sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

© 2018

Дубовицкая О.Б.,
начальник информационно-методического отдела МКУ
«Центр обеспечения общего и дополнительного образования»
Сакский район Республика Крым (Россия)

Аннотация: В статье отмечается необходимость постоянного совершенствования и обновления структуры, содержания, форм методической работы по обеспечению непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников в условиях введения ФГОС ОО.
Ключевые слова: компетентность; непрерывное образование; профессиональное мастерство; программно-проектные технологии; методическое сопровождение.

Обучать – значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер

Успешная реализация Государственной программы развития образования Республики Крым в условиях интеграции в Российское образовательное пространство всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха учителя – это постоянное совершенствование своей компетентности [1].
С 2014 года в Сакском районе управление методической работой с педагогическими работниками по совершенствованию профессионального мастерства осуществляется через программно-проектные технологии. В основе лежит Комплексная программа развития методической службы, основной целью которой является создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала педагогов. С 2017 года отдел образования администрации Сакского района и муниципальная методическая служба стали Региональной инновационной площадкой по теме «Реализация модели, обеспечивающей непрерывный и адресный подход в совершенствовании профессионального мастерства работников образования на основе программно-проектного метода», которая является проводником новых прогрессивных образовательных идей и технологий.
В рамках данной площадки функционируют долгосрочные (многовекторные) и краткосрочные (моно) образовательные проекты.
Что нам дает работа в управлении проектами:
– во-первых, четкое определение целей и задач управления;
– во-вторых, определение и выделение необходимых ресурсов для осуществления программы развития методической службы;
– единые подходы (использование общих баз данных, целей, задач);
– привлечение финансирования;
– обязательное подведение промежуточных и окончательных итогов с тщательным анализом. Очень важно, что проекты не заканчиваются, пока не будут извлечены и систематизированы все полезные уроки, пригодные для их использования в будущем. У нашей службы появилась своего рода «проектная память»;
– управление проектами позволяет использовать выявленные ресурсы эффективно и рационально.
Основной целью деятельности муниципального методического объединения учителей математики является создание условий для повышения качества математического образования в условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ОО через проектные технологии и системно-деятельный подход.
Основными задачами методической работы с учителями являются:
– организация деятельности по приоритетным направлениям: реализация Концепции развития математического образования в РФ, введение ФГОС ОО, обучение математике детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, обучение одаренных и высоко мотивированных на изучение математики школьников;
– оказание методической поддержки учителям математики через консультирование, проведение вебинаров, сетевых консультаций, по приоритетным направлениям деятельности в условиях интеграции в образовательное пространство РФ;
– оказание консультативной и методической поддержки учителям математики в обобщении и дессеминации опыта инновационной педагогической деятельности.
В 2015 году, на методическом совете, в результате анализа возникших проблем (новые УМК по математике, переход на 5-балльную систему оценивания, новые формы ГИА, изменения требований к аттестации учителей и др.), обозначена методическая тема «Совершенствование открытого инициативного образовательного пространства, способствующего повышению профессиональной подготовки учителей математики до уровня требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения», над которой предстояло работать длительный период времени (от 3-х лет и более).
Цель методического сопровождения – снять профессиональные затруднения у педагогов, оказать методическую поддержку.
Организационно-методическое сопровождение учителей математики включает в себя создание и функционирование в районном методическом объединении проблемно-целевых групп и поддержку деятельности самоопределяющихся творческих групп по реализации образовательных проектов. Инициативными и мобильными группами учителей разработаны муниципальные образовательные проекты: «Ступени мастерства» (победители профессиональных конкурсов), «Содружество» (сотрудничество с педагогическими издательствами, организациями), «Учитель будущего» (молодые специалисты), «Рабочая программа», «Адаптация к новым формам ГИА (ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ), организована деятельность творческих лабораторий по разным педагогическим направлениям.
Так, с целью подготовки методических рекомендаций по формированию у учащихся умений использовать ресурсы Открытого банка заданий по математике при подготовке к ЕГЭ, в этом году проблемно-целевой группой организован и проведен проектировочный семинар «Возможности информационной среды при подготовке учащихся к ЕГЭ». Участники семинара: заместители директоров ОУ (учителя математики); учителя математики, преподающие информатику; учителя математики, имеющие положительный опыт организации работы учащихся в открытом образовательном пространстве. По итогам работы разработан примерный план интегрированного урока математики-информатики «Открытый банк заданий ЕГЭ по математике», смоделированы педагогические условия и механизмы формирования умений использовать информационно-образовательные ресурсы при подготовке к ЕГЭ по математике, составлен план мероприятий по использованию Открытого банка заданий по математике.
Проблемное поле ГИА представлено следующими сегментами: несоответствие годовой и экзаменационной отметок, неэффективное использование УМК; недостаточный уровень психологической готовности участников итоговой аттестации, а также вариативность выбора учащимися форм ГИА (ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ).
В связи с переходом Республики Крым в 2019 году на ЕГЭ и ОГЭ по математике, появился новый образовательный проект «ЕГЭ – 2019», который включает изучение и отработку на практике критериев оценивания экзаменационных работ, требований к результативности и качеству их выполнения, проведение тренингов по проверке и взаимопроверке работ. Все мероприятия реализуются в интерактивной форме, через систему тренингов, практикумов, мастер-классов, на которых отрабатываются механизмы оценивания определенных видов работ.
