sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 378.14.015.62

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СРЕДНИХ ШКОЛ САМАРСКОГО РЕГИОНА

© 2018

Аниськин В.Н.,
декан факультета математики, физики и информатики,
кандидат педагогических наук, доцент
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются организационные аспекты подготовки будущих учителей математики для средних школ Самарского региона и механизмы формирования контингента студентов – будущих учителей математики, обучающихся на факультете математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета (ФМФИ СГСПУ). На основе имеющегося опыта предлагаются пути решения проблемы увеличения количества студентов ФМФИ, обучающихся на математических профилях по направлению подготовки Педагогическое образование, с использованием региональных возможностей.
Ключевые слова: проблема обеспечения школ региона кадрами учителей математики; организация подготовки будущих учителей математики; региональные возможности в решении проблемы увеличения выпускников математических профилей подготовки.

Подготовка учителей математики на ФМФИ СГСПУ организуется по основным профессиональным образовательным программам (ОПОП) математических профилей педагогических бакалавриата и магистратуры. В 2018–2019 учебном году планируется также подготовка учителей математики по ОПОП бакалавриата в рамках дуального обучения по договору с МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара.
Анализ динамики потребностей самарских ОУ в учителях математики за последние пять лет наглядно показывает всё более возрастающий спрос региональной системы образования и работодателей именно на эту категорию педагогов-предметников и, одновременно с этим, недостаточность количества выпускников-математиков ФМФИ СГСПУ для его удовлетворения.
Так, например, в феврале 2018 года на заседании комиссии вуза по трудоустройству выпускников присутствовали 34 представителя ОУ г.о. Самара и Самарской области, нуждающихся в 39 учителях математики в 2018–2019 учебном году. Кроме того, в полученном СГСПУ официальном письме Министерства образования и науки Самарской области о наличии педагогических вакансий по состоянию на 02.02.2018 г. было указано ещё 56 вакансий учителей математики сверх заявок присутствовавших на заседании комиссии работодателей. Таким образом, можно констатировать тот факт, что в преддверии нового учебного года потребность ОУ Самарского региона в учителях математики составляла 95 человек.
В то же время, отчётные статистические данные (таблица 1) о количестве учителей математики, подготовленных ФМФИ СГСПУ за последние 5 лет и направленных комиссией вуза по трудоустройству на работу в городские и сельские средние школы, отражают уменьшение количества выпускников-математиков очной формы подготовки (О/О) в 2015–2017 годах наряду с увеличением этого показателя по заочной форме (З/О) при относительном балансе общих показателей.

Учебный год

Всего выпускников

Выпускники-математики

%

выпускников-математиков

Количество выпускников-математиков, направленных на работу в ОУ

О/О

З/О

О/О

З/О

О/О

З/О

О/О

2013-2014

67

63

27

30

40,1

47,7

20

2014-2015

70

46

26

15

37,1

32,6

19

2015-2016

63

45

13

26

20,6

57,8

11

2016-2017

69

28

15

16

21,7

57,1

14

2017-2018

85

33

22

18

25,9

54,5

22

Таблица 1. Количество выпускников ОПОП педагогических специальностей и
профилей подготовки бакалавриата ФМФИ СГСПУ

