русского языка во втором классе учитель с помощью технологии проблемного обучения открывал фонему как звуковою единицу. На уроке математики в 5 классе в технологии развивающего обучения ученики анализировали разные способы сравнения натуральных чисел. Восьмиклассники на уроке географии в микрогруппах определяли взаимосвязь между рельефом, географическим строением и полезными ископаемыми России. На уроке истории в технологии развития критического мышления педагог учил своих шестиклассников анализировать исторические источники и извлекать из них научные, то есть достоверные знания. Учитель технологии формировала у четвероклассников технологическую культуру, погружая их в проектную деятельность при изготовлении подставки из пластмассы. На уроке биологии в 9 классе обучающиеся изучали уровни организации живых систем с применением технологии учебно-группового сотрудничества. Учитель английского языка блестяще продемонстрировала своим коллегам, что настоящий мастер может открыть вместе с десятиклассниками префиксальный способ словообразования с помощью технологии проблемного обучения. На уроке физики в 7 классе школьники исследовали свойства твёрдых, жидких и газообразных тел с применением технологии проблемного обучения. На уроке литературы  десятиклассники открывали жанровое своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Все педагоги показали возможность и эффективность управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью формирующего критериального оценивания, включая каждого учащегося в самооценку и целеполагание своей учебной деятельности и её результатов (гистограммы и диаграммы, линеечки и листы самооценки). Практически все учащиеся на всех уроках продемонстрировали динамику образовательных результатов от незнания к знанию, от неумения к умению. Каждый учитель стремился органично интегрировать в предметное содержание метапредметность – целенаправленное развитие универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Например, на уроке математики акцент делался на осознании способа сравнения, а на уроке истории – на смысловом чтении и переводе информации из одной знаковой системы в другую. На уроке литературы учащиеся развивали способность высказывать и отстаивать свою точку зрения.
После открытых уроков участники конференции имели возможность на четырёх круглых столах не только порассуждать о сущности реализации технологического подхода в современном образовании, методических аспектах применения формирующего критериального оценивания, но и обменяться опытом, задать волнующие вопросы руководителям круглых столов и учителям, дававшим открытые уроки. На круглом столе учителей начальной школы, учителей истории и обществознания прозвучали яркие идеи и опыт работы коллег по различным направлениям реализации технологического подхода в общем образовании. Наиболее интересно был представлен опыт работы по применению технологии модульного обучения на уроках истории, по реализации технологического и метапредметного подходов во внеурочной деятельности на занятиях по авторской программе «Юный исследователь». Бурное обсуждение вызвала проблема организации работы обучающихся над индивидуальным итоговым проектом старшеклассников, выполнение которого является  обязательным в соответствии с ФГОС ОО. Дискуссия подтвердила необходимость и значимость поиска ответов на вопросы: Каким должен быть итоговый индивидуальный проект? Кто и как должен им руководить в школе?
На круглом столе учителей естественно-научного цикла интересным было представление опыта работы по применению квест-технологии на уроках информатики. Внимание участников круглого стола привлекли интересные задания, представленные учителем. Активное обсуждение среди педагогов вызвали представленные идеи и инструментарий применения формирующего оценивания на уроках географии. Участники круглого стола обсудили особенности реализации системно-деятельностного подхода, опыт применения технологии «перевёрнутого обучения» на уроках физики. В завершении работы участники круглого стола обменялись своими презентациями и методическими материалами.
На круглом столе учителей русского языка и литературы обсуждались актуальные проблемы формирования языковой и читательской культуры у обучающихся. Ставился вопрос о реализации принципа преемственности в преподавании русского языка в начальной и основной школах. Наиболее активно обсуждались такие вопросы, как особенности реализации технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, эффективные способы и средства повышения читательской активности современных школьников, необходимость применения технологии проектного обучения на всех ступенях общего образования.
При обсуждении открытых уроков участниками конференции было отмечено, что педагоги на практике показали возможности формирующего оценивания, представили различный инструментарий для его применения. Использование формирующего оценивания на уроке позволяет школьникам участвовать в процессе формирования собственных образовательных  результатов. ФГОС ОО устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения и определять проблемное поле для дальнейшего изучения. На представленных открытых уроках ученики активно участвовали в целеполагании, планировании, выборе способов учебной деятельности. С помощью формирующего оценивания в течение всех уроков поддерживалась обратная связь между учителем и детьми. Учителя, которые давали открытые уроки, создали максимальные условия для проявления каждым учащимся самостоятельности и высокой активности. Параллельно ученики выполняли задания у доски и в тетрадях, индивидуальная работа сочеталась с групповым сотрудничеством. Педагоги не давал знания в готовом виде, но через создание проблемной ситуации, посредством проблемно-смыслового диалога и инструментов формирующего оценивания (шкал самооценки – 2 класс, листа самооценки 10 класс) дети успешно справились с поставленной учебной задачей. Участники круглого стола отметили, что смогли определить для себя основные ориентиры дальнейшего профессионального развития.
Все участники круглых столов высоко оценили опыт работы педагогического коллектива МБОУ Гимназии «Перспектива» по применению современных образовательных технологий и формирующего оценивания, выразили глубокую благодарность и администрации гимназии, и кафедре педагогики и психологии СИПКРО за предоставленную возможность познакомиться с передовым педагогическим опытом в реализации ФГОС ОО, подтвердили результативность именно такого формата проведения научно-практических конференций для педагогов-практиков. Подобные формы научно-методического сопровождения применения технологического подхода в профессиональной деятельности педагогов общего образования очень значимы для учителя, поскольку способствуют развитию методической и технологической компетентностей педагогических работников как одного из ведущих условий реализации ФГОС ОО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
2.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
3. Копилка высказываний великих педагогов [Электронный ресурс] URL https://golubnatalia.jimdo.com     

УДК 373.1

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE USE OF PROCESS APPROACH IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS AS A CONDITION OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

© 2018

Sorokina I.V.,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, head of the Department of pedagogy and psychology
Kutuzova О.B.,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and psychology
Samara regional institute of professional development and retraining of educator, Samara (Russia)

Abstract: The article is devoted to the experience of scientific and methodological support of the technological approach in the professional activities of teachers of General education. The new system of requirements to the teacher according to modern normative legal base is considered. The necessity of the use of process approach to General education.
Keywords: General education; technological approach; educational process; scientific and methodological support.