Наиболее востребованным является постоянно действующий мастер-класс «Мастерская оценки». Работниками ИМО разработано примерное Положение о системе оценивания в общеобразовательном учреждении, которое будет способствовать унификации и выработке единых подходов к оценке учебных достижений по математике.
Существует множество форм по проверке и оцениванию работ. У нас эта работа ведется в системе и тесно связана с мониторингом образовательных достижений учащихся в межаттестационный период. Результатом такой работы становится изучение состояния преподавания математики через проведение репетиционных экзаменов, диагностических контрольных работ. Руководители целевых групп совместно с опытными педагогами, методистами на муниципальном уровне разрабатывают материалы диагностических срезов, структура которых приближена к структуре экзаменационных контрольно-измерительных материалов, что снижает уровень эмоциональной напряженности участников ГИА. После репетиционных экзаменов проводим аналитическое совещание с учителями математики, где формируем «Методические рекомендации по устранению ошибок, выявленных в ходе проведения репетиционных экзаменов».
Решая проблему неэффективного использования учебно-методических комплектов при подготовке к ГИА, мы пришли к пониманию первостепенной значимости рабочей программы педагога.
В реализуемый план муниципальных мероприятий по методической поддержке разработки и реализации рабочей программы педагога и его индивидуального образовательного маршрута включены следующие мероприятия:
1. «Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута педагога в сетевой многоуровневой модели повышения квалификации» – расширенное заседание методического совета.
2. «Подготовка методических рекомендаций по составлению индивидуального образовательного маршрута и рабочей программы педагога» –работа творческих групп.
3. «Сравнительный анализ действующих УМК для 5–11 классов. Рекомендации по их использованию» – совместно с издательствами, выпускающими учебники, организация встреч, посвященных раскрытию особенностей современных УМК.
4. «Создание электронного банка контрольно-измерительных материалов для оценки уровня сформированности компетенций обучающихся» – работа членов методического объединения учителей математики.
5. «Планирование внеурочной деятельности по математике» – создание электронного банка рабочих программ внеурочных занятий (из опыта работы учителей математики).
6. «Выявление лучшего опыта по реализации рабочих программ» – презентации в ходе смотра-конкурса.
Так как серьезную трудность для большинства учителей представляет проектирование учебного занятия по ФГОС ОО, мы и выбрали его в прошлом году в качестве главного направления методической работы с учителями математики. Проект «ФГОС – урок» реализуется через несколько этапов обучения педагогов проектированию учебной деятельности школьников и педагогической деятельности учителей математики, на основе специально разработанной технологии, построенной на принципах системно-деятельностного подхода. Технологической моделью коллективного проекта можно считать арбуз. Чтобы съесть арбуз целиком, предварительно его надо разрезать на дольки. Точно также мы поступаем и с темой проекта. Ее сегментацию производим по разным направлениям (темы уроков в 5 классе, этапы уроков, УУД и т. д.). Руководитель проекта формулирует темы для индивидуальных и групповых мини-проектов, распределяются темы на основе свободного выбора. И вот, когда темы мини-проектов распределены, можно начинать самостоятельную работу. На этом этапе работы учителя-модераторы консультируют своих проектировщиков, определяют формы итоговой презентации проектов. Защита проектов может проходить в виде презентации, деловой игры, тренинга, фрагмента урока на учениках (учителях), создания дидактических материалов. По итогам работы издается сборник лучшего опыта работы учителей.
В последние годы мы внедрили в практику методической работы с учителями проектно-творческие сессии, в рамках которых сначала участники сессии коллективно проектируют урок с методистом и педагогом-психологом и составляют его сценарий. Затем учителем проводится урок в классе, при этом ведется его видеозапись, а после чего с участниками сессии организуется анализ «ФГОС – урока» по схеме, разработанной ИМО для администрации и учителей школ района с его последующей коррекцией.
В этом году итогом коллективного проекта «Поурочный план урока математики в 7 классе по теме «Действия с дробями» стало: издание сборника (в него вошли 5 технологических карт, 5 поурочных планов, отобранных экспертной группой), видеозаписи проведенных уроков, подборка дидактических материалов, презентаций к данному уроку.
Психолого-педагогическое проектирование педагогической деятельности на основе системно-деятельностного подхода помогло объединить усилия школьных методических объединений на решение проблемы повышения уровня профессионализма учителя, и, как следствие, повышения качества образовательной подготовки учащихся.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий всех участников образовательного процесса, однако главным проводником на первом этапе является все же учитель. От того, насколько быстро учитель-предметник «включится» в обновление образовательного пространства, насколько ему будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, средства и пути достижения результатов, зависит качество образования в целом [2].
Методическая служба должна приложить все усилия для того, чтобы, ускорив нелегкий процесс изменения профессионального сознания, сделать его максимально эффективным и комфортным для учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Компетентность педагога [Электронный ресурс] URL: http: //center-yf.ru/data/Kadroviku/kompetentnost-pedagoga.php.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года), приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2016 года: [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/499053710.

ORGANIZATION OF METHODICAL WORK WITH TEACHERS OF MATHEMATICS IN THE FRAMEWORK OF REGIONAL INNOVATION PLATFORMS

© 2018

Dubovitskaya O.B,
head of the information and methodological Department of the MKU
«Center for General and additional education» Saki district Republic of Crimea (Russia)

Abstract: The article notes the need for continuous improvement and updating of the structure, content, forms of methodological work to ensure continuous improvement of the professional level of teaching staff in the conditions of the introduction of the GEF OO.
Keywords: competence; continuous education; professional skills; program and design technologies; methodical maintenance.