Однако, как правило, категория студентов-заочников – это либо уже работающие в ОУ педагоги-предметники, либо – представители других отраслей и сфер деятельности, которым нужен диплом о высшем профессиональном образовании. Поэтому и «распределяются» на комиссиях вуза по трудоустройству выпускников только студенты очной формы обучения. Стоит также отметить, что после отмены практики распределения выпускников педагогических вузов – молодых специалистов, с последующей трёхгодичной работой в школе, направление выпускников на работу носит рекомендательный характер и не является обязательным. Несмотря на это обстоятельство, в последние годы на заседаниях комиссии вуза по трудоустройству выпускники ФМФИ всё чаще выбирают средние школы местом своей работы. Так, на последнем подобном заседании все 22 будущих учителя математики заявили о своём решении пойти работать в школы и колледжи, правда, пятеро из них по различным причинам будут работать в других регионах.
В целом, можно отметить, что приведённые данные подтверждают не только наличие острой потребности средних школ региона в кадрах молодых учителей математики, более половины из которых являются выпускниками СГСПУ, как это следует из выступления В.П. Джаджи [1], 30.03.2018 г. на заседании круглого стола в Самарской Губернской Думе (СГД) по актуальным проблемам математического образования в Самарской области, а и ведущую роль СГСПУ в подготовке учителей математики для самарских ОУ. Дополнительным аргументом последнего утверждения может служить информация о базовом образовании учителей математики региона из выступления В.П. Джаджи, согласно которой около 60% педагогов-математиков, работающих в средних школах Самары и Самарской области, и 30% учителей Тольятти являются выпускниками ФМФИ СГСПУ [1].
Вместе с тем, к сожалению, продолжается ежегодное уменьшение плана приёма студентов в СГСПУ. Так, на очное отделение бюджетной формы обучения он сократился с 1062 человек в 2005 году до 426 в 2018 году, а на заочном отделении в период 2013–2017 годов произошло снижение среднего показателя плана приёма по сравнению с 2005 годом на 285 человек. Несмотря на это приём студентов на ФМФИ СГСПУ в последние 5 лет составляет от 12,0% до 18,4% от общего набора в вуз на очную форму обучения и от 11,6% до 23,3% – на заочную. Ежегодно по внутривузовскому распределению контрольных цифр приёма (КЦП) среди 10 факультетов СГСПУ ФМФИ выделяется в среднем более 15% от общего количества бюджетных мест для набора студентов на очное и заочное обучение по 2 направлениям подготовки: Педагогическое образование и Прикладная информатика.
Вышеотмеченное снижение плана приёма студентов в СГСПУ обусловило отрицательную динамику контингента студентов ФМФИ. В 2017–2018 учебном году он составил 346 студентов очной формы обучения (из них: 280 студентов педагогических профилей), 253 студента-заочника (в том числе: 171 студент-педагог) и 24 магистранта-заочника, обучающихся по программам: «Математика в образовании» и «Информатика в образовании».
В целом, по сравнению с 2005–2006 учебным годом, общий контингент студентов-бюджетников педагогических специальностей и профилей подготовки ФМФИ уменьшился на 412 человек по очной форме обучения и на 157 – по заочной, а контингент студентов-математиков – на 264 и 115 человек, соответственно. Наряду с этим необходимо отметить, что доля студентов-математиков в 2017–2018 учебном году увеличилась в общем контингенте обучающихся ФМФИ на 5,5% по очной форме обучения и на 2,5% по заочной.
Численность студентов-математиков, обучающихся по очной и заочной формам на платной основе, составляет 58,4% от общего количества студентов-платников факультета, а общая доля студентов-математиков от общего контингента студентов педагогических профилей ФМФИ – 46,3%. Такая статистика может служить определённым подтверждением интереса абитуриентов, поступающих на платную форму, именно к педагогическим математическим профилям подготовки как бакалавриата, так и магистратуры.
Увеличение количества студентов-математиков стало возможным благодаря тому, что внутрифакультетское распределение бюджетных мест для обучающихся на математических профилях подготовки составляет в среднем более 35% от общего числа мест, выделяемых ФМФИ, осуществляющему с 2011 года подготовку ещё по 4 основным профилям бакалавриата. Подобный подход к организации подготовки учителей математики позволил обеспечить в последние 5 лет долю набора студентов на математические профили от факультетского плана приёма в следующих соотношениях: от 22,8% до 48,7% – на очную форму обучения и от 25,0% до 57,1% – на заочную.
Наряду с этим, учитывая многочисленные обращения в деканат факультета руководителей общеобразовательных и средних профессиональных ОУ г.о. Самара и Самарской области, таких, например, как: МБОУ СОШ №: 86, 95, 116, 155, 171; МБОУ «ЛФПГ»; ГБОУ СОШ №: 9, 10, 11 г.о. Кинель; ГБОУ СОШ: с. Васильевка, с. Старое Ермаково, п. Масленниково, п.г.т. Мирный и др., ГБПОУ: «ПГК», «ССПК», «СамКЖТ»; ГАПОУ «СКСПО» и др. с просьбами об оказании помощи в решении проблем обеспечения школ и колледжей кадрами учителей математики, а также в связи с продолжающимся сокращением КЦП студентов на профили подготовки факультета, особо востребованные образовательными учреждениями региона, ФМФИ подал заявку на увеличение в 2019–2020 учебном году плана набора студентов на ОПОП математических профилей подготовки бакалавров до 40% по очной форме обучения и выделение 10 бюджетных мест в рамках КЦП для набора студентов на магистерскую ОПОП «Математика в образовании».
