sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.8

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

© 2018

Королёва Е.О.,
учитель математики
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук м.р. Борский Самарской области (Россия)

Аннотация: Математика как учебный предмет является частью культуры. Главной целью математического образования является формирование математической культуры мышления, которая представляет собой сплав логического мышления и математической интуиции. От культуры мышления зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения. Культура мышления позволяет рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку себе и всему окружающему. Целью курса является воспитание духовности через математику: создание образовательной среды для формирования сплочённого коллектива и становления толерантной личности с активной гражданской позицией и творческим мышлением на основе культурно-исторических традиций страны.
Ключевые слова: математика; внеурочная деятельность; культура; духовность.  

Что общего у математики и духовности? Оказывается, немало...
Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика – фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.
Главной задачей российской образовательной политики сегодня является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, учет и развитие ее познавательных и созидательных способностей, в том числе и математического мышления [1–9].
Проблема активизации мыслительной деятельности личности в процессе обучения – одна из актуальных в педагогической науке и в образовательной практике. Учителя, отмечая в настоящее время нежелание обучаемых учиться, низкий уровень развития их познавательных интересов, часто равнодушие к знаниям, предпринимают различные попытки сконструировать формы, модели, способы, условия обучения, которые позволят изменить описанную ситуацию.
По мнению современных ученых и методистов, такой выход может быть найден в гуманитаризации образования, под которой понимается перенос акцентов с накопления готовых знаний, умений и навыков на формирование личности, владеющей технологией и культурой творческого труда, способной создавать новое и нести за это персональную ответственность.
Возрастание субъектной роли человека в жизни ведет к усилению внимания к культуре, лежащей в основе его социально-творческой активности. Понятие культуры неразрывно связано с ее субъектом – человеком: именно он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. С этой позиции культура является характеристикой развития творческих сил и способностей личности. Культура – это специфический способ жизнедеятельности человеческого общества, сфера самореализации людей, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Математика как учебный предмет является частью культуры и не может служить образованию людей, если они не видят в этом для себя смысла. Главной целью математического образования является формирование математической культуры мышления, которая представляет собой сплав логического мышления и математической интуиции.
Проблема формирования математической культуры стала актуальной в последнее время. Данной проблеме посвящены исследования О.В. Артебякиной, Д.И. Икрамова, В.Н. Худякова, И.И. Кулешовой, С.А. Розановой, И.В. Сейферт и др. Овладение математической культурой предполагает усвоение математических умений и знаний, формирование навыков общения и гуманистического мировоззрения, интеллектуальное развитие, следовательно, связано с развитием мышления человека, в процессе которого изменяется сам человек.
Культура вообще, в том числе культура математического мышления, не только создает систему ценностно-смысловых координат, лежащую в основе поведения социальных субъектов, что способствует интеграции общества, но также является важным фактором общественного развития. Под культурой мышления понимается способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение его выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
От культуры мышления зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения. Культура мышления позволяет рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку себе и всему окружающему.
Цель курса: воспитание духовности через математику: создание образовательной среды для формирования сплочённого коллектива и становления толерантной личности с активной гражданской позицией и творческим мышлением на основе культурно-исторических традиций страны.
Задачи:
1. Совершенствование общей культуры мышления.
2. Развитие точности и обстоятельности аргументации.
3. Воспитание нравственных качеств через решение математических задач.
4. Воспитание дисциплины, честности и гуманизма.
Планируемые результаты изучения курса.
Метапредметные результаты:
– Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
– Включение в групповую работу.
– Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
– Аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
– Сопоставление полученного результата с заданным условием.
– Контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.  
– Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
– Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
Предметные результаты:
– Создание фундамента для математического развития.
– Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате освоения программы «Математика как часть духовной культуры» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО 2-го поколения:
Личностные:
– сформируются познавательные интересы;
– повысится мотивация;
– повысится профессиональное, жизненное самоопределение;
– воспитается чувство справедливости, ответственности;
– сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления.
Регулятивные:
Будут сформированы:
– целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
– готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– вносить необходимые коррективы в действие;
– получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные:
научатся:
– ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
– анализировать объекты с целью выделения признаков;
– выдвигать гипотезы и их обосновывать;
– самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
научатся:
– распределять начальные действия и операции;
– обмениваться способами действий;
– работать в коллективе;
– ставить правильно вопросы.
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Посещал занятия». Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Домашние задания выполняются по желанию учащихся.
Занятия проводятся в кабинете математики с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер), видеоматериалов, компьютерных программ.
Формы подведения итогов: участие в олимпиадах, участие в предметных неделях, участие в проектной деятельности, участие в выставке творческих работ, разработка сборника занимательных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. Калуга : Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. 176 с.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV–VI классы. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1981. 239 с.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII–VIII классы. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1982. 240 с.
4. Глейзер Г.И. История математики в школе: IX–X классы. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1983. 351 с.
5. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. М. : Просвещение, 1985. 192 с.
6. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: Материалы международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань : Бук, 2014. С. 6–8.
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями на 7 июня 2017 года).
8. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М. : Флинта, 1998. 224 с.
9. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / глав. ред. М.Д. Аксенова; метод. и отв. ред. В.А. Володин. М. : Аванта+, 2003. 688 с.

THE PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES "MATHEMATICS AS A PART OF SPIRITUAL CULTURE" IN HIGH SCHOOL

© 2018

Koroleva E.O.,
mathematics teacher
GBOU SOSH POS. Novy Kutuluk M. R. Borskiy, Samara region (Russia)

Abstract: Mathematics as a subject is a part of culture. The main purpose of mathematical education is to form a mathematical culture of thinking, which is a fusion of logical thinking and mathematical intuition. The processes of socialization of a person, his / her professional success and creative achievements depend on the culture of thinking. The culture of thinking allows you to rationally set and solve both your life and social problems, to give an adequate assessment of yourself and everything around you. The aim of the course is to educate spirituality through mathematics: creating an educational environment for the formation of a cohesive team and the formation of a tolerant personality with an active citizenship and creative thinking on the basis of cultural and historical traditions of the country.
Keywords: mathematics; extracurricular activities; culture; spirituality.