sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.34

КРОССЕНС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ. ПРИМЕНЕНИЕ ВАРИАНТОВ КРОССЕНСА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2018

Самыкина С.В.,
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Автор статьи знакомит читателя с головоломкой кроссенс. Предлагается использовать кроссенс в адаптированном для младших школьников виде на уроках литературного чтения в начальной школе. Рассматриваются насколько вариантов кроссенса, описываются педагогические эффекты от их внедрения.
Ключевые слова: кроссенс; педагогический прием; предметный и метапредметный результат.

В современную педагогическую науку активно привлекаются приемы, на первый взгляд не имеющие отношения к обучению, к учению. Кроссенс – одна из таких находок для современного учителя.
Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года писатель, педагог, математик Сергей Федин и Владимир Бусленко, доктор технических наук, художник. Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Задача читателя или, скорее, зрителя – найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. При этом «читать» кроссенс можно так, как будто закручиваешь улитку (рисунок 1), то есть зритель находит общее у картинок 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6, 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9. Авторы предусмотрели еще одну особенность: напрямую связаны картинки 2 и 9, 9 и 6, 8 и 9 , 9 и 4. Они образуют крест.

20-13

Рисунок 1.

Другой способ – чтение слева направо и сверху вниз, как показано на рисунке 2.

20-14

Рисунок 2


Центральная картинка считается ключом ко всему кроссенсу, в ней – объединяющий момент для темы головоломки. Приведем пример кроссенса из журнала «Наука и жизнь» (рисунок 3).

20-15

Рисунок 3.

Вот какой ответ дается в журнале «Наука и жизнь».
1–2: Маршал – Кутузов – «Война и мир»;
2–3: «Война и мир» – Лев Толстой – Алексей Толстой – «Петр Первый» – Петр I; 1–4: Маршал – маршал Жуков – жук; 2–5: «Красные виноградники в Арле» – Ван Гог – отрезанное ухо – Безухов – «Война и мир»; 3–6: «Купание красного коня» – Петров-Водкин – Петр I; 4–5: «Красные виноградники в Арле» – Ван Гог – «Едоки картофеля» (первый шедевр Ван Гога) – колорадский жук (он тоже «едок картофеля»); 5-6: «Купание красного коня» – «Красные виноградники в Арле»; 4–7: Колорадский жук – жуки – «Биттлз» – «Желтая подводная лодка» (приведен рисунок из одноименного мультика по песне «Биттлз»); 5–8: «Красные виноградники в Арле» – Пушкинский музей (место хранения картины) – проф. Цветаев (основатель музея) – Марина Цветаева (дочь основателя музея); 6–9: «Купание красного коня» – всадник – «Медный всадник»; 7–8: «Желтая подводная лодка» – «Yellow submarine» (англ. название песни и мультфильма) – Марина – Марина Цветаева; 8–9: Цветаева – «Мой Пушкин» (книга Цветаевой) – Пушкин – «Медный всадник» (поэма Пушкина) – «Медный всадник» (памятник работы Фальконе) [1].
Как мы видим, надо обладать знаниями в самых разных областях, чтобы обнаружить смысловые связи, которые порой строятся на очень далеких ассоциациях, например, между картиной Ван Гога и романом Л.Н. Толстого «Война и мир» связка «Безухов». Иногда связи строятся на созвучиях, на общей части совершенно разных (не однокоренных) слов.
Учителя истории, работающие с подростками, предлагают использовать кроссенс «на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание…» [2].
Ученик начальной школы, даже самый гениальный, вряд ли способен решать подобные головоломки. Вот почему мы предлагаем использовать кроссенс, составленный по упрощенным правилам:
1. Весь кроссенс в целом посвящен одной теме.
2. Отгадка, или ключевое слово (словосочетание) находится в центре. Это клетка 5 на рисунке 2.
3. «Наш» кроссенс будет «читаться», как указано на рисунке 2 и, следовательно, поэтому последняя картинка № 5 будет ключевой.
4. Связь между соседними карточками спрятана не так глубоко, как в «классической» головоломке.
Предлагаем следующие варианты кроссенса для применения на уроке литературного чтения в начальной школе.
1. Кроссенс, посвященный биографии писателя.
В 1–4 классе ученики осваивают фрагменты биографии И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Головоломки помогут обобщить сведения о жизни писателя, поэта.
2. Кроссенс, посвященный какому-либо жанру.
Применение головоломки поможет обобщить сведения о сказке, былине, пословице, загадке, басне, рассказе.
3. Кроссенс может быть составлен по какому-либо произведению.
Приведем примеры двух типов кроссенса.
На рисунке 4 представлен кроссенс «Русские народные волшебные сказки».

20-16

Рисунок 4.

Последовательно рассматривая картинки, ученики видят сначала героев русских народных сказок, как положительных, так и отрицательных (1, 2, 3), затем волшебных помощников (4, 5), на картинках 6 и 7 изображены волшебные предметы, 8 – свадьба, финал сказки. Однако ключевое слово не просто «сказка», а «русская народная волшебная сказка». По данному кроссенсу можно составить небольшое сообщение об этом виде сказок. Например, такое: герои русских волшебных сказок – это Иван-царевич, Кощей, баба Яга; в сказке у героя есть волшебные помощники (щука, корова), у него также могут быть волшебные предметы (клубок, сапоги-скороходы); волшебная сказка обычно заканчивается свадьбой героя, воцарением.
Данную головоломку можно встроить в урок-обобщение по разделу «Устное народное творчество» в 3-м классе (учебник «Литературное чтение» для 3 класса Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др. авторов УМК «Школа России») [3].
Уровень трудности любого кроссенса можно варьировать. Так, если вместо картинки 8 предложить кольца (символ свадьбы), вместо картинки 4 щуку, на 5-ой – корову, Бабу Ягу заменить избой на курьих ножках, ступой и метлой, то разгадать кроссенс будет труднее.
Следующая головоломка (рисунок 5) посвящена биографии и произведениям Л.Н. Толстого. Цель работы с данным кроссенсом – не просто отгадать имя писателя, но восстановить некоторые факты биографии, о которых рассказывалось на страницах учебника, связать картинки в единый рассказ.

20-17

Рисунок 5.

Ясная Поляна – имение, где родился Л.Н. Толстой (картинка 1). Вторая картинка – о детстве писателя: одна из любимых игр братьев Толстых – «муравейные братья». Далее – школа для крестьянских детей, подобную которой открыл писатель. Лев Николаевич, будучи писателем с мировым именем, щедро дарил свое внимание, тепло крестьянским детям (картинка 4). В нижнем ряду иллюстрации из знакомых произведений. На картинке 8 новая информация для ученика начальной школы. Необходимо домыслить, что книги писателя входят в сокровищницу отечественной и мировой литературы. Головоломка применима в начале урока для выявления темы, когда в 4-м классе в очередной раз обращаемся к биографии Л.Н. Толстого (учебник «Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др. авторов УМК «Школа России») [4]. Двигаясь по улитке кроссенса, ученики составят сообщение о жизни писателя, вспомнят некоторые произведения Л.Н. Толстого. Это подготовит их к восприятию новых произведений писателя. Отметим важную особенность: составленный нами кроссенс «Л.Н. Толстой и его книги» предполагает, что учащиеся вспомнят некоторые сведения о писателе, изученные в 3 классе, а также произведения, прочитанные во 2 и 3 классах.
Кроссенс можно использовать для обобщения изученного. Например, по окончании изучения раздела «Чудесный мир классики» вниманию детей предлагаются несколько головоломок по биографиям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.
Еще один вариант использования головоломки – собрать кроссенс на заданную тему и составить сообщение по теме. В этом случае группе учеников предлагаются картинки для создания кроссенса. Будет интересно, если среди них будут лишние, ненужные.
Составление головоломки с самостоятельно подобранными картинками будет интересной домашней работой для детей, которые работают на повышенном уровне трудности.
Каковы педагогические эффекты применения приема кроссенс, ориентированного на младшего школьника?
Во-первых, в увлекательной для учеников форме обобщается и углубляется знакомый предметный материал, возникают связи между понятиями, событиями, явлениями. Во-вторых, развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять образ (картинку) и прочитанный текст. В-третьих, озвучивание кроссенса – это мощная работа, направленная на развитие речи ученика. Таким образом, прием ориентирован на предметный и метапредметный результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ответы и решения // Наука и жизнь. 2002. № 12.
2. Марина Никоарэ. Пересечение смыслов [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/method_article/214
3. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. 8 изд. М. : Просвещение, 2018. 223 с.
4. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. 8 изд. М. : Просвещение, 2018. 223 с.

УДК 373.34

CROSSENS AS A TEACHING METHOD. THE USE OF VARIANTS OF CROSSES ON THE LESSONS OF LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOL

© 2018

Samykina S.V.,
candidate of pedagogical Sciences, head of the Department of primary education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The author introduces the reader to the puzzle of crossens. It is proposed to use crossens in an adapted form for younger students in the lessons of literary reading in primary school. Several variants of crossens are considered, the pedagogical effects of their implementation are described.
Keywords: crossens; teaching method; subject and metasubject results.