На основании приведённых данных можно сделать вывод о том, что СГСПУ и его ФМФИ при планировании контингента студентов и подаче ежегодных заявок на КЦП постоянно учитывают острую потребность самарских ОУ в кадрах учителей математики. Вместе с тем, очевидно, что для решения проблемы увеличения численности студентов, обучающихся на математических профилях подготовки, одним из оптимальных вариантов может послужить оформление совместной заявки в Федеральное Министерство от СГСПУ и Минобрнауки Самарской области на увеличение КЦП для СГСПУ по укрупнённой группе направлений подготовки 44.00.00 – Образование и педагогические науки с последующим внутривузовским решением об увеличении мест для набора студентов-математиков.
Средний конкурс заявлений, поданных абитуриентами на математические профили очной и заочной бюджетных форм подготовки за последние 5 лет (9,4 на 1 очное и 2,6 – на 1 заочное место), в том числе заявлений с оригиналами документов об образовании (1,5 на 1 очное и 1,3 – на 1 заочное место), средние проходной (203 – по очной форме и 186 – по заочной) и высший баллы (257 – по очной форме и 259 – по заочной), а также общие средние баллы по 3 профильным ЕГЭ у абитуриентов ФМФИ (73,9 – по очной форме обучения и 72,7 – по заочной), в том числе и у целевиков Минобрнауки Самарской области (68,7), полностью соответствуют требованиям обязательных мониторинговых показателей эффективности вузов (не < 60) и подтверждают возможность увеличения плана набора студентов-математиков на ФМФИ без снижения качественных показателей уровня подготовленности абитуриентов [2]. При этом в 2016 и 2018 годах наивысшие результаты по сумме трёх ЕГЭ (255 и 267), были показаны абитуриентами, имевшими целевые направления Минобрнауки Самарской области.
По договору между СГСПУ и Минобрнауки Самарской области на общие бюджетные места совмещённых профилей «Математика» и «Физика» бакалавриата ФМФИ в 2018 году были зачислены 9 абитуриентов, поступавших в СГСПУ в пределах квоты целевого приема и в интересах социально-экономического развития моногородов Российской Федерации (г.о. Тольятти Самарской области), а 2 абитуриента были зачислены в пределах квоты приёма лиц, имеющих особые права. В результате, из 20 плановых общих бюджетных мест для абитуриентов, поступавших на эти профили на общих основаниях, осталось всего 9 мест, на которые претендовали 20 человек с суммой баллов по трём ЕГЭ от 205 до 231 балла. Поэтому проходными на профили «Математика» и «Физика» оказались 220 баллов, а 11 абитуриентов были вынуждены поменять профили подготовки.
С учётом этого в качестве ещё одного варианта решения проблемы обеспечения школ региона кадрами учителей математики можно было бы использовать региональные возможности в решении проблемы увеличения выпускников математических профилей подготовки. Суть его состоит в заключении трёхсторонних договоров о целевой контрактной подготовке учителей математики для средних школ региона по направлениям образовательных округов Самарской области и выделении СГСПУ КЦП приёма абитуриентов для обучения на ОПОП высшего образования направления подготовки Педагогическое образование профиля «Математика» за счет средств регионального бюджета. Данный вариант был предложен нами [2] на упомянутом выше круглом столе по проблемам математического образования в Самарской области, организованном СФ ГАОУ ВО МГПУ и прошедшем в СГД по инициативе заместителя председателя комитета по образованию и науке Г.Е. Козловской, и был включён в его резолюцию [3].
В заключение можно отметить, что потенциальные возможности и опыт подготовки учителей математики, имеющиеся у СГСПУ и его ФМФИ, позволят успешно решить задачу обеспечения самарских ОУ педагогами-математиками, в первую очередь, при условии увеличения количества студентов математических профилей подготовки бюджетной и платной форм обучения, для чего необходима координация действий всех заинтересованных сторон: Минобрнауки Самарской области, СГСПУ, СФ ГАОУ ВО МГПУ, СИПКРО, педагогических колледжей региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джаджа В.П. Анализ контингента учителей математики общеобразовательных учреждений Самарской области: выступление на заседании круглого стола «Актуальные проблемы математического образования в Самарской области» 30 марта 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://samgd.ru/committee_list/x1068/events/round_tables/207026/ (дата обращения: 20.08.2018.).
2. Аниськин В.Н. О некоторых организационных аспектах подготовки учителей математики на ФМФИ СГСПУ: выступление на заседании круглого стола «Актуальные проблемы математического образования в Самарской области» 30 марта 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://samgd.ru/committee_list/x1068/events/round_tables/207026/ (дата обращения: 20.08.2018.).
3. Резолюция круглого стола «Актуальные проблемы математического образования в Самарской области». СГД, 30.03.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://samara.mgpu.ru/files/news/2018/02/30032018.pdf (дата обращения: 20.08.2018.).

TRAINING OF TEACHERS OF MATHEMATICS FOR SECONDARY SCHOOLS IN THE SAMARA REGION

 © 2018

Aniskin V.N.,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Dean of the faculty of mathematics, physics and Informatics
Samara state socio-pedagogical University Samara (Russia)

Abstract: The article deals with the organizational aspects of training future teachers of mathematics for secondary schools of the Samara region and the mechanisms of formation of the contingent of students – future teachers of mathematics studying at the faculty of mathematics, physics and Informatics of the Samara state socio-pedagogical University (FMFI SGSPU). On the basis of the available experience, the ways of solving the problem of increasing the number of students of FMFI studying on mathematical profiles in the direction of Teacher education, using regional opportunities.
Keywords: the problem of providing schools in the region the staff of teachers of mathematics; organization of training of future teachers of mathematics; regional capabilities in addressing the problem of increasing graduates of the mathematical profile